Краткая характеристика программы золотой ключик

Вариантом программы «Развитие» является программа «Одаренный ребенок», предназначенная для образовательной работы с одаренными детьми шестого и седьмого года жизни (в течение двух лет). Обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л. А. Венгера о развитии детских способностей. Программа «Одаренный ребенок» предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. Однако в целом по методическим принципам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.

Программа «Золотой ключик»

Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Свидетели: Золотой ключик, Наряд вне очереди

Основная цель программы — «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

Источник: pedlib.ru

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программа Золотой ключик занятие двенадцатое

разнообразие программ. Их классификация.

ключевые положения программ
— теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.
— принципы построения программы.
— структура программы, характеристика ее основных компонентов.
— методическое обеспечение программы, ее характеристика.

3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.
— вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.
— прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.
— анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

Программа «Золотой ключик». Основная цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье – через разновозрастную организацию групп и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования организовано в программе «Золотой ключик» по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами развития рефлексии.

Программа предлагает небольшое количество обязательных учебных занятий. Решение воспитательных задач, а также освоение знаний, умений, навыков осуществляются в процессе разновозрастного общения детей друг с другом, в общении и совместной деятельности со взрослыми, в разных формах игры. Основу всей жизнедеятельности детей задает специально организованная, структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий – тем, вокруг которых «собираются» содержания знаний и которые практически реализуется детьми в разных видах деятельности.

Программа содержит готовые развертки тем и определяет конкретные требования к занятиям и умениям, которые ребенок должен освоить к концу каждого года пребывания в детском центре.

Программа «Дом радости» она представляет собой методически сценарное приложение к «типовой программе воспитания и обучения в детском саду». В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. [4, ст. 4-8]

Читайте также:
Составление программы питания это

Экспертиза образовательных программ.

— программы подразделяются на комплексные и парциальные.

— комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

— парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

— целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

2.Общие требования к программам.

— комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

— в программах должен соблюдаться светский характер образования.

— программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

— программы должны быть нацелены на:

* развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

* развитие способностей ребенка;

* формирование творческого воображения;

— программы должны обеспечить:

* охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

* эмоциональное благополучие каждого ребенка;

* интеллектуальное развитие ребенка;

* создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

* приобщение детей общечеловеческим ценностям;

* взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

— программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах.

* занятия как специально организованная форма обучения;

*нерегламентированные виды деятельности;

*свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течении дня.

— в программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.

— программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работы с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

— программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

— программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления его от переутомления и дезадаптации

    1. Требования к программам.

— парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

— используемые в педагогическом процессе парциональные програм мы должны строиться на единых принципах.

— при использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются: дублирование содержания, противоречия в основных принципах данных программ.

— набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

    1. региональные требования к программам.

— региональные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

— дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способность их переутомлению и дезадаптации.

— с учетом социально- экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

* приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны,

* проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологической обстановки, здоровья населения

* отбор произведений национальных писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством

* обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

5. экспертиза программ дошкольного образования.

— экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется

Федеральным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программ рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.

— региональные органы управления образованием могут создавать экспертные советы по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона.

— экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциональных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет регионального органа управления образованиям, если в регионе осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования. [7, ст. 2-3]

    1. Ключевые положения программ.
Читайте также:
Топ 10 лучших программ для создания сайтов

Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об ампликации детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы:

раннее детство – младенчество (до одного года)

ранний возраст (от одного года до трех лет)

дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)

старший (от пяти до семи лет).

Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

Раздел «Социальное развитие» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривает формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

Содержание раздела «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В программе выделены новые самостоятельные разделы «Здоровье», Речь и речевое развитие», Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела «Мир, в котором мы живем» — формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

Источник: www.myunivercity.ru

Краткая характеристика программы золотой ключик

Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Основная цель программы — «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

§ Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.

Читайте также:
На какой срок утверждается государственная программа

§ Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.

§ Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.

§ Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим.

Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача — научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) — развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных «событиях”».

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т. д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий — «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).

Источник: detsadmickeymouse.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru