Рабочая программа педагога ДОО Нищева Н. В. , автор «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет» .
Разработка рабочей программы по образовательной области, направлению работы или комплексной рабочей программы группы осуществляется педагогом или группой педагогов на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы, а также парциальных программ, технологий, методик.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Это именно такой документ, который будучи единым, учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника. Рабочая программа может быть написана только после завершения исследования общего и речевого развития всех детей группы в начале учебного года.
Просто о нарушениях речи. Общее недоразвитие речи. Часть 1.
Рабочая программа педагога разрабатывается с целью: • построения системы педагогической деятельности • обеспечения гарантии качества образования • создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности • обеспечения индивидуального развития детей • раскрытия творческого потенциала каждого ребенка • в приложениях к рабочей программе содержатся индивидуальные образовательные маршруты для тех детей, которые не могут в полном объеме осваивать рабочую программу, написанную для всей группы
В группах компенсирующей направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Рабочая программа – документ, разрабатываемый каждым педагогом или коллективом педагогов образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции: • нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками) • информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательной области (образовательным областям, направлениям работы) • методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии) • организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения) • планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Нищева Н В Комплект программы
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «Рекомендовать к использованию» или «Рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь следующую структуру: • Титульный лист • Пояснительную записку • Целевой раздел, включающий цель и задачи программы на основе результатов проведенной диагностики • Содержательный раздел (проектирование образовательного процесса, учебный план, все виды планирования (модели) • Организационный раздел (основные направления коррекционной и образовательной деятельности, система работы, распорядок дня, организация режимных моментов, организация развивающей среды, материально-техническое оснащение группового помещения и кабинета логопеда, список методических и дидактических пособий) • Приложения
В пояснительной записке отражаются следующие моменты: • обосновывается актуальность программы • описываются теоретические основы программы, и специфика содержания программы В «Целевом разделе» • указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения, особенности региона • указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО • определяются условия, необходимые для реализации программы • раскрываются особенности организации педагогического процесса • размещается информация об используемых образовательных технологиях • указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации • описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
«Содержательный раздел» включает в себя следующие составляющие: • проектирование образовательного процесса, учебный план • комплексно-тематический план, тематический план (модели) • календарное планирование (модели)
В «Организационном разделе» представлены основные разделы коррекционной и образовательной деятельности, система коррекционной и образовательной деятельности, распорядок дня, режимные моменты, организация развивающей среды, материально-техническое оснащение группового помещения и кабинета логопеда, список методической и дидактической литературы.
В приложениях к программе представлены индивидуальные образовательные маршруты тех детей, которые не могут осваивать указанную программу в полном объеме.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.
Источник: present5.com
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Комплексная образовательная
программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
является инновационным
программным документом для
дошкольных образовательных
учреждений комбинированного и
компенсирующего видов
3.
Программа составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об
образовании»
Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Всемирной декларацией об обеспечивании
выживания, защиты и развития детей;
Декларацией прав ребенка;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями;
Разработками отечественных ученых.
4.
5.
В Программе предложена система педагогической
диагностики индивидуального развития детей, даны
методические рекомендации по проведению
диагностики, представлены схемы обследования
ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7
лет) учителем-логопедом.
Программа имеет перечень дидактического
материала, обучающих пособий, примерные списки
детской литературы.
К Программе разработан полный методический
комплект.
6.
ЧЕТВЕРТЫЙ
УРОВЕНЬ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
РЕБЕНОК
трех лет
РЕБЕНОК
шести лет
ТРЕТИЙ
УРОВЕНЬ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
ГРУППА
РЕБЕНОК
пяти лет
ПЕРВЫЙ
УРОВЕНЬ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
РЕБЕНОК
четырех лет
ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
Программа для каждой возрастной группы может рассматриваться как
самостоятельный документ
7.
Целью данной Программы является
построение системы работы в группах
комбинированной и компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) в возрасте с 3 до 7 лет,
предусматривающей полную интеграцию
действий всех специалистов дошкольной
образовательной организации и родителей
дошкольников.
Одной из основных задач Программы
является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой
русского языка, элементами грамоты, что
формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает
преемственность со следующей ступенью
системы общего образования.
8.
Главная идея Программы
Создание оптимальных условий для работы и развития
детей;
Комплексный подход;
Реализация общеобразовательных задач;
Синхронное выравнивание речи и психического
развития;
Коррекционное направление работы является
приоритетным.
9.
Коррекционно-образовательная
деятельность
Организованная
Нерегламентированная
Групповые
занятия
Индивидуальные
занятия
Фронтальные (в
том числе
интегрированные)
Подгрупповые
10.
методический комплект
методические пособия;
наглядно-дидактический материал;
дидактические настольно-печатные
книги;
картотеки подвижных игр,
упражнений, пальчиковой
гимнастики;
материалы для родителей.
11.
УЧИТЕЛЬЛОГОПЕД
ПЕДАГОГПСИХОЛОГ
ВОСПИТАТЕЛИ
РОДИТЕЛИ
(ЗАКОННЫЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
ИНСТРУКТОР
ПО ФК
Медицинские
работники
12.
• Речевое развитие
руководит учитель-логопед
другие специалисты
подключаются к работе и
планируют образовательную
деятельность в соответствии
с рекомендациями учителялогопеда
• Познавательное
развитие
руководит педагогпсихолог
участвуют воспитатели,
педагог-психолог, учительлогопед
13.
Социальнокоммуникативное развитие
Воспитатели,
учитель-логопед
Специалисты,
родители
Инструктор по
ФК
• Художественноэстетическое развитие
Музыкальный
руководитель,
воспитатель,
учитель-логопед
Педагоги,
родители
14.
ПОСОБИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
Тематическое планирование работы для четырех
возрастных групп и описание итоговых мероприятий;
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю
для всех возрастных групп ;
Сетки подгрупповых занятий учителя-логопеда;
Планирование работы по развитию общих речевых
навыков;
Обширный дидактический материал по всем
лексическим темам.
15.
Формы, методы
и приемы
коррекционноразвивающей
работы
Составление
перспективного
планирования
Развивающая
предметнопространственн
ая среда
Совместное
осуществление
образовательной
деятельности в
ходе режимных
моментов
Взаимодействие
учителялогопеда с
воспитателями
Взаимопосещение
и участие в
интегрированной
образовательной
деятельности
Еженедельные
задания
учителялогопеда
воспитателям
16.
Взаимодействие с семьями
воспитанников
методических рекомендаций
Рекомендации родителям
по организации домашней
работы с детьми
необходимы для того,
чтобы как можно скорее
ликвидировать отставание
детей как в речевом, так и в
общем развитии
17.
Целевые ориентиры
(на этапе завершения дошкольного образования)
Ребенок хорошо
владеет устной
речью
Любознателен
Способен к
принятию
собственных
решений
Обладает развитым
воображением
Умеет подчиняться
правилам и
социальным
нормам
Развиты крупная и
мелкая моторика
Инициативен,
самостоятелен
Активен
Способен адекватно
проявлять свои
чувства
Обладает чувством
собственного
достоинства
Источник: ppt-online.org
Основные понятия комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Н.В. Нищевой 6-7 лет
· Совершенствование грамматического строя речи
· Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
· Развитие психических функций
· Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность
· Ориентировка в пространстве
Включает в себя следующие разделы:
· Формирование навыков взаимоотношений с окружающими
· Формирование гендерных и гражданских чувств
· Развитие игровой и театрализованной деятельности
· Совместная трудовая деятельность
· Настольно- печатные дидактические игры
· Сюжетно- ролевая игра
· Восприятие художественной литературы
· Конструктивно – модельная деятельность
· Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
· Основные виды движений (ходьба и бег; ползание и лазание; прыжки; катание, ловля бросание)
Источник: a-krylova.ru