Учителя часто сталкиваются с тем, что ученики недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой. Совместно выработанные критерии, вносят ясность и прозрачность в процесс оценивания, позволяют самим учащимся самостоятельно объективно оценивать себя и свою деятельность.
22 февраля 2021 Камагина Светлана Владимировна
1364 110 0 0
Содержимое публикации
Применение критериального оценивания на уроках математики
Зам.директора по УВР,
учительматематики АОУ СОШ № 4 имени Г.К.Жукова МО Динской район
В школьной практике оценивание рассматривается как необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на всех стадиях обучения. Часто мы сталкиваемся с тем, что ученики недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой. Совместно выработанные критерии, вносят ясность и прозрачность в процесс оценивания, позволяют учащимся самостоятельно объективно оценивать себя и свою деятельность. Поэтому в последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За год работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
Формативное оценивание
В чём преимущества критериального оценивания:
соответствуетпредметнымучебнымцеляминезависитотнастроения учителя (способствует повышению объективностиоценивания);
предоставляет чётко сформулированные уровнидостижения;
делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей,учителей);
способствует развитию навыков самооценивания;
воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда; 6.способствует росту мотивации кобучению;
7.повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.)
в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов
даётвозможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме
Позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения
даёт возможность учителю сделать заключительноесуждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки
Формирующее оценивание формирует:
Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить,чтоикакемунадоделать,чтобыпродвинутьсядальше,чтобыулучшитьсобственные результаты.
Построение современного урока
Суть процесса формирующего оценивания можно определить основными принципами.
– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти.
Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно сучениками.
Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с нимисправиться…
Например, предлагает обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища. То есть ученик видит, как учитель использует критериальное оценивание, и постепенно учится оценивать себясамостоятельно?
Формирующее оценивание в своей практике, на уроках математики я организую следующим образом:
Выработка критериев, которые разрабатываются на этапе усвоения новых знаний к определённой теме. Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. На своих уроках формулируем критерии или по окончании изучения теоретической части нового материала, или по окончании урока. Они тесно связаны с изучаемымматериаломиумениями, которыми долженовладетьобучающийсяприизучениитой или иной темы, и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы, т. е. ЧТО нужно знать и уметь по данной теме? Т. о, осуществляется пооперационный контроль за формированием определённого действия (формирование познавательных УУД).
Фиксирование критериев в тетрадь достижений, критериальную тетрадь, рефлексивную тетрадь, через которую осуществляется и обратная связь. Данная тетрадь помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть свое движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно приложить особые усилия или можно двигаться дальше. Родители также работают с тетрадью достижений и владеют информацией об успехах своегоребенка.
Эти же критерии будут использованы при проведении констатирующего оценивания. Очень важно то обстоятельство, что критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам и даже по стоимости критериев в баллах. Такая ситуация «общественного договора» — одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания. (формирование регулятивных УУД).
Урок открытия новых знаний- формулируем критерии, оцениваем свои знания и умения -,+,
Урок закрепления знаний — договариваемся или принимаем разбаловку критериев, если требуется, добавляем критерии и отрабатываем новые умения по теме, переводя баллы в предварительнуюотметкузнанийиумений.(взаимоконтроль).Влистесамооценкификсируемтак же -,+,+?
Урок применения знаний — отрабатываем умения по теме, обобщаем, обсуждаем где и как можно применить эти знания. Оцениваем по критериям и баллам по эталону, образцу. В листе самооценки фиксируем так же -,+, +? , самоанализ своих знаний и умений перед контролем.
Пример таблицы фиксирования критериев в тетрадь достижений по теме
«Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа».
Источник: www.art-talant.org
Урок математики по обновлённой программе образования РК. 2 класс Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Сотни. Задачи»
Урок математики составлен по обновлённой программе образования Республики Казахстан составлен в игровой форме ждя детей 2 класса.
Казицкая Наталья Владимировна , 11.12.2018
Содержимое разработки
В контексте тем:
В контексте тем «Моя школа», «Мой родной край»
Сложение и вычитание двузначных чисел. Сотни . Задачи
Школа: КГУ «Пугачёвский КШДС»
Дата: 20____11____2017___г.
ФИО учителя: Казицкая Н.В.
Класс: 2 «_Б___» класс.
Лексическая тема:
Спортивное поле на школьном дворе
Сложение и вычитание
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.2.5.** Выполнять устно сложение и вычитание однозначных чисел
с переходом через десяток в пределах 100; сложение и вычитание сотен.
2.1.2.8. Применять алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся будут:
выполнять устно сложение однозначных чисел, дополняющих
двузначное число до полных десятков и вычитание однозначных чисел из полных десятков;
применять алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел;
складывать и вычитать полные сотни.
Многие учащиеся будут:
применять алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел;
продолжать числовые закономерности.
Некоторые учащиеся будут:
придумывать новые модели чисел для пояснения выполненных
действий; составлять числовые закономерности.
Учащиеся могут:
объяснять, как производятся устные вычисления сложения,
дополняющего до полных десятков и вычитания из чисел с полными десятками.
Предметная лексика и терминология:
Разложить на разрядные слагаемые.
Вычесть однозначное число из двузначного числа с полными десятками.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Что значит, разложить число на разрядные слагаемые?
Числовые закономерности, решение задач и уравнений, построение отрезков.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Предварительные знания
Разложение двузначного числа на разрядные слагаемые, правило
нахождения неизвестного компонента действия, измерение длины
Этапы урока, t
Запланированная деятельность на уроке
Начало урока
Психологический настрой на урок.
И прекрасна, и сильна –
Математики страна.
Уравненья и задачи,
Устный счет здесь всякий раз.
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
Еще в начале прошлого столетия выдающийся педагог-новатор В.А. Сухомлинский заметил, что «Отставание в учебе лишь результат плохого здоровья».
– Как вы понимаете это высказывание?
– Согласны ли они с ним?
— Что мы должны делать, чтобы сохранить своё здоровье?
Видеоролик «Позитивный ежик»
Критерии успеха
Ученики приходят к выводу, что хорошее здоровье – залог
успешного обучения, а занятия физической культурой и
спортом, укрепляя здоровье, способствуют
интеллектуальному, физическому и эмоциональному
Поэтому физическая культура включена в школьную
программу как обязательный предмет. Ученики
рассказывают, что занятия физической культурой проходит в спортивных залах. Для того чтобы занятия проходили легко и интересно, спортивные залы оснащены спортивным оборудованием.
Актуализация. Сообщение цели.
Открыть на доске цветик-семицветик.
– Посмотрите на доску. Что это? (Цветик-семицветик.)
– Из какой он сказки, и кто ее автор? (В. Катаев «Цветик-семицветик».)
– Вспомните, какое доброе дело помог совершить девочке Жене цветик-семицветик? (Вылечить мальчика.)
– И сегодня лепестки этого цветка, как в сказке, помогут вам преодолеть затруднения, которые остались с предыдущих уроков. Вспомните, когда лепестки совершали чудо? (Когда произносили заклинание.)
Один ребёнок читает заклинание, остальные – хором вместе с ним.
(«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.» Вели…)
– Что же вы пожелаете именно на уроке математики? (Помоги нам справиться с трудностями!)
– Скажите, а как вы это будете делать? Что будет на уроке?
Постановка цели.
– Какова цель сегодняшнего урока?
1) Запись числа.
Классная работа
2) Чистописание
95, 11, 59, 42, 83, 4, 21
2) Какое число здесь лишнее?
-Запишите числа в порядке возрастания.( ПРОВЕРКА)
3) Устный счет
а) Математический диктант
б) 1) Запиши число, в котором 3 десятка и 6 единиц.
2) Запиши число, в котором 10 десятков.
3) Увеличь число 40 на 20.
4) Уменьши число 80 на 40.
5) Чему равна сумма чисел 9 и 5
6) Если к 4 десяткам прибавить 6 единиц, то сколько получится? ПРОВЕРКА.
в) Дифференцированная работа ( по уровням)
Синяя карточка( слабый)
800-500=300 600+400=1000 400+500=900
Зелёная карточка( средний)
____ _____ _____
Красная карточка( сильный)
Источник: mir-olymp.ru
Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников на уроках математики.
варячват лдвалдпвапфыплд
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:1 просмотров: 4851
Краткое описание
Формировать универсальные учебные действия на уроках математики в 1-2 классах.
23 октября 2012
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.
Лицензия.
Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников на уроках математики.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 60 города Тюмени
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшей задачей современной системы основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Таблица №1.Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
Смысловые акценты УУД
Математика 1-4 класс
смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия
поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью нашей школы становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые закладывают учителя нашей школы на всех уроках, например на математике.
Таблица №2.Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия
Виды УУД
Виды заданий (для уч-ся 1-4 классов)
Ø участие в проектах;
Ø подведение итогов урока;
Ø творческие задания;
Ø мысленное воспроизведение картины, ситуации;
Ø самооценка события, происшествия;
Ø дневники достижений.
Ø «Найди отличия» (можно задать их количество);
Ø «Поиск лишнего»;
Ø хитроумные решения;
Ø составление схем-опор;
Ø работа с разного вида таблицами, графиками;
Ø составление и распознавание диаграмм;
Ø работа со словарями.
Ø «Преднамеренные ошибки»;
Ø поиск информации в предложенных источниках;
Ø самоконтроль и взаимоконтроль;
Ø взаимный диктант;
Ø заучивание материала наизусть в классе;
Ø КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Ø составь задание партнеру;
Ø отзыв на работу товарища;
Ø групповая работа по выполнению заданий;
Ø ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;
Ø диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ø «подготовь рассказ. », «опиши устно. », «объясни. » …
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога , необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики организуется работа с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). По теме: «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматриваем плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.
Обучаем учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбираем те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определяем их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
Следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах.
Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний организуется в форме учебного практико-ориентированного проекта . Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино».
На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта. Р езультативность обученияв нашей школе связана с мотивацией учения, необходимо отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру — смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.).
Несколько детей выступают в роли кассиров. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса.
Определяем с детьми, кто из зверей лучше выполнил свою работу, по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота). На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
Со второго класса такая работа стала носить прогностический характер . Например, перед написанием математических диктантов просим детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке уровень успешности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях, наметить пути по их коррекции.
Одной из форм коррекции знаний учащихся по теме «Таблица сложения и вычитания в пределах 20» в 1 классе стал коллективный практико-ориентированный проект «Лесенка примеров». Его суть в написании примеров и ответов в виде рисунков. Примеры с рисунками представлялись (защищались) авторами. Работа по коррекции знаний постепенно переросла в работу по запоминанию таблицы сложения и вычитания.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Во вторых классах вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ . Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно!
Мне требуется помощь!».
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.
Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает учителю в начале рабочего дня заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку.
Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности
на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности — высокий, средний, низкий.
При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.
Источник: www.uchmet.ru