Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учебного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учебного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель. В процессе этой работы может оказаться полезным уже существующий опыт других преподавателей (Турусова, 1994; Полякова, 1995; Контрольные работы по психологии, 1998; Климов, 1999; Каган, 1999).
При подготовке курса важно заранее спланировать некоторые аспекты оценочной системы.
1. Общий принцип оценивания: по «кривой нормального распределения» или в соответствии с определенными заранее заданными критериями.
2. Из каких проверочных процедур (тестов, контрольных заданий, письменных самостоятельных работ, зачета, экзамена) будет складываться общая оценка успешности изучения студентами курса.
3. Значение, которое будет придаваться различным заданиям и экзаменационным процедурам в оценивании успешности освоения студентом курса в целом.
Чек-лист самообследования разработанных пунктов «Рабочая программа воспитания»
4. Критерии в оценке успешности выполнения проверочных заданий и сдачи экзамена.
5. Какие «премиальные» и «штрафные» баллы будут начисляться в процессе учебных занятий, выполнения самостоятельных заданий, при сдаче экзамена.
6. Какие «штрафы» будут предусмотрены за более позднюю сдачу заданий, тестов?
7. Каковы минимальные критерии для получения удовлетворительной отметки по курсу?
8. Какие требования существуют в отношении сроков и способов пересдачи неудовлетворительно выполненных заданий?
Подробнее о разработке оценочной системы, проверке и оценке знаний по психологии мы говорили выше.
Рабочая программа, тематический план, критерии оценки знаний студентов необходимы для методического обеспечения работы преподавателя. Однако не менее важно, чтобы они были известны студентам с самого начала учебного курса (желательно с первого дня занятий). В этом случае они будут служить им руководством в изучении курса, напоминанием об основных сроках и заданиях, которые они должны выполнить.
Общий обзор целей, содержания и организации учебного курса, детальное разъяснение рабочей программы, ответы на вопросы студентов дают им отличное введение в курс и обычно занимают значительную часть времени на первом занятии.
8. Планирование отдельных учебных занятий и составление конспектов
Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лекций, семинаров, практических занятий, уроков, а также разработка заданий для самостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним. Об этом речь шла в предыдущих главах.
Здесь мы остановимся на некоторых общих моментах. Задачами подготовительной работы преподавателя к занятию являются:
Ø определение целей занятия;
Ø выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;
Ø подбор методов и приемов обучения;
Рабочая программа воспитания в ДОО требования ФЗ и практика реализации
Ø разработка методов контроля и оценки успешности занятия;
Ø планирование этапов занятия;
Ø подготовка конспекта (плана) занятия.
При этом важно обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какие цели ставятся на занятии? Что должны узнать студенты (учащиеся), что изучить, какими знаниями овладеть, какие умения приобрести? Какие ценности, личностные (или профессиональные) качества будут развиваться благодаря участию в занятии?
2. Какие знания приобретут студенты (учащиеся)? Какие психологические феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности будут изучаться на занятии?
3. Какие примеры и иллюстрации будут использоваться для объяснения данного учебного материала? Будут ли это данные эмпирических исследований, практической психологической работы или примеры из жизни?
4. Каким образом будут демонстрироваться возможности практического применения психологических знаний?
5. Какие умения оперирования психологическими знаниями будут формироваться на занятии?
6. Какие методы учебной работы наиболее подходят для достижения поставленных целей занятия?
7. Какие методические приемы будут способствовать усвоению определенных знаний и умений?
8. Какие раздаточные и демонстрационные материалы потребуются?
9. Какие критерии и процедуры будут использоваться для контроля и оценки успешности занятия?
10. Какие основные этапы будет включать занятие? Каковы цели каждого этапа? Какова их ориентировочная длительность? Какие виды деятельности преподавателя, с одной стороны, и студентов (учащихся), с другой стороны, планируются на каждом этапе?
Заключительным этапом подготовки к занятию является составление его конспекта, в котором обычно отражаются ответы на все вышеперечисленные вопросы. Его полезно писать (или печатать) достаточно четким и крупным шрифтом, чтобы он был читабельным и удобным в использовании в любых условиях учебного занятия. Оформление конспекта может быть разным в зависимости от вида занятий (лекция, семинар, практическое занятие, урок), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преподавателю быстро и четко выделять наиболее важные методические аспекты занятия.
Важными задачами при разработке преподавателем заданий для самостоятельной работы студента являются:
1. формулировка цели задания, а также знаний и умений, которые должны быть усвоены при его выполнении;
2. постановка задач, которые должны быть решены при выполнении задания;
3. характеристика средств выполнения задания;
4. характеристика источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания;
5. примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания;
6. определение срока, к которому задание должно быть выполнено, и места, куда оно должно быть сдано;
7. формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;
8. разработка и формулировка критериев оценки выполненного задания.
В соответствии с вышеперечисленными задачами должна быть подготовлена четкая (желательно письменная) методическая разработка указаний по выполнению задания для студентов.
Источник: studfile.net
Критерии для разработки учебных рабочих программ и модулей,
Цель учебной рабочей программы — содержательное обеспечение развития интеллектуальных, творческих, социально-коммуникативных, физических способностей и талантов.
Задачи учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Основные критерии по составлению программ:
2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива, модуля) в процессе развития интеллектуальных, творческих, социально-коммуникативных, физических способностей и талантов;
3) реализация принципов системно-деятельностного подхода в отборе и компоновке программного материала;
4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;
5) наличие межпредметных связей, обеспечивающих интеграцию содержания или способов деятельности программ разных модулей (курсов, дисциплин);
6) конкретность определения ожидаемых результатов освоения обучающимися содержания программы;
7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики и этапа изучения учебной дисциплины;
8) наличие дифференции содержания учебного материала, способов работы с ним в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Содержание программы
Пояснительная записка, которая включает в себя следующие аспекты:
− назначение и актуальность (для элективных курсов) разработки курса;
− причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива);
− особенности программного материала (для авторской и элективных курсов);
− описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
− роль и место дисциплины (курса, факультатива, модуля) в процессе развития интеллектуальных, творческих, социально-коммуникативных, физических способностей и талантов;
− объем и сроки изучения предмета;
− адресат (для элективных курсов, факультативов);
− нормативные документы на основании которых разработана рабочая программа.
Структура учебно-тематического плана:
Темы учебных занятий;
Планируемый результат обучения (личностный, метапредметный, предметный);
Тип урока в теме и виды деятельности учащихся;
Дифференцированное домашнее задание;
Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, т.е.изложенным доступно и понятно; кратким, т.е. отсутствием ненужных повторов и излишней детализации.
В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, ЦОР и другие источники по предмету.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Критерии оценивания. Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся
Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся.
1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения.
2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием.
4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводите на первых этапах обучения. Его цель — анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся.
Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний.
Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимально уровнях. Выполняя задания, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным — сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной рабе ты на специально отведённом уроке — 30-35 минут.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тем; у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти).
Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется «Дневник школьника» и портфель достижений школьника. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Источник: mydocx.ru