Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленных ФФНР, аграмматизмом, нарушением языкового анализа и синтеза, ЗПР. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР»
Рабочая программа « Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР » составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ № ___ начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и педагогах – психологах учреждений образования».
- Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе – М. «Когито-Центр», 1996.
Теоретическими предпосылками составления данной программы стали представления о:
Планирование коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.
- содержании классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау,
О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина и др.);
- коррекции нарушений речи (Ф.Ф. Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичева,
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.);
- возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский,
Л.О. Бадалян и др.);
- принципах анализа речевых нарушений (Э.А. Александрян, Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)
- своеобразии формирования фонематических процессов у детей среднего школьного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
(А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова).
Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Открытый мастер-класс Т.Б. Филичевой «Общее недоразвитие речи»
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы.
Цель программы: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленных ФФНР, аграмматизмом, нарушением языкового анализа и синтеза, ЗПР. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
Концептуальность программы: следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции. Программа опирается на следующие принципы: — системность; — комплексность; — деятельностный; — онтогенетический; — обходного пути; — общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения: • конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую); • творческие — во время работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.
Срок реализации: 3 года.
1-3 год обучения – до 60 часов.
1-2 раза в неделю по 1 часу(40 минут)
Форма организации деятельности детей на занятии:
групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут.
Занятия проводятся два раза в неделю с перерывом на школьные каникулы.
Количество необходимых занятий и периодичность занятий по одной теме определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.
Ценностные ориентиры содержания логопедической программы
Речь – понятие очень обширное. Оно включает в себя знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе, т.е.дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности ребёнка.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
— в развитии звуковой стороны речи;
— в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
— в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: — повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
— ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
-учиться работать по предложенному учителем плану
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме
— слушать и понимать речь других;
— учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя и т.д).
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Способы определения результативности:
— тестирование в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов:
Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через ШПМПк.
Характеристика речевого развития *********** (5 класс)
Звукопроизношение и просодическая сторона речи
Уровень развития устной речи ************ с ЗПР достаточен для бытового общения. Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами. Встречаются фонетические дефекты (сигматизмы). Наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов.
Словарный запас и грамматический строй речи
Бедность словаря учащегося ************* с ЗПР обусловлена низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Исмаила характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов -названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеет и многими словами-обобщениями.
Для устной речи присущи ошибки словообразовательного характера, отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
В результате имеющихся трудностей учащийся не овладевает навыками письма в должном объеме, оказывается несостоятельным при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В его диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв, персеверации.
Кроме данной группы ошибок, в письменных работах учащегося с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто.
Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:
Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.
Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.
К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве, относятся: отсутствие точки в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точка не на нужном месте. В связи с недоразвитием пространственных представлений допускаются ошибки на правописание предлогов и приставок.
Коррекция нарушений чтения
Для преодоления нарушения чтения применяются упражнения и звуковые разминки из книг, пособий, карточек. Назначение пособий — работа над улучшением дикции у учащихся, имеющих нечеткую, смазанную артикуляцию, тихий, немодулированный голос, короткое поверхностное дыхание, поэтому в состав каждой разминки входят задания на развитие голоса, дыхания, артикуляции: чтение на одном выдохе цепочек гласных звуков и слогов с различной силой голоса и с различным акцентированием. От интонации перечисления дети переходят к чтению цепочек с ударением на первом слоге, затем читают гласные и слоги со сменой ударения.
Для закрепления звука или различения пары смешиваемых звуков детям предлагается чтение столбиков слов, насыщенных данными звуками. Одновременно происходит тренировка чтения. Для закрепления осознанного чтения дети читают слова, сходные по написанию; однокоренные слова с разными приставками; слова с одинаковой приставкой; слова. Чтение звуковой разминки осуществляется в начале, соответствующего по теме занятия.
Источник: nsportal.ru
Система коррекционно-логопедической работы в школе
Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие моторики, ориентированных на устранение имеющихся у ребенка речевых дефектов или их сглаживание для полноценного освоения им образовательной программы.
Особенности организации коррекционно-логопедической работы в школе
Организация логопедической терапии и коррекционных программ в школах специальной направленности и обычных общеобразовательных заведениях имеет свои специфические черты:
- Работа организуется дифференцированно т.е. на основании диагностирования конкретного речевого нарушения ребенок направляется в школу, тип которой ему наиболее подходит. В каждой школе выбираются приоритетные направления работы, исходя из специфики отклонений в речевом развитии. Кроме того, в общеобразовательных учебных заведениях, используются специальные программы обучения для детей с речевыми нарушениями. В некоторых случаях им отводятся отдельные классы. Все зависит от степени проявления речевого дефекта.
- Проведение комплексной диагностики речевого развития детей на основании составления речевых карт и определения направлений коррекционной работы.
- Коррекционная работа тщательно планируется и составляются прогнозы ее исхода.
- Учет особенностей разнообразных речевых отклонений, степени их выраженности, наличие второстепенных отклонений влияет на методы и техники логопедической коррекции в школе того или иного типа.
- Создание условий для нормального обучения и развития детей с речевыми отклонениями в общеобразовательной школе.
- Учет потребностей и особенностей развития учащихся с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательными проблемами.
- Основой коррекционной работы является принцип доступности и последовательности обучения, его комплексная организация. Коррекционная терапия должна создать условия для того, чтобы обучение было доступным для восприятия ребенком с конкретными речевыми дефектами, шло от простого к сложному с применением разнообразных приемов и методов.
- Важность проведения профилактических мероприятий по предупреждению развития речевых дефектов и сопутствующих отклонений.
- Коррекционная работа в начальной школе имеет ближайший и перспективный результат. Она создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся, адаптировать их к социальной жизнедеятельности и построению коммуникативных связей, независимо от наличия речевого дефекта.
- Использование современных ИКТ-технологий на коррекционных занятиях. Они способствуют активизации мышления, развивают психические процессы, необходимые для полноценного речевого становления и освоения образовательной программы.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Целевое назначение коррекционно-логопедической работы в школе
Коррекционно-логопедическая работа в школе нацелена на устранение социальной и учебной дезадаптации, посредством развития ключевых образовательных компетенций и устранение речевых дефектов, за счет коррекционных мероприятий, внедренных в программу обучения и направленных на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем организма учащегося.
Рисунок 1. Основные направления логопедической работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы начать коррекционную терапию, необходимо выявить речевой дефект. От его специфики и степени развития зависит выбор направления коррекционной работы. Дети подразделяются на группы, исходя из своего дефекта и динамики его развития. Для каждой группы составляется план коррекционной работы, который включает стратегию и тактику устранения речевых нарушений и прогнозы их преодоления.
«Система коррекционно-логопедической работы в школе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Работа по устранению речевых нарушений школьников реализуется логопедом. Он может быть педагогом и реализовывать комплексное коррекционное обучение, а может быть сторонним логопедом, который приглашается для составления и реализации коррекционно-логопедических занятий с учащимися, имеющими речевые нарушения.
Коррекционная работа логопеда, исходя из ее целевого назначения, реализуется по следующим направлениям:
- Коррекция дефектов устной речи. Здесь проводится работа над развитием моторных функций, речевой моторики и просодических компонентов, устранение неправильного произношения звуков и работа над развитием верного слухового восприятия речи, а также расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи.
- Профилактика нарушений письменной речи. Здесь проводятся специальные упражнения, учитывающие особенности физиологического, психического развития учащегося, его речевого дефекта и степени его тяжести, а также, имеющихся отклонений письменной речи.
- Устранение дефектов письменной речи учащихся. Школьников обучают грамматическим особенностям построения языка, развивают речевые функции, которые необходимы для полноценного овладения грамотой, развивают фонематические представления, активизируют работу мышления, в частности логического, а также уделяется внимание формированию навыков анализа и синтеза.
Типы коррекционно-логопедических занятий в школе
В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:
- Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
- Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.
Источник: spravochnick.ru
Адаптированная рабочая программа индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения для детей с ОВЗ 1доп.- 5 классов
Адаптированная рабочая программа индивидуальных логопедических занятий по корреции звукопроизношения у детей с ОВЗ 1доп. — 5 классов.