Для различных целей и на различных стадиях разработки и корректировки производственной программы могут быть использованы модели оптимизации различного типа: оптимизационные, детерминированные, имитационные, матричные, статистические, графические.
На практике самое широкое и эффективное применение получили оптимизационные модели, позволяющие выявить максимум (или минимум) критерия оптимизации производственной программы при четко заданных ограничениях. Эта модель имеет вид:
где Я — сумма прибыли;
Н — количество выпущенной продукции;
1, ] — различные виды продукции, разные способы производства и различные виды ресурсов;
а г — величина прибыли по отдельным изделиям при разных способах производства;
х г . — объем производства различных видов изделий при разных способах производства.
Основной целью применения такой модели является всестороннее обоснование и правильный выбор критерия оптимизации. Чаще всего критерием оптимизации производственной программы могут быть следующие показатели: максимум выпуска продукции, максимум получения прибыли, максимум использования производственной мощности.
Как оптимизация бизнес-процессов помогает преодолеть хаос в работе
Под оптимальными размерами производства понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров, обязательств, заказов по производству продукции в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на производство и реализацию продукции.
Критерием оптимизации производственной программы для цехов, участков могут быть показатели: минимум простоев оборудования, минимум брака, минимум отходов и т. д.
Если в систему вводят ограничение использования ресурса и его потребление лимитировано, то используют формулу:
где рг — расход ресурса 1-го вида Ьй продукции при изготовлении г — м способом г (1. Я, 1. Н);
Б; — лимит получения ]-го вида ресурса.
На стадии перспективного и среднесрочного прогнозирования производственной программы применяют статистические модели и модели детерминированного моделирования.
Детерминированные модели применяются в виде набора количественно измеряемых факторов, влияющих на результативный показатель.
Детерминированные модели могут быть двух видов: аддитивные и мультипликативные.
Аддитивные модели имеют вид сумм некоторых величин:
У = Е Х г = Х 1 + Х 2 + . + х п .
Мультипликативная модель представляется как произведение факторов:
У = П Х = Х Х Х 2 Х . Х п .
Для использования таких моделей необходимо решить главный вопрос — обоснование факторов, вводимых в модель. При этом их число должно быть ограничено, а влияние существенно. Цель применения таких моделей — найти наиболее экономичные пути достижения заданного уровня объема производственной программы.
Имитационная модель позволяет воспроизвести и сопоставить варианты решений и хода производства.
Имитационная модель является наиболее сложной и требует применения широкого математического аппарата, включая оптимизационные, детерминированные, матричные модели.
Оптимизация работы склада и производства. Есть ли смысл заниматься оптимизаций?
Имитационные модели часто применяются в сложных ситуациях, например, требуется создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке.
Такие модели широко применяются в перспективном, текущем и оперативном планировании и разработке производственной программы.
Широкое распространение в экономических расчетах нашли сетевые модели. Наиболее часто они применяются при построении сквозных графиков выпуска продукции с опережениями — основного документа оперативно-календарного плана.
Графическая модель позволяет воспроизвести методы согласования производственных процессов, найти резервы повышения производства, определить наиболее предпочтительные варианты сокращения производственного цикла.
Сетевой график состоит из двух элементов: работ и событий. События представляют собой начало или окончание каждого вида работ, которые четко фиксируются в начальной и конечной стадиях.
Начальным (исходным) событием называется момент начала первых работ, связанных с подготовкой и реализацией запланированного мероприятия, конечное событие завершается достижением поставленной цели.
Таким образом, сетевой график отражает логическую последовательность событий, ведущих к поставленной цели.
На графике события обозначаются кружками с указанными в них номерами, а выполняемая работа — стрелкой, соединяющей последовательно связанные события.
Продолжительность работы обозначается не длиной стрелки, а числом единиц времени, которое указывается над стрелкой (это может быть число дней или месяцев). Под стрелкой указываются затраты на проведение работы (рубли, чел.-дни).
Сетевой график позволяет наиболее рационально построить план работы, установить строгую последовательность и очередность для выполнения всех операций и действий. С помощью сетевого графика можно точно определить сроки свершения каждого события и срок достижения результата.
Сетевой график составляется на каждый тип нового изделия.
С помощью сетевого графика можно показать полный путь движения к цели в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий, включающий затраты времени и средств на него, а также представить другие возможные варианты действий.
Таким образом, сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления мероприятий, установить строгую очередность операций, их сроки, организовать контроль.
Рассмотрим пример построения сетевого графика.
1. Отделу маркетинга выдали задания на маркетинговые исследования;
2. Проанализировать нормативно-методическую документацию предприятия и разработать концепцию маркетинга с ориентацией деятельности на потребителя, выходом на конкурентоспособную продукцию высокого качества.
3. Изучить сегментацию потенциальных рынков и планирование рекламы.
4. Изучить последовательное перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю. Разработать проекты нормативных критериев для оценки конкурентных позиций на каждом сегменте рынка.
5. Разработать проект предложений по контролю над каналами сбыта конечной продукции и деятельностью поставщиков.
6. Разработать проект построения «кривой спроса» с помощью рыночного теста товаров, т.е. продажи ограниченных партий по различным ценам с фиксацией объемов продаж.
1—2 — анализ нормативно-методической документации для разработки концепции маркетинга (продолжительность 1,5 месяца).
1—3 — сегментация потенциальных рынков (продолжительность 2,5 месяца).
1— 4 — проведение исследования последовательного перемещения товаров (2 месяца).
2— 5 — разработка проекта нормативных критериев для оценки каждого сегмента
3— б — выработка предложений по контролю над каналами сбыта.
4— б — выработка предложений по перемещению товаров от изготовителя к потребителю и контроль за деятельностью поставщиков.
5— 7 — разработка проекта нормативных критериев и получение данных для построения «кривой спроса».
6— 7 — согласование всех параметров, нормативов конкурентоспособности товаров, утверждение каналов сбыта и определение эффективности рекламы. Схематически описанные работы представлены на рис. 5.
На основании рисунка можно сделать следующие выводы. Продолжительность критического пути 1—3—б—7 составила 7,5 месяцев. Срыв любого события на критическом пути ведет к срыву всего комплекса работ. В двух других событиях спрогнозирован резерв времени: 1—4—б—7 — один месяц, 1—2—5—7 — два месяца.
Источник: all-sci.net
Условия оптимальной производственной программы
Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.
Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за определенный период времени по установленной рынком цене) выступает ограничением, которое определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при разработке производственной программы.
Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.
Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев полученные оптимальные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы. Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного программирования с использованием компьютерной техники.
Внутренними ограничениями, учитываемыми при решении задач оптимизации производственной программы, обычно считаются технические возможности, финансовые ресурсы, дефицитные материалы, средства на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска продукции производственной мощностью.
Производственная программа разрабатывается в три этапа. Первый этап — определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.
Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.
Источник: studopedia.su