Конвергенция образовательных программ что это простыми словами

Содержание

Курчатовский класс в московской школе. Всё о проекте: экзамены, программа, возможности

Проект «Курчатовский класс в московской школе» или «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» — это отдельная специализация инженерных классов. Проект развивается при поддержке Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», детского технопарка на его базе, а также вузов-партнеров. Он позволит организовать практикумы, выполнение проектов и исследований по новым направлениям науки и технологий, стажировки на научных предприятиях.

Обучение школьников курчатовских классов проводится на базе НИЦ «Курчатовский институт» с использованием научной базы и технологических ресурсов для организации обучения в соответствии с современными исследованиями и разработками в сфере физики элементарных частиц, высокотехнологичной медицины и конвергентных НБИК-технологий (основанные на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Результатом НБИК-конвергенции будет являться полное слияние этих технологий в единую научно-технологическую область знания).

Био-цифровая конвергенция. Зачем элиты строят нового человека. О. Четверикова, Д. Перетолчин

Также обучение проходит на базе детского научно-образовательного технопарка при НИЦ «Курчатовский институт», где обучающиеся выполняют проекты и исследования и проходят стажировки в научных лабораториях.

История развития проекта

Впервые данный проект был апробирован в нескольких московских школах в 2011 году. В 2012−2013 годах лаборатории участвующих школ и учреждений дополнительного образования были технически оборудованы для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения учебных проектов и исследований. С сентября 2020 года в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» открыто новое направление «Курчатовский класс» при участии Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», в Москве было открыто пять таких классов.

В настоящий момент (данные на начало 2021-2022 учебного года) участниками Курчатовского проекта являются:

  • 34 общеобразовательные организации;
  • 2 организации дополнительного образования;
  • В качестве научного руководства и кураторства — Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Цели и задачи курчатовского проекта

  • формирование у школьников конвергентного мышления (направленного на решение задач при помощи чёткого алгоритма действий)
  • достижение эффективного межпредметного взаимодействия в обучении.

Обучение в курчатовском классе поможет ученикам:

  • сформировать целостную картину мира благодаря междисциплинарным образовательным программам
  • выполнять проектные и исследовательские работы с использованием высокотехнологичного учебного оборудования в рамках актуальных научных направлений
  • правильно выбрать профессию и поступить в ведущие технические и естественно-научные вузы.

В каких школах открыты «Курчатовские классы» в 2021 году

Если в 2020г таковых было всего 5, то в 2021-2022 учебном году классы открыты в 34 школах и 2-х центрах доп.образования. С адресами и названиями можно ознакомиться на странице официального сайта проекта

Дивергенция и Конвергенция: как запомнить?!

Вузы-партнёры, участвующие в проекте «Курчатовский класс»:

1. МФТИ
2. МГУ им. М.В. Ломоносова
3. НИЯУ МИФИ
4. МГТУ им. Н.Э. Баумана
5. МИРЭА — Российский технологический университет
6. Московский политехнический университет
7. НИТУ «МИСиС»
8. НИУ «МЭИ»
9. РХТУ им. Д.И. Менделееева

Программа обучения в курчатовских классах

Предметы углубленного изучения: математика, физика, русский язык

Элективные курсы (дополнительно на выбор):

  • биохимия
  • геоинформационные системы
  • геоэкология
  • гомеостаз и адаптация
  • нанохимия
  • онтогенез и основные закономерности развития
  • основы научных исследований
  • практика количественных измерений
  • физическая химия
  • эволюция систем органов растений и животных
  • экомониторинг
  • элементы биофизики

Преимущества обучения в курчатовском классе (курчатовском проекте)

  • научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся здесь курируют ученые Курчатовского Института и преподаватели Вузов-партнёров
  • ученики имеют возможность бесплатно получать доп.образование на базе детского научно-образовательного технопарка НИЦ «Курчатовский Институт»
  • также обучающиеся могут получить профессиональный опыт, пройдя стажировку в лабораториях НИЦ «Курчатовский Институт»
  • занятия в рамках проекта проводят преподаватели серьезнейших ВУЗов-партнёров (см.перечень выше)
  • принимая участие в мероприятиях проекта (см.ниже), ученики получают возможность стать участником смен таких известных образовательных центров для одаренных детей, как «Сириус», «Артек» и «Орлёнок»
  • успешно сдав предпрофессиональный экзамен по завершении обучения в курчатовском классе, учащийся получает дополнительные баллы для поступления в ВУЗы-партнёры

Мероприятия для обучающихся в курчатовских классах

В рамках проекта проводится несколько видов мероприятий:

  • конференции (Ежегодная городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату», где ученики имеют возможность представить свои проектные и исследовательские работы)
  • конкурсы (Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ; Городской конкурс «Битва умов», онлайн-викторина «Курчатовец 21 века» и конкурс «Я – Курчатовец», организованные НИЦ «Курчатовский институт» совместно с Департаментом образования г. Москвы)
  • олимпиады (Олимпиада школьников «Курчатов»; Всероссийская, Московская олимпиады школьников и предпрофессиональная олимпиада)
  • чемпионаты («Молодые профессионалы», «Московские мастера» WorldSkills и др.)
  • научные субботы (регулярные лекции, занятия и мастер-классы – онлайн и в самих ВУЗах-партнерах)
  • обучающихся профильных классов могут более глубоко ознакомиться с работой НИЦ «Курчатовский институт», посетив лаборатории междисциплинарного научно-технического комплекса по различным направлениям исследовательской работы в рамках ежегодно проводимой экскурсии.

Как поступить в курчатовский класс

На официальном сайте проекта пока нет данных о вступительных экзаменах. Поскольку курчатовский проект открыт как направление инженерного класса, мы можем предположить, что желающим поступить предстоит сдать экзамен в формате тестирования.

Также при поступлении будут учитываться успехи в обучении в целом, достижения по профильным предметам, результаты олимпиад, чемпионатов и соревнований, а также успехи в конкурсах и научно-практических конференциях.

Контактная информация Проектного офиса

Руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна

Координатор проекта: старший методист, Беляева Екатерина Николаевна

Источник: detinform.ru

Здесь рады всем: что такое инклюзия и зачем она нужна в образовании и бизнесе

Мы слышим про инклюзию отовсюду: о ней говорят в образовании, бизнесе, культуре и в обществе в целом. Что это такое, зачем она нужна и какие есть примеры реализации принципа инклюзивности в России — в материале Forbes Life

Услышав слово «инклюзия», мы сразу представляем себе пандусы, классы детей с ограниченными возможностями здоровья и кафе, где работают люди с синдромом Дауна. На деле в российском обществе и сознании люди с инвалидностью чаще всего отделены от большинства граждан: наши дома и улицы не приспособлены для того, чтобы по ним могли перемещаться люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), наши школы и университеты не инклюзивны и рассчитаны на нейротипичных детей, а рабочие места для инвалидов, кажется, бывают только в социальной рекламе. Изменить это и стремится инклюзия.

Закончили чтение тут

Инклюзия (от inclusion — включение) представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных решений для этого. Когда мы называем среду, школу или пространство инклюзивными, мы имеем в виду, что все люди в одинаковой степени имеют доступ и могут принадлежать к ним.

Материал по теме

С точки зрения инклюзивного подхода инвалидность — это социальная проблема, а самое понятие «инвалид» возникает в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. В инклюзивном обществе среда — то, что нам предстоит исправлять, а не человек. Так, инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру: образование, рабочие места, общественные пространства тоже становятся инклюзивными.

Читайте также:
Security task manager что это за программа отзывы

На каких принципах строится инклюзивное общество

По данным ВОЗ, около 1 млрд (или 15% населения Земли) людей в мире имеет инвалидность, более 100 млн из них — дети. Права людей с инвалидностью защищает Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году, Россия ратифицировала ее в 2008 году. Согласно этому документу, подписавшие его страны должны обеспечить людям с инвалидностью равенство, доступность среды, образование и возможность трудиться, участие в культурной жизни и индивидуальную мобильность.

Среди основных принципов Конвенции можно перечислить:

  • уважение достоинства человека и его свободы выбора;
  • недискриминацию;
  • эффективное вовлечение в общество;
  • уважение особенностей людей с инвалидностью;
  • равенство возможностей;
  • гендерное равенство.

В сентябре 2015 года ООН приняла новую программу в области устойчивого развития, состоящую из 17 целей, которые нужно достигнуть к 2030 году. Все они могут называться инклюзивными, потому что призваны обеспечить равенство возможностей. Семь из них имеют непосредственное отношение к людям с инвалидностью, например всеобщий доступ к медицине и образованию. Так что на бумаге и в планах общественных организаций создание инклюзивных среды и общества как будто бы не за горами.

Реальность пока далека от декларируемых принципов и инклюзии. На сегодня в России насчитывается более 11,7 млн людей с инвалидностью, среди них 700 000 детей. В 2020 году больше половины опрошенных инвалидов были готовы и хотели вести активный образ жизни.

При этом только 9,6% многоквартирных домов, где проживают люди с инвалидностью, оборудованы лифтом или подъемником, пригодным для инвалидных колясок и могут хотя бы отчасти называться инклюзивными. А среди городских автобусов в России оборудованными для маломобильных пассажиров в 2020 году были 22,8%. Получается, даже имея желание и стремление выйти из дома, большинство людей с особенностями здоровья просто не могут это сделать (что напрямую противоречит статье 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Благотворительные фонды работают над тем, чтобы снять стигму с людей с инвалидностью, дать им возможность учиться и заниматься любимым делом

Однако нельзя сказать, что ситуация не движется к лучшему. Инклюзия — это мощный тренд, который постепенно меняет среду, педагогику, отношение к детям, рабочее и общественное пространство в России. Музеи и выставочные залы стремятся сделать доступ к экспозициям возможными для всех людей с особенностями здоровья, то есть инклюзивными. Например, на сайте Третьяковской галереи есть раздел, где можно узнать, какие здания и где оборудованы пандусами, как заказать экскурсию на русском жестовом языке, а также как составить наиболее оптимальный маршрут с учетом сенсорной нагрузки или подготовиться к посещению людям с расстройствами аутистического спектра и детям с ОВЗ. В музее «Гараж» с 2015 года открыт первый в России отдел инклюзивных программ, который готовит специальные курсы для сотрудников, образовательные проекты и экскурсии для людей с ограниченными возможностями.

Благотворительные фонды также работают над тем, чтобы снять стигму с людей с инвалидностью, дать им возможность учиться и заниматься любимым делом, обеспечивают тьюторов и помогают расширять круг общения. Например, фонд «Лучшие друзья» помогает взрослым людям с нарушением развития и интеллекта найти друзей среди волонтеров, платформа Everland позволяет найти работу людям с инвалидностью, АНО БО «Журавлик» реализует программу «Инклюзивная капсула», которая помогает включать детей с особыми потребностями в образовательную среду, а госпитальные школы проекта «Учим.Знаем» для длительно и тяжело больных детей открыты в 45 регионах России.

Что такое инклюзивное образование

Господствовавший в течение многих лет медицинский подход к инвалидности предполагал, что дети с ОВЗ не вписываются в обычные школы, поэтому требуют специальных учебных заведений, педагогов и мероприятий. В этой системе именно ребенок становился проблемой, которую нужно решить, чтобы она не мешала другим. В свою очередь социальный подход и инклюзия в педагогике обозначили саму систему образования как проблему: отсутствие системы поддержки детей с инвалидностью, негибкость программ и образовательных стандартов и как итог недоступность образования для большой группы детей.

Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.

Материал по теме

Принятая в июне 1994 года Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, которая считается одним из основных документов, поддерживающих инклюзию в образовании для детей, утверждает: «Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования».

Как оно реализовано в России

В России, согласно опросу ВЦИОМ в августе 2021 года, 59% респондентов не слышали термин «инклюзивное образование». При этом 66% положительно относились к идее инклюзивного обучения и только 13% были настроены отрицательно. Тогда же заместитель председателя правительства Татьяна Голикова объявила, что 56% детей с ОВЗ получают «образование с развивающимися сверстниками и по сути интегрированы в обычный социум». Хотя годом ранее совместный мониторинг Всероссийского общества инвалидов и «Единой России» показал, что полностью к инклюзивному обучению готовы только 8% российских школ.

По словам исполнительного директора благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет» Анны Скоробогатовой, с точки зрения инклюзивного подхода есть препятствия, которые можно решить привлечением ресурсов: «Школам не хватает подготовленных кадров, в том числе тьюторов, и финансирования для создания специальных условий: могут понадобиться пандусы, адаптированные материалы, специальные устройства для обучения. Кроме того, не всегда ребенок может добраться до школы».

Однако не меньшее значение имеет готовность общества к инклюзии: «У нас по-прежнему очень много стереотипов в отношении людей с инвалидностью, которые мешают созданию нормальных партнерских отношений между родителями, учениками и учителями», — говорит Анна. Описывая собственный опыт общения с родителями в детском саду и в школе, она объясняет, что поведение и отношение родителей в первую очередь зависит от поведения воспитателей или педагогов. «У нас была ситуация, когда моего сына с РАС выжили из группы, потому что воспитателю хотелось послушного ребенка», — рассказывает Скоробогатова.

На сегодня в России меньше одной трети людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют работу

Когда сын Анны пошел в первый класс общеобразовательной школы, она надеялась, что он сможет, обучаясь по индивидуальной программе, посещать часть уроков с остальными детьми: «Но пока инклюзия у нас не получается. Когда Матвей заходит в обыкновенный класс, его внимание рассеивается. Он начинает бегать, мешать другим детям. Конечно, мы учим его взаимодействию с детьми, но и педагог не знает, что с ним делать, как его интегрировать в жизнь класса. Так что пока это две параллельные лодки, которые плывут в одном школьном здании».

Одним из примеров того, как все-таки может быть реализовано инклюзивное образование, можно считать частную школу «Абсолют», открытую в 2014 году фондом «Абсолют-Помощь»: «Наша школа адаптирована под потребности каждого ученика. Это не только безбарьерная среда, но и индивидуальные образовательные маршруты — школьную программу помогают осваивать квалифицированные педагоги, тьюторы и одноклассники, — рассказывает исполнительный директор фонда. — Дети по общеобразовательным и адаптированным программам учатся в разных классах, но все свободное время проводят вместе: на завтраках и обедах, в кружках и клубах по интересам, на школьных мероприятиях и переменах. Мы, безусловно, принимаем каждого ребенка и стараемся убирать барьеры, подстраивать среду под его потребности и включать в обычную школьную жизнь».

Читайте также:
Smi grabber device что это за программа

Как работает инклюзия на рабочем месте

На сегодня в России меньше одной трети людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют работу (чуть больше 1 млн человек из 4,5 млн). «Права людей с инвалидностью в России поддерживаются в основном до того, как они становятся взрослыми, — говорит основательница инклюзивных мастерских «Простые вещи» Мария Грекова. — В системе дошкольного и школьного образования хотя бы существуют специалисты, которые могут их как-то направить, но как только человек с инвалидностью вырастает, он перестает быть кому-то нужен. Специальной профориентационной помощи как таковой нет, существуют профессиональные колледжи, куда попасть может далеко не каждый, но и после них содействие в трудоустройстве минимальное. Те, кто не попадает в колледж, просто остается дома, и никто не отслеживает их социальный статус и состояние в целом».

При этом российское законодательство вроде бы стремится к инклюзии и защищает право людей с ОВЗ на работу: в Трудовом кодексе и Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что организации обязаны обеспечить людям с ограниченными возможностям специальные условия труда, профессиональный рост, а также квоты для приема инвалидов на работу и минимальное количество специальных рабочих мест. Если в компании более 100 человек, то на долю людей с инвалидностью должно приходиться от 2% до 4% мест от среднесписочной численности работников, если от 35 до 100, то доля может быть не выше 3%.

Материал по теме

На деле компании часто либо выплачивают небольшой штраф за не выделенные места в размере 5000–10 000 рублей, либо нанимают сотрудников только для галочки, не задумываясь об инклюзии или мероприятиях, которые призваны включить их в работу и коллектив. Но даже если организация хочет нанять сотрудника с инвалидностью, она сталкивается с большим количество трудностей: «Устройство такого человека на работу должно проходить через конкретные, довольно длинные этапы с сопровождением, подбором занятости и графика работы. Всем этим, конечно, не занимается обычный работодатель, и даже компании с большим желанием часто не понимаю, что нужно делать, как и кто им в этом может помочь», — объясняет Грекова.

При этом инклюзивный найм, помимо этических бонусов, приносит и реальную пользу компаниям: по данным исследования консалтинговой компании McKinsey, бизнес с инклюзивной политикой работает на 35% лучше. Директор по персоналу SAP в Италии и Греции Вера Соломатина, чья компания уже три года реализует программу инклюзивного найма, описала, что самым эффективным способом считает программу стажировок. Благодаря ей и при содействии специализированных фондов уже через полгода стажер с ОВЗ может перейти на постоянное место работы или к подготовленным коллегам или партнерам.

Основательница инклюзивных мастерских Маша Грекова говорит, что чувствует, как меняется отношение общества к людям с инвалидностью: «Это на самом деле куда значимее и сильнее может повлиять на стабилизацию ситуации с трудоустройством, чем государственные меры. Хотя, конечно, без них мы не можем полноценно разворачивать свою деятельность, потому что вопрос всегда упирается в сроки обучения, квотирование и обеспечение заработной платы людей с ОВЗ на регулярной основе».

Источник: www.forbes.ru

Единые образовательные программы: какие последствия для школ и учителей

Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

С 1 сентября 2023 года во всех российских школах (в том числе в частных) введут единые образовательные программы (ФООП), а для ряда предметов Минпросвещения закажет новые, единые учебники. Читатели Педсовета отнеслись к новшеству неоднозначно: по результатам опроса, 60 процентов его одобряют, а 40 процентов, наоборот, считают, что ФООП создадут очередные трудности для учителей. Редакция узнала у школьных администраторов, как они оценивают грядущие изменения и их влияние на жизнь частных и государственных школ.

Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии, г. Псков.

На данный момент сложно определить, как ФООП повлияют на работу школ. Конкретных проектов программ нет. К тому же закон оставляет за школами право на разработку авторских программ. Остаётся вопрос о том, каким образом это реализуют. Например, как федеральный план воспитательной работы будет учитывать специфику регионов.

Но однозначно можно говорить о том, что увеличится нагрузка на педагогов и административный состав. Ведь только в этом году были разработаны новые программы под обновленный ФГОС НОО и ООО, необходимо создать документы под последние модификации ФГОС СОО. А это три основные образовательные программы в учреждениях.

Новые изменения повлекут за собой новые правки. Заместители директоров по учебной работе объективно не успевают править документы под новые законы, и это абсолютно точно коснется как государственных и муниципальных школ, так и частных.

Частным школам не нужно бояться единого образовательного стандарта. Возможность сделать образование качественнее, сильнее и интереснее все равно останется — за счёт внеурочной деятельности, современных методик и талантливых педагогов.

Светлана Подъянова, директор и основатель детского сада и школы «Талантвилль»

Официально мы не частная школа, а клуб. Поэтому, думаю, в ближайшем будущем этот закон на нас не скажется. Мы учили и будем учить детей по тем пособиям, по каким считаем нужным.

А вот сдавать экзамены и зачёты детям будет необходимо по тем самым единым программам. Математика — она и есть математика, падежи и запятые по русскому тоже везде одинаковы, а вот гуманитарные науки — уже другое. Конечно, адекватному ребёнку всегда можно сказать: слушай, это неоднозначно, но в тесте надо написать так.

В общем, учителям придётся непросто. Свободы нет, креатива нет, руки связаны — здравствуй, выгорание. Администрации школ тоже будет нелегко: удерживать кадры станет еще сложнее, творческие люди будут уходить.

Задача частной школы — учитывать интересы учеников, их склонности, удовлетворить их образовательные потребности. И я думаю, что тенденция ухода детей из государственных школ в ближайшее время будет усиливаться. Не только в частные школы, но и на другие формы обучения — заочное, семейное и т. д.

Игорь Масленников, замдиректора по IT в одной из школ Екатеринбурга

Почему ФООП — это хорошо? В первую очередь, снижаются риски при проверках. Но только если программа единая, по принципу «берем и работаем», без доработок на местах. Во-вторых, это сэкономит время педагогам, а детям облегчит переход из одной школы в другую.

Пострадает ли от этого учитель? Вряд ли. Все, что он хочет реализовать в своей работе, можно сделать в формате внеурочной деятельности, углублённых курсов, которые не затронуты ФООП.

Почему ФООП вызывают опасения? Во-первых, из-за спешки, с которой они вводятся. Сначала обновленные ФГОСы, запущенные с 1 сентября при отсутствии учебников, теперь — ФООП, которые, видимо, так же будут запущены без учебников. При этом изменения здесь более масштабные и касаются уже не 1 и 5 классов, а практически всей школу с 1 по 9 класс.

Ради чего это нужно делать настолько срочно? Если запуск реально будет 1 сентября 2023 года, это приведет к очередному переписыванию программ посреди учебного года. «Спасибо» за это точно никто не скажет. Даже если будут готовые программы, которые только «взять», их нужно интегрировать в ООП школы.

Разработать ФООП качественно и быстро — непростая задача. Возможно, эта работа велась уже давно? Была ли проведена, планируется ли апробация? На эти вопросы пока ответов нет.

Читайте также:
Bin файл что это и какой программой его открыть

Что будет с частными школами? Повлияют ли ФООП на качество и разнообразие частного образования? Маловероятно. Повторюсь, никто не запрещает реализовывать желаемые траектории через дополнительные курсы, внеурочную деятельность. Именно частные школы в этом вопросе более свободны, а ФООП регулируют лишь часть предметов.

Система образования мастерски научилась писать то, что от нее требуют, при этом продолжая работать без существенных изменений. Когда закрывается дверь кабинета, то, что происходит за ней, контролю не поддается. Если ФООП будут приняты педагогическим сообществом — их будут реализовывать. Если этого не случится — останутся на бумаге, как многие другие инициативы, которые не нашли отклика в сердцах учителей.

Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.

Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.

Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.

Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

  • искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»);
  • большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных («Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»);
  • системы распределенного реестра («Цифровое портфолио ученика»);
  • облачные технологии («Библиотека цифрового образовательного контента»).

Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.

Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).

Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».

Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:

  • достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

Чем поможет цифровизация

Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:

  • повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;
  • разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;
  • слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;
  • проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.

Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.

Задачами цифровой трансформации являются:

  • повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • предоставление равного доступа к качественному верифицированному (проверенному – ред.) цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории РФ всем категориям обучающихся;
  • формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
  • стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год

Наименование проекта Описание Показатель Значение, %
Создание сервиса «Библиотека цифрового образовательного контента» Сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индиви­дуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетент­ности педагогических работников 45
Создание и внедрение сервиса для обучающихся «Цифровой помощник ученика» Сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами Доли используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ 60
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник родителя» Проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося Доля обучающихся и их родителей, которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и(или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании 80
Создание и внедрение сервиса «Цифровое портфолио ученика» Сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования 40
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник учителя» Сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников Доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников 90
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации Построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами Доля образовательных организаций, введение электронного документооборота в которых позволит снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов 90

Источник: d-russia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru