Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка
Я обследую каждого ребенка, поступающего в наш Центр. После обработки полученных результатов диагностики, составляю индивидуальную коррекционно-развивающую программу на каждого ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.
Каждый логопед по-своему составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Я решила составить ее в виде таблицы – это значительно облегчает работу с документацией. В зависимости от количества участников (специалистов), необходимых для успешной реализации программы, количество колонок увеличивается. Предлагаю Вашему вниманию образцы заполнения индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Цель: коррекция звукопроизношения
Коррекционная хиромантия. Хиролог Борис Акимов о возможности коррекции судьбы по руке.
Основные задачи
учителя-логопеда
воспитателей
Интенсивность
2-3 раза в неделю
Форма занятий
индивидуальные, групповые занятия
Срок реализации программы
Количество занятий зависит от сложности дефекта, и проводятся до полного его устранения.
К концу обучения ребенок должен знать и уметь:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка
Цель: подготовка к обучению в школе
Основные задачи
учителя-логопеда
воспитателей
социального педагога
Интенсивность
2-3 раза в неделю
2-3 раза в неделю
Форма занятий
индивидуальные, групповые занятия
Срок реализации программы
Количество занятий зависит от сложности дефекта, и проводятся до полного его устранения.
К концу обучения ребенок должен знать и уметь:
Источник: logoped18.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Документация школьного психолога
Документация (планы, отчеты, характеристики)
Коррекционно-развивающая работа психолога
Коррекционно-развивающая работа психолога |
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики) |
Коррекционно-развивающая работа психолога |
5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей: |
Причины типичных ошибок учащихся |
Все страницы |
1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
(А. А. Осипова Общая психокоррекция.- М.: ТЦ «Сфера», 2000)
Коррекционная школа
- Знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции
(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)
- Владение конкретными методами и методиками коррекции.
- Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).
2. Принципы коррекционной работы:
- Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками) - Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
- Коррекция негативных форм поведения
- Регулирование ожиданий взрослых
- Изменение отношения взрослых к ребенку
- Преобладание методов поддержки и вознаграждения
- Двигательная коррекция
- Коррекция внимания и развитие умственных способностей
- Обучение социальным навыкам
- Обучение навыкам учения и самоорганизации
При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:
- Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития
3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий:
- Специфика позиции психолога
При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы.
Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями:
- Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил.
- По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
- Использование различных знаков, наклеек, поощряющих дисциплину и активную работу на занятии
- Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию со стороны педагогов, родителей, администрации.
Необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них.. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы, высказывания учащихся, краткую аннотацию занятий.
- Критерии эффективности занятия:
Уровень эмоциональной включенности детей в занятие
Уровень открытости учащихся
4. Основные принципы составления психокоррекционных программ
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
- Принцип единства коррекции и диагностики
- Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе.
- Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
- Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
- Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
- Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
- Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
- Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.
Разработка коррекционной программы:
1 этап: диагностический
Сбор аналитических данных:
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность, психические новообразования
- Наличие объективной психотравмирующей ситуации
Углубленный анализ диагностических данных:
- Психологический диагноз
- Психологический прогноз
- Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности
Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности
Условно-вариативный прогноз:
— Если неблагоприятные условия сохраняются
— Если будут сняты
— Если неблагоприятные условия усугубятся
2 этап:
1.Формулировка цели психокоррекционной программы:
- Позитивная формулировка
- Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
- Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности
2. Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи)
3. Структура коррекционной программы:
- Вид по времени реализации
- Временные рамки продолжительности занятий
- Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
- Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
- Форма (групповая/индивидуальная)
- Адресат
- Методы и основные приемы
- Оборудование необходимое для реализации программы
- Предполагаемые результаты
- Тематический план
Требования к программам:
- Актуальность — нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
- Целостность — описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего, ее логичность
- Прогностичность — программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
- Реалистичность — это реальная возможность ее выполнения с учетом творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
- Оригинальность — наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач
Программа состоит:
- Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) — обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
- Цели и задачи: цель — это предполагаемый результат; задача — это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
- Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты: указываются ожидаемые, предполагаемые результаты выполнения программы
Ошибки:
- непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
- либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
- неполная структура
- нарушение логики построения
- сложность изложения
- псевдонаучность: материал перегружен научными терминами
Источник: www.vashpsixolog.ru
Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип единства коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• • деятельностный принцип коррекции;
• • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления коррекционно-развивающей работы
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности :
— коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
— коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
— коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;
— коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
— коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
— коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками
Развитие и коррекция эмоциональной сферы :
• развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;
• повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
• формирование адекватной самооценки;
• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование видов деятельности:
Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы :
При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные цели коррекционно-развивающей работы :
• цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
• цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;
• цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы :
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные методики психокоррекционной работы :
• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.
7. Определение частоты необходимых встреч.
8. Определение длительности каждой встречи.
9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй — подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.
• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Публикации по теме:
Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Источник: www.maam.ru
Характеристика коррекционно-развивающих программ
Рассмотрим некоторые ведущие принципы, которыми мы руководствовались при разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы.
1. Осознанность мыслительной деятельности. Она проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках, схемах, моделях) не только результат мыслительной деятельности, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность самого мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операции и умственных действии. Осознание способов своего мышления служит показателем более высокого этапа умственного развития.
Чтобы этот принцип реализовать, в коррекционно-развивающих программах предусмотрено максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического мышления с целью их полного понимания, а в процессе коррекционно-развивающей работы мыслительные операции и умения выступают как предмет специального усвоения, чтобы в дальнейшем быть пригодными для сознательного и произвольного использования.
3. Развитие основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро учебной, а также любой познавательной деятельности человека. К их числу можно отнести мыслительные действия с понятиями, понимание смыслового материала, активную речь.
Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определения понятий). Она предназначена для учащихся II—V классов.
Приведенные в программе задания разработаны на материале как школьных, так и житейских понятий. Авторами предлагаются способы применения каждого типа заданий. Однако школьный психолог или учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.
Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию понимания и предназначена для учащихся III—V классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).
При разработке программы мы в некоторых случаях опирались на работы Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой [24], А. Е. Падалко [56], а также Н. П. Мальцевой и Е. Л. Яковлевой [49]. Как мы уже говорили выше, предлагаемые авторами способы выполнения каждого типа заданий могут видоизменяться и дополняться.
Коррекционно-развивающая программа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем 3. Новаком [53], и рассчитана на учащихся III—V классов.
Результаты экспериментов 3. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций. Преимущество этого метода состоит в его гибкости и неограниченной возможности тематически приспосабливать метод к вербальным интересам ребенка, а также в том, что фактически здесь нет ошибочных связей.
Для развития активной речи предлагаем проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по разработанной нами схеме.
Упражнения рекомендуется проводить в устной форме. На одно задание отвечать могут несколько учеников, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.
Источник: studme.org
Особенности составления психокоррекционных программ
Для реализации психокоррекционной стратегии психолог использует сценарий работы, применяя разные методы психокоррекции, учитывая их механизм психокоррекционного воздействия. Он может использовать готовые программы, но чаще всего психокоррекционные программы составляются под конкретный психокоррекционный случай и носят индивидуальный характер. При планировании психокоррекционных мероприятий и составлении психокоррекционной программы важно опираться на следующие принципы. Принципы составления психокоррекционной программы по А.А. Осиповой (общая психокоррекция):
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности посредством механизма компенсации;
2.Принцип единства коррекции и диагностики отражает целостность процесса оказания психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога;
3.Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии;
4.Деятельностный принцип коррекции отражает и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей;
5.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей требует соответствия хода психического и личностного развития нормативному развитию, с одной стороны, и признания бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой;
6.Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь людям с самыми различными проблемами;
7.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента;
8.Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие;
9.Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий;
10.Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов от минимально простого к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с психологической сложностью. Работать с человеком необходимо на оптимальном уровне сложности;
11.Принцип учета объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения;
12.Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должна завершаться на эмоциональном позитивном фоне.
Требования к разработке психокоррекционной программы
Тема должна формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Позитивная форма представления темы коррекционной программы включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности, которые должны быть сформированы у клиента/ребенка (ориентиры для точек роста индивида);
Цель. При формулировании цели коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», цели не должны носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса нового позитивного опыта и способов действий в реальную практику жизненных отношений.
Задачи. При постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития психологической деятельности, который задает необходимость учета в коррекционной работе коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно быть не менее 4–7, из них половина и более – это коррекционные, остальные – развивающие и психопрофилактические задачи;
Объект программы: человек или группа людей, на которых направлена психокоррекционная работа (необходимо указать возраст и количество участников);
Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая;
Методы психокоррекции: конкретные направления и подходы психокоррекционной работы, технологии, техники, методики;
1 этап. Диагностический. Перечислить психодиагностические методы и методики для сбора психологического анамнеза и проведения комплексного психологического обследования личности;
2 этап. Аналитический. Структурировать данные психологического анамнеза; составить список данных и трудностей/проявлений нарушения и сделать вывод об источнике недостатков и проблем ребенка, его индивидуально-личностных особенностях; сформулировать психологический диагноз и психологический прогноз; обозначить модель/стратегию оказания психокоррекции; произвести выбор техник и методов психокоррекционного воздействия;
3 этап. Установочный. Перечислить методы и приемы для установления психологического контакта с ребенком, заключить договор/контракт на психокоррекционную работу;
4 этап. Психокоррекционный. Определить тематический план, построить ряд условных подэтапов, определить цель коррекции на каждом из них. Решающее значение имеет определенная логика планируемой работы в зависимости от предмета психологической коррекции, индивидуально-личностных особенностей клиента, использования различных методов и техник (не должно быть случайного набора упражнений. );
5 этап. Этап оценки эффективности. Определить методы оценки эффективности психокоррекции (наблюдение за поведением клиента в естественных условиях; беседа с представителями ближайшего социального окружения клиента (по возможности) и диагностические методики, использовавшиеся на диагностическом этапе;
6 этап. Завершающий. Подобрать упражнения для отработки круга эмоций клиентом/ребенком для завершения на стадии принятия и создания установки для переноса позитивных изменений клиента/ребенка в реальную жизненную ситуацию;
А.А.Осипова определяет разные виды психокоррекционных программ.
1-я классификация
1.Общая модель психокоррекции – условия оптимального возрастного развития.
2.Типовая модель психокоррекции – овладение различными компонентами действий и их поэтапное формирование.
3.Индивидуальная модель коррекции – определение индивидуальной программы развития с опорой на более сформированные стороны.
2-я классификация
1.Стандартизированная программа – четкая последовательная поэтапная программа, требующая жесткого ее выполнения.
2.Свободная – психолог составляет самостоятельно, определяет цели и задачи этапов психокоррекции, намечает ориентиры результата достижений.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Источник: kopilkaurokov.ru