При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
— отобрать методики и техники коррекционной работы;
— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
Вебинар: «Комплексная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ»
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
— направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
— способности (общие, специальные, одаренность, талант);
— характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
Коррекционно-развивающая работа в детском саду и в школе. Будни психолога.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.
Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
1. Ожидания клиента.
2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.
3. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.
По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:
— оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в
— коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;
— даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения;
— оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе;
— следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия;
— необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;
— при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.
Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:
— субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
— объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;
— устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Введение
Одним из важнейших условий формирования готовности будущего психолога к практической деятельности является овладение курсами «Психологическая диагностика», «Психологическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Психотерапия». В своей совокупности они дают возможность ознакомиться не только с теоретическими знаниями по оказанию психологической помощи, осуществлению психологической поддержки, но и приобрести умения по планированию и осуществлению деятельности в разных сферах, овладеть необходимыми методами и приемами проведения практических мероприятий.
И, если в работе со взрослыми детьми психолог в основном пользуется методами психологического консультирования и психотерапии, то в работе с детьми разного возраста на первый план выдвигаются методы психологической коррекции. Поэтому, в соответствии со сложившимися традициями подготовки психолога в вузе, курс психокоррекции ориентирован на обучение навыкам оказания психологической помощи детям дошкольного и школьного возраста. Под психологической коррекцией понимают обычно деятельность по изменению, исправлению личности и отдельных ее психических проявлений, приведение психического развития в соответствие с нормой или некоторой идеальной моделью. В соответствии с этим студенты знакомятся с общими принципами проведения коррекционной работы, теоретическими направлениями осуществления психокоррекции, методами и приемами коррекции личностного развития, общения и межличностных отношений, познавательной сферы, учебной деятельности и др.
С практической точки зрения в ходе освоения курса студент — будущий психолог должен научиться разрабатывать психокоррекционную программу, апробировать ее затем в ходе активной практики. Над программой студенты работают обычно в течение всего периода изучения курса психокоррекции, защита программы входит как составная часть проведения экзамена по психокоррекции.
Предлагаемое здесь учебно-методическое пособие призвано оказать существенную помощь студентам в подготовке своих психокоррекционных программ, ориентирует его одновременно и на развитие умений экспертной деятельности, поскольку в будущем ему придется пользоваться не только своими программами, но и программами, составленными другими психологами. Зная принципы и критерии составление программ, легко оценивать уже имеющиеся программы, осуществлять их отбор.
Общая хартеристика психокоррекционной программы.
Коррекционная деятельность является приоритетной в структуре деятельности, осуществляемой психологом. Это и понятно, можно быть хорошим диагностом, качественно получать некоторую объективную информацию, что само по себе является важным условием психологизации среды, однако, если диагностика не подкрепляется практическими шагами по исправлению сложившихся недостатков, эффективность работы практического психолога сводится к нулю. Поэтому, как мы уже отмечали во введении, практический психолог должен уметь написать и реализовать коррекционно-развивающую программу, т.е. внести свой вклад в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, повысить общий уровень экологичности функционирования образовательного учреждения или любого другого, где «человеческий фактор» приобретает ведущее значение. В настоящее время в практической психологии имеется множество психокоррекционных программ, решающих самые разнообразные задачи, ориентированные на разный возраст. В то же время многие из этих программ представляют их себя «сырой» набор некоторых упражнений, которые еще должны быть осмыслены конкретным практическим психологом, приведены в некоторую систему, приспособлены к решению задач, возникающих в конкретных условиях и конкретной ситуации.
Если попытаться дать классификацию психокоррекционных программ, то можно выделить ряд логических оснований, по которым такая классификация становиться возможной. Здесь мы даем классификацию программ, которые применяются в образовательных учреждениях.
В зависимости от целевой направленности коррекционно-развивающие программы могут быть ориентированы на личностное развитие, познавательную сферу, развитие способностей к межличностное взаимодействию, овладению деятельностью.
Программы, ориентированные на личностное развитие, предполагают формирование или коррекцию определенных личностных качеств, например, развитие уверенности в себе, эмоциональной сферы, организованности, преодоление агрессивности, обучение методами релаксации, снятию тревожности и мн. др.
Программы, ориентированные на познавательную сферу, последуют своей целью развитие и коррекцию памяти, мышления, воображения, внимания и т.п.
Программы, где в качестве ведущей задачи ставится развитие способности к взаимодействию, направлены на развитие навыков общения, лидерских качеств, повышения статуса и т.п.
В зависимости от оформленнности концептуальной основы программы бывают целостными и парциальными.
Целостной мы называем такую программу, которая вне зависимости от широкой или узкой направленности, имеет четкую теоретическую базу и обоснование. К сожалению, таких программ относительно немного и разработка их требует значительного времени и усилий. Тем не менее можно назвать ряд программ, которые отвечают самым взыскательным требованиям.
К ним можно отнести программы личностного роста, некоторые программы развития познавательной сферы, например, программа ШТУР (школьный тест умственного развития с двумя коррекционными программами), программа Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Р.И. Говоровой, Л.И. Цеханской по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста, программа М.К. Акимовой и В.Т.
Козловлй по коррекции умственного развития детей 2-5 классов и др. В частности, в программе М.К. Акимовой и В.Т. Козловой умственное развитие рассматривается с двух сторон: как совокупность усвоенных знаний, аккумулирующихся в соответствующих понятиях, образах, представлениях, и как набор хорошо отработанных и закрепленных умственных приемов, операций и действий. В соответствии с этим авторы выделяют базовые операции:
- анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
- понимание – критерием развитости которого выступает умение детей отвечать на вопросы к тексту, планировать пересказ, объяснять сказанное;
- развитие речи.
- четко формулировать цели коррекционной работы;
- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекции;
- выработать стратегию и тактику коррекционной работы;
- определить формы работы: индивидуальная, групповая, смешанная;
- отобрать методики и техники коррекционной работы;
- определить частоту встреч или занятий (ежедневно 1, 2, 3 раза в неделю);
- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 минут до 2-4 часов в зависимости от возраста и решаемых задач);
- разработать саму коррекционную программу, подобрать конкретные задания и упражнения;
- подготовить необходимые материалы и оборудование;
- спланировать формы участия других лиц в реализации коррекционной программы;
- предусмотреть возможности внесения определенных коррективов в ход работы, а также методы контроля за эффективностью внедрения программы.
Источник: studfile.net
Виды коррекционных программ: требования и принципы составления
Что это? Коррекционные программы направлены на создание комплексной системы обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В их разработке участвует ряд специалистов: учителя-предметники, психолог, при необходимости могут привлекаться медик, логопед и дефектолог.
Как реализуется? В зависимости от диагноза ребенка и его возможностей существуют разные виды коррекционных программ, в которых прописан образовательный стандарт для конкретного ребенка, указываются критерии оценивания и специальные условия. Дети могут учиться как в общеобразовательном, так и в отдельном коррекционно-развивающем классе и в отдельных случаях переводиться на индивидуальное обучение.
Оглавление:
- Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения
- Основные виды коррекционных программ
- Основные требования к составлению коррекционной программы
- Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС Скачать бесплатно
Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения
На территории Российской Федерации права лиц с ограниченными возможностями здоровья подкрепляются документами, принятыми Организацией Объединенных Наций. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка.
Общеобязательные правила, действующие на международном уровне, сформулированы в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Семейном кодексе РФ и пр.
В июне 1992 года по Указу Президента Российской Федерации был создан узконаправленный план деятельности. Он называется «Дети-инвалиды» и подразумевает работу сразу в нескольких сферах:
- предотвращение инвалидности детей и введение обязательно переписи;
- разработка программ медико-социальной и психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставление детям-инвалидам вспомогательного инвентаря;
- формирование общей базы данных по вопросу детской инвалидности;
- оказание многоплановой помощи, в том числе материальной, неправительственным организациям и семьям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
На территории РФ лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается обязательное обучение сроком не менее 9 лет. При этом уровень физической или психической неполноценности не имеет значения.
Основные виды коррекционных программ
В зависимости от вида коррекционной программы осуществляется одна из принятых схем действий: общая, типовая или индивидуальная.
Общая модель коррекции
Подразумевает обеспечение ребенка условиями для развития согласно принципам возрастной периодизации. В нее обязательно входят помощь в формировании четкого представления о мире и людях вокруг, а также об общественных явлениях и их взаимосвязи; введение дополнительных занятий, нацеленных на развитие понимания причинно-следственных связей, анализирующего восприятия и внимательности; индивидуальный подход при работе с пациентом на основе данных об его психофизиологическом состоянии.
Кроме того, важными условиями являются грамотно выстроенный распорядок дня, поддерживающий баланс между учебой и отдыхом и постоянное наблюдение за состоянием индивида.
Типовая модель коррекции
Связана с подключением ребенка к выполнению разнообразного практического труда. С его помощью человек учится разбирать действия на отдельные шаги и выполнять их постепенно.
Индивидуальная модель коррекции
Основана на создании персональной развивающей программы, позволяющей применять полученные навыки в повседневной жизни человека. Основой для нее становятся психофизическое состояние индивида, его предпочтения и восприимчивость к новым знаниям. Кроме того, предварительно выделяется ряд ключевых видов деятельности и связанные с ними трудности.
Также программы коррекции подразделяются на типизируемые и ситуативные.
Стандартный вид
Отличается наличием четкого плана коррекции, перечнем информационной базы, а также конкретными критериями участников программы. Перед осуществлением деятельности выполняется ряд психологических проверок. Они должны подтвердить возможность проведения каждого этапа. Кроме того, специалисту нужно убедиться в наличии обязательных данных и соблюдении условий, выдвигаемых к клиентам.
Ситуативный вид
Свободную программу психолог формирует лично. Оценивая ситуацию и ее особенности, самостоятельно выдвигает цели и задачи для каждого пункта коррекции, планирует встречи с участниками и выставляет планку перехода не следующий этап.
Адресное влияние на клиента производится при помощи психокоррекционного комплекса. Он включает в себя ряд последовательных модулей, каждый из которых имеет четко сформулированную цель и подразумевает применение определенных методик.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Рассмотрим блоки подробнее:
- Диагностический. Проводится для выявления особенностей развития ребенка, позволяет оценить риски и составить план стандартной методики психологической коррекции.
- Установочный. В его рамках устраняются тревоги клиента, повышается его самооценка и готовность сотрудничать со специалистом ради перемен в жизни.
- Коррекционный. Включает в себя оптимальное и сбалансированное развитие индивида, сопровождающееся динамичным положительным изменением его состояния. Кроме того, в рамках блока происходит процесс познания себя и мира вокруг при помощи конкретных видов деятельности.
- Оценка эффективности коррекции. Является способом проверки результативности действий при помощи выявления психофизиологических признаков, отображающих укрепление положительной самооценки и наличие позитивной обратной связи.
Основные требования к составлению коррекционной программы
Вне зависимости от вида коррекционной программы, осуществляемой в специализированной школе, она подразумевает комплексную деятельность сразу в нескольких направлениях. Все они связаны между собой и отображают основные пункты составленного плана:
- Диагностика подразумевает распознавание особенностей развития на ранних этапах и дальнейшее полное обследованием ребенка, на основе которого разрабатывается индивидуальное предписание по оказанию комплексной помощи в рамках учебной организации.
- Коррекционно-развивающая деятельность направлена на оказание актуальной узконаправленной помощи в познании учебной программы и снижение ограничений возможностей физического или психического здоровья детей в условиях школы, а также на освоение универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа позволяет непрерывно курировать детей с ОВЗ и их семьи в вопросах формирования индивидуального учебного плана, приемов коррекции, воспитания и социальной адаптации.
- Информационно-просветительская деятельность нацелена на пояснение специфики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья для всех участников процесса. К ним относятся все обучающиеся вне зависимости от уровня развития, их законные представители и педагоги.
Кроме того, коррекционная программа подразумевает наличие пяти составляющих: концептуальной, диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и социально-педагогической.
- Концептуальная – дает представление о специфике медико-психолого-педагогического курирования, его целях и задачах, а также об исполняющих организациях и их особенностях.
- Диагностико-консультативная – содержит в себе обязательное комплексное обследование ребенка разноплановыми специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками, дефектологами, кроме того, все сопроводительные консультации.
- Коррекционно-развивающая – дает создать оптимальное сочетание внешних и внутренних факторов, позволяющее повысить эффективность педагогической деятельности и соответствующее возрасту и личностно-психологическим чертам ребенка.
- Лечебно-профилактическая – обязует организовывать соответствующие мероприятия на общем и персональном уровнях, а также следовать санитарно-гигиеническим стандартам, соблюдать распорядок труда, отдыха и питания.
- Социально-педагогическая – направлена на совершенствование профессиональных навыков работников образовательного учреждения и осуществление многопрофильной помощи детям и их семьям.
Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура
Есть ряд обязательных принципов, на основе которых должны составляться коррекционные программы:
- Принцип комплексного подхода к постановке задач
Подчеркивает важность единовременного наличия в коррекционной программе трех разновидностей задач: коррекционных, профилактических и развивающих.
Этот принцип отображает не только несвоевременность развития отдельных сфер личности ребенка, но и их взаимосвязь. Ведь отклонения в процессе формирования индивидуальности приводят к нарушениям интеллектуальных способностей, и наоборот. По этой причине, разрабатывая план коррекции, нельзя ориентироваться исключительно на настоящие проблемы, а стоит прогнозировать потенциальные трудности.
- Принцип всесторонней деятельности психолога
В данном случае речь идет о неразрывности коррекции и диагностики в работе практикующего психолога с клиентом.
- Принцип первостепенного устранения дефектов, имеющих конкретную причину
Тип коррекции связан с ее направленностью. Бывает симптоматической и каузальной. Этот принцип настаивает, что именно причинная является важнейшей. Поэтому первым делом специалистами устраняются причины возникновения особенностей в развитии ребенка.
- Деятельностный принцип коррекции