Критерии качества программы дополнительного образования

возможность дл я духовного, интелл ектуальног о и физическ ого развития.

Цель дополнительного образовани я – это выявление и развитие

способностей каждого ребёнка. Нет н еспособных, неталантливы х, есть те,

кто себя не нашёл. Н ужно создать ситу ацию успеха, дать возм ожность

ребёнку почувствовать себ я не хуже других, развить природные задатки,

найти свою р оль в коллективе.

В дополнительн ом о бразован ии важно ответить на вопрос не «чему

учить?», а «как учить?». Это не набор программ, а приёмы и способ ы

организации тво рческой деятель ности детей.

В отличие от обще го образова ния, где проц есс выявления результатов

образовательн ой деятельности обу чающихся достаточн о четко отработа н, в

дополнитель ном образовании детей этот вопрос пока остаётся наи менее

определенным, а потому вызывает сложности у педагогов. Отсутствие в этой

сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего

среднего образовани я принято со относить достиг нутый «уровень

Оценка качества дополнительного образования ЛОГИНОВА ЛС

обученности», существенно осложняет определение результативности

обучения детей по дополнитель ным образовательным программам. Для

каждой программы педагога необход имо разрабатывать свой пакет

диагностичес ких методик, отражающих её цели и задачи.

Вместе с тем для облегчения создания таких методик целесообраз но

предложить педагогам дополнительного образования схему диагностики

образовательн ых ре зультатов, кот орая может быть наполнена конкретн ым

оответствии с особенно стями той или и ной программ ы.

Конечно, ни одна из самых подробных схем не сможет полностью

отразить весь диа пазон тех па раметров, которые хотелось бы иссле довать.

Среди многочислен ных исследований по поиску возмо жных подходов

к решению проблем ы оценки образовательных резуль татов в

дополнитель ном образовании детей следует выд елить систему оц енки

качества образования (далее ОКО) в учреж дениях дополнительного

образования, которая была разработана Городским центром р азвити я

дополнитель ного образования ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» п о поручению

Комитета по образован ию Санкт — Петербурга. На основе данной системы

было со здано учебно — методическое пособие для специалистов учреждени й

дополнитель ного образования детей «Оценка качества образования в

УДОД», кото рое акту ально сегодня.

В настоящее в ремя качеств о образован ия в у чреждениях

дополнитель ного образовани я детей можно о ценить тол ько на основе

статистических данных, достижений обучающихся в конку рсных

мероприятиях и достижени й педаг огических кадров. Поэтому важной

составляющей системы оценки качества дополнительного образован ия

становится создание инструмента социально — педаг огической оценки

деятельности УДОД , которым и явл яется тех нология ОКО .

Учреждения дополнительн ого образования детей являются

Оценка качества организационных и содержательных аспектов дополнительной общеразвивающей программы

организацион ной «клеточкой» системы образования и должны идти в ногу со

временем, изменяя как процесс обучения, так и подходы к оц енке качества

образования. Образование – целенаправленный процесс воспитания и

обучения в и нтересах человека, о бществ а, государства.

Под «воспитанием и обучением » понимается ф ормирован ие

определенных з наний, у мений и навыков в следующих соч етаниях:

 образовательн ые компетенц ии и гражда нс кое, прав овое самос ознание;

 духовность, культу ра и инициатив ность, способность к социализации в

 самостоятельность и толерантн ость.

Об уровне обученности или качестве предоставл яемого образова ния

можно судить по качеству и объему полу ченных и у сво енных знаний и по

степени сформир ованности у мений и навыков, п еречисле нных выше . Как и

любой в ид деяте льности, образ овательну ю деятельн ость не обходимо

Можно выделить три у словия оценки качества об разования (уров ня

обученности).

Первое условие : сформированность образовательных компетенций в

различных соч етаниях:

1) предмет ные результаты (у ровень освоения образовательн ой

программы, п одтвержденный резу льтатом: высокий, средний и

2) метап редметные результаты (умственная деятель ность обучающихся в

рамках образовательного процесса и решение проблем в реальных

жизненных с итуациях);

Второе условие : констатац ия достижений (под тверждается

дипломами, грам отами и фиксированием в журналах учета работы педагога,

учитываются достижения различных категорий : пр едметные,

метапредмет ные, личностные)

Третье условие : осознанный подход и объективная оценка качества

образования педагогами (анализ деятельност и как отдельно взятого педагога,

так и всего колл ектива).

Результаты воспитанников отражают эффективность воспит ательной и

образовательн ой деятель ности педагога , эффек тивность при оценке качества

образования, способству ет росту педагогическ ого мастерства и

результативност и обучения.

Результат – то, что получено в заверше нии какой — либо деятельности .

Образовате льный результат – это итог (промежут очный или

конечный) со вмест ного взаимодейств ия педаг ога и ребенка в процессе

образовательн ой деятель ности по кон кретной образоват ельной программе ;

это комплекс образовательных результатов, степень соответствия ожидаемы х

и полу ченных результатов.

В процессе реализации образов ательной програ ммы педагог проводит

фиксацию на чального, п ромежуто чных и конечного результатов,

анализирует их и п рогнозиру ет дальнейшу ю деятельность . Эти д ействия и

есть не что иное, как мониторинг результативности образовательной

деятельности. В условиях сист емы дополнительного образова ния важен

правильный выбор педагогических технологий, которые обеспеч ивают

возможность мониторин га результативности педагогической деятельности.

Умело, выстроенн ые педагогичес кие технологии в п роцессе занят ий

Читайте также:
Программа для планировки дома на планшет

переходят в у становку на успех. Для этого ну жно:

1) опре делить собстве нные цели и резуль тат ;

2) зафик сировать (записать) каждый резу льтат, обсудить и

проанализировать ;

3) проа нализировать результаты разных этапов деятельности,

суммировать результаты и созд ать программу последействи я.

Система монитор инга строится с использова нием модел и: цель –

процесс образ ования – результат .

Специфика деятельности дополнительного образования пр ед лагает

творческий подход к выбору форм педагогического контр оля, а их перечень

зависит от выб ора педагога :

 творческие отчет ы

 собеседования и дру гие.

Педагогами используются также нетрадиционные формы текущего и

итогового ко нтроля, например , игров ые формы.

Мониторинг образовательног о процесса — это определенный порядо к

конкретных де йствий, ситу аций и процеду р.

Сущность проявления любых действий н еобход имо фиксировать в

мониторинге, а результативность должна б ыть оценена на уровн е

конкретных форм.

Решение задач, связанны х с вопросами фиксации резуль тата и выбора

подходящей формы фиксации вызывае т сложности у пед агогов. Решением

данного вопр оса занимается методи ческая слу жба учреждения. Выделить

можно следу ющие уровни фиксации рез ультатов:

1) у чреждения ;

3) объе динения ;

4) педаго гов;

5) у чащиеся и опос редованн о родители.

Для постоя нного мониторинга работы объединений дополнительн ого

образования раз работаны рабочи е тетради педагога, дневники наблюден ий,

творческие дневники обучающихся (самооценка); разрабатываются таблицы

мониторинга о бучения ребен ка, индивиду альные карточки учета резу льтатов,

что позволяет вид еть динамику резул ьтатов ребенка по отношен ию к нему

Следует отметить важность пятого пункта. Т аблицы самооценки

помогают вести учет лич ных до стижен ий самому ребенку , в результате чего

он видит дин амику свое го продвижения по сту пеням мастер ства.

Для ребенка большое значение имеет также оценка его труда

родителями, поэтому педагогу ну жно про думать систему работы с

родителями, дать им возможность ви деть рост (дости жения) в течение го да.

Уровень обученности — это не только овладение знаниями, но и у мение

их применить, это и личностные результаты учащихся, которые тоже нужно

отслеживать и ф иксировать. Для их оценк и предлагается фиксация

достижений самостоятельности, коммуникативности, активности и участия в

конкурсах в форме таблицы. В нее педагог заносит результаты, проведя свои

исследования наблюдением, тестирование м, беседами, включая и резуль таты

участия у чащегося в соревнован иях и контроль ных мероприятия х.

Педагогическая диагностика дает педагогу широкий спектр методик,

которые позволяют всесторонне о ценить результативность процесса

педагогическог о. П едагог может выбрать из методик те, которые наиболее

удобны ему. Проводя систематичес кую оц енку результативности, педагог

может повы сить св ою личну ю пр офессиональну ю ком петентность, в нести

изменения в программу , в методику проведения занятий и в воспитательну ю

работу это сп особству ет росту резул ьтативности обу чения.

При правильном о тношен ии к про цессу оценки качества о бразовани я

может улу чшиться уровень мастерства, как отдель ного педагога, так и всего

коллектива.

Хочется призвать к действию всех, кто услышал о д иагностике, оценке,

фиксации, резу льтатах, увидел опыт коллег. Только у частвуя в конкре тной

деятельности, мы сможем понять тео рию и применить её н а практике, чтобы

получить пол ожительные резу льтаты.

Список использ ованной литера туры

1) 200 4 — №12. – с. 17 — 25

2) И ванова С.В., Си ялова И.А. Компетентност ный подход: варианты

оценивания достижений в обучении и вос питании. Учебно —

методическое посо бие. Ленинградск ий государствен ный университет

имени А.С. П ушкина, СПб, 20 12 — 88с.

3) Кл енова Н.В., Буйлова Л.Н. Методи ка определения результатов

образовательн ой деятельности детей // До полнительное образован ие. –

4) Кл имова Н.К. Оценка качества о бразования в у чреждения х

дополнитель ного образования // Дополнительное образование и

воспитание. – 2013 — № 5. – с. 3 -5

5) Ку приянов Б.В. Нормативные основы программного обучения

дополнитель ного образования // Дополнительное о бразование и

воспитание. – 2013 — №11. – с. 3 -7

6) О ценка качества образования в УДОД: учебно — методическ ое пособие

для специалистов учреждений допо лнител ьного образования детей. –

РИС ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 20 13 – 40с.

7) Совреме нный сл оварь иностра нных слов. СПб.: «Дуэт», 1994

8) Ф едеральный закон «О б образова нии в Российской Федерации»» (В

ред. от 29.12. 2012 г. № 273 — ФЗ)

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Презентация «Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым»
  • Презентация «ФГОСы общего среднего образования второго поколения концептуальные подходы»
  • План воспитательной работы 9 класса на 2016-2017 учебный год
  • Презентация «Успешный педагог-успешная школа»
  • Викторина «Зимушка-зима» для старшего дошкольного возраста
  • Презентация «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 21-04-2016, 15:07 Методическая разработка: «Мотивация педагогов в учреждениях
  • 30-10-2015, 11:19 Портфолио педагога дополнительного образования
  • 1-09-2015, 11:47 Презентация «Концепция развития качества образования»
  • 31-08-2015, 15:40 Здоровье сберегающие технологии в учреждениях дополнительного
  • 17-08-2015, 16:24 Презентация «Особенности социальной работы в учреждениях образования»
  • 3-08-2015, 00:31 Инновации в системе дополнительного образования детей
  • 22-07-2015, 16:29 Статья «Социализация подростков посредством вовлечения в деятельность
  • 16-07-2015, 18:16 Методические рекомендации для концертмейстера по работе с музыкальным
Читайте также:
Как снять негативную программу

Источник: uchitelya.com

Региональные показатели

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края

Качество образовательных программ дошкольного образования определяется по соответствию программ, разработанных в ДОО, требованиям и рекомендациям II раздела ФГОС ДО: соответствие структуры, качество цели, условий, содержания деятельности.

Оценивание программ, разработанных в ДОО, позволяет определять векторы развития краевой и муниципальных систем дошкольного образования
и прогнозировать развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае.

Критерий 2. Качество содержания образовательной деятельности
в ДОО.

Совершенствование работы ДОО по повышению качества реализации содержания образовательной деятельности в ДОО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Критерий 3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).

Для оценки качества третьего параметра: психолого-педагогических условий, выделены показатели, связанные с общением педагога с детьми,
с условиями поддержки детской инициативы, формирования чувства самоуважения, принятия себя. В целом, оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения
его психического здоровья и формирования положительной самооценки.

Критерий 4. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).

Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие семьи в жизни ДОО (п. 3.1, п. 5, 6 ФГОС ДО).

Критерий 5. Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг
по присмотру и уходу.

Важно отметить, что РСМОК ДО включает в свои задачи оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование – это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования,
с другой стороны – комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации.

Включение в РСМОК ДО показателей качества, связанных с присмотром
и уходом за воспитанниками ДОО позволяет создать более полную картину комплексной оценки качества деятельности ДОО.

Критерий 6. Качество управления в дошкольных образовательных организациях.

Обеспечение высокого качества дошкольного образования требует координации усилий представителей разных служб и ведомств на разных уровнях управления системой образования, которые непосредственно влияют на его качество. Качество управления ДОО понимается как высокое качество управленческой деятельности руководителя, владение специальными приемами и способами влияния на условия развития организации.

Источник: iro23.ru

Методическая мастерская

К вопросу о качестве дополнительного образования детей

Качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать — это и значит обладать качеством[1].

— объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств;

— совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;

— социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта:

— первый — это соответствие стандартам или спецификации;

— второй — соответствие запросам потребителя.

Качество образования – характеристика образования, определяемая совокупностью свойств (и их проявлений), способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека, и отвечающих интересам общества и государства. Качество образования отражает состояние образования в социальной системе.

Под качеством образования понимается:

— интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить;

— совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств;

Понятие качества образования целесообразно рассматривать с точки зрения потребителей. Потребители делятся на две группы.

Во-первых, это учащийся. Он как личность является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования — усвоенные учащимся знания и умение использовать их — характеризует способность и возможность учащегося удовлетворить свои потребности: менять коллектив или направление деятельности, поступать в следующее по уровню образовательное учреждение, поступать на работу и так далее, то есть адаптироваться к социальным реалиям с той или иной степенью успешности.

Во-вторых, потребителями являются все те организации, учреждения и лица, которые принимают выпускников образовательных учреждений на работу, учебу или каким-то другим образом взаимодействуют с ними. Каждого из этой группы потребителей интересует свой набор образовательных характеристик и способностей выпускников, отвечающий его ведомственным и индивидуальным запросам.

Не может быть качественного образования вообще, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее устанавливаемым требованиям к параметрам образования, выступающим как цель. Но эта цель должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам — возможным участникам совместной деятельности.

На уровне содержания образования у личности и общества существуют значительные отличия в подходах к оценке качества образования. Организацию обычно не интересуют общетеоретические и общепрофессиональные знания входящего в нее нового сотрудника. Ей нужны такие выпускники учебных заведений, которые обладают конкретными знаниями соответствующего уровня и необходимыми для организации практическими умениями и навыками в предстоящей деятельности и способны расширять сферу этой практической деятельности. С позиции организации это и есть критерии качественного образования.

Читайте также:
Программа для настройки volvo

Учащемуся же, делающему очередной шаг в новую для него жизнь, нужны не только конкретные предметные или профессиональные знания и умения. Для продолжения образования и, главное, для обеспечения собственной социальной защищенности в изменчивом окружающем мире человеку в соответствии с его наклонностями и интересами нужны и конкретные, и общепредметные, и общетеоретические знания. С позиции личности качественным будет именно такое образование.

Подходы к определению и выбору характеристик параметров образования у этих двух групп потребителей — личности и социума — не столько различны, сколько иерархичны по своей природе. Социум является внешней средой по отношению к конкретной личности и поэтому диктует условия по параметрам образования и их характеристикам. С другой стороны, общество состоит из людей, поэтому его потребности в образовании не превышают возможностей наиболее развитых его представителей. Реально они могут и должны быть на уровне выше среднего для соответствующих социальных групп общества.

Управление качеством образования – взаимодействие субъектов образования, направленное на изменение проявлений свойств качества образования в интересах субъектов образования. Качество образования не может быть повышено за счет усиления только функции контроля, а должно быть заложено в образовательной услуге с момента ее концептуальной отработки.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

В рамках управления качеством интегрируется целый ряд видов деятельности, процессов, направленных на достижение определенного уровня качества образовательной деятельности и ее результатов.

Подпроцессы управления качеством следует понимать как такие операционально-функциональные составляющие процесса управления, посредством которых решается комплекс задач по корригированию параметров образовательного процесса, диагностике, контролю и оценке его результатов, определению условий и траекторий его развития.

В перечне подпроцессов должны содержаться подпроцессы – процедуры, аналоги укрупненных функций управления качеством; подпроцессы – направления управленческой деятельности. В обобщенном виде они ориентированы на основные подсистемы региональной образовательной системы и реализуют функции выработки стратегии управления качеством, функции реализации данной стратегии, функции анализа и оценки ситуации управления, объекта управления, степени достижения поставленных целей.

Предлагается следующий состав подпроцессов:

1) Анализ образовательных потребностей и стратегическое планирование.

2) Проектирование образовательного процесса.

3) Управление ресурсами.

4) Мониторинг качества образования.

5) Повышение профессионализма педагогических кадров и формирование мотивации к улучшению качества.

6) Аттестация, контроль и экспертиза качества.

7) Нормативно-документационное обеспечение образовательной деятельности.

8) Управление изменениями.

9) Управление социальной ответственностью.

10) Измерение удовлетворенности.

11) Измерение параметров региональной системы управления качеством образования.

Структура модели управления качеством

(на примере дополнительного образования детей)

Оценка качества образования – это деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния системы образования и динамики ее развития.

Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:

· степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;

· уровень освоения учащимися выбранных ими специализированных образовательных программ;

уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения.

Существуют и другие подходы к определению критерия качества и результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей, педагогов дополнительного образования:

— критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности (А.Я. Журкина);

— критерий качества дополнительного образования — уровень образованности (образовательного результата), целесообразно выделять три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность (О.Е. Лебедев);

— показателями качества (результативности) деятельности педагога дополнительного образования , являются, с одной стороны, успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей , с другой – собственный профессиональный рост (И.В. Калиш);

В дополнительном образовании детей как значимый критерий качества и результативности могут рассматриваться личностные достижения ребенка. Личностное достижение воспитанника УДОД можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно структура личностных достижений воспитанника УДОД может быть представлена следующими компонентами:

— мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);

— когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

— операциональным (умения, навыки);

— эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений воспитанников, а также уточнения содержания образовательных программ выступает модель выпускника. При этом модель выпускника УДОД может быть рассмотрена как один из критериев оценки качества предлагаемых образовательных услуг.

Модель выпускника может выглядеть следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни.

Таким образом, критерии оценки результатов педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей специфичны в том смысле, что они являются многомерными, охватывая личностные изменения как на стороне воспитанника, так и педагога, включая в себя динамику отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребенка.

[1] Ахлибинский Б.В., Храленко Н.И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. — Л., 1989.

Источник: www.dopedu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru