Аннотация: статья посвящена описанию методов и приемов коррекционно-развивающей работы при обучении детей с легкой умственной отсталостью.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, обучающиеся с легкой умственной отсталостью, методы и приемы работы, инновационные педагогические технологии.
В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Умственная отсталость
Наиболее малочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой лёгкой умственной отсталостью.
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- Заключение ПМПК. Составление характеристики на ребенка с ЛУО.
- Работа с родителями всего класса.
- Составление рабочей программы по ЛУО.
- Работа над отношениями с детьми в инклюзии.
- Взаимодействие с логопедом и психологом.
- Методы и инновационные технологии при работе с детьми с ЛУО.
- Допустимые приемы работы с детьми с ЛУО.
- научить учащихся принимать задание;
- удерживать задание в памяти до начала работы;
- обдумывать предстоящие действия;
- оценивать результат деятельности;
- самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого;
- переключаться с одного способа действия на другой;
- давать словесный отчет о своей работе.
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с УО.
- Индивидуальный подход.
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
- Использование многократных указаний, упражнений.
- Проявление большого такта со стороны учителя.
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций.
- Специально организовывать и направлять внимание детей.
- Предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
- Дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
- Не принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
- В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
- Проявление искреннего интереса к личности ребенка.
- Работа с семьей.
- Проявление педагогического такта.
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Практические методы.
- Наглядные методы.
- Словесные методы.
Коррекционная направленность урока в работе с умственно отсталыми детьми в Введенской корр. школе
Наглядные методы
Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. В ходе работы на столах должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного процесса. Наиболее оптимальное количество для работы с обучающимися начальной школы с легкой умственной отсталостью 2-4 предмета. При этом материал должен быть ярких, насыщенных тонов.
Словесные методы
В учебной работе с умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса — это использование педагогических технологий.
- разноуровневого обучения;
- обучения в сотрудничестве;
- проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- коррекционно-развивающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
- игровые технологии;
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, с использованием компьютерных технологий, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. На своих уроках используем компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. На них дети знакомятся с новыми знаниями.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
На своих уроках используем различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Мы считаем, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения «особенные дети» имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Личностные качества педагога, работающего с детьми с легкой умственной отсталостью
- признание ценности личности человека с ограниченными возможностями здоровья независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;
- осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии.
- Добро — это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию.
- Сострадание — помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить.
Источник: almanah.su
ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
В соответствии с «Законом об образовании»[13, 70] лиц, имеющих отклонения в физическом и (или психическом) развитии, определяют как людей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «умственная отсталость (УО)» является обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС(эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, сифилис головного мозга и т.д.)[3, 37-38; 11, 5-6; 1, 9;5, 457-458; 12, 8; 7, 117-122].
Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального нарушения делятся на 3 степени: дебильность (легкая степень УО), имбецильность (средняя степень УО), идиотия ( тяжелая степень УО)[4, 186;11,6; 3,37-46]. У детей с умеренной и тяжелой степенью УО преобладают примитивные физиологические потребности в связи с несформированностью потребностей более высокого уровня (например, потребность познавать, быть самостоятельными, полноценно общаться).
Такие дети индифферентны по отношению к окружающему предметному миру. Их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Поэтому их обобщенные представления, очень ограниченные, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью.
В отношении других объектов их знания и представления отрывочны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют[3, 37-39;11, 7-8; 1, 9-134, 240-247]. С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи. Для таких детей характерно недоразвитие всех ее сторон: фонематической, лексической, грамматической.
У таких детей отмечается бедность чувственной информации, аномалия сенсорных функций при сохранных анализаторах (слух и зрение). Восприятие умственно отсталых детей характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех ее психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным приемам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применение адекватных способов действий) [11, 7-8; 2, 161-163; 12, 103-109]. Это обуславливает хаотичный и неосмысленный характер деятельности умственно отсталых детей. Одним из главных нарушений у таких детей является отсутствие элементарных волевых побуждений, а именно воля и является рычагом всех действий и способностей[4, 231-232; 10,8;12,160;16, 212-213).
Теорией и практикой убедительно доказано, что раннее включение детей с интеллектуальной недостаточностью в систему коррекционно-развивающей работы позволит им овладеть специфическими для детства видами продуктивной деятельности, навыками и умениями, способами общения на основе сформированных функций. Дошкольный возраст является уникальным по своей значимости периодом в жизни человека, т.к. это время активного познания окружающего предметного и социального мира человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развитие познавательных способностей[18, 186-187; 5, 446-447, 459-465;19,118-121].Дошкольный возраст- время фактического формирования будущей личности [17,367; 15, 64; 8, 14-15; 9, 158-168]/
Безусловно, работу с умственно отсталыми детьми следует отличать от традиционных форм обучения дошкольников и школьников. Обучение- это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции- формирование функционального органа, либо целой системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу. Коррекционно-развивающая работа должна предшествовать обучению «особенного ребенка» и создавать те базисные системы, на которых впоследствии и будет строиться обучение[10, 8-9; 6, 548-552; 7,152].
Иначе говоря, коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволяет ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся- произвольная регуляция и контроль поведении, системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического и кинестетического анализа и синтеза, тонкая моторика, объем и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов, навыки логического мышления и коммуникативные умения [10,8;9,20-26]. Некоторые из этих систем в норме должны быть уже сформированы к началу школьного обучения, другие (например, пространственные представления и навыки регуляции )еще находятся на стадии становления.
В силу сложности своего строения психические функции никогда не нарушаются полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Также не нарушаются все функции одновременно. Поэтому коррекцию необходимо строить как переструктурирование нарушенной функции за счет опоры на сохранные звенья.
Задача коррекционно-развивающего обучения — создать вместе с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей, арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена. Только на основании дифференцированной и системной медико-психолого-педагогической диагностики, определяющей слабые звенья и зону ближайшего развития (возможностей и необходимых условий для коррекции) может быть построена коррекционно-развивающая работа. При проведении коррекционно- развивающей работы необходимо соблюдать:
— принцип системности (не преодоление дефекта, а гармонизация психического функционирования и личности ребенка в целом);
— принцип комплексности (одна и та же психическая функция одновременно формируется как с помощью когнитивной, так и двигательной коррекции) ;
— принцип от простого к сложному(относительно слабого звена в психическом функционировании данного конкретного ребенка)[ 10, 10-11; 11,12-13;16, 198-199]/
Эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы достигается исключительно при взаимодействии с родителями). Важно их научить видеть и оценивать результаты работы с ребенком, а также принимать участие в ее проведении.
Кроме того, необходимо взаимодействовать с лечащим врачом ребенка , инструктором ЛФК, логопедом-дефектологом, нейропсихологом , обеспечивая комплексный медико-психолого-педагогический подход к ребенку. При этом каждый специалист решает общие задачи своими методами. Возрастная периодизация , разработанная для нормально развивающихся детей, является для взрослого(специалиста или родителя) ориентиром при его взаимодействии с проблемными детьми[ 7, 39-45;9, 27-31; 16, 69-72]. От того, насколько рано, последовательно и полно будет организовано такое взаимодействие, зависит его эффект, т.е. дальнейшая судьба ребенка.
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2007.-272с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. -М.: В.Секачев, 2017.-264с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: «Просвещение», 1973.- 175с.
4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т5. Основы дефектологии/ Под ред.Т.А.Власовой.- М.: Педагогика, 1983.-386с.
5. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М.: Изд-во: Академии пед.наук РСФСР. 1959.- 496с.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: изд-во Моск.ун-та, 1981.-584с.
7. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура, 1981.-191с.
8. Мир детства. Дошкольник/ Под ред. А.Г.Хрипковой, отв.ред. А.В.Запорожец.-М.:Педагогика,1979.-416с.
9. Немов Р.С. Психология. В 3х кН. Кн.2.Песихология образования.-М.: Просвещение:ВЛАДОС,1995.-496с.
10. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/Под ред. Ж.М.Глозман.-2-е изд.-М.: Генезис, 2017.- 336с.
11. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред.Л.Б.Баряевой, Д.И.Бойкова, В.И.Липаковой и др.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.- 296с.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.-М.: Просвещение, 1986.-192с.
13. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017гг. статья 42.-С.70
14. Хомская Е.Д. Нейропсихология.4-е изд.-СПб.: Питер, 2017.-496.
15. Юшинская Ж.А.Влияние стилей семейного воспитания на формирование черт характера// Психологическая служба в образовательном пространстве Ворошиловского района.В.1.-Ростов- н/Д: «Булат», 2004.-С.64.
16. Юшинская Ж.А. Комплексный подход к изучению личности детей дошкольного возраста -ведущий фактор мониторинга качества образования// Интегрированная диагностика качества образования. -Ростов-Н/Д: Издательство «Булат», 2006.-С.69-72.
17. Юшинская Ж.А. Речевое поведение детей 6-7 лет// Личность, речь и юридическая практика.Сб.научных трудов. В7. Ростов-н/Д, 2004.-С.367.
18. Юшинская Ж.А. Словесно-логическое мышление старших дошкольников как системный способ познания окружающего мира// Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Сб.научных трудов по итогам научно-практической конференции.- Самара, 2016.- С.186-187.
19. Юшинская Ж.А. Социально-неуверенные дети: их проблемы и возможности решения// Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства: материалы III международной научно-практической конференции.- Ростов -н /Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ,2012.-С.118-121.
Источник: izron.ru
Эффективные технологии сопровождения детей с умственной отсталостью
В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в интеллектуальном развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в интеллектуальном развитии.
Умственная отсталость – это не болезнь и её нельзя рассматривать как собственно сущность человека. Она распространяется прежде всего на интеллектуальную сферу, но не на свойства личности. Определяют развитие личности общественные условия воспитания, конкретная среда, в которой ребенок развивается.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, как дома, так и в условиях учреждений, когда они не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать в быту, в специальных производственных цехах выполнять простую работу, жить по возможности в семье и общаться в трудовом коллективе.
Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.
Эффективные социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности, взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализуются всеми специалистами. Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности, но и позволяет в целом повысить качество жизни получателя услуг.
В работе с детьми с умственной отсталостью большое внимание уделяется кружковой работе по различным видам арт-терапии (работа с природным и декоративным материалом, лепка, аппликация, вышивка, вязание и т. д.).
Арт-терапия влияет на эстетическое воспитание, развивает мелкую моторику рук, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, оттиск смятой бумаги, обрывание, скатывание бумаги и др. Используемые на занятиях способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью помогают выполнять терапевтическую функцию: отвлекают детей от конфликтов, печальных событий, обид; снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка; благотворно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления.
Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке.
Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Для этой цели применяются технологии: арт-терапии (рисование красками и кисточками, пальцами рук), лепкотерапия, пальчиковая гимнастика, аппликация (из круп и кинестетического цветного песка, бисера, стразов).
Благодаря творческим технологиям ребёнок с УО получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. От развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.
Технология «Творчество по методике Марии Монтессори» развивает внимание, память, мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, готовит руку к письму, способствует речевому и сенсорному развитию ребенка (украшение рисунков пуговицами, монетами, бусами). В работе применяются и природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, фисташек, яиц и др.).
«Нейробика» – так называемая гимнастика для мозга. Положительный эффект применяемой технологии: развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии, улучшение эмоционального и психофизического самочувствия, расширение круга общения, повышение самооценки, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции. Нейробика – это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом возрасте.
В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего «Су-Джок» терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом). Эти лечебные системы созданы не человеком, а самой природой. Стимуляция определенных нужных точек в системах соответствия может развивать речевую сферу ребенка.
Пальчиковая асинхронная гимнастика
Развивает координацию, движения пальцев рук, положительно влияет на развитие речи, гармонизует работу правого и левого полушария. Игра «Сухой бассейн» представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (фасоль, каштан, бобы, горох, ракушки, камушки и т. д.) В качестве емкости может выступать большой пищевой контейнер, в который помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины, шишки). Задача ребенка – достать предметы, которые помещены вместе с природным материалом в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.
Игровые технологии – «Стретчинг» (автор А.И. Константинова)
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
- аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), («покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь);
- театрализации, где педагог использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий («путешествие по подводному царству», «прогулка по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными («ко мне в гости пришёл ёжик»).
Технология «Музыкотерапии» активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей является развитие слухового внимания. Музыка участвует в воспитании детей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации. Музыка является универсальным средством коммуникации. Ее называют «языком без слов».
Для совершенствования социальной работы с детьми с умственной отсталостью необходимы инновационные технологии. Основной целью учреждений должна стать практическая подготовка таких детей к самостоятельной жизни.
Список использованной литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2012.
- Ахметзянова А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника. – М.: РАР, 2012.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М.: МПСИ, 2010.
- Блонский П.П. Педология. – 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016.
- Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016.
- Землянкина Е.Д. Эмпатия умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением. – М.: LAP, 2011.
- Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016.
- Кряжева Н.Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.
Семеютина Светлана Алексеевна, ведущий специалист,
методист отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевой методический центр»
Источник: kmc23.ru