Критерии и показатели оценки качества дополнительных общеразвивающих программ

статья описывает современные требования к программам в свете перспектив развития образования, даёт понятие об основополагающих подходах к оценке качества общеобразовательных программ дополнительного образования детей. Статья адресована всем категориям работников дополнительного образования детей, педагогам широкого профиля, интересующимся дополнительным образованием, родителям.

При составлении программ необходимо учитывать то, что ребенок стоит в центре образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.

При этом личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
— в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;

Критерии и параметры оценки качества освоения дополнительных образовательных программ (Акимов С.С.)


— в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
— в плоскости коммуникативных действий.
Думаю, что каждый педагог, работающий в системе дополнительного образования, понимает, что ребёнку на занятиях нужно «все и сразу», чтобы было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие его личности. Это залог того, что он будет заниматься избранным видом деятельности. Ни для кого не секрет, что педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно — воспитательного процесса. Вот почему мы задействуем новые, современные педагогические технологии и разрабатываем программы, в которые включена проектная и исследовательская деятельность обучающегося и педагога, программы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Ключевым вопросом сегодняшнего дня является вопрос о качестве образования и, естественно, вопрос качества дополнительных общеразвивающих программ.

Опыт показывает, что при оценке качества программ дополнительного образования детей большое значение имеет организация мониторинга результатов их реализации.

Задачами такого мониторинга являются:
1. Получение объективной информации о состоянии качества дополнительного образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2. Мотивация педагогов к достижению качественных результатов в образовательном процессе.
3. Координация управленческой деятельности по повышению результативности труда и эффективное управление ростом профессионального мастерства педагогов.

Принципы мониторинга:

непрерывность, научность, целостность.
Функции мониторинга:

информационная, стимулирующая, формирующая, коррекционная, контрольно-оценочная.
Требования мониторинга:

объективность, системность, гуманистическая направленность, специфичность для каждого направления дополнительного образования, учет индивидуальных особенностей, корректность.
Участники мониторинга: учащиеся объединений.
Сроки проведения мониторинга: входящий-сентябрь; промежуточный — декабрь — январь; конечный – май.
Мониторинг «Оценка качества реализации программ дополнительного образования» предполагает:
•измерение качества обучения — диагностика «Мониторинг результатов обучения по программам дополнительного образования»;
•измерение динамики личностного развития воспитанника — диагностика «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы»;
• первоначальная обработка полученных данных, оформляемых в сводной ведомости.
Данные мониторинга оформляются в итоговый протокол.

Читайте также:
Программа схемы для бисероплетения

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики, использование инновационных технологий. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий. Система оценки качества реализации программ дополнительного образования в учреждении дополнительного образования формируется в каждом учреждении с учетом его специфики, запросов социума и государственного заказа, с новыми перспективами развития образования.

Библиографический список

1. Афанасьева М. П., Козлова С. А., Клейман И. С. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении // Стандарты и мониторинг.-1999.- №1
2. Горб В. Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. – 2003.- №5
3. Кондаков И. М. Методологические проблемы мониторинга образования // Прикладная психология.- 2002 — №2
4. Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование.-Волгоград: Учитель, 2007. – 186с.
5. Управление качеством образования / под ред. М. М.Поташника. М., 200с.
6. Ушаков К. М. Ресурсы управления школьной организацией. М. 2000.- 87с.
7. Черникова Т. В. Профессионально-личностная позиция руководителя образовательного учреждения. Волгоград, 200с.
8.Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. – 145с.

Источник: centrideia.ru

Выявление и оценка результативности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа.

Статья о мониторинге результатов реализации дополнительных общеобразовательных программ. Представлен опыт работы по организации диагностических исследований в отделе «Пластические искусства». Представлен опыт работы в части предметных проб.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выявление и оценка результативности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа.»

Выявление и оценка результативности реализации

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программа. Предметные пробы в работе педагогов декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

В нашем отделе «Пластические искусства» реализуется 43 дополнительные общеобразовательные программы, из них 11 реализуются в рамках ФГОС. К каждой программе разработаны диагностические карты и собраны диагностические папки.

Мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования, как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение мониторинга в деятельность педагога – необходимое условие грамотного подхода к организации образовательного процесса в детском объединении.

Задачи педагогического мониторинга:

  • Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
  • Разработать качественный рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
  • Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
  • Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
  • Проанализировать полученные факты.
  • Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
  • Выработать обоснованный и конкретный план корректировки педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития образовательного процесса.

Источник: kopilkaurokov.ru

Методические рекомендации . Мониторинг дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методы контроля. Диагностический инструментарий

Методические рекомендации . Мониторинг дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методы контроля. Диагностический инструментарий

Овсянникова Ольга

Образовательный процесс – это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).

Педагог дополнительного образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он помогает в практической работе?

Необходимость мониторинга дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.

1. Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного процесса.

2. О тсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании
ведет к:

— снижению уровня работы, манипулированию ее показателями,

— утрате ответственности за свою деятельность перед обучающимися, их родителями,

— пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др.,

— использованию формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит — разрушающих среду самообразования детей.

Читайте также:
Программа исследования пример оформления

Таким образом, выделяя направленность мониторинга в образовательном процессе, мы говорим о его разнообразии. Мониторинг направлен на достижения обучающихся, на процесс и на результат деятельности педагога.

Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности обучающихся – сами по себе.

Было бы не правильным говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего труда. Педагоги ориентируются на возможности обучающихся в овладении программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и оформлен педагогом документально.

И так, рассмотрим систему педагогического мониторинга, ее суть, подберем оптимальные методы и методики организации, а также удобные формы фиксации результатов.

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

Педагогический мониторинг – это организованная система сбора, хранения, обработки информации о результатах деятельности образовательного процесса, качества образования, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием, прогнозированием развития и уровнем удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей.

Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс).

Объединение (студия, кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы.

Мониторинг реализации программы – это формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные решения.

Введя мониторинг реализации программы, педагог оценивает изменения в познавательной и личностной сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет результаты собственной профессиональной деятельности. Мониторинг позволяет проанализировать достижения и трудности педагога для достижения поставленной образовательной цели.

Система мониторинга реализации программы включает в себя ряд обязательных компонентов:

ПОКАЗАТЕЛИ,
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

МЕТОДЫ ФОРМЫ
ОЦЕНКИ ФИКСАЦИИ
И КОНТРОЛЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(МЕТОДИКИ)

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

1. личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств обучающихся под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции).

2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).

Данные показатели оценки результатов при выборе правильных методов контроля и педагогического инструментария раскроют т еоретическую и практическую подготовку, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки, а также компетентности, которые заложены в Федеральные государственные стандарты (метапредметные, предметные и личностные результаты освоения образовательной программы).

Показатели оценки уровня освоения программы дополнительного образования включают в себя отдельные определяемые критерии, которые зависят от цели программы, возраста обучающихся, направленности программы (художественная, военно-патриотическая и т.д.) и ее специфики (гитара, вокал, театр, классическая хореография, современные танцы и т.д.). Также показатели оценки уровня освоения программы должны совпадать и вытекать из задач и требований к уровню подготовки детей, в соответствии с каждым годом обучения по той или иной программе.

Еще одним важным показателем для дополнительных образовательных учреждений является удовлетворенность образовательным учреждением, объединением, образовательным процессом.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выделив показатели и критерии оценки результатов, перед нами встает вопрос «Как оценить?». На этот вопрос отвечают методы контроля обучения.

Методы контроля обучения – это способы, определяющие результативность учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Контроль призван выявлять уровень развития обучающихся, сформированность заданных личностных качеств и степень достижения поставленных задач.

Виды контроля : предварительный, текущий, тематический, итоговый.

Для организации системы мониторинга мы используем 3 вида контроля:

1. предварительный (изучение показателей в начале учебного года – сентябрь, октябрь),

2. текущий (изучение показателей в середине учебного года — январь)

3. итоговый (изучение показателей в конце года — май).

Выбор методов определяется в соответствие реальным возможностям обучающегося (возрастные особенности); в соответствие имеющимся условиям и отведенному времени; в соответствие с возможностями педагога.

Читайте также:
Классификатор программ для эвм и баз данных

Ю.К. Бабанский выделяет следующие методы контроля:

· устный контроль (опрос, беседа),

· письменный (тесты, анкеты, кроссворды, ребусы и др.),

· контроль при помощи компьютера.

Наиболее оптимальными методами контроля для организации системы мониторинга реализации программ в дополнительном образовании является метод наблюдения, опрос, беседа, анкетирование.

Диагностический инструментарий – это совокупность педагогических методик, для организации оценки достижений обучающихся.

Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале.

В дополнительном образовании можно использовать большое количество диагностического инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Выделим показатели оценки результатов, обязательные для изучения при организации мониторинга реализации программ:

1. И зучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2. Изучение уровня социализированности.

3. Изучение уровня удовлетворенности объединением.

Первый показатель «Изучение уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы » организуется методом наблюдения, т.е. педагог, выделив определенные критерии обучения, согласно возрастным особенностям, специфики, целям, задачам и требованиям программы, самостоятельно оценивает обучающегося по данным критериям, проставляя ему низкий, средний или высокий уровень освоения по определенной шкале. Также педагог при не достатке метода наблюдения, может включить такие методы как опрос или беседа с ребенком, для уточнения тех или иных знаний.

(Приложение 1. Карта и зучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы )

(Приложение 2. Бланк оформления результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы )

Второй показатель «Изучение уровня социализированности» организуется методом анкетирования, с помощью методики «Изучение уровня социализированности личности учащегося» разработанной профессором М.И. Рожковым. Цель методики — выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся.

Обучающимся выдается список из 20 вопросов, которые ребенку необходимо оценить по определенной шкале и записав свою оценку в таблице рядом с номером вопроса. В анкете раскрываются такие критерии, как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность и приверженность ребенка к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) . Данная методика на детей 14-17 лет, т.е. методика проводится только с детьми старшего возраста.

(Приложение 3. Бланк для анкетирования обучающихся)

Обработку полученных данных педагог проводит самостоятельно.

Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

(Приложение 4. Бланк оформления результатов социализированности)

Последний показатель, третий, « Изучение уровня удовлетворенности объединением » организуется также методом анкетирования, с помощью методики «Изучение удовлетворенности родителей образовательным учреждением » разработанной Е.Н.Степановым. Цель методики — выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Анкетирование ориентировано для родителей.

На собрании родителям предлагается в бланке вниматель­но прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответ­ствующий его точке зрения.

(Приложение 5. Бланк для анкетирования родителей)

Обработку полученных данных педагог проводит самостоятельно.

Удовлетворенность работой учреждения, в нашем случае объединения, («У») определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения.

Если ребенок старше 14 лет, то данную методику он может заполнить самостоятельно в адаптированном варианте. Организация и обработку полученных данных проводится аналогично педагогом.

(Приложение 6. Бланк для анкетирования детей старше 14 лет)

(Приложение 7. Бланк оформления результатов удовлетворенности)

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru