Предметный мир не сразу и не в едином акте раскрывает свою социально- и личностно-значимую сущность. Ценности наивысшего порядка открываются для подрастающего ребенка медленно, с его переходом от одного возрастного периода к другому. И, хотя вступив в хаос социальных отношений, ребенок вроде бы может усвоить всю их совокупность, но в действительности он не способен на быстрое овладение достижениями культуры, стесненный возрастными ограничениями.
Воспитание должно учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что подрастающая личность, с младенчества окруженная многообразием явлений и отношений, знакома с совокупностью подлежащих присвоению ценностей. Спектр меры этого ознакомления очень широк: от непонимания до любви и презрения. К тому же, как правило, уровень ознакомления не выше житейско-обыденного. Поэтому педагог выстраивает в рамках программы адекватное возрасту и уровню развития влияние, раскрывая мир культуры и практически приобщая к культурным достижениям.
Анализ воспитательной работы
Задачи-доминанты располагаются по возрастам следующим образом. Последний год школьной жизни («Выпускник») посвящается интенсивному осмыслению жизненной позиции личностного «Я» школьника к жизни как таковой. Ценностное отношение к своему уникальному, индивидуальному, отличному от других, миру сопрягается с ценностным отношением к собственной жизни как продукту собственной творческой деятельности. Основная идея этого года работы педагога со школьниками – «Человек – субъект и стратег жизни».
Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. Бесспорно, решения могут быть не найденными. Тут главное, чтобы выпускник знал о них, готовился к встрече с ними в индивидуальном самостоятельном жизненном пути и чтобы выбор, сделанный сейчас, реализовывал в своем поведении и действиях сейчас, а для этого обозначенные проблемы жизни должны расширяться серией вопросов текущей жизни.
Для старшеклассника, школьника в период становления мировоззренческих взглядов задачей-доминантой является формирование обобщенного философического образа жизни как некоторой модели, некоторого эталона для достойного человека, реализующего свое высшее предназначение. Жизнь как отдельный особенный объект выдвигается для осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь как отсутствие смерти, неумирание, а жизнь, которую бы хотел человек и которую бы считал достойной лично для себя. Такая духовная работа требует развитого абстрактного мышления. Но к этому времени школьник-старшеклассник обладает вполне достаточной степени абстрактным мышлением, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а, следовательно, выстраивать сознательно свою сегодняшнюю в желанных характеристиках – ему под силу.
Иная задача-доминанта в работе педагога со старшим подростком. Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен культуры во всех его формах и проявлениях. В эти годы интенсивного роста физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми, а также и с самим собою социальная переориентировка позволяет корректировать соотношение интересов «Я» и интересов тех, кто выступает для подростка в роли «они». Входя в общность, подросток с трудом справляется с этой острой проблемой: осознавать себя как индивидуальность, но признавать за другими право на индивидуальность; утверждать свой личностный суверенитет, но при этом принимать общественные интересы и содействовать им.
Горбунова Т.В. — Содержание воспитательного процесса
Структурирование содержания по реализации данной задачи-доминанты производится также через вычленение проблем жизни для осмысления подростком и практического их решения в настоящее для него время и постановку ряда вопросов текущей жизни подростка.
Главная отличительная черта младшего подростка – развитие способности воспринимать себя как сторонний объект, формирование самооценки, осознание своей индивидуальности. Утвердить свое «Я», проверить свое «Я», предъявить свое «Я» для окружающих – лейтмотив поведения младшего подростка.
Педагогическое содействие личностному развитию заключается на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира: организуется осмысление «вообще человека», определяются отличия человека от животного, выявляются признаки «достойного человека», осознаются индивидуальные черты человека. Веселому, подвижному, энергичному, любознательному подростку предлагается согласно его возрастной психологии деятельность, в ходе которой взращивается способность оставаться человеком всегда, в любых обстоятельствах.
В содержании работы с подростком сохраняется та же связь общей проблемы жизни и ряда текущих вопросов протекающей действительности.
В работе с детьми начальной школы («Младшеклассник») избирается задача-доминанта на основании учета такой психологической особенности младшеклассника, как ортодоксальность. Неопытный малыш, входя в контекст социальной жизни и не зная законов её, при своей природной подражательности легко принимает социально заданное.
Норма культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается как нечто единственно возможное. Социальная норма выдвигается в качестве центрального объекта внимания, осмысления, овладения младшеклассником.
Обращаясь к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог направляет сознание детей на значение общепринятого и на личностный смысл внедряемых социальных норм. Появление этих норм в жизни людей трактуется не иначе как решение проблем, ставших перед ними: гигиенические, правовые, этические, трудовые, познавательные, экономические, эстетические, поло-ролевые и т.д. Вопросами текущей жизни станут реальные решения этих проблем в виде правил, традиций, обычаев, культурных умений и повседневных навыков. Содержательный круг их в итоге станет зависеть от культуры педагога, овладевшего данными практическими решениями проблем.
Воспитание первоклассника – очень ответственный этап воспитательного процесса. Здесь особенно важно «не навредить», не поломать тонкую прорастающую душу ребенка. Опорой в его школьном воспитании должна стать «природа», столь удивительная для маленького человека и столь пока еще ему близкая. Природа предъявляется первокласснику как дом человечества, о котором заботится каждый человек, в том числе и сам первоклассник.
Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. И для первоклассника оно станет исходным для последующего формирования отношения к миру и жизни. Педагог выходит с детьми на свободное осмысление природы как ценности жизни, и не только как объекта научного изучения (это происходит в процессе обучения на уроке), а как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм, в том числе жизнь человечества. Вопросы текущей жизни первоклассника сведены к умению наблюдать явления природы и умению вести себя в доме природы: например, уметь замечать звезды, наблюдать за полетом птиц, вдохнуть первые весенние запахи, оценить красоту цветов, реки, бабочки, а также уметь уважать мир животных, не вторгаться без надобности в их природное существование.
Организуя работу с детьми по программе воспитания, педагог производит социально-психологическое и общее духовное восхождение детей по ступеням в освоении, усвоении и присвоении ценностей культурной жизни. И дети все более обретают способность жить в этом мире на уровне его высочайших достижений.
Педагог должен знать всю программу воспитания, чтобы гибко выстраивать работу в согласии с уровнем развития детей. Иногда он может забегать вперед, иногда чуть затягивать встречу детей с ценностью как объектом освоения, усвоения и присвоения. Нельзя допускать лишь повторения. Пословица «Повторение – мать учения» никак не оправдывает воспроизведения пройденного этапа. Такое воспроизведение опасно: оно дискредитирует ценность.
Педагогическая стратегия заложена в программе воспитания, а тактику педагог волен избирать индивидуальную, соразмеряя свои силы и силы детей.
В отличие от учебных программ, программу воспитания обязаны знать все педагоги школы, а если строже подходить – все работники школы: от директора идо школьного технического работника.
Один и тот же факт может рассматриваться с разных точек зрения. Задачи-доминанты – это разные ракурсы единой жизни, с которого школьник изучает жизнь в данный период. Школьная жизнь проходит одинаково для всех возрастов, особенно если в школе проводятся общие единые дела. Но наполнение каждого дела в разном возрасте будет иным – в зависимости от программы воспитания. Это наполнение обеспечивает педагог путем постановки точных акцентов в изложении факта, описании, оценке его.
Задача-доминанта – это призма, сквозь которую воспринимают дети явление жизни, в каждом возрастном периоде, открывая новые стороны привычных явлений 102 .
Источник: studfile.net
Программа воспитания школьников кратко
Это отлично! Но и возрастают требования к работе классного руководителя как наставника, воспитателя. К сентября каждый на основе программы общеобразовательной организации должен написать программу воспитания своего класса.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.
На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой. Программы воспитания образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:
О бразовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. П оскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной д ополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.
Разрабатывая рабочую программу воспитания важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Программа воспитания школьников
На основе имеющейся в школе концепции воспитания составляется Программа воспитания школьников. Она не должна про-
тиворечить действующему законодательству в области воспитания в Российской Федерации.
— значение программы воспитания в деятельности педагога;
— цель воспитания, ключевые ценности;
— общие контуры содержания воспитания в образовательном
учреждении;
— задачи-доминанты по возрастам;
— источники работы по данной программе;
— рекомендации по корректировке программы воспитания в
конкретном классе и пр. 2 .
2. Общая модель выпускника образовательного учреждения.
5. Общие положения по диагностическому сопровождению про
граммы.
2 См.: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М., 1998.
Эта книга — прекрасный справочник для классного руководителя. В ней он найдет ответы на многие вопросы руководства. Данная программа состоит из четырех разделов.
Раздел I. О личности современного школьника и общих задачах воспитательной деятельности общеобразовательной школы.
Раздел П. Содержание воспитания учащихся подготовительных, 1-Х классов общеобразовательной школы.
Основные особенности и задачи воспитания учащихся подготовительных классов.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися подготовительных классов.
Основные особенности и задачи воспитания учащихся I —III классов.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися I —III классов.
Основные особенности и задачи воспитания учащихся IV—VI классов.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися IV—VI классов.
Основные особенности и задачи воспитания учащихся VII— VIII классов.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися VII—VIII классов.
Основные особенности и задачи воспитания учащихся IX—X классов.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися IX—X классов.
Раздел III. Примерные виды деятельности и занятий общешкольного коллектива.
Структура и органы общешкольного коллектива, их формирование. Постоянные и временные объединения.
Программа воспитания учащихся разработана на основе существующих воспитательных программ с учетом включенности в реализацию школьной программы воспитания. Она отражает гуманистическую позицию педагогического коллектива и классного руководителя, исходит из концепции технологии воспитания общественного творчества Иванова И.П., педагогики сотрудничества, программы воспитания Щурковой Н.Е., учитывает принципы личностно-ориентированного образования, отвечает потребностям развивающейся личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Лейтмотивом программы воспитания является развитие творчества учащихся.
Отдел образования администрации
Мичуринского района Тамбовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мановицкая средняя общеобразовательная школа
универсальный путь
развития личности
Модель программы воспитания.
Программа воспитания учащихся.
Модель выпускника средней школы.
1. Пояснительная записка.
Программа воспитания учащихся разработана на основе существующих воспитательных программ с учетом включенности в реализацию школьной программы воспитания. Она отражает гуманистическую позицию педагогического коллектива и классного руководителя, исходит из концепции технологии воспитания общественного творчества Иванова И.П., педагогики сотрудничества, программы воспитания Щурковой Н.Е., учитывает принципы личностно-ориентированного образования, отвечает потребностям развивающейся личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Лейтмотивом программы воспитания является развитие творчества учащихся.
Творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии, которая направлена на развитие различных сфер личности.
Главный принцип классного руководителя – идти вперед вместе с детьми. Работать.
Над собой – для них.
С ними – для окружающих.
С ними – для них.
Цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни школьника. Образ личности, способной производить свободный выбор достойной жизни, выступает путеводной звездой педагогической деятельности воспитателя, будь то учебная, художественная, трудовая или гигиеническая, досуговая деятельность. А последовательность задач – это последовательность разделов программы, каждый последующий из которых целиком зависит от предыдущего.
Цель программы: воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
При составлении программы учитывались важные обстоятельства процесса развития личности. Во-первых, каждый ребенок строго индивидуален в своем личностном формировании, его вхождение в общество субъективно и неповторимо, его внутренний мир автономен и подвержен своим закономерностям. Во-вторых, жизнь ребенка – это стремительное течение реки, которое постоянно изменяется.
Основные положения программы:
Диалог всех возникающих точек зрения.
Уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире.
Социальная направленность деятельности.
Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.
Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Необходимое условие реализации программы – осуществление воспитывающей деятельности на принципах творческой активности ребенка, индивидуализации и педагогической поддержки личностного становления ребенка.
- Презентация здоровьесберегающие технологии в работе психолога доу
- Праздник загадок в детском саду сценарий
- Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте кратко
- Природные условия тульской области кратко
- Организация продаж банковских продуктов кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе
Сагай, А. С. Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе / А. С. Сагай. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7785/ (дата обращения: 26.06.2023).
Сущностная характеристика воспитательного процесса заключается в педагогическом взаимодействии. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга [4, с. 30].
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя — это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы [3, с. 78].
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения [5, c. 112].
Организация и воспитание классного ученического коллектива — это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе [6, c. 10].
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью.
В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей.
Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе [7, c. 65].
Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [11, с. 252].
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
1. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. — СПб. КАРО, 2007
2. Дереклеева Н. И. Классный руководитель: основные направления деятельности. — М.: Верум, 2006
3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя 5–6, 7–9 классы. — М.: ВАКО, 2007
4. Дик Н. Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. — Ростов: Феникс, 2007
5. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М., 1996Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование № 1, 2006
6. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2004
7. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999
8. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. — № 9, 1985
9. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. — М.: ЦГЛ,2003
10. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель № 8, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, класс, воспитательная работа, раздел деятельности, учебно-воспитательная работа, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, задача воспитания, изучение учащихся, основной раздел деятельности.
Похожие статьи
Использование современных технологий в воспитательной.
классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.
Классное руководство как целенаправленная система воспитания
Особенности воспитательной деятельности классного. Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Во-первых, изучение учащихся.
Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.
классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс.
Роль воспитательной системы классного руководителя.
Особенности воспитательной деятельности классного. Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.
Особенности организации воспитательного процесса.
Воспитательная деятельность и физическое воспитание.
Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.
Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.
Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.
Воспитательная работа может проводиться со стороны школы лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и мечтам семьи.
Воспитательный процесс и роль педагога в его организации
воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента.
Взаимодействие классного руководителя и родителей.
Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.
Воспитательная работа в учреждениях НПО | Статья в журнале.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, мероприятия, человек, личность.
Воспитательная работа в учебных заведениях профессионального образования — это сложнейший процесс, имеющий свои особенности.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru