Критерии оптимизации производственной программы

Для различных целей и на различных стадиях разработки и корректировки производст­венной программы могут быть использованы модели оптимизации различного типа: оптимиза­ционные, детерминированные, имитационные, матричные, статистические, графические.

На практике самое широкое и эффективное применение получили оптимизацион­ные модели, позволяющие выявить максимум (или минимум) критерия оптимизации про­изводственной программы при четко заданных ограничениях. Эта модель имеет вид:

где Я — сумма прибыли;

Н — количество выпущенной продукции;

1, ] — различные виды продукции, разные способы производства и различные виды ресурсов;

а г — величина прибыли по отдельным изделиям при разных способах производства;

х г . — объем производства различных видов изделий при разных способах производства.

Основной целью применения такой модели является всестороннее обоснование и правильный выбор критерия оптимизации. Чаще всего критерием оптимизации производ­ственной программы могут быть следующие показатели: максимум выпуска продукции, максимум получения прибыли, максимум использования производственной мощности.

Как оптимизация бизнес-процессов помогает преодолеть хаос в работе

Под оптимальными размерами производства понимаются такие, которые обеспечива­ют выполнение заключенных договоров, обязательств, заказов по производству продукции в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на производство и реализацию про­дукции.

Критерием оптимизации производственной программы для цехов, участков могут быть показатели: минимум простоев оборудования, минимум брака, минимум отходов и т. д.

Если в систему вводят ограничение использования ресурса и его потребление ли­митировано, то используют формулу:

где рг — расход ресурса 1-го вида Ьй продукции при изготовлении г — м способом г (1. Я, 1. Н);

Б; — лимит получения ]-го вида ресурса.

На стадии перспективного и среднесрочного прогнозирования производственной про­граммы применяют статистические модели и модели детерминированного моделирования.

Детерминированные модели применяются в виде набора количественно измеряе­мых факторов, влияющих на результативный показатель.

Детерминированные модели могут быть двух видов: аддитивные и мультипликативные.

Аддитивные модели имеют вид сумм некоторых величин:

У = Е Х г = Х 1 + Х 2 + . + х п .

Мультипликативная модель представляется как произведение факторов:

У = П Х = Х Х Х 2 Х . Х п .

Для использования таких моделей необходимо решить главный вопрос — обосно­вание факторов, вводимых в модель. При этом их число должно быть ограничено, а влия­ние существенно. Цель применения таких моделей — найти наиболее экономичные пути достижения заданного уровня объема производственной программы.

Читайте также:
Программа на черный пояс

Имитационная модель позволяет воспроизвести и сопоставить варианты решений и хода производства.

Имитационная модель является наиболее сложной и требует применения широкого математического аппарата, включая оптимизационные, детерминированные, матричные модели.

Оптимизация работы склада и производства. Есть ли смысл заниматься оптимизаций?

Имитационные модели часто применяются в сложных ситуациях, например, требу­ется создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке.

Такие модели широко применяются в перспективном, текущем и оперативном пла­нировании и разработке производственной программы.

Широкое распространение в экономических расчетах нашли сетевые модели. Наиболее часто они применяются при построении сквозных графиков выпуска продукции с опережениями — основного документа оперативно-календарного плана.

Графическая модель позволяет воспроизвести методы согласования производст­венных процессов, найти резервы повышения производства, определить наиболее пред­почтительные варианты сокращения производственного цикла.

Сетевой график состоит из двух элементов: работ и событий. События представля­ют собой начало или окончание каждого вида работ, которые четко фиксируются в на­чальной и конечной стадиях.

Начальным (исходным) событием называется момент начала первых работ, связан­ных с подготовкой и реализацией запланированного мероприятия, конечное событие за­вершается достижением поставленной цели.

Таким образом, сетевой график отражает логическую последовательность событий, ведущих к поставленной цели.

На графике события обозначаются кружками с указанными в них номерами, а вы­полняемая работа — стрелкой, соединяющей последовательно связанные события.

Продолжительность работы обозначается не длиной стрелки, а числом единиц вре­мени, которое указывается над стрелкой (это может быть число дней или месяцев). Под стрелкой указываются затраты на проведение работы (рубли, чел.-дни).

Сетевой график позволяет наиболее рационально построить план работы, устано­вить строгую последовательность и очередность для выполнения всех операций и дейст­вий. С помощью сетевого графика можно точно определить сроки свершения каждого со­бытия и срок достижения результата.

Сетевой график составляется на каждый тип нового изделия.

С помощью сетевого графика можно показать полный путь движения к цели в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий, включающий затраты времени и средств на него, а также представить другие возможные варианты действий.

Таким образом, сетевой график дает возможность составить наиболее рациональ­ный план осуществления мероприятий, установить строгую очередность операций, их сроки, организовать контроль.

Рассмотрим пример построения сетевого графика.

1. Отделу маркетинга выдали задания на маркетинговые исследования;

2. Проанализировать нормативно-методическую документацию предприятия и раз­работать концепцию маркетинга с ориентацией деятельности на потребителя, выходом на конкурентоспособную продукцию высокого качества.

Читайте также:
Как создать плату в программе sprint layout

3. Изучить сегментацию потенциальных рынков и планирование рекламы.

4. Изучить последовательное перемещение товаров от изготовителя через посред­ников к конечному потребителю. Разработать проекты нормативных критериев для оцен­ки конкурентных позиций на каждом сегменте рынка.

5. Разработать проект предложений по контролю над каналами сбыта конечной продукции и деятельностью поставщиков.

6. Разработать проект построения «кривой спроса» с помощью рыночного теста това­ров, т.е. продажи ограниченных партий по различным ценам с фиксацией объемов продаж.

1—2 — анализ нормативно-методической документации для разработки концепции маркетинга (продолжительность 1,5 месяца).

1—3 — сегментация потенциальных рынков (продолжительность 2,5 месяца).

1— 4 — проведение исследования последовательного перемещения товаров (2 месяца).

2— 5 — разработка проекта нормативных критериев для оценки каждого сегмента

3— б — выработка предложений по контролю над каналами сбыта.

4— б — выработка предложений по перемещению товаров от изготовителя к по­требителю и контроль за деятельностью поставщиков.

5— 7 — разработка проекта нормативных критериев и получение данных для по­строения «кривой спроса».

6— 7 — согласование всех параметров, нормативов конкурентоспособности това­ров, утверждение каналов сбыта и определение эффективности рекламы. Схематически описанные работы представлены на рис. 5.

На основании рисунка можно сделать следующие выводы. Продолжительность критического пути 1—3—б—7 составила 7,5 месяцев. Срыв любого события на критиче­ском пути ведет к срыву всего комплекса работ. В двух других событиях спрогнозирован резерв времени: 1—4—б—7 — один месяц, 1—2—5—7 — два месяца.

Источник: all-sci.net

Условия оптимальной производственной программы

Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой про­дукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.

Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные ви­ды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за опре­деленный период времени по установленной рынком цене) высту­пает ограничением, которое определяется внешней средой и кото­рое в обязательном порядке следует учитывать при разработке про­изводственной программы.

Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Опти­мальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по приня­тому критерию.

Читайте также:
Dism как пользоваться программой

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев полученные оптималь­ные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы. Для определения оптимальной произ­водственной программы применяются методы линейного програм­мирования с использованием компьютерной техники.

Внутренними ограничениями, учитываемыми при решении за­дач оптимизации производственной программы, обычно считаются технические возможности, финансовые ресурсы, дефицитные материалы, средства на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производст­венной программы предприятия является обоснование планируе­мых объемов выпуска продукции производственной мощностью.

Производственная программа разрабатывается в три этапа. Пер­вый этап — определение максимально возможного съема продук­ции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «уз­ких мест» и недостатков в организации производства. Если полу­ченный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производ­ственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем произ­водства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невоз­можности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.

Исходной и завершающей стадией разработки производствен­ной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru