Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы:
- Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- Единства диагностики и коррекции;
- Приоритетности коррекции причинного типа;
- Деятельностный принцип коррекции;
- Учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- Комплексности методов психологического воздействия;
- Активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
- Опоры на разные уровни организации психических процессов;
- Программированного обучения;
- Рост сложности;
- Учет объема и степени разнообразия материала;
- Учета эмоциональной окраски материала.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. Иными словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов – на уровне благополучия, что соответствует норме развития; на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования на основании ФГОС и ФОП
В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставания и отклонения в развитии некоторых сторон личности закономерно приведут к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот.
Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционного интеллекта. При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон через механизм компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармоничного развития личности. Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, решения проблем развития; профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.
Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Принцип реализуется в двух аспектах.
- Осуществлению коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать вывод об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы. Эффективная коррекционная программа может быть построена только на основе тщательного психологического обследования. В то же время точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
- Реализация коррекционно-развивающей программы требует от психолога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства психологического воздействия на ребенка. Иначе говоря, каждый шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом конечных целей программы. Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в свою очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа. Выделяют два типа коррекции в зависимости от ее направленности: симптоматическую и каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Коррекция причинного (каузального) типа, напротив, предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить наиболее полное решение проблем. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца решить трудности, которые переживает ребенок.
Показательным в этом отношении является пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода терапии рисованием дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов.
Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода терапии рисованием дает лишь неустойчивый, кратковременный эффект. Освободив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время этот же ребенок может обратиться к вам, но уже с новым страхом, например, высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, которые вызывают страхи и фобии (в этом случае работа с оптимизацией детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин сложностей и отклонений в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности. Коррекционное влияние всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласовывает требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность изменения возрастных периодов, стадий онтогенетического развития. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка. Коррекционная программа не может быть обезличенной или унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации и утверждения самости.
Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется важнейшей ролью людей из ближайшего круга общения в психическом развитии ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления является основным компонентом социальной ситуации развития, определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование методов коррекции, активизирующих интеллектуальное и перцептивное развитие. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых – сначала с психологом, а потом самостоятельно – приводит к формированию у него необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальные трудности материала не всегда совпадают с психологической сложностью. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку.
Это позволяет поддерживать интерес к коррекционной работе и дает возможность почувствовать радость преодоления. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения.
Разнообразить материал и увеличивать его объем необходимо строго постепенно. Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предлагаемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия обязательно должны завершаться на позитивном эмоциональном фоне. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования.
Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка. Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции – система условий оптимального возрастного развития личности в целом – предусматривает расширение, углубление, уточнение представлений ребенка об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связи и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и тому подобное; такой характер проведения занятий щадящий, учитывает состояние здоровья (особенно у детей, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных условиях развития). Необходимо оптимально распределять нагрузку в течение занятия, дня, недели, года, вести контроль и учет состояния ребенка. Типичная модель коррекции базируется на организации практических действий на различных основах. Направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, знаний, проблем; выявление ведущих видов деятельности, особенностей функционирования мышления; определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни.
Источник: rosopeka.ru
Стратегии разработки индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ и маршрутов
Ключевые слова: индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, индивидуальная коррекционно-образовательная карта.
Приоритетной целью модернизации российской системы образования является обеспечение высокого качества образования. Оно не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Индивидуальные комплексные коррекционно-образовательные программы — это продукт профессиональной деятельности ряда сотрудников школы, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с проявлениями школьной и социальной дезадаптации. В содержании программ отражается вариативность подбора приемов и способов психолого-педагогического сопровождения, а для детей с ограниченными возможностями здоровья — реализации интегрированного обучения, что объясняется индивидуальными особенностями каждого школьника с психофизическими нарушениями. Индивидуальные программы — это необходимое условие оказания коррекционно-педагогической поддержки обучающимся с ЗПР, СДВГ, другими отклонениями в развитии, трудностями поведения и социальной адаптации (например, детям — мигрантам), позволяющее адресно, целенаправленно, систематически реализовывать обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение ребенка в общеобразовательной школе.
По результатам обследования ребенка на школьном консилиуме и индивидуальной аналитической работы каждый специалист по своему направлению составляет план коррекционной работы с ребенком. Все рекомендации специалистов объединяются в индивидуальную комплексную коррекционно-образовательную программу, которая отражает направления как диагностической, так и коррекционной, профилактической, реабилитационной и иной работы педагогов и родителей. Цель такой программы — помочь детям адаптироваться к условиям образовательного учреждения, поддержать их в процессе обучения, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи — консультативную поддержку.
Программа базируется на следующих документах:
1. Заключение специалистов ОПМПК (ЦДК) или школьного консилиума. Данный документ содержит констатирующую медико-психолого-педагогическую информацию на момент поступления ребенка в школу и основные рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в рекомендованном ему учреждении.
2. Заключение врача – психоневролога по месту жительства. Необходимость наличия данного документа продиктована новой редакцией Федерального закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (в ред. Федерального закона от 06.04.2011 г. №67-ФЗ).
3. Заключение врача-педиатра. При проведении диагностико-консультативной работы и планировании системы психолого-педагогической поддержки специалисты службы сопровождения учитывают индивидуальные психолого-педагогические характеристики.
Однако не менее значимым аспектом при составлении индивидуальной коррекционно-образовательной программы является учет психосоматического состояния здоровья детей.Учет показателей здоровья очень важен для определения группы здоровья учащихся, дозирования учебной нагрузки, подбора медикаментозного лечения и проведения профилактических мероприятий. Также знания персонала о состоянии здоровья детей позволяют планово подходить к определению сроков госпитализации для тех детей, которые в ней нуждаются. На занятиях физической культурой и ЛФК специалисты службы сопровождения, медицинские работники и инструкторы по физической культуре совместными усилиями разрабатывают комплексы спортивных упражнений, которые выполняются как в процессе занятий, так и рекомендуются родителям для закрепления в домашних условиях.
4. Социальная карта. Эта карта включает в себя характеристику учащегося, его семьи, их жилищных условий. Кроме того, в карте обязательно должны быть отражены результаты педагогического наблюдения за ребенком (адаптированность к школе, направленность личности школьника, его самооценка, мотивация учебной деятельности, особенности темперамента и характера).
5. Акт обследования материально-бытовых условий учащегося. В данном документе содержатся сведения о доходах семьи, организации условий для выполнения учащимся домашних заданий. При необходимости – определяются условия оказания материальной помощи семье.
Индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа включает:
1. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Маршрут отражает принцип согласованного индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику с особенностями психофизического развития. Он необходим для организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения.
Этот документ составляется учителем совместно со специалистами консилиума и администрацией. Учебная нагрузка школьника определяется учебными планами. У учащихся с разной степенью проявления психофизиологической незрелости еженедельная нагрузка складывается из количества учебных занятий в общеобразовательном классе и коррекционных занятий.
Направления коррекционного сопровождения определяются знаниями психологических и социальных особенностей развития ребенка, а также рекомендациями специалистов районной (окружной), городской (областной) ПМПК. В индивидуальном маршруте школьника с психофизическими нарушениями определяется необходимая психологическая, логопедическая, медицинская, социальная коррекция, определяются направления коррекционного воздействия в системе дополнительного образования. В маршрут вносится информация о проведении индивидуальных коррекционных занятий учителем общеобразовательного класса. Вся стратегия оказания коррекционной помощи обсуждается с родителями, разъясняется всем участникам психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут составляется на учебный год, но в него могут вноситься изменения после контрольных диагностических мероприятий или ухудшения состояния здоровья ребенка.
2. Индивидуальный учебно-коррекционный режим. После определения индивидуального маршрута составляется расписание учебных и коррекционных занятий для каждого ученика. В расписании просчитывается ежедневная учебная нагрузка для ребенка и определяется его общенедельная учебная загруженность. Индивидуальные маршруты и расписания подписываются членами консилиума, администрацией образовательного учреждения и родителями.
Важно обратить внимание на четкое соответствие учебной нагрузки, предлагаемой конкретному учащемуся, учебному плану и программе, по которой он обучается, а также их непротиворечивость действующим САНПИНам. При этом все участники образовательного процесса и родители должны быть информированы о тех уроках, которые ребенок посещает в общеобразовательном классе, в системе коррекционных кабинетов и в системе дополнительного образования.
3. Диагностическая карта. В процессе проведения коррекционной работы специалисты консилиума контролируют влияние тех или иных мероприятий на ребенка и изменяют методы психолого-педагогического воздействия или формы работы с ребенком в случае их неэффективности. Оценка результативности сопровождения проводится на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за учеником в ходе учебной деятельности.
4. Анализ контрольно-диагностических работ. Проводится каждую учебную четверть и включает в себя не только фиксацию результатов выполнения контрольных заданий по предметам, но и анализ функционального состояния ребенка в период выполнения контрольной работы (степень понимания инструкции, темп деятельности, навыки самоконтроля, признаки утомления и т.п.).
5. Карта динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы за определенный период. В этой карте отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты коррекционного психологического, педагогического, логопедического и социального воздействия. При необходимости вносятся соответствующие изменения в коррекционный режим.
6. Карта отслеживания показателей здоровья. Карта предназначена для отслеживания показателей здоровья учащихся за период их обучения по индивидуальным учебно-коррекционным программам. Структура карты включает следующие параметры отслеживания (показатели здоровья): группа здоровья (I, II, III, IV, V), психофизическое развитие (уровень достигнутого и степень гармоничности), медицинская группа для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная), заболеваемость (текущая и по результатам ежегодных профилактических медицинских осмотров), пропуски учебных занятий по болезни.
7. Карта медицинской коррекции. Эта карта предназначена для учета (отслеживания) медицинской помощи учащимся с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Содержание и формы медицинской помощи определяются врачами ПМПк, педиатром, психиатром (в том числе по согласованию с врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений) и включают: физиотерапию, фитотерапию, медикаментозное лечение, врачебное консультирование, медицинские осмотры и обследования, лечебную физкультуру и массаж и др. В карте указываются конкретные исполнители мероприятий (Ф. И. О., должность), отметка об их выполнении. Периодичность заполнения карты определяется врачами консилиума в соответствии с медицинскими показаниями, изменениями в состоянии здоровья учащихся.
Результаты наблюдения диагностических и коррекционных мероприятий фиксируются в индивидуальной коррекционно-образовательной карте каждым специалистом консилиума и учителями. Записи в карту ребенка вносятся регулярно, в течение каждой учебной четверти после ежечетвертных диагностических работ и по мере необходимости внесения каких-либо уточняющих или дополняющих данных о ходе развития ребенка.
Обозначим разделы индивидуальной коррекционно-образовательной карты.
1. Общие сведения о ребенке, его семье на момент поступления в школу собраны в анкете социального педагога.
2. Краткая характеристика состояния его здоровья и медицинские рекомендации педагогам об учете необходимых данных при организации обучения и коррекционной работы.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики.
5. Результаты обучения и коррекционной работы по итогам каждой четверти.
6. Изменения организации, направления и содержания коррекционно-педагогической поддержки учащегося.
7. Расписание учебных и коррекционных занятий.
8. Характеристики на школьника, составляемые ежегодно учителями и социальным педагогом консилиума.
Индивидуальная программа на любого ученика с особенностями в поведении и развитии является внутришкольным документом, фиксирующим проводимые диагностико-консультативные и коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность в отношении того или иного ребенка, характер изменений в индивидуальном обучении и психическом развитии.
Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов (врачей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы, на создание оптимальной модели оказания специальной коррекционно-педагогической помощи учащимся в условиях интеграции. ПМПк это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в образовательном пространстве школы.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист психолого-педагогического сопровождения не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Литература
1. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. — Челябинск, 2006.
2. Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. — М., 2002.
3. Екжанова Е.А. Школьная неуспешность: понятийный тезаурус, вопросы системного психолого–педагогического сопровождения детей //Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности: Сборник научных статей к Городскому круглому столу 27 апреля 2007 года. – М.: Крылья, 2007.
4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М., 2008.
5. Реабилитация в контексте психолого-педагогических технологий / Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2011.
6. Фроликова О.А. Работа членов консилиума с семьей и семейными проблемами //Роль социально–психологической службы образовательного учреждения в развитии семейной политики района Ясенево: Сборник материалов семинара 22 апреля 2008 года. – М.: Крылья, 2008.
7. Фроликова О.А. Психолого–медико–педагогический консилиум образовательного учреждения как инструмент социально–педагогической адаптации ребенка //Социально–психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года. /Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2009.
План составления индивидуального комплексного коррекционно-образовательного маршрута
1. Изучение проблем, возникших в обучении ребенка, выявление нарушений психофизического развития, комплексная диагностика | |
Время выполнения: адаптационный период (1—2 недели пребывания в школе) В процессе обучения в школе | Исполнители: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, врач, учитель-дефектолог |
2. Сбор анамнестических данных; изучение документации (рекомендации ЦДК, карта из поликлиники, тетради, рисунки, аппликации); беседы с родителями | |
Время выполнения: 1—3 раза в четверть 1—2 раза в год | Исполнители: врач, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог |
3. Заседание консилиума, анализ результатов обследования, вероятностный прогноз развития. Составление индивидуальной коррекционно-образовательной программы, маршрута | |
Время выполнения: 1 раз в четверть определяется учебная еженедельная нагрузка | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР |
— в общеобразовательном классе | |
— в классе компенсирующего обучения | |
— в процессе индивидуальной коррекции | |
— в системе дополнительного образования | |
4. Составление индивидуального коррекционно-образовательного режима | |
Время выполнения: 1—2 раза в четверть определяется учебная ежедневная нагрузка | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР |
5. Рекомендации учителям общеобразовательных классов и родителям по оказанию педагогической и медико-социальной помощи в домашних условиях, в школе | |
Время выполнения: 1—2 раза в четверть | Исполнители: специалисты консилиума, учителя |
6. Контроль за выполнением составленного индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима | |
Время выполнения: 1—3 раза в неделю | Исполнители: социальный педагог, учитель, родители, специалисты консилиума |
7. Заседание консилиума. Анализ результатов обучения учащихся с особенностями в развитии; изменение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима | |
Время выполнения: 1—2 раза в четверть | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Прямо сейчас студенты читают про:
Функциональные обязанности должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах) Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам.
Ответ 3 Оба эксперта оценили этот ответ одним баллом. Комментарий Не дан ответ на первый вопрос (приведена оценка роли личного интереса в.
Требования безопасности при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ.
Структура, задачи и функции службы судебных приставов Федеральная служба судебных приставов является правопреемником Департамента судебных приставов Минюста России.
Недействительная сделка: понятие, виды, правовые последствия. Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного.
Источник: studopedia.ru
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Программно методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя—логопеда, учителя-дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально техническое обеспечение
Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Источник: college.ru