Критерии эффективности тренинговой программы

Для последующего анализа необходимо развести два понятия: «эффект» и «эффективность тренинга». В первом случае, как правило, имеется в виду возможные изменения в участниках и их взаимодействии, возникающие под воздействием тренинга. В частности, специалисты подчеркивают, что в зависимости от структуры и целей тренинга можно выделить различные эффекты, следовательно, можно говорить о наличии типичного эффекта для каждого вида тренинга отдельно и универсального эффекта для всех тренингов. По критерию времени существования изменений, можно говорить о кратковременном и долговременном эффекте тренинга.

В первом случае изменения, возникающие под воздействием тренинга, не постоянны и исчезают через некоторое время.

Во втором возникающие изменения необратимы или сохраняются в течение периода гораздо более длительного, чем продолжительность самого тренинга.

Эффект тренинга также можно рассматривать как лабораторный, т.к. он проявляется только в специально созданных (искусственных) условиях и не распространяется на ситуации повседневной жизни.

Критерии эффективности коучинга (Алексей Улановский)

С другой стороны, важно отметить, что результаты тренинга могут соответствовать и не соответствовать поставленным целям. В таком случае эффект, который мы предполагали получить, можно обозначить как ожидаемый.

В любой практической деятельности может проявиться и побочный эффект, который может по отношению к поставленным целям рассматриваться как позитивный или негативный (неблагоприятный и даже опасный).

  • • Зайцева Т. В., рассматривая вопросы, связанные с целями и разновидностями группового тренинга, отмечает, что, несмотря на различные концептуальные платформы, представители различных направлений выделяют стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга: развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания. Опыт переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важной эмоциональной компонентой целого ряда эффектов — децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психологической активности участников тренинга; осознание ими общения как самостоятельной ценности (Петровская, 1982; 1989);растет социально-психологическая компетентность, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения. Повышается эффективность оперативной саморегуляции (регулирование своего поведения в конкретных кратковременных ситуациях), перспективной саморегуляции (на протяжении длительного отрезка времени) 1999);умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии (.Большаков, 1996);преодолеваются барьеры и защитные механизмы бессознательного, приводящие к искаженной интерпретации чужого и собственного поведения (психодинамический под- ход);развиваются и совершенствуются навыки социальной перцепции, раскладываются по полочкам внешние элементы поведения (поведенческий подход); стимулируется открытость и готовность понять и принять поведение другого человека (гуманистический подход).
  • • Помимо вышеперечисленных, она также выделяет такие последствия тренинга, как: развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов; повышение самооценки, уверенности в себе; развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить; повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию (Арнольд, 1989).
Читайте также:
Отзывы о партнерских программах на которых можно реально заработать

Говоря о проблеме тренинга и его сущности, Зайцева Т. В. обращает внимание на следующее: «Сделанные выводы позволяют пересмотреть взгляды на тренинг как на достояние определенной концепции или психологической школы. На самом деле, эффективность тренинга определяется скорее не теоретической принадлежностью ведущего и авторов, а соблюдением логики развития процесса для того, чтобы заданные изменения могли состояться, а затем закрепиться в поведении участников.

Оценка эффективности тренинга

Многие «пользователи» психологических услуг уже давно осознали тот факт, что успешный человек отличается, прежде всего, гармоничной личностью и высокой внутренней культурой. Психологический тренинг, как ни один другой инструмент направленного психологического воздействия, помогает достичь желаемых результатов» (Зайцева Т. В2002).

Решая проблемы тренинга этнической толерантности, Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., обращают внимание на то, что типичными долговременными эффектами межкультурного тренинга могут рассматриваться следующие изменения в участниках:

  • — повышение уровня этнокультурной сензитивности;
  • — изменение этнической идентичности в позитивную сторону, что способствует развитию этнической толерантности;
  • — снятие тревоги, испытываемой при взаимодействии с представителями иных этнических групп;
  • — увеличение степени эмпатии;

— устранение предубеждений по отношению к ним и развитие готовности к взаимодействию с ними в различных социальных ситуациях (.Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., 2004, с. 118).

Об эффективности тренинга судят по тому, насколько совпадает эффект с поставленными целями и затратами. По мнению специалистов, об эффективности данного вида практики можно судить в четырех системах отсчета в зависимости от того, достижения каких целей мы добиваемся — общечеловеческих, общекультурных, групповых или индивидуальных. В конечном итоге эффективность тренинга может быть выражена всего в двух составляющих:

  • 1) в изменениях, происходящих с участниками, что затрагивает все три аспекта личности — когнитивный, эмоциональный и поведенческий;
  • 2) в удовлетворенности членов группы тренинга участием в ней, затрагивающей в основном эмоциональный аспект, что создает благоприятную почву для формирования более глубоких изменений 2004, с. 119).

Одним из известных до последнего времени подходов, применяющихся для оценки эффективности тренинга, была схема Д. Киркпатрика. Здесь выделяет четыре уровня оценки эффективности тренинга:

  • 1) уровень реакций участников тренинга (мнения, суждения, оценки, которые выносятся участниками тренинга с того момента, когда они узнают, что должны пройти обучение);
  • 2) уровень приобретения, усвоения знаний и умений к концу тренинга, формирования установок;
  • 3) уровень поведения после тренинга «за его пределами»;
  • 4) уровень результатов для организации, что в случае тренинга этнической толерантности скорее можно рассматривать как сложно измеряемый уровень общероссийской идентичности (Методы практической социальной психологии. 2004).

В тех или иных модификациях эта схема является исходной для построения многих систем оценок эффективности. Например, Кларин М. В., опираясь на данную схему, добавляет еще один уровень: отношение прироста эффективности к уровню затрат (как денежных, так и временных) 2000).

Читайте также:
Программа обновления телефона нокия

Большинство специалистов отмечают, что важнейшим показателем эффективности в целом является достижение поставленной цели. В качестве конкретных показателей успешности проведенного тренинга могут выступать динамические характеристики следующих групповых параметров:

  • — характер отношений в группе;
  • — психологический климат в группе;
  • — личностные изменения участников.

Исходя из общепринятых критериев, может быть построена следующая схема анализа тренингового занятия.

  • 1. Тема, цель, задачи, время и место проведения.
  • 2. Состав участников занятия.
  • 3. План занятия (проводимые упражнения):
  • а) запланированное;
  • б) реально проведенное.
  • — характер отношений;
  • — психологический климат;
  • — личностные изменения участников.

В то же время, каждая разновидность тренинга имеет свои критерии оценки ее эффективности. Чтобы получить пользу от тренинга, например от тренинга общения, клиент (например, подросток), как минимум, должен:

  • — получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении и т.д.;
  • — сформировать личностное отношение к разнообразным стратегиям и технологиям общения, то есть пристрастно выбрать те, которые больше подходят именно ему;
  • — отработать конкретные техники, необходимые для общения в разнообразных обстоятельствах, опробовать различные стратегии поведения и, наконец, самое главное — прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в «живой ткани» тренинга (для приобретения дис- позиционных умений).

Лидере А. Г., раскрывая сущность вопроса о критериях успешности, показывает специфику применения таких критериев в разных видах групповой работы. В частности, он сравнивает в этом аспекте групповую психотерапию, групповое психологическое обучение и личностный тренинг.

В первом случае таким критерием выступает наличие-отсутствие симптома, во втором — наличие или отсутствие нового частного или обобщенного навыка. В третьем же случае такой критерии установить сложно. По мнению А. Г. Лидерса это связано со следующим:

  • — этот критерий всегда субъективен;
  • — он не может быть однозначным;
  • — он имеет отсроченный характер;
  • — он не имеет прямой связи с применяемой методикой и личностью тренера (Лидере А. Г., 2001, с. 48-51).

Некоторые способы, применяемые этим автором для оценки эффективности тренинга приведены в Приложении 9.

Пример связи критериев эффективности и специфики вида тренингового занятия представлен в Приложении 9 и касается достаточно сложного вида тренинговой работы: тренинга межкультурного общения.

Источник: bstudy.net

Оценка эффективности тренинга

Проблема критериев эффективности психологического тренинга. Критерии эффективности психологического тренинга

Критерии эффективности психологического тренинга — признаки, на основании которых оценивают соответствие изменений в участниках тренинга и их взаимодействии целям психологического тренинга.

С. И. Макшанов выделяет ряд аспектов проблемы эффективности психологического тренинга и выделения критериев его эффективности [4].

1. Измерение результатов тренинга необходимо для определения наиболее эффективных и валидных программ, а также их компонентов.

Читайте также:
Си Шарп в какой программе

В значительном количестве опубликованных работ, посвященных данному вопросу и свидетельствующих о результативности практики тренинга, зафиксированы отчетливые и устойчивые изменения психологических переменных различного уровня у участников тренинга различных видов, форм и модификаций. Также указывается на увеличение в результате тренинга диагностических умений специалистов, их способности к рефлексивному управлению собственным поведением, осознанию процессов, оптимизирующих либо разрушающих групповое взаимодействие.

  • 2. Проблема эффективности тренинга тесно связана с проблемой выделения релевантных критериев, каждый из которых должен учитывать отсроченность проявления происходящих в результате тренинга изменений. Обобщение данных различных программ группового тренинга показывает, что у 11,3 % участников положительные изменения появлялись через 6 месяцев после завершения тренинга. Вначале они либо отсутствовали, либо оценивались как отрицательные. У 8,3 % участников тренинга изменения были обнаружены непосредственно после завершения тренинга, но они не сохранялись и исчезали через 8 месяцев. У 27 % участников положительные изменения возникали по завершении тренинга и сохранялись 8 месяцев.
  • 3. В качестве теоретической основы для описания результатов тренинга психологи используют различные модели.

А. А. Костина и Ю. В. Макаров отмечают, что первым оценивать эффективность психологического тренинга предложил Д. Кирпатрик [3]. Он выделил четыре уровня оценки: реакций, усвоения, поведения, результатов. Охарактеризуем каждый из названных уровней оценки.

  • 1. Уровень реакций. Предметом оценки на уровне реакций является тренинговое занятие и тренинг в целом. В конце занятия или тренинга участники выражают в суждениях свое эмоциональное состояние, значимость для них прошедшей работы, полученный опыт, его пользу. Для этого ведущий может использовать разнообразные способы обратной связи от участников группы: анкетирование, опрос, мишень, написание эссе, ведение дневников участников.
  • 2. Уровень усвоения. Предметом оценки на уровне усвоения является расширение и приобретение участниками знаний, формирование умений, усовершенствование навыков, которые они уже имели до начала тренинговой работы, формирование качеств личности. Для этого необходимо достаточно четко выделить не только знания, умения, навыки, качества, которые были приобретены участниками, но и вычленить то, что удалось сформировать нового. На этом уровне ведущий использует методы психологической диагностики: наблюдение ведущего, стандартизированные психологические тесты и опросники.
  • 3. Уровень поведения. Предметом оценки на уровне реакций являются конкретные результаты изменения поведения на рабочем месте участника тренинговой работы. Для этого ведущий использует экспертную оценку, невключенное наблюдение и включенное наблюдение.
  • 4. Уровень результатов. Предметом оценки на уровне результатов является степень влияния результатов тренинговой работы на продуктивность работы коллектива, подразделения, организации. Напрямую проследить наличие такой связи на практике трудно, но при отсутствии возможности проведения четкого количественного анализа можно использовать анализ косвенных показателей: повышение успеваемости в классе, социальной активности учащихся, снижение конфликтности.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru