Криминологическое программирование виды криминологических программ

Профилактика преступлений будет неэффективной, если она будет осуществляться не на научной основе прогнозирования и планирования, программирования борьбы с преступностью, т.е. иначе говоря — вслепую [29 ст. 28].

Составной частью программирования профилактической деятельности является криминологическое программирование, которое, в свою очередь, невозможно без составления научно обоснованных прогнозов тенденций преступности и индивидуального преступного поведения.

Отсюда вытекает и практическая значимость данной темы, поскольку борьба с правонарушениями и преступлениями невозможна без знания основ криминологического прогнозирования и программирования.

Криминологическое прогнозирование — это научно обоснованное предвидение и предсказание развития тенденций преступности в будущем, также возможности преступного поведения со стороны конкретного лица, на основе учета изменений в причинах, условиях и факторах, влияющих на них. Криминологическое программирование — это составление программы (плана) профилактики (предупреждения) преступлений, создающей основы дня управления преступностью, воздействия на нее, борьбы с нею. При этом «необходимо строго соблюдать «золотое» правило взаимосвязи между прогнозированием и планированием любой деятельности: прогнозирование предшествует и сопровождает (например, качестве мониторинга) планирование на всех его этапах».

Введение в криминологию

В основе криминологического прогнозирования находится познание закономерностей преступности и преступного поведения, их причин, условий, а также их состояния в прошлом и настоящем. Иными словами, прямую линию можно провести только через две точки — прошлое и настоящее в будущее.

  • 1) субъектами криминологического прогнозирования, по его мнению, являются:
  • а) органы, ведущие борьбу с преступностью, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности,
  • б) коллективы (специально созданные группы ученых и практических работников). Кроме того, он полагает, что основную работу по составлению прогнозов преступности должно вести МВД;
  • а) преступность, тенденции и закономерности ее изменения, ее состояние, уровень, структура, а также причины и условия;
  • б) преступное поведение отдельного лица, его виды, причины и условия, при индивидуальном прогнозировании»;

В структуре криминологического программирования следует выделять принципы, этапы, систему программы и показатели.

Принципами криминологического программирования (планирования) являются:

  • а) законность (его соответствие основным законам);
  • б) научность (любая программа должна строиться на основе научного криминологического исследования);
  • в) реальность и экономическая целесообразность (учет реальной обстановки и ее динамики, а также материальное, финансовое, кадровое и техническое обеспечение программы (плана);
  • г) дифференциации и многоуровневость мероприятий программы (сочетание общих мер предупреждения преступлений со специальными, общесоциальных с личностномикросредовыми, по сферам жизнедеятельности, учет особенностей первичных объектов (коллектив, микрорайон, район) и контингентов населения);
  • д) конкретность (актуальность, учет местных особенностей, определение исполнителей, сроков исполнения и форм контроля и т.п.);
  • е) директивный характер (обязательность для всех субъектов профилактики).

Выделяют четыре основных этапа криминологического программирования: а) организационно-подготовительный (определение персонального состава разработчиков программы; выделение ответственных за отдельные направления, инструктаж, составление плана- графика работы);

Синяева М.И. Лекция №8 «Криминологическое прогнозирование преступности»

б) информационно-аналитический (разработка программы по изучению состояния преступности и иных правонарушений, их причин и условий, опыта профилактической деятельности; сбор информации, статистическая обработка и анализ с оценкой, выводы, ознакомление с результатами всех разработчиков программы и конкретных исполнителей);

в) непосредственная разработка программы (определение цели и главных задач, структуры, конкретных взаимоувязанных мероприятий, ответственных исполнителей и сроков, рецензирование и доработка);

г) исполнение программы (доведение заданий до исполнителей, определение органов, ответственных за исполнение; организация контроля над исполнением, корректировка).

Система программы (плана) профилактики включает чаще всего 13 направлений, разделяемых на пять блоков:

  • — первый блок (общий):
  • а) формулирование целей, основных направлений профилактики и иерархии задач;
  • б) предложения, в основном юридического характера, по общесоциальным мероприятиям (экономические, организационно-управленческие, технические т.п.);

в) анализ корыстных преступлений, экономической организованной преступности, их видов, причин и условий, разработка мер профилактики;

  • г) анализ насильственных преступлений, их видов, причин и условий, мер профилактики; анализ неосторожных преступлений, в том числе экологических, видов, причин и условий, мер профилактики;
  • е) анализ преступлений несовершеннолетних и молодежи, их видов, причин и условий, мер профилактики;
  • ж) изучение состояния общеуголовной организованной, профессиональной и рецидивной преступности, ее особенных общесоциальных причин и условий, мер профилактики;
  • и) специальное изучение состояния, причин и условий социальных отклонений и разработка мер их профилактики: пьянства, наркотизма, токсикомании; социального паразитизма; половых эксцессов, в том числе проституции и половых извращений; бюрократизма, самоубийств и др.
  • — третий блок (региональный)
  • к) анализ преступности по регионам, особенностей причин и условий, факторов, а также мер профилактики (региональный срез программы);
  • — четвертый блок (ведомственно — отраслевой):
  • л) анализ состояния преступности в данной отрасли и ведомстве, особенностей ее причин и условий, факторов, мер профилактики (ведомственно -отраслевой срез программы);

м) особенности профилактической деятельности системы правоохранительных государственных органов и негосударственных организаций; неправоохранительных государственных органов и негосударственных формирований; граждан — специалистов и экспертов и просто граждан, безотносительно к их профессиональным качествам (субъектный срез программы);

н) разработка предложений о порядке исполнения программы и контроле над ходом исполнения (первый блок).

К показателям программы относятся:

б) исполнители, а при совместной организации исполнения — головной орган;

в) время действия каждого мероприятия;

г) административно-территориальные границы действия мероприятий;

д) предполагаемые изменения в уровне и структуре преступности и правонарушаемости;

е) группы населения, которым адресованы мероприятия (социально-демографические, социально- профессиональные, особые);

  • ж) мероприятия по сферам жизнедеятельности людей (труд, быт, досуг и т.п.);
  • з) материально-ресурсное обеспечение каждого мероприятия (финансы, кадры, материалы, техника);
  • и) указание на контролирующий орган и формы контроля.
Читайте также:
Как исправить сбой в программе стиральной машины

Кроме того, при криминологическом программировании следует выделять:

  • 1) проблемные преступления и социальные отклонения — наиболее распространенные, наиболее опасные преступления, и те, число которых растет, и те, которым не уделяется внимания;
  • 2) проблемные криминогенные зоны региона, отрасли — территориально-отраслевые единицы с особо неблагоприятными показателями преступности, криминальной концентрации, где чаще всего совершаются преступления, места, где скапливаются носители социальных отклонений, например, проститутки, бродяги и др. (так, в г. Москве — район трех вокзалов, практически в любом городе — парки);
  • 3) проблемные группы людей — это социальные группы наибольшей криминальной зараженности (безработные, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).

В зависимости от сроков различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы[29 ст. 77]:

  • 1) краткосрочные криминологические прогнозы используются для повседневной организации воздействия на преступность и определения тактики этой деятельности (например, сезонные прогнозы в курортных городах);
  • 2) долгосрочные криминологические прогнозы лежат в основе главной стратегической линии уголовной политики. Их назначение состоит в определении ведущих тенденций преступности с учетом изменений, происходящих в социальных условиях и системе мер воздействия на нее. Сейчас возможны долгосрочные прогнозы на 20 лет — за этот срок в основном завершается демографический цикл (воспроизводство одного поколения населения, нравственное и профессиональное формирование личности);
  • 3) среднесрочные криминологические прогнозы связывают между собой долгосрочные и краткосрочные прогнозы, т.е. стратегию и тактику воздействия на преступность, ее управления. Они рассчитываются обычно на пять лет.

В зависимости от уровня прогнозирования криминального явления выделяют обобщенный и индивидуальный прогноз.

Обобщенный криминологический прогноз — это предвидение территориальных и отраслевых изменений в преступности, по социальным группам и т.п. на основе учета общесоциальных явлений и индивидуальное криминологическое прогнозирование — это предвидение вероятности совершения преступления со стороны конкретного лица на основе учета степени напряженности криминогенной ситуации и уровня устойчивости криминогенной мотивации, наиболее полного определения анатомических, психофизиологических, психологических, социально-психологических микросоциальных особенностей в каждом конкретном случае. При прогнозировании индивидуального преступного поведения используется формула:

где I — следствие (конкретное преступление, его вид); К — коэффициент вероятности совершения преступления; Т — время существования криминогенной ситуации до совершения преступления (устанавливается по результатам эмпирических исследований); U — ступень напряженности криминогенной ситуации в каждом конкретном случае; u — разрядка напряженности; U — u — развитие процесса напряженности; М — устойчивость криминогенной мотивации конкретного лица; m — сила антикриминогенной мотивации этого же лица; М — m — мотивационная борьба; R — негативные внутренние условия; r — позитивные внутренние условия; R —r — степень сопротивления или содействования криминогенным мотивации и ситуации, процесс взаимодействия позитивных и негативных внутренних условий; А — негативные внешние условия; а — позитивные внешние условия; А — а — степень сопротивления или содействования криминогенным мотивации и ситуации, процесс взаимодействия позитивных и негативных внешних условий.

Главная проблема состоит в переводе этой модели в единую сопоставляемую систему показателей, на основе шкалирования. Кроме того, в зависимости от количества предполагаемых вариантов изменений в преступности различают многовариантные и одновариантные, или простые прогнозы.

Многовариантный криминологический прогноз предусматривает разновидности изменений в уровне и тенденциях преступности в зависимости от характера, масштаба, типа применяемых профилактических мероприятий. При простом криминологическом прогнозе расписывается лишь однозначная, одновариантная зависимость преступности от конкретных мероприятий и социальных изменений.

Нормативные криминологические прогнозы, строятся на подробном расчете сил, ресурсов, последовательности определенных операций в целях выполнения конкретных задач.

В криминологическом прогнозировании используются обычно три обобщенных метода:

б) экспертных оценок

Экстраполирование — это продолжение в будущее динамико-статистических рядов, закономерности, построения которых в прошлом и настоящем известны. Рассчитанные с помощью математических средств показатели изменений уровня и структуры преступности прошлого и настоящего периодов, темпа и ритма этих изменений путем построения динамического ряда абсолютных данных или индексов переносятся на ближайшее будущее. Этот метод применяется, если факторы, воздействующие на преступность, устойчивы, поэтому он эффективен только в краткосрочных и в среднесрочных видовых (т.е. по видам преступного поведения) прогнозах. Метод экспертных оценок состоит в выяснении мнения экспертных групп ученых и практиков о будущем развитии преступности с последующей обработкой полученных оценок по специальным шкалам. Этот метод используется при долгосрочных прогнозах, когда не требуется детализированных выводов.

Метод математического моделирования — это разработка и применение в компьютерных программах комплекса (системы) математических формул, отражающих взаимодействие процессов и явлений, существенно влияющих на преступность. Это наиболее точный, детализированный и обоснованный метод, он может применяться во всех видах прогнозов, но очень трудоемок, зато современен и эффективен.

Криминологическое программирование бывает перспективным и текущим.

Перспективное программирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели — наиболее полной регуляции преступности.

Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.

Текущее программирование предназначено для решения промежуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, составляется на основе краткосрочного прогноза.

В зависимости от направлений деятельности выделяется комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое и ведомственно-отраслевое программирование[31 ст. 48].

Комплексно-территориальное программирование предусматривает мероприятия в региональном разрезе, т.е. по местностям; комплексно-отраслевое — по отраслям экономики; ведомственно-отраслевое — предусматривает специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными типами и координирует деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, арбитража — всех правоохранительных органов.

Читайте также:
Как разработать программу по направлениям в библиотеке

Методы криминологического программирования — общие и специальные.

Общими методами программирования являются те, которые применяются и в программах экономического, социального развития. К ним относятся:

1) балансовый метод, суть которого заключается в обеспечении равновесия различных, равнозначимых и разнохарактерных процессов социального развития — экономических, культурных, политических и т.п. в их воздействии на преступность;

  • 2) программно-целевой подход, который предусматривает не только мероприятия, сроки, исполнителей, но и их ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение, расписание конкретных задач по субъектам и т.п. Специальные методы используются только при криминологическом программировании. К их числу относятся:
  • 1) криминологическая экспертиза, одно из направлений этой деятельности — мероприятия по воздействию на преступность, управлению ею, предупреждению, которые проходят «красной нитью по всем разделам программ экономического, социального развития, а также муниципальных, т.е. являются «сквозными», и специально не выделяются[35 ст. 54];
  • 2) мероприятия по управлению преступностью, выделяемые в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываемые самостоятельно, которые получают наименование программы предупреждения преступности и иных правонарушений и состоят из ряда подразделов, расписаны по субъектам, как общей компетенции (выделение задач для органов местного самоуправления, учебных заведений и т.п.), так и специально осуществляющим эту деятельность (правоохранительные органы).

Источник: studwood.net

Виды и методы криминологического программирования (планирования)

Криминологическое программирование бывает перспективным и текущим.

Перспективное (лат. perspicere – смотреть сквозь) программирование рассчитано на длительный срок и предусматривает мероприятия по достижению главной цели – наиболее полной регуляции преступности. Перспективное программирование основано на долгосрочных и среднесрочных прогнозах.

Текущее программирование предназначено для решения промежуточных задач с учетом криминологической ситуации, оперативной обстановки в регионе в определенный краткий период времени, составляется на основе краткосрочного прогноза.

Кроме того, выделяется комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое и ведомственно-отраслевое программирование в зависимости от направлений деятельности. Комплексно-территориальное криминологическое программирование предусматривает мероприятия в региональном разрезе, т.е. по местностям; комплексно-отраслевое – по отраслям экономики; ведомственно отраслевое – предусматривает специальные мероприятия по воздействию и управлению всей преступностью или ее отдельными типами и координирует деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, суда, юстиции, арбитража.

Методы криминологического программирования (рис. 8.3) – есть общие, т.е. которые применяются и в программах экономического, социального развития, и специальные, т.е. используемые непосредственно при криминологическом программировании.

Методы криминологического программирования

Рис. 8.3. Методы криминологического программирования

К специальным методам криминологического программирования следует отнести:

  • а) мероприятия по воздействию на преступность, управление ею проходят «красной нитью» по всем разделам программ экономического, социального развития, т.е. являются «сквозными», «проникающими» и специально не выделяются; организация управления осуществляется по результатам криминологической экспертизы социальных и экономических программ, нормативных актов;
  • б) мероприятия по управлению преступностью – выделяются в отдельный раздел программы экономического или социального развития или разрабатываются самостоятельно и получают наименование программы предупреждения преступности и иных правонарушений, который состоит из ряда подразделов, расписан по субъектам (5 блоков, 13 подразделов), как общей компетенции (выделение задач для органов местного самоуправления, учебных заведений и т.п.), так и по специально осуществляющим эту деятельность (правоохранительные органы).

Повышение эффективности борьбы с преступностью практически невозможно без составления научно-обоснованных прогнозов ее изменений в будущем, составления программы борьбы с преступностью.

При изучении вопросов о понятии, видах и методах криминологического прогнозирования следует обратить особое внимание на сроки прогнозов, а вопросов о понятии, видах и методах криминологического программирования – на структуру программ предупреждения правонарушений.

Источник: studme.org

Методы криминологического прогнозирования

Специальные методы криминологического прогнозирования – метод экстраполяции, моделирования, экспертных оценок и метод социального экспериментирования.

Метод экстраполяции, сущность которого состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

Анализ показателей динамики преступности и отдельных ее видов за ряд предшествующих лет позволяет выявит тенденцию изменения данных показателей. На основании этого посредством специальных математических расчетов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток этого метода состоит в том, что он дает удовлетворительные результаты только в отношении ближайшего будущего (1-3 года). По мере увеличения прогнозируемого периода вероятность ошибок в оценке возрастают.

Более сложен метод моделирования, который состоит в создании упрощенного образа прогнозируемого криминологического объекта, отражающего его существенные свойства и стороны. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей ее зависимость от действия ряда факторов. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени связи этих факторов с преступностью.

Точность подобных приведений можно увеличить посредством сочетания методов экстраполяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на анализируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчета экспертных оценок. Ценность этого метода в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию.

Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определенных пределах. Применение экспериментального метода возможно лишь при выполнении следующих требований:

Читайте также:
Программа для звука nvidia

v Строгого соблюдения законности

v Наличии научно обоснованной гипотезы

v Выбранного типичного объекта эксперимента

v Предоставлении определенного периода времени, обеспечивающего возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез

v Наличия разрешения соответствующих органов.

42. Понятие и принципы планирования предупредительной деятельности.

Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.

Профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность деятельности по предупреждению преступности предполагает наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:

— под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;

— при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли «помощников» государственных органов;

— с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактической деятельности означают, что:

лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;

ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства;

профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.

Научность как принцип профилактики означает:

ü наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;

ü сопровождение всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;

ü использование на практике предоставляемых наукой знаний закономерностей преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений по борьбе с нею;

ü осознание практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспечении предупредительной деятельности;

ü проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.

43. Виды криминологических планов (программ).

Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, а также нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения практических мер на определенный период времени.

Криминологическое планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) и имеет следующие виды:

— по уровню и масштабу — федеральное, региональное, местное, на отдельном объекте;

— по органу власти, утверждающему план (программу);

— по составу участников и их роли — комплексное, межведомственное, ведомственное;

— по направленности — территориальное или отраслевое;

— по предмету — охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;

— по срокам — долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбы с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью и т.п.

Планы детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы, предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность, сроки исполнения, ответственных исполнителей. Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки.

Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения.

Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывает соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Основная задача состоит в том, чтобы объединить усилия различных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое руслоцеленаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.

Ведомственное планирование включает разработку задач и средств участия в борьбе с преступностью надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своей компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности и другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru