Краткая характеристика обучающихся по программе возрастные особенности

Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.

Возрастные особенности

Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

ШКОЛЬНИКИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Возрастные особенности развития ребенка от 0 до 18 лет

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

Читайте также:
Как вбивать товар в программу

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости.

В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает ею и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте формируются мировоззрение, этические и эстетические взгляды на основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных рассуждений и действий. Многие из сферы теоретических представлений переходят в сферу практических свершений (любовь, брак, создание собственной семьи). Однако, в связи с материальной зависимостью от родителей и необходимостью подчиняться существующим в учебном заведении распорядка, возникает экономическое противоречие между разнообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент иногда пытается решить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.

Совмещения работы с обучением на дневной форме создает еще одно противоречие — чрезвычайный дефицит времени, который сказывается и на качестве учения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижению интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной отрасли знаний и возникает желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными.

Следующее противоречие заключается в том, что хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, которая была переработана и усвоена.

Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенности воспитания.

Уже с первых курсов студентов характеризует способность к критическим соображениям, нередко в них можно наблюдать скептически критическое и ироничное отношение к ряду преподавателей, к режиму высшего учебного заведения. Острая критика других людей часто сочетается у студентов с не менее острой самокритикой. Самооценка у них осуществляется путем сравнения идеального и реального «Я». Вместе с тем образ идеального «Я» еще не утвердился и может быть случайным, а реальное «Я» воспринимается нечетко и иллюзорно. Это вызывает внутреннюю неуверенность в себе, что часто сопровождается внешней резкостью и развязностью.

Исследования психологов показали, что в этот период юности развитие таких важных для обучения психических процессов, как мышление, память, внимание происходит неравномерно.

Отдельно следует остановиться на проблеме адаптации первокурсников к обучению в высших учебных заведениях. Резкая смена многолетнего стереотипа работы, к которому привыкли юноша или девушка, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым ситуациям. Перестройка динамического стереотипа у каждого студента протекает индивидуально. Среди главных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники, психологи выделяют следующие:

• негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;

• неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;

• отсутствие навыков самостоятельной работы, умение конспектировать, работать с научной литературой, словарями, каталогами и т.п.;

• неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности, которая усугубляется отсутствием ежедневного контроля со стороны преподавателей;

• поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Следует различать также две составляющих адаптации студентов в высшем учебном заведении:

а) профессиональную адаптацию — приспособление к характеру содержания, условий и организации учебного процесса, развитие навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию — приспособления студентов к академической группе, налаживание взаимоотношений с одногруппниками, нахождения собственного стиля поведения.

Источник: cyberpedia.su

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Читайте также:
Какая дисциплина отсутствовала в программе игр в древней Греции

Возрастная периодизация:

1. Младенчество (от рождения до года);

2. Раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет);

3. Дошкольное детство (от трех до шести лет);

5. Подростковый возраст (младшие подростки: 11-12 лет, старшие подростки: 12-15 лет);

6. Юношеский возраст (ранняя юность: 15-17 лет, второй период юности-17-21 год);

Характеристика возрастов:

1. Младший школьный – ведущая деятельность: учебно-познавательная, преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Большую роль в жизни ребенка по прежнему играет игра. Младшему школьнику необходимо помочь освоить новую роль для него – роль ученика.

Главное новообразование этого периода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому. Моральное поведение младшего школьника более осознанно, чем у дошкольника. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в чебной деятельности.

2. Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Центральное новообразование – «чувство взрослости».

Характерной чертой самосознания подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности. Подростковая проблема – озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью.

Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического «Я». Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Его можно избежать, если чутко относиться к потребностям подростка и создавать условия для их удовлетворения.

3. Ранний юношеский возраст – ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает влияет на их отношение к учебной деятельности.

Интенсивное формирование мировоззрения как общественного взгляда как обобщенного взгляда на мир. Растет социальная активность. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в и дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Возникает потребность в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности – самоопределение во всех сферах человеческой жизни. В том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками – создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями, помощь в социально-значимом определении на будущее.

Киндивидуальным особенностям учащихся относятся, прежде всего, их способности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

Различают: общие способности и специальные способности.

Общие способности: относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др.. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства.

Специальные особенности: проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике, при этом в других областях особых успехов не наблюдается.

Все эти особенности необходимо педагогу знать и учитывать в своей работе. В настоящее время предложено много подходов к типологии детей. Все они не противоречат друг другу, так как все зависит от целей и критериев типологии. Например, выделяют такие категории детей, как одаренные, трудновоспитуемые, дети с особенностями психофизическогоразвития.

Например, одаренный ребенок может быть трудновоспитуемым или может иметь особенности психофизического развития. И наоборот. К этим детям нельзя подходить со средними мерками. Использовать стандартные методы обучения, так как они имеют особые образовательные потребности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования

Студенчество в целом представляется особой социальной категорией, общностью людей, целенаправленно и систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, обладающих высоким уровнем познавательной мотивации и активным потреблением культуры [3,4].

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые должны быть учтены при моделировании тех или иных педагогических процессов. В нашем случае это необходимо для выбора средств накопления субъектного опыта студентов, позволяющего формировать готовность будущих специалистов к профессиональной мобильности, сообразно возможностям обучающихся, то есть наиболее оптимальными способами.

Читайте также:
Канал усадьба список программ

Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в среднем 3-4 года и проходит в возрастном периоде от 15-16 лет до 19-20 лет. Согласно возрастной периодизации, принятой в российской психологии и педагогике, этот период охватывает раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность (чаще всего относимую к студенчеству высших учебных заведений).

На основании анализа психологической литературы [1, 2, 4] можно кратко охарактеризовать особенности старшего школьного возраста следующим образом. В период с 15 до 18 лет основным фактором психологического развития и трансформации личности подростка является его личностное и профессиональное самоопределение.

Основными признаками этого периода являются повышенная психоэмоциональная возбудимость, частая смена настроения, состояние тревоги, связанные с физиологическими изменениями, происходящими в организме подростка. Особенности физического развития в это время обусловливают быструю утомляемость, частое состояние подавленности.

Кроме того, в этот период начинает свое развитие качественно иная коммуникативная составляющая личности. Уровень и качество коммуникаций со сверстниками претерпевают изменения, становятся более осмысленными и разнообразными. Появляется групповое обособление по культурным, субкультурным, социальным и иным сообществам. Юноши и девушки, стремясь понять и осмыслить проблематику выбора дальнейшего пути развития и жизни, объединяются в группы с качественной иной формой коммуникации, нежели ранее, в период позднего детства.

Учет перечисленных особенностей должен найти свое отражение в особенностях организации процесса по содействию подросткам в накоплении элементов субъектного опыта, общих компетенций на первых порах, когда студенты только начинают свое обучение в колледже. Методы и формы, применяемые в образовательном процессе, должны быть направлены на стимулирование развития коммуникативных новообразований, учет особенностей психоэмоционального состояния подростков.

В старшем школьном возрасте подросток еще не способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Этот этап наступает позже, к 18-20 годам, когда обучающийся, например, получив среднее общее образование, поступает в вуз.

По сути, перед подростком, окончившим 9-ый класс, стоит задача по выбору дальнейшего жизненного пути и, как важнейшей его составляющей, выбору будущей профессии.

Указанные особенности контингента учреждений среднего профессионального образования следует учесть при моделировании процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Со студентами-первокурсниками должна проводиться активная профориентационная работа и быть приложены максимальные усилия к переводу внешней мотивации учения во внутреннюю. Это, в свою очередь, может быть реализовано через использование профессионально-ориентированных примеров и заданий уже на первом году обучения.

Также в возрасте, соответствующем первокурсникам, существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 14-17 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению,изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Учет указанных особенностей может плодотворно сказаться на формировании опыта самостоятельной, активной, творческой деятельности при условии подбора соответствующих целям исследования форм и средств обучения.

Выводы

Бурное развитие дидактических средств, медленное, но неуклонное превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование [5, c. 91]. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала обычных цифровых проекторов, а затем и электронных досок, предоставляющих пользователям принципиально новые «степени свободы» нежели их традиционные, «настенные» аналоги.

В настоящее время, когда процесс применения таких средств уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «современные дидактические средства» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться. [6, c. 107]

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru