Эффективность краткосрочных программ в дополнительном образовании
Краткосрочная программа
дополнительного образования.
Срок реализации составляет не более одного года и не
меньше 3 месяцев.
Реализация краткосрочных программ обеспечивает
ряд преимуществ, всем участникам образовательного
процесса: для обучающихся – это возможность
попробовать себя в разных видах деятельности.
4.
Основными задачами реализации
краткосрочных дополнительных
общеобразовательных программ являются:
знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области;
овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и
хранения информации;
развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных
представлений;
развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и
адаптации в коллективе;
воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;
Краткосрочная cтратегическая терапия Джорджио Нардонэ
формирование самооценки и чувства коллективизма.
5.
Формат «интенсивов»
+ в ограниченный временной срок происходит максимальное
формирование определенного социального опыта;
+ временные объединения по подготовке и проведению
отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования,
праздники, проекты, акции, многодневные походы,
экскурсионные поездки, экспедиции и пр.
6.
Краткосрочная программа дополнительного
образования «Весёлые праздники» (16 -17 лет)
Ученики 9-10 классов проводят праздники в детском саду
МБОУ
«Копьёвская
СОШ»
Сетевое
взаимодействие
ДДТ
МБДОУ ОВ
детский сад
«Золотой
ключик»
Пример содержания программы: ознакомления обучающихся с
историями возникновения праздников и их традициями; Обучение
по составлению сценариев к праздникам, их организация и
проведение.
7.
Профессиональноориентированные программы
познакомиться с той или иной профессиональной
сферой жизнедеятельности;
выявить свои личные возможности и определиться в
выборе профессии;
получить основы профессиональных знаний и
мастерства.
8.
Краткосрочная программа дополнительного
образования «Мир профессии» 16 -17 лет.
Пример:
В сфере медицины
В сфере образования
В сфере
правоохранительных
органов
Терапевт, Педиатр и т.д.
Педагог дополнительного
образования, учитель,
воспитатель и т.д.
Участковый, следователь,
опер и т.д.
9.
Программы летних или зимних
оздоровительных смен
оказывают влияние на продуктивное развитие личности в
период каникулярного отдыха;
способствуют укреплению здоровья;
профилактике вредных привычек;
социализируют и реабилитируют детей;
Краткосрочная и системная терапия: Современные подходы
обеспечивают развитие познавательных интересов детей с
повышенным уровнем способностей.
10.
Плюсы краткосрочных программ
За ограниченный временной срок у обучающихся
формируется определенный социальный опыт;
Обучающиеся и педагоги пробуют себя в разных
направлениях;
Занятость детей во время каникул;
Охват неохваченных детей.
11.
Структурные компоненты краткосрочной
программы
1. Титульный лист программы: наименование образовательной организации, гриф
утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа),
название Программы, адресата Программы, срок ее реализации, ФИО, должность
автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.
2. Комплекс основных
характеристик краткосрочно
й программы:
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Цель и задачи программы.
3.Комплекс организационнопедагогических условий:
3.1. Методическое
обеспечение.
2.3. Содержание программы.
3.2.Условия реализации
программы.
2.4. Планируемые результаты.
3.3. Календарный график.
2.5. Формы аттестации и их
периодичность.
3.4. Оценочные материалы.
3.5. Список литературы.
12.
Источник: ppt-online.org
Положение о краткосрочной программе
Организация деятельности по КП направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Реализация КП предоставляет возможность постоянного развития детей и взрослых на основе приобретения ими новых актуальных знаний, умений и навыков, соответствующих текущим и перспективным потребностям
Оценить
2555 0
Содержимое разработки
к приказу МБУ ДО ДЮЦ «Подросток» от 01.09.2017 г. № 44-ОД
о краткосрочной образовательной программе в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Детско- юношеского Центра «Подросток» г.о. Самара
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МБУ ДО ДЮЦ «Подросток», утверждённым приказом управления образования Кадуйского муниципального района от 22.09.2014 года №207.
Назначение краткосрочныхобразовательных программ.
Организация деятельности по КП направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Реализация КП предоставляет возможность постоянного развития детей и взрослых на основе приобретения ими новых актуальных знаний, умений и навыков, соответствующих текущим и перспективным потребностям.
Содержание краткосрочных образовательных программ.
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям Вологодской области;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям дополнительного образования: художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической, технической.
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
создание условий для развития личности;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграцию в системе мировой и отечественной культур;
укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
взаимодействие педагога с семьями обучающихся и общественностью.
Виды краткосрочных программ по содержанию.
КП по своему содержанию могут быть, как правило, двух видов:
Порядок разработки и утверждения краткосрочных образовательных программ.
Если КП составляется как рабочая программа модуля долгосрочной программы, то порядок её разработки и утверждения регламентируется положением о рабочей программе.
Если КП составляется как новая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, то порядок её разработки и утверждения регламентируется положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Порядок приёма для обучения по краткосрочным образовательным программам.
О формировании групп обучения по краткосрочным образовательным программам МБУ ДО ДЮЦ «Подросток» сообщает посредством размещения информации на стендах, в средствах массовой информации, на официальном сайте учреждения.
Приём в МБУ ДО ДЮЦ «Подросток» осуществляется в соответствии с действующими Правилами приёма в учреждение.
Особенности аттестации обучающихся при реализации краткосрочных образовательных программ.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением об аттестации обучающихся.
При реализации КП со сроком реализации 4 месяца и менее промежуточная аттестация не проводится. Аттестация по завершению освоения программы проводится, как правило, в форме итогового занятия.
По итогам освоения КП может быть предусмотрена выдача сертификатов (приложение 1). Условия их выдачи регламентируются краткосрочной образовательной программой.
Ведение документации при реализации краткосрочных образовательных программ.
При реализации краткосрочных образовательных программ педагогом ведётся следующая документация:
Если срок реализации программы составляет более 20 учебных часов, то педагогом ведётся журнал учёта работы педагога дополнительного образования в соответствии с инструкцией по его заполнению.
Если срок реализации программы составляет 20 и менее учебных часов, то педагогом ведётся ведомость учёта реализации краткосрочной образовательной программы (приложение 2).
к положению о краткосрочной образовательной программе в муниципальном бюджетном учреждении
к положению о краткосрочной образовательной программе в муниципальном бюджетном учреждении
Детско- юношеском Центре
учёта реализации краткосрочной образовательной программы
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________________________________
Срок реализации программы: с «___»_______________________ по «___» ___________________________
Учёт посещаемости занятий
Содержание краткосрочной образовательной программы
Тема занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Кол-во часов
Учёт посещаемости занятий
Итоги аттестации (уровень)
Содержание краткосрочной образовательной программы
Тема занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Кол-во часов
Результаты освоения краткосрочной образовательной программы
Выполнение программы
Сохранность контингента
Уровень освоения программы
Источник: www.prodlenka.org
Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута
методическая разработка
В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов «модулей».
Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учебными программами, соответсвенно, выбрать наиболее интересную область, в которой ребенок уже начнем заниматься по общей программе.
Главное условие такого курса — выбор ребенка, то есть в рамках определенных часов, например по субботам с 11 до 13, должно проходить сразу несколько занятий у разных педагогов. И ребенок (или родитель) сам выбирает на какой курс пойти сейчас, а на какой следующей четверти.
Также предлагается пример программы на основе отдела ИТ, хотя не рекомендуется ограничивать мини-курсы одним отделом. То есть ребята за два года (8 модулей) могут познакомиться и рисованием на компьютере и с обычным рисованием
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
«Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута»
Еременок Ольга Владимировна, педагог ДО
ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга
Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в среде дополнительного образования гораздо полнее, чем в школьной урочной системе традиционных учебных занятий, реализуется принцип личной заинтересованности ребенка: наличие тех или иных программ подстраивается под способности и интересы детей. Именно на этой основе и создается творческая, эмоционально привлекательная для детей, подростков и старшеклассников среда, способствующая их креативной самореализации.
Но у поддержки заинтересованности ребенка есть и обратная сторона: необязательность программ. Ребенок не может учиться всему, что предлагает дополнительное образование, соответственно может и должен выбирать. Но свобода выбора здесь имеет один отрицательный фактор: если ребенку не понравилось обучение конкретной образовательной программе сложно определить — не понравилась конкретная программа, не подходит именно данная сфера деятельности или просто ребенок еще не научился преодолевать трудности.
Для решения этих проблем существуют краткосрочные ознакомительные программы. Часто такие программы имеют формы ролевых игр: например, мероприятия в летних оздоровительных лагерях или игровые зоны типа «Кидбург».
В начале двухтысячных годов были предприняты попытки создания целой системы краткосрочных программ, особенно в той части дополнительного образования, которая заменила школьные занятия труда и технологий (см. Добрецова Н.В: Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. Каро, 2005). Считалось, что такая «карусель» профессий и технологий позволит учащимся средней и старшей школы более правильно сделать жизненный профессиональный выбор. Но, большей частью, эти попытки не увенчались успехом и упор был сделан (и делается сейчас) на долгосрочные, многолетние образовательные программы.
Главная причина такого «провала», на мой взгляд, была в неправильной возрастной группе. Упор был сделан на старшеклассников, хотя уже к 9-му классу большая часть учащихся определяется хотя бы со сферой своей будущей деятельности.
Практика модульного курса краткосрочных образовательных программ в ЦДЮТТ Кировского района
В нашем отделе информационных технологий была разработана модульная учебная программа для учащихся начальной школы.
Ее насущная необходимость была определена сразу несколькими, создавшимися в последнее время факторами:
- Очень раннее вхождение детей в такие сложные дисциплины как робототехника и программирование. Если еще 10 лет назад самый младший возраст для Лего-робототехники был 10-11 лет, а сам курс рассчитан на детей с пятого класса, то сейчас разрабатываются программы и конструкторы для детей 6-7 лет.
- Очень большое расслоение детей начальной школы по образовательным компетенциям. Часто в одной группе оказываются первоклассники, которые умеют читать и считать, и второклассники, которые читают очень плохо и практически не умеют считать.
- Очень неадекватное видение родителями интересов своего ребенка. К сожалению, система поддержки рождаемости создает ситуацию, когда с быстрым рождением второго и третьего ребенка, родители «забывают» о первом, особенно, когда первый ребенок начинает ходить в школу и о нем «вроде бы нечего волноваться». Иногда родители взахлеб рассказывают о том, что ребенок целыми вечерами играет с набором лего, а на деле оказывается, что это просто у ребенка нет выбора — лего его единственная игрушка. И когда такой ребенок приходит на кружок робототехники, оказывается что ему более интересно рисование или программирование, рукоделие, выпиливание, решение задача и т.д., но только не лего.
- Засилие планшетов у детей, что полностью свело на нет владение компьютерными технологиями. Еще 10 лет назад, практически все дети 10 лет умели работать на компьютере – создавать, сохранять файлы, редактировать и т.д. Сейчас же единственное умение – владение тач-скрином для игр.
Таким образом, лавными задачами такой программы были сразу определены:
— выровнять стартовые возможности обучения ребенка в отделе информационных технологий;
— способствовать выбору ребенком самостоятельно его индивидуального образовательного пути;
— обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
— содействовать самореализации личности ребенка
Модульная система в этом случае, углубляет еще одну специфическую особенность дополнительного образования детей — наличие свободного выбора и построения личного образовательного пути. Оно оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к самостоятельному выбору и самостоятельному целепологанию, повышает его собственную самооценку. При этом выбор образовательного пути здесь не имеет того огромного судьбоносного значения, который он имеет в старших классах.
В данном модульном курсе неправильного выбора просто быть не может – все виды деятельности, предлагаемые учащимся, рано или поздно понадобятся в школьной или личной жизнь. Таким образом, выбор курсов приобретает игровой характер: с одной стороны это важный выбор, с другой – главным является не сам выбор, а его возможность.
Еще одной особенностью, играющей с одной стороны огромное воспитательное значение, но при этом внешне имеющей игровой характер является иерархическое строение некоторых модулей. Как и во многих компьютерных играх, имеющих вариативные ходы, возможность выбора конкретного модуля зависит от модулей, пройденных ранее, а также от выбранного и пройденного модуля зависит возможность выбирать дальнейший уровень образования. Например, чтобы пройти даже в начальный уровень робототехники, необходимо пройти сначала модуль знакомства с компьютером, а также один из модулей или программирования или технического моделирования. Такая сложная, на первый взгляд, иерархия заставляет ребенка подходит серьезно к проектированию своего учебного маршрута. Но, на самом деле, сложность здесь только иллюзия – практически все модули взаимозаменяемы и в течении двух-трех лет ребенок может познакомиться со всеми видами деятельностей, предлагаемых курсом.
Как оказалось, большую трудность данный аспект вызвал не у детей, а у их родителей. Привычка полагаться на советы сторонних людей или не давать ребенку возможность самому решать даже мелкие проблемы, или и то и другое, стали серьезным препятствием для многих взрослых, которые не могут или не хотят сделать выбор. При этом надо отметить, что в учреждениях дополнительного образования, решение родителя имеет большое значение, так как именно родители приводят детей на занятия. Часто выбор модуля зависит не только от желания ребенка или родителей, но и возможности, точнее невозможности, приводит ребенка или слишком рано или слишком поздно.
Можно было бы предположить, что гораздо лучшие воспитательные результаты данный модульный курс мог бы иметь в системе школьных продленных групп, которые имеют все особенности именно дополнительного, а не общешкольного образования. В таких группах, родители имеют меньшую возможность влиять на занятия ребенка, поэтому ребенок имел бы большую свободу выбора.
Проблемы выполнения и способы их решения
Как ни парадоксально этот проект, который вообще не требует дополнительных субсидий, столкнулся с большими административными проблемами.
Хотя в нашем центре проект проходит только в рамках отдела информационных технологий, он может быть реализован одновременно во всем центе.
I. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особого кадрового состава. Практически любой педагог способен написать краткосрочную ознакомительную программу по своей основной образовательной программе. Педагогу такие программы выгодны тем, что в начале годы, они являются своеобразной рекламой и способом выявить наиболее заинтересованных ребят, а в середине года, помогают «добрать» группы и уравнять знания новичков с учащимися, уже проучившимися несколько месяцев.
II. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особых помещений, комплектующих и лабораторного оснащения, а также, как правило, особых методических материалов. Все проводится на той же базе, на которых проводятся основные учебные программы.
III. Проект ТРЕБУЕТ особого планирования курсов.
Способов планирования может быть три, и все они были опробованы в нашем центре, каждый способ имеет свои достоинства и недостатки.
Сама образовательная программы рассчитана на два года, 72 часа в год, по два академических часа в неделю. Каждый ребенок проходит за год четыре модуля-курса.
1. Самый логичный способ, конечно, сделать один курс по девять занятий. Поскольку каждый курс должен заканчиваться зачетной работой или творческим проектом, то выходит 6-7 непосредственных занятий, работа над проектом, защита проекта (как правило, перед родителями).
Большим плюсом данного способа является унификация курсов. Если ребенок не может попасть на курс в этот раз, он знает, что в следующий раз, этот курс будет точно таким же. Это облегчает выбор.
Большим минусом является административное планирование. Поскольку список курсов на следующий модуль определяется родительским собранием, заранее спланировать все родительские собрания довольно трудно. Также трудно, оформить изменение состава групп посредине месяца.
2. Самый простой. Разбить курс по четвертям. Таким образом, защита проектов придется на каникулы. Большим недостатком является разное количество занятий в курсах. Получается, что курс, пришедшийся на третью четверть, обладает большим значением, чем остальные.
Также педагогам придется писать несколько вариантов курса для разного количества занятий.
3. Способ, использующийся сейчас. Каждый курс начинается в нечетный месяц и длится два месяца. Каждый курс длится 7 занятий с небольшим внутренним зачетом, оставшиеся занятия используются для учебно-массовых мероприятий, кросс-курсовых конкурсов и т.д. В мае все участвуют в проектных работах, по теме любого из пройденных курсов.
Это позволяет значительно упростить документацию, приказы о формировании новой группы и т.д. Облегчает связь с родителями и соответственно планирование следующих модулей. Проекты в конце года, позволяют собраться ребятам из разных групп и создавать гораздо более сложные проекты.
IV. Проект требует особого административного планирования.
Сейчас в проекте участвуют педагоги, которые ведут эту программу целый год. На самом деле, в идеале, курс не должен быть зависим от конкретных педагогов. Один педагог может участвовать в проекте, например, один раз в два года, в этом случае каждый ребенок будет иметь возможность познакомиться с его курсом. К сожалению, система административного планирования привязывает количество часов к определенному педагогу в течение всего года, не позволяя увеличивать часы только на два месяца.
Кроме того, в идеале, курсы требуют особого журнала. То есть или журнал должен быть отдельным на каждый курс, либо, наподобие школьного журнала, где записываются все учащиеся обоих годов, а на отдельной странице ведется отдельный курс.
К сожалению, можно констатировать, что введение в закон об образовании статьи об инновационной и экспериментальной деятельности, практически уничтожило возможность экспериментальной деятельности. Изменения должны быть или глобальными или никакими. При этом, на инновационную деятельность должно быть получено своеобразное «разрешение», но это «разрешение» должно быть получено на уже ведущуюся инновационную деятельность.
Несмотря на это модульный курс в нашем отделе информационных технологий является довольно востребованным и среди детей, и, что немаловажно, среди родителей.
Источник: nsportal.ru
Как запускать краткосрочные программы лояльности
Когда возникает потребность взбодрить покупателей, ритейлеры часто прибегают к запуску временных программ лояльности. В первую очередь, это делают ритейлеры с высокой частотой покупок. В России такие программы известны по формату «накопи и получи». Покупатели собирают фишки, наклейки, штампы или баллы, количество которых зависит от суммы чека.
А затем обменивают их на призы или товары из каталога, который составляется из ассортимента магазина. Мы перевели статью, чтобы разобраться, как работают и оцениваются такие программы, и каковы факторы их успеха.
Краткосрочные программы имеют стандартный принцип накопления и списания баллов, но работают обычно всего несколько недель или месяцев. Временные программы могут запускаться как альтернатива постоянной программе лояльности, либо параллельно с ней, и работать по принципу «программа в программе».
Эффективны ли краткосрочные программы лояльности? Что нужно, чтобы они были эффективными? Исследование профессора Ника Бомбая из Амстердамского университета даёт некоторые ответы. В статье, опубликованной в Международном журнале исследований в области маркетинга, исследователи сообщают, что проанализировали 879 краткосрочных программ лояльности в секторе розничной торговли продуктами питания в 45 странах. Вот их основные выводы.
Измерение результатов
Прежде чем углубиться в выводы, нужно договориться как оценивать результаты. Исследование, в основном, использовало метрику, основанную на списаниях вознаграждений. Она рассчитывалась так:
Объём продаж, необходимый, для получения всех фактически полученных вознаграждений / стандартный объём продаж за период программы.
По сути, этот показатель показывает долю продаж ритейлера, которая была совершена с погашением вознаграждений. Во многом, показатель определяет активность участия клиентов в программе.
Среднее значение показателя составило около 14%. В разных программах он варьировался от менее 1% до 83%.
Является ли эта метрика лучшей для оценки программы? Ответ будет зависеть от того, какова цель программы. В некоторых программах, например, большее значение будет иметь её влияние на объём продаж. К счастью, при исследовании части программ, были изучены более подробные данные о продажах.
Насколько короткой должна быть краткосрочная программа лояльности?
В слишком затянутой программе люди будут терять к ней интерес. В слишком коротких – не успеют добраться до вознаграждения. Программы, изученные в исследовании, длились примерно от месяца до полугода.
Исследование показало, что программы длительностью 18 недель обеспечивают максимальную эффективность. Программы короче 13 недель были менее эффективными.
Оптимальная продолжительность менялась в зависимости от ценовой политики ритейлера. Дискаунтеры и магазины с ценовой стратегией “низкие цены каждый день” имели пиковую продолжительность программ около 20 недель. В то время как магазины со стратегией, сочетающий более высокие цены и более глубокие скидки – около 16 недель.
Оптимальная стратегия и подход к вознаграждениям
Размер вознаграждения
Некоторые из проанализированных программ предлагали вознаграждение в виде скидки. А другие – в виде бесплатного продукта. Одним из способов оценки ценности вознаграждения является процент скидки (принимая во внимание, что бесплатный продукт эквивалентен скидке 100%).
В изученных программах средняя скидка на вознаграждения составляла около 80%. Неудивительно, что более высокая скидка приводила к более высокому количеству списаний. Причём, чем ближе скидка приближалась к 100%, тем сильнее был эффект.
Глубина скидки сильнее влияла на результат небольших ритейлеров и на рынках с большой конкуренцией краткосрочных программ лояльности.
Интересно, что с точки зрения продаж, более высокие скидки не обязательно влияли на размер чеков участников, но мотивировали покупателей активнее списывать накопленные баллы.
Требование к покупке
Покупатели хотят получить в качестве вознаграждения бесплатный товар, либо значительную скидку. Но это сильно бьёт по марже магазина.
Один из способов компенсировать издержки — повысить требования к сумме покупок для получения вознаграждения.
Хорошо это или плохо? Исследование показало, что программы с высокими требованиями показали лучший результат с точки зрения участия и списания. В первую очередь, это было характерно для рынков с большой конкуренцией краткосрочных программ. Вероятно, это можно объяснить тем, что более высокие требования к сумме покупок лучше привязывали клиента к сети.
Разнообразие вознаграждений
Каждая программа, в среднем, предлагала 9 вариантов вознаграждений. В то время, как некоторые имели более 20 вариантов. Ритейлерам со стратегией «сочетания высоких и низких цен» предложение дополнительных вариантов вознаграждений не влияло на эффективность. Но это работало в случае дискаунтеров.
Что еще имеет значение?
На успех программ влияют и другие факторы, связанные с ритейлером и рынком:
• Ритейлеры с большей долей рынка сильнее выигрывают от краткосрочных программ лояльности, чем мелкие ритейлеры.
• Долгосрочные программы лояльности плохо сочетаются со своими краткосрочными аналогами. У ритейлеров с долгосрочной программой лояльности краткосрочная программа менее эффективна.
• Программы ритейлеров с ценовой стратегией сочетания высоких и низких цен показывают более высокий результат, чем дискаунтеры.
• Краткосрочные программы лучше работают в странах с меньшей концентрацией розничной торговли.
Влияние краткосрочных программ лояльности на продажи и прибыль
Результаты, которые обсуждались выше, оценивались, в основном, через показатель списания баллов. А что происходит с продажами и прибылью?
Влияние на продажи
Анализируя результаты программ, по которым имелись данные о продажах, исследователи подсчитали, что средний рост продаж, сгенерированный программами, составил 4,1%, с медианой 2,5%.
Рост продаж почти полностью произошел за счет участников, которые получали вознаграждение хотя бы один раз.
Объём покупок участников вырос примерно на 19%. В то время, как объём покупок тех, кто не участвовал, остался без изменений по сравнению с периодом до запуска программы.
Влияние на прибыль
Влияние краткосрочных программ лояльности на прибыль зависело от структуры расходов. Более половины программ перекладывали расходы на программу лояльности на потребителей, что влекло за собой минимальные дополнительные расходы для ритейлера.
Более щедрые ритейлеры относились к программам как к инвестициям и перекладывали на потребителей меньше затрат. Такие программы в 98% случаях были прибыльными с точки зрения валовой прибыли.
Ключевые выводы
- Планируя запускать временную программу лояльности учитывайте свое положение на рынке и ценовую стратегию. Результат будет выше, если у вас большая доля рынка, если вы используете ценовую стратегию сочетающую высокие и низкие цены», и если у вас отсутствует постоянная программа лояльности.
- Оптимальная длительность краткосрочных программ лояльности 4-5 месяцев.
- Если можете, предлагайте в качестве вознаграждения бесплатные продукты, а не скидку на товары. Компенсируйте более высокие расходы на вознаграждения более высокими требованиями к объёму покупок. Особенно это важно, если вы не единственный, кто проводит на рынке краткосрочную программу.
- Разнообразие вариантов вознаграждения в программе не сильно влияет на эффективность. Оно может иметь значение только для дискаунтеров.
- Поощряйте списания. Рост продаж будет исходить, в основном, от покупателей, которые пользуется вознаграждениями.
Предостережение
Исследование полностью основано на результатах продуктовой розницы. Ритейлеры других категорий могут иметь другие результаты и подходы к программам.
Так как временные программы лояльности ориентированы на краткосрочную перспективу, анализ исследования был сфокусирован на краткосрочных показателях. В отличие от обычных программ лояльности, нет уверенности, что временные программы могут достичь такой же цели создания долгосрочной клиентской лояльности. Краткосрочные программы похожи, скорее, на эффективные рекламные рычаги, чем на настоящие инструменты создания лояльности.
Чтобы получить более детальную картину, прочитайте исходную статью в International Journal of Research in Marketing: https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2022.04.005
Следите за новыми материалами на нашем телеграм-канале
Источник: dirservice.ru