Конвергенция образовательных программ что это

Конвергенция в бизнес-образовании

До этого момента если и было не понятно, к чему я клоню, то теперь моя мысль должна стать очевидной: Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса разделены в основном географически. Зайдите в аудиторию Гарварда, где изучают «кейсы» и преподаватель ведет обсуждение ситуации в компании.

Конечно, она будет отличаться от лекционного зала в Стэнфорде, в стенах которого ученый-экономист повествует о теории игр. Послушайте их разглагольствования: кажется, что один занимается управлением как профессией, другой — бизнесом как наукой. Но отступите на один шаг, и, возможно, вы сумеете понять, насколько одинаковы эти подходы, — сходство впечатляющее. У студентов мало или вообще нет опыта управления, но их, предположительно, готовят к менеджменту. «Управление», изучаемое ими, сводится к умению принимать решения с помощью аналитического подхода 19 и в основном подается через бизнес-дисциплины; обе школы верят в необходимость исследований и научных публикаций, для этого они нанимают друг у друга докторов наук; вместе они пачками производят выпускников, в основном специалистов по бизнес-функциям в конкретных сферах деятельности, многие из которых, тем не менее, надеются стать руководителями компаний, способными управлять всем, чем угодно. Так это и продолжается. (Сейчас Гарвард и Стэнфорд вместе работают над заказными программами для руководителей.) Декан Школы управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте еще в далеком 1968 году заметил, что «различия между этими школами бизнеса. кроются не в направлении их пути, но в происхождении» (см.: [Zalaznick 1968, p. 202]).

Дивергенция и Конвергенция: как запомнить?!

Хотя сама Гарвардская школа бизнеса довольно упорно придерживается метода «кейсов», у нее осталось мало настоящих последователей. Тридцать лет назад некоторые школы копировали каждое ее движение, превращаясь в гарвардские клоны; сегодня мало кто так поступает. Дело не в том, что Гарварду перестали подражать. Как раз наоборот, копируют сильнее, чем когда-либо.

Но вместо двух моделей существует одна — смесь этих двух. Другими словами, почти в каждой уважаемой школе сегодня значительное место занимают базовые дисциплины, исследования, теория и метод учебных примеров. Преподаватели, занимающиеся «кейсами», сильнее полагаются на общие концепции или, правильнее сказать, делают это более открыто. В свою очередь преподаватели, ориентированные на теорию, используют больше примеров.

Как показано на рисунке 2, Гарвард и все остальные школы бизнеса оказались в конце концов в довольно сходном положении. Это положение имеет отношение к В, а не к А. Такие школы учат бизнес-функциям, анализу и принятию решений, одновременно пытаясь создать впечатление, что готовят руководителей — для бизнеса и всего остального. На самом деле это не так.

В мире, где все держится на опыте, в мире образов, звуков и запахов наши учебные заведения побуждают мальчиков и девочек говорить, анализировать и принимать решения. В мире, где действуют, видят, чувствуют и слушают, школы бизнеса готовят наших лидеров, лишь развивая им мышление. В итоге учащиеся усваивают совсем не те навыки, которые нам нужны в руководителях. Возможно, школы расширяют знания своих студентов о бизнесе, но сужают их восприятие управления.

Образование как сила конвергенции

В сопровождающей врезке я перечислил некоторые впечатления, остающиеся у выпускников после обучения по программам MBA (но, скорее, это перечень последствий, к которым приводит подобное обучение. Миллионы людей перенесли на практику результаты бизнес-образования. Вывод таков: все, кто прошел традиционную программу MBA, должны выпускаться в мир с печатью-предостережением — клеймом на лбу в виде черепа со скрещенными костями и надписью «Осторожно: управлять не готов!».

Источник: hr-portal.ru

Конвергентные и природоподобные технологии в образовании

Совершенствование образовательной среды предусматривает как использование самой современной техники, так и применение инновационных инструментов обучения. К таким инструментам относятся конвергентные и природоподобные технологии – технологии будущего, которые в ближайшее время наверняка затронут все сферы деятельности человека.

Конвергентные и природоподобные технологии в образовании

Скорость развития технического прогресса, вызовы глобализации и постоянно увеличивающаяся взаимозависимость между обществом и технологиями обуславливают потребность в создании новых социальных и экономических моделей, способных соответствовать темпу их возникновения.

Специалисты заверяют, что грядущие изменения в социальной, экологической и экономической отрасли изменят не только производства, но и общество, научные институты и все отраслевые организации. Потребность в адаптации к новым условиям приведет, в частности, к необходимости преобразования и переориентации направлений подготовки кадров и совершенствованию системы образования.

Отметим, что обсуждение вопросов, касающихся совершенствования образовательной среды, совсем недавно проводилось на международном научном форуме с участием ученых из различных стран. Также в работе форума приняли участие помощник президента РФ Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Михаил Котюкова, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, президент РАН Михаил Сергеев и другие представители федеральных органов власти и организаций.

Что такое конвергентные и природоподобные технологии?

Для получения более полного представления о необходимости перехода на конвергентные и природоподобные технологии следует сначала разобраться, что именно заложено в эти понятия.

Термин природоподобные технологии давно знаком экологам и защитникам природы. Однако до недавнего времени он не использовался на официальном уровне. Основными принципами этих технологий является:

  • применение безотходных рекультивируемых технологий;
  • сохранение экологии;
  • использование технологий в соответствии с законами природы;
  • исключение из оборота ГМО и синтезированных биологически активных компонентов.
Читайте также:
Intel wireless что это за программа

В понятие конвергентных технологий заложено слияние нано-, био- и информационных технологий. А также включение когнитивной и социальной науки, которые позволят создавать оборудование, методы, инструменты и бизнес-модели, улучшающие экономические показатели, но, вместе с тем, не оказывающие негативного влияния на окружающую среду. В частности, в основу конвергенции заложено снижение уровня загрязненности окружающей среды, повышение человеческой производительности и восстановление баланса в природных процессах и циклах.

Казалось бы, обе эти технологии никакого отношения к образованию не имеют. Однако именно конвергентный подход в образовании поможет преодолеть междисциплинарные границы научного и технологичного знания, сделает все виды информации максимально доступными и эффективными, даст возможность разрабатывать и реализовывать метапроекты и т.д.

Специалисты уверены, что именно эти технологии помогут взрастить кадры, которые с легкостью будут ориентироваться в конвергентном мире и бережно относится к природным ресурсам.

Форум, посвященный технологиям будущего: предпосылки, ожидания и результат

Идея внедрения природоподобных технологий была впервые озвучена на 70-й сессии Генассамблеи ОНН в 2015 году Президентом РФ. Он отметил значимость разработки новых подходов, которые приведут к восстановлению природного баланса между техно- и биосферой.

Основной идеей недавно прошедшего форума было обсуждение текущего статуса развития этих технологий, камней преткновения, связанных с их внедрением, и составления прогнозов на будущее. Однако, несмотря на слова о большой значимости возобновления природного баланса, ни одному из спикеров не удалось предложить каких-либо решений, кардинально отличающихся от существующей ситуации.

Михаил Ковальчук, выступая с докладом на открытии форума, упомянул о важности поиска инструментов обработки данных среди созданных природой решений. Он говорил о возможностях человеческого мозга, превышающих возможности вычислительной техники, о вызовах, связанных с большим потреблением энергоресурсов, а также о попытках ученых, которые заняты созданием квантового компьютера.

Президент РАН в своей речи подчеркнул факт использования человечеством существующих в природе технологий, дублируемых для развития цивилизации. Кроме того, он заявил о необходимости использования существующих технологий для воспроизводства предлагаемых природой решений.

Влияние технологий на образование

Внедрение новых технологий оказывает непосредственное влияние на систему образования и подготовки кадров. Основная проблема, с которой сталкиваются молодые люди – неумение прогнозировать тенденции будущего рынка. Большинство вчерашних школьников поступают в ВУЗы на востребованные специальности. Но из-за того, что производственные технологии развиваются быстрее, чем обновляется программа обучения, по окончанию подготовки молодые специалисты остаются невостребованными. Другими словами, быстро меняющиеся условия обуславливают необходимость поиска комплексных методов обучения.

По словам директора департамента международного сотрудничества при Министерстве науки и высшего образования Игоря Ганьшина, сегодня основной задачей университетов является подготовка кадров, способных разрабатывать новые технологии, и специалистов, умеющих делать из них новые продукты. Также он считает, что сегодня необходимо рассмотреть вопрос включения некоторых элементов программ дополнительного образования к базовым программам. По его мнению, это будет спосбствовать практикоориентированности образовательной системы и созданию программ подготовки специалистов широкого профиля.

Внимание специалистов сегодня также обращено на существенное сближение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. По мнению заместителя директора по научной работе «Курчатовского института» Екатерины Яцишиной, в их институте уже сегодня формируется новая технология, а для исследований и разработки новых технологий привлекаются специалисты из самых разных областей. При этом она отметила, что просто разработки новых технологий недостаточно – дальнейшее развитие человечества требует кардинального преобразования сознания человека.

Свою позицию относительно развития новых технологий в образовании выразила и руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. Она рассказала о вызовах, присутствующих в Стратегии научно-технического развития РФ и о разработке методов оказания поддержки талантливым школьникам, способным создавать технологии будущего. Также она упомянула об уникальном центре «Сириус» и о необходимости предъявления новых требований к воспитанию и подготовке кадров.

Наряду с другими ораторами, свою точку зрения на форуме высказал и министр науки и высшего образования. В основу его доклада была заложена концепция разрабатываемой сегодня инновационной системы образования. Он рассказал о формировании системного решения, разрабатываемого путем создания единой государственной программы развития высшего и профессионального образования, а также о роли национального проекта в научной отрасли, которому уделяется особое внимание.

Безусловно, будущее лежит за инновациями и компетентными специалистами, подготавливаемыми в соответствии с условиями времени. Но вопрос о включении природоподобных технологий в жизнь общества и о том, как они будут реализованы, пока остается открытым.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

  • образовательные технологии
  • система образования

Источник: fulledu.ru

Конвергенция образовательных программ что это

В статье рассматриваются вопросы разработки и исследования конвергентной модели информационной образовательной среды для поддержки процессов непрерывного образования. Основной задачей является синхронизация и согласование жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней квалификации обучаемых. Конвергентная модель информационной образовательной среды определяет интеграцию образовательных технологий на основе единой информационно-образовательной платформы, системы представления информации, системы оценки знаний, системы управления учебным процессом. Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках жизненного цикла их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. Для реализации жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа информационной образовательной среды на базе интеграции систем управления контентом и управления обучением.

конвергенция
интеллектуальная образовательная среда
образовательная программа
жизненный цикл
электронный образовательный ресурс
конвергентное образование

1. William Horton Designing Web-Based Training: How to Teach Anyone Anything Anywhere Anytime // Publisher: John Wiley

Читайте также:
Wmf что за программа

б) учебно-методическая конвергенция в плане сближения и сходимости ОП разных специальностей и ЭОР по разным дисциплинам;

в) профессиональная конвергенция в плане сближения компетенций для различных видов профессиональной деятельности и требований работодателей;

г) организационная конвергенция в плане сближения систем управления образовательным контентом (learning content management system – LCMS), систем управления обучением (learning management system – LMS) [14], систем управления учебной деятельностью (learning activity management system – LAMS);

д) когнитивно-креативная конвергенция в плане сближения творческих и когнитивных технологий при подготовке специалистов для профессиональной деятельности.

Результатом конвергенции является эволюционное развитие информационно-образовательной среды в направлении интеграции разных образовательных платформ, сервисов и технологий. Базовой инфраструктурой конвергентного образования является интеллектуальная образовательная среда (ИОС), которая должна поддерживать процесс непрерывного обучения в виде целостного цикла, предусматривающего изучение, исследование, творчество, анализ, дискуссию, публикацию, проектную деятельность и т.п.

Конвергентная модель ИОС определяет сближение, схождение, интеграцию образовательных технологий на основе единой технологической платформы с унифицированной системой представления образовательного контента, системой оценки знаний, системой управления учебным процессом. Модель реализует процессы:

1. Сближения моделей ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов;

2. Процесс сближения образовательных технологий (e-learning, m-learning, cloud learning, blended learning, ubiquitous learning) на базе единой ИОС.

3. Процесс интеграции кроссплатформенных LMS, LAMS, LCMS с единой облачной системой хранения образовательного контента и унифицированного повсеместного доступа с мобильных средств.

4. Процесс интеграции и адаптации механизмов управления и администрирования ИОС с обеспечением информационной безопасности.

Известно, что различные ОП проходят жизненные циклы (ЖЦ), в процессе которых происходит их конвергенция в отношении необходимости обязательного освоения компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий. Практически все ЖЦ соответствуют итеративной модели развития. В процессе реализации ОП применяется множество ЭОР, которые также проходят собственные ЖЦ и имеют тенденцию к сходимости образовательного контента.

deev1.tif

Рис. 1. Методика создания ОП

deev2.tif

Рис. 2. Схема синхронизации жизненных циклов

Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках ЖЦ их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. ЖЦ специалиста включает профессиональную деятельность (исполнение трудовых обязанностей) и обучение (повышение квалификации) [15].

Для профессиональной деятельности специалист должен иметь базовый образовательный уровень, который он получает в ходе обучения по программам высшего образования или среднего профессионального образования. Однако научно-технологический прогресс, смена должности, изменение трудовых функций и т.п. требуют совершенствования имеющихся или приобретения новых компетенций, которые часто лежат за пределами квалификации специалиста.

Получение новых компетенций часто требует освоения междисциплинарных знаний, что является сущностью конвергентной модели непрерывного образования. Специалист также должен постоянно заниматься самообразованием, чтобы его компетенции соответствовали постоянно изменяющимся требованиям работодателей.

Однако одного самообразования часто недостаточно, чтобы получить новые компетенции. В этом случае специалисту требуется пройти обучение по дополнительным программам в рамках своей специализации, либо по новым программам при смене специальности. При этом ОП должны быть согласованы и синхронизированы с текущим уровнем подготовки специалиста и с изменяющимися требованиями работодателей. Требования к ОП для подготовки и переподготовки специалистов также базируются на требованиях образовательных стандартов. На ЖЦ ОП влияют:

а) должностные обязанности,

б) программы компетенции,

в) пробелы в образовании специалистов, выявленные в ходе аттестации и т.д.

deev3.tif

Рис. 3. Графовая модель синхронизации ЖЦ

В рамках конвергентной модели разработана методика создания, синхронизации и согласования ОП по различным направлениям подготовки специалистов (рис. 1).

Первым шагом создания ОП является анализ требований работодателей. Следующим шагом создания ОП сбор информации о ЭОР, которые могут быть использованы в процессе обучения. Далее выполняется разработка ОП, ее структуры и содержания, которые учитываются при синтезе ЭОР. Кроме ОП необходимо создать инструменты оценки на соответствие требованиям стандартов и работодателей для определения степени ее готовности ОП к осуществлению учебного процесса либо необходимости доработки.

В процессе реализации ОП осуществляется выбор образовательных технологий и осуществляется планирование обучения, включающее составление графика и расписания занятий. Следующим шагом является проведение обучения с использованием ЭОР. Завершается реализация ОП оценкой полученных компетенций обучаемых. Методика позволяет создавать ОП, адаптированные к изменяющимся требованиям работодателей, законодательства и образовательных стандартов.

В ИОС основными компонентами для освоения большинства ОП являются ЭОР. Поэтому требования стандартов и работодателей фактически являются требованиями к ЭОР и, следовательно, ЖЦ ОП тесно связаны с ЖЦ ЭОР.

ЖЦ ЭОР включает этапы создания, использования, модернизации и морального старения. Процесс создания начинается с анализа технических требований (форматов и технологий, информационных материалов, нормативных документов), требований ОП и условий ее реализации (технологии обучения, требования к содержанию ЭОР). На основе анализа выполняется проектирование ЭОР. Дальнейшими шагами являются реализация (с учетом уточненной структуры и содержания материалов ОП), интеграция компонент ЭОР, тестирование и верификация ЭОР, проверка, публикация и сопровождение.

Таким образом, базовым процессом непрерывного образования является синхронизация и согласование ОП, ЭОР и уровней квалификации специалистов для реализации способов освоения новых компетенций из различных областей знаний в рамках конвергентной модели образования. Схема синхронизации ЖЦ представлена на рис. 2.

Для формализации процесса синхронизации ОП, ЭОР и специалиста разработана графовая модель (рис. 3). Модель представляет ориентированный псевдограф M = , где F соответствует определению синхронизации ЖЦ в качестве псевдографа, S – матрица смежности, X – матрица инцидентности.

Для реализации ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа ИОС на базе интеграции систем управления контентом (CMS Alfresco) и системы управления обучением (LMS Moodle). В рамках конвергентной модели ИОС разработана модель облачного хранилища образовательного контента. Конвергентная модель является платформой для согласования и синхронизации моделей ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов в плане непрерывной подготовки и переподготовки специалистов.

Читайте также:
Dude что это за программа

Результаты работы получены при финансовой поддержке РФФИ в рамках грантов № 16-07-00031, 17-307-50010.

Источник: fundamental-research.ru

Конвергентное образование

Конвергентное образование

Конвергентное образование в дошкольной практике – это целенаправленный процесс интегрирования, пересечения, взаимопроникновения образовательных областей в дошкольном образовании с однозначным приоритетом проектной деятельности в работе с воспитанниками и при наличии разнообразных форм коммуникаций и взаимодействия в педагогическом коллективе с использованием высоких технологий.

Конвергенция (от английского convergence – схождение в одной точке) означает взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются, а многие интересные результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.

В наших дошкольных группах такой подход осуществляется в рамках тематических недель по темам: «Неделя науки», «Город мастеров», «Мир родного языка», «Путешествие по городам России», фестивалей, таких как «Выбор профессии – выбор будущего», интегрированных занятий и досугов.

В построении заданных тем и задач педагоги дошкольного образования начинают эффективно использовать ресурсы школы и города. Они создают новый образовательный маршрут, посещая школьные музеи, где любой дошкольник может погрузиться в музейную среду, расширить свои знания и кругозор. А также педагоги и дети участвуют в интерактивных программах с использованием Интернет-ресурсов. Такие формы работы помогают превратить образовательный процесс в увлекательную игру с пользой для детей, увлечь их, создать условия для коммуникации.

Конвергентное образование в дошкольной практике

Так участие в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» – это целый образовательный блок работы воспитателя в группе с детьми и при взаимодействии с родителями. Олимпиада – это продолжение уже сложившейся в столице традиции, объединяющей разные музеи в едином проекте. В Олимпиаде участвует более 190 музеев, парков и усадеб, поэтому каждый воспитатель с родителями выбирает для своей группы самый интересный музей, определяет свой образовательный маршрут, который помогает создать новые условия для развития и общения с детьми.

Перед тем, как посетить, например, интерактивный музей по сказкам П.П. Бажова, велась активная образовательная работа в группе по творчеству уральского писателя-сказителя, интегрировались в работе все образовательные области. Непосредственно в музее наши воспитанники активно отвечали на вопросы по сказам П.П. Бажова, участвовали в конкурсах и играх, познакомились с самыми популярными самоцветами, а на мастер-классе сделали украшение из малахита.

Походу в Музей Пряника предшествовала неделя «Город мастеров». Дошкольники знакомились с изделиями народных промыслов России (презентация «Город мастеров», музыкальный альбом «Народные промыслы России»), научились различать стили декоративной живописи, создали на бумаге один из элементов росписи – декоративный завиток. В музее ребята узнали полную историю любимого лакомства россиян, познакомились с методиками изготовления пряничных шедевров, оценили работы взрослых мастеров, создавших целую сказку, выполненную из теста, мёда и патоки. Дети увидели пряничную Бабу-Ягу в её избушке, огнедышащего Змея Горыныча и других сказочных персонажей. Ребята с удовольствием ответили на вопросы Олимпиады, а в заключении каждый участник расписал пряничную матрёшку своим неповторимым узором.

Музей пряника

Уже с ранних лет дошкольников начинаем знакомить с разными науками с целью: разжечь интерес и любопытство, поощрить любознательность к предметам, которые будут изучаться в школе. Ранняя профилизация и профориентация в московском образовании также имеет место быть и захватывает дошкольное образование.

В современной педагогике к тому же используются два очень близких по содержанию понятия – проектное обучение (метод проектов) и исследовательское обучение, которые с большим энтузиазмом используются нашими педагогами в дошкольных группах. Так мы ежегодно проводим в дошкольных группах «Недели науки»:
1. Организация консультаций и мероприятий с педагогами (подготовка к проекту «Неделя науки»).
2. Организация НОД по ознакомлению наук: физика, химия, география, биология – с целью формирования элементарных знаний в рамках интеграции данных наук.
3.Проведение интеллектуальных конкурсов, квестов («Знайка», «Лего-турнир», «Маленький исследователь»).
4.Подготовка рекомендаций для родителей, стендовая работа для родителей.
5.Участие в интеллектуальных конкурсах на уровне города и страны.

Современное образование в Москве расширяет границы возможного. Конвергентный подход к дошкольному образованию выходит уже за рамки учреждения. Школа является не только источником знаний, но и организует образовательную и досуговую жизнь района Левобережный с использованием новейших информационных ресурсов.

Так, встречали участников Фестиваля «Цифровая школа – билет в будущее: МРСД – Москва-Россия». Формат фестиваля был необычный – показаны возможности современного образования и воспитания московских дошкольников в рамках выбора будущей профессии, который прошёл под девизом: «Выбор профессии – выбор будущего». Фестиваль помог воспитанникам творчески раскрыться, пообщаться со сверстниками, расширить горизонты познаний, а родителям заглянуть в возможное профессиональное будущее своих детей.

Олимпиада

Проблема исследовательского и конвергентного подхода к обучению стала особенно актуальной в современном мире в связи с тем, что современные социально-экономические, демографические условия, рынок труда и высокотехнологичное производство выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов в различных областях. Это должны быть специалисты качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, способные анализировать и структурировать получаемую информацию, осваивать современные информационные технологии и развивать уже существующие, способные адаптироваться к изменениям в мире. Именно дошкольное учреждение с помощью исследовательских практик, тренингов исследовательских способностей, мониторинга проектной деятельности и закладывает основы и базу для таких специалистов в будущем.

Светлана Майкова, ст. воспитатель,
ГБОУ Школа № 158, г. Москва

Источник: www.i-igrushki.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru