Концертно зрелищная программа это

Актуальность исследования. В наше время социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей школьников. Много приходиться слышать о том, что учащиеся начинают равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: вечерам отдыха, школьным мероприятиям, эстрадным концертам.

В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, выпускные концерты, парады, спортивные представления и т.п.

Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание на качество программ, которые создают современные звукорежиссеры.

Современного зрителя сейчас трудно чем-либо удивить, в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса в представлениях (свет, звук, лазер, пиротехника и т.п. и т.д.), но порой эти достижения используются настолько непродуманно и не к месту, что теряется эффектность действия.

Для этого необходимо обратить внимание на технологию создания качественных концертно-зрелищных программ, использовать опыт прошлых лет, изучать новые возможности и формы воздействия на аудиторию.

КОНЦЕРТЫ, НА КОТОРЫХ ХОТЕЛ БЫ ПОБЫВАТЬ КАЖДЫЙ

Актуальностью темы исследования является необходимость разработки системы технологического процесса в создании концертно-зрелищных программ.

Цель исследования – определить и экспериментально проверить педагогические условия организации концертно-зрелищных мероприятий на развитие эстетического, художественного воспитания учащихся СОШ и ДМШ.

Объект исследования – система общего и дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования – формы и методы организации концертно- зрелищных мероприятий на развитие эстетического, художественного воспитания учащихся СОШ и ДМШ.

— уточнить понятие «технологии концертно-зрелищных программ»;

— рассмотреть многообразие моделей концертно-зрелищных программ;

-определить структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы.

Методологическая основа исследования: исследования в области звукорежиссуры (И.М. Красильников, H.A. Глаголева), работы по проблеме режиссуры постановки концертно- зрелищных мероприятий (И.Г. Шароев, Э.В. Вершковский); исследования в области музыкального образования (А.Е.

Дадимов).

Теоретические методы исследования: анализ литературы в области режиссуры массовых мероприятий.

Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и его результаты.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в практической деятельности учителей в школах.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОВОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1. Понятие технологии и её структурные составляющие в постановке концертно-зрелищных программ

Технология (с греч. «techue») – искусство, умение, совокупность приемов и способов получения обработки и переработки сырья.

На выход! | Выпуск 15

Культурно-зрелищным мероприятием называется событие культурной жизни, в котором применены различные формы и средства художественного воздействия на людей. Как правило, такое мероприятие соответствует традициям и уровню развития культурной жизни общества и имеет просветительские, образовательные, развлекательные цели.

Изучение структуры технологии концертно-зрелищных программ, отдельных ее элементов и связей между ними, выявление внутренних противоречий, свойственных объекту и определяющих процесс его развития, предполагает осуществление анализа внешних связей объекта с окружающей его средой.

Технология концертно-зрелищных программ выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и, прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горький отмечал, что «росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры».

Условия составляют ту среду, обстановку, в которой процесс подготовки концертно-зрелищной программы возникает, существует, развивается. Специалисты в подготовке концертно-зрелищных программ, познав законы функционирования концертно-зрелищных программ, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия.

Важным моментом является то, что имеется прямая и обратная связь системы подготовки концертно-зрелищных программ. Внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Внешние причины создаются в результате внешних воздействий. Технология концертно-зрелищных программ не может работать без наличия социально-педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между концертно-зрелищными программами и условиями, в которых они проводятся.

Сам технологический процесс подготовки концертно-зрелищной программы включает в себя следующие элементы:

— объект деятельности: зрители (группы — коллективы людей и отдельные личности), аудитория;

— субъект деятельности: организаторы концертно-зрелищных программ, постановщики;

Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе концертно-зрелищных программ организация и методика наилучшим способом соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к крушению многообразных качественных соотношений в процессе концертно-зрелищных программ, разрыву внутренней динамики, и как результат, единого целого.

Организация и проведение зрелищных концертов является важным трудоемким процессом, в результате которого осуществляется целый ряд социальных функций: развитие творческих способностей человека, активизация творческой деятельности, удовлетворение эстетических культурных потребностей личности, поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности творческих коллективов. Подготовка концерта происходит поэтапно:

Создается постановочная группа. Основная работа по подготовке концерта проводится постановочной группой. В задачи группы входит:

1. Утверждение исполнительной дирекции;

2. Планирование и координация работы по подготовке и проведению концерта, осуществление контроля за ее выполнением;

3. Утверждение положения о мероприятии, общего плана подготовки и проведения концерта, сметы расходов, отчета о проведении мероприятия;

4. Определяются цели и задачи концерта;

5. Разработка концертного положения, где оговариваются:

• цели и задачи мероприятия;

• условия участия (примерная или обязательная программа);

Постановочная группа ведет всю организационную работу по проведению концерта.

Так же создается художественная постановочная группа, которая включает в себя:

— инженер по свету.

Разработка зрелищного концерта осуществляет взаимодействие с организациями и должностными лицами, которые задействованы в работе по подготовке и проведению концертов, спонсорами;

• решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой (информации, афиши, пригласительные билеты, оформление залов, сцены для выступлений, и т.д.);

• утверждает состав творческой группы, ответственной за разработку сценариев и режиссуру концерта;

• утверждает график проведения концертов.

Определив технологию концертно-зрелищной программы, необходимо обратиться к структуре постановки самой концертно-зрелищной программы.

Прежде всего, важно рассмотреть драматургию концертно-зрелищной программы. Именно она является сюжетно-образной концепцией, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Работа над созданием сценария начинается с того, что Маяковский называл «социальным заказом»,— с осмысления темы, с поиска наиболее выразительного, оптимального драматургического ее решения.

Сценарно-монтажная структура концертного действия не вытягивается по прямой, идущей ровно и спокойно. Монтаж является сборкой различных и разнородных элементов. Поэтому сценарий выстраивается скорее по спирали, где каждый эпизод или номер — это самостоятельное ее кольцо, и одновременно они устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спирали, т. е. к смысловой кульминации сценария.

В отличие от театрального действия, концертное зрелище лишено прямой последовательности. Оно содержит в себе остановки, отступления, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия зачастую приобретают большее значение, нежели его поступательное развитие. Каждая такая остановка необходима для того, чтобы дать возможность зрителю понять ту или иную драматическую ситуацию.

В концертном действии монтажное сопоставление законченных номеров — эпизодов и диалогичность заменяют собой контрастность и конфликт, характерные для традиционной театральной драматургии.

В этом коренное отличие драматургии концертного действа от драматургии театральной.

В драматургии концертного действия, основанной на методике монтажа, природа конфликта другая, чем в театральной драматургии. В данном случае это со своеобразным построением действия, где конфликтность возникает в процессе сопоставления, стыковки различных номеров и эпизодов, а не в результате действия и контрдействия, пронизывающих всю пьесу.

У концертно-зрелищных программ своя система драматического действия, свои, присущие только им выразительные средства. По характеру своему они более обобщенные, более условные, нежели в искусстве театра.

Выразительные средства драматического театра и концертно-зрелищных программ разнятся между собою примерно так же, как бытовая и жанровая живопись отличается от плаката.

Концертно-зрелищные представления по своим выразительным средствам близки к плакату, потому, что они заключают в себе образы крупномасштабные, полные символики и обобщения, графически точно выражая основную идею и наглядно проводя ее в жизнь. Форма и выразительные средства массового зрелища определяются задачами, стоящими перед жанром.

Синтетический характер концертно-зрелищного праздничного действа, вобравшего в себя смежные искусства — музыку, кинематограф, изобразительное искусство, театр (драматический и музыкальный), эстраду и цирк, требует от драматурга знаний и композиционного умения в создании из разнородных элементов единого «архитектурного проекта».

Важно, чтобы режиссер, который работает над созданием сценария массового праздника или концертного зрелища, знал технологию своего дела, был знаком с теми основными закономерностями, которые являются определяющими в этом жанре. При создании сценария автор должен мыслить пластическими образами, т. е. теми категориями, которые являются своеобразным языком, присущим данному жанру. Композиция пластического материала должна воплощаться в конкретном зрелищном образном строе, а все остальные компоненты — сопутствовать пластическому материалу, из которого создается массовое представление.

Сценарий концертного действия (театрализованного концерта, эстрадного представления, стадионного зрелища и т. д.) в принципе выстраивается на выразительных средствах, общих для всех разновидностей жанра. Меняются детали — с учетом исполнительских сил и сценической площадки. Но основа остается неизменной. Это — эпизоды и номера, являющиеся «слагаемыми» специфической монтажной драматургии.

Заключение

Исходя из поставленных целей, исследования можно сделать следующие выводы:

Технология концертно-зрелищных программ трактуется как процесс, в ходе которого отдельные ее стороны — предметная, организационная и методическая — сливаются, органически обусловливая друг друга.

Можно дать определение концертно-зрелищной программы как программы предназначенной для зрительского просмотра, состоящей из совокупности концертных номеров, в которой присутствует массовость участников и зрителей, а также может использоваться театрализация, различные жанры искусства, аттракционность воздействия, оформленных средствами быстрой и непрерывной смены ощущений, неожиданностями и эксцентрическими разрешениями сценических ситуаций.

Читайте также:
Если ребенок не тянет программу 1 класса

Отсюда, концертно-зрелищная программа — это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, «разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель».

Именно драматургия концертно-зрелищной программы является сюжетно-образной концепцией, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Итак, сложившись под влиянием смежных искусств — кино, театра, эстрады и цирка, современная драматургическая структура концертного действия основывается на принципе монтажного построения. Практика последних лет доказала жизненность и действенность именно этой структуры. На сегодняшнем этапе развития жанра монтажная структура сценария является наиболее оптимальной.

Зрелище, созданная из самых разных выразительных средств (изображения, слова, музыки и т.д), способна обладать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым авторским началом.

Список литературы

1. Аксенов В.С. Наумов А.П. Технические средства в культурно-просветительной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 120 с.

2. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. – Красноярск, 2006. – 164 с.

3. Большой энциклопедический словарь. М. 1978 г.

4. Брехт Б. Театр. М., 1965, т. 5/1, 384 с.

5. Ванченко Т.П. Моделирование шоу-программ на телевидении. – М. МГУКИ, 2001 –54-56 с.

6. Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. – М.: Просвещение, 2004. – 165 с.

7. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 2005. – 140 с.

8. Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища. – М.: Просвещение, 1961.-120 с.

9. Глан Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища. – М.: 1964-1972-246 с.

10. Гончалова Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М.:1950.- 19 с.

11. Горький А.М. Собр. Сочинений.: в 30 т. – Т. 26. – М. 1985. –19 с.

12. Грин М.Я. Вен Бвнцианов. — М.: Искусство, 1966.

13. Дадиомов Е. Начальная теория музыки. – М.: ИД Катанского, 2006.

14. Дмитриев Ю.А. Гуляние и другие формы массовых зрелищ // Русская художественная культура XIX — XX вв. Кн.1. М.: “Наука”, 1968.47с.

15. Дмитриев Д.A. Искусство советской эстрады. — Молодая гвардия, I982. 17-18 с.

16. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология /– М.: 1971. 97 с.

17. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/Под ред.А.Д. – М.: МГУК, 1998 –96 с.

18. Журнал «Звукорежиссер» – 1999–2011 г. (h**t://audioproducer.625-net.r*/)

19. Зоркая Н.М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца ХIХ — начала ХХ века. Диссертация …доктора искусствоведения, М.,1992 —219 с.

20. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики: учебное пособие для театральных институтов и ВУЗов искусств/ С.С. Клитин. – Л.: Искусство, 1987. – 191 с.

21. Красильников И.М., Глаголева H.A. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). Учебно-методическое пособие. М.: Ижица, 2004. — 96 с.

22. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: Принцип аттракциона. М.: Наука, 1990.

23. Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке /- М.: Искусство, 1981. — 424 с.

24. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /- М.: Наука, 1978. – 392 с.

25. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., редакция и дополнения доктора искусствоведения Л.О. Акопяна. – 2-е изд. – М.: Практика, 2006.

26. Новаторов Р. Б. Культурно – досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск: АГИК, 2002.-182с.

27. Новый англо-русский словарь. М.: “Русский язык”, 1996. 669 с.

28. Пави Патрис. Словарь театра. М.: “Прогресс”, 1991.

29. Переверзев Л. Б. К построению кибернетической модели художественной деятельности // Точные методы в исследованиях культуры и искусства Ч 1 -М , 1971 — 140 с.

30. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. – М.: Просвещение, 2000.

31. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: “Искусство”, 1980.

32. Ростоцкий Б.И. О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда /.– М.: ВТО, 1960. — 100 с.

33. Русская советская эстрада I9I7-I929, 18с.

34. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / — М., 1987. — 117 с.

35. Словарь иностранных слов. М.: “Русский язык”, 1987. 565 с.

36. Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. – М. – 1985 г.

37. Смирнов-Сокольский Н.П. Сорок пять лет на эстраде. Фельетоны. Статьи. Выступления. — U.: Искусство, 241 с.

38. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т. 6. М.: “Искусство”, 1959.

39. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, 332—333 с.

40. Териков Г.К. Куплет на эстраде. — М.: Искусство, 1987, 43 с.

41. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений /

— М.: Сов. Россия 1977. — 126 с.

42. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Учебное пособие для институтов культуры. – М.: Просвещение, 2004. – 88 с.

43. Устинов Б. Театр и пространство /-М.: Просвещение,1986. 20-21 с.

44. Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и представления/ -М.:Театр, 1967. 12-19 с.

45. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ.– Мн.: Тетра Системс, 2004. – 224 с.

46. Чечетин А.И. Основа драматургии театрализованных представлений. История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

47. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2006. – 463 с.

48. Шубина И. Б. Организация досуга и шоу-программ / И.Б. Шубина. –

Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003. 57с.

49. Эстетика. Словарь. М.: “Политиздат”, 1989. 403 с.

50. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб., 1895, т. 16, 83 с.

51. Энциклопедический словарь по культурологии. М.:“Центр”, 1997. 449 с.

52. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти томах. Т. 2. М.: 1965 — 325 с.

53. Jacques-Charles. Cent ans de music-hall. Geneve – Paris, 1956, 18 c.

54. Melchinger S. Theater der Gegenwart. Fr. a/M., 1958. 71 c.

55. The Oxford English Dictionary second edition, volume XV Ser-Soosy. Clarendon press, Oxfort 1989. с. 30.

Покупка готовой работы

Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В ПРОВЕДЕНИИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2600 руб.

Источник: www.diplom-center.ru

Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ (стр. 13 из 16)

Одна из специфических особенностей сценария концертно-зрелищной программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала. Она заслуживает специального рассмотрения.

В сценарии нужно предусмотреть экспозицию, то есть ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Основное действие. Эта часть подчиняется следующим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, потому что соучастие — это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться.

Законченность каждого отдельного эпизода. В миниатюре эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал — весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Особенности драматургии концертно-зрелищной программы, ее творческий характер увеличивают значение метода монтажа при создании сценария. Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями к ним, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Особое значение это имеет для массового праздника, тяготеющего к символическим образам, большим обобщениям. Заданный ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Для того чтобы подобный материал не страдал излишней пестротой, был строен, важно отработать «мостики» от одного эпизода к другому с помощью выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Важно уяснить, что понятие художественности будущей программы определяется сценарием. Основные показатели художественности — это реализация в нем основных принципов образного отражения жизни. Следовательно, сценарий — понятие комплексное, синтезирующее воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Важный вопрос для сценариста — определение формы концертно-зрелищной программы, хотя здесь важна «не сама по себе форма, величина, цвет материала и средства деятельности, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя».

Читайте также:
Через какую программу стримит симпл

Форма концертно-зрелищной программы — это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Форма не может быть реализована без содержания, без смысла.

Если трактовать всю эту проблематику в других терминах, то можно представить форму концертно-зрелищной программы как один из художественных способов моделирования, с помощью которого можно проектировать настоящую, прошедшую и будущую действительность «в терминах субъективных переживаний некоего реального или вымышленного лица, с которым зритель, слушатель имеет возможность отождествляться в процессе восприятия соответствующего содержания».

Можно сделать вывод о том, что форма концертно-зрелищной программы трансформируется в продукт, когда творческий процесс завершается созданием остросюжетного произведения, в реализации которого в связной цепи выступлений, действий, зрительных образов раскрывается та или иная тема, где нет однозначного деления на исполнителей и публику.

Отсюда, концертно-зрелищная программа — это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, «разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель».

Концертно-зрелищная программа, созданная из самых разных выразительных средств (изображения, слова, музыки и т.д), способна обладать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым авторским началом

Итак, драматургия концертно-зрелищной программы включает в себя следующие обязательные элементы цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников, характеристику соответствующего методического принципа (или принципов), логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.

Тогда в структурном отношении каждый сценарий концертно-зрелищных программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу1.

И здесь обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими характеристиками

— актуальность концертно-зрелищных программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом,

— преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах,

— жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы

Драматургию концертно-зрелищной программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами, методикой работы над сценарием, его сюжетом2.

Далее, когда сценарий готов и утверждён, начинается работа с художниками над определением художественного образа зрелища. Нельзя забывать, что сценография в зрелищных программах занимает одно из главенствующих положений, так как само слово зрелище подразумевает показ чего-то необычного. Слово «show», в переводе с английского, означает «показ», «показывать». Достаточно вспомнить, с чем ассоциируется Олимпиада-80, конечно же, с улетающим Мишкой – умело определённым художественным образом зрелища. На концертах-шоу всех мировых звёзд в программе широко используются технические возможности сцены и сценического пространства.

Далее нельзя забывать и о работе с композиторами, ещё одной, не менее важной части в разработке зрелищной программы. Эта работа состоит в подборе музыкального материала и составлении музыкальной партитуры шоу.

Например, если это зрелище приурочено к какой-нибудь исторической дате то проблема состоит в том, чтобы точно подобрать музыкальный материал, полно отражающий настроение действа, который поможет режиссёру создать необходимую атмосферу, того или иного эпизода. Рассмотрим другой случай, например, если постановщик разрабатывает шоу-концерт одного исполнителя.

Дело в том, что существуют музыкальные произведения, которые входят в альбомы исполнителя (альбомные версии), но слушателю, пришедшему на концерт, иногда становится не очень интересно слушать те же варианты аранжировок, что на альбоме. Тогда композитору приходится работать над концертными вариантами песен, что придаёт им совершенно новое звучание и вместе с этим новое сценическое воплощение.

Например, всем известная Madonna сделала 3 концертных версии песни «Vogue». То она топ модель вместе со своими танцорами, то похотливая императрица со своей свитой, то лаосская принцесса-богиня. Из этого всего естественно делаем вывод о том, что музыка так же сильно влияет на психологическое состояние зрителя. Тем более, что современная техника музыкального воспроизведения (по последним данным учёных), благодаря качественному и усиленному звучанию низкочастотных колебаний, способна сотрясать серое вещество спинномозговой жидкости и тем самым вызывать эмоциональный дисбаланс.

Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания концертно-зрелищной программы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овладеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления концертно-зрелищных программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания.

В сложном процессе подготовки и проведения концертно-зрелищных программ специалисты имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете, зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.

Одним из важных элементов концертно-зрелищной программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека.

Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в концертно-зрелищной программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам концертно-зрелищных программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.

Источник: smekni.com

ИНФОРМАЦИОННЫЙ_РЕСУРС__АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ_МАГИСТРАТУРА_2 / ПОСОБИЕ по концертно-зрелищной деятельности

11 В.М. Коновалов в своих методических рекомендациях «Концертная деятельность любительского эстрадного оркестра» [58] представляет два современных толкования понятия «концерт»: первое — это музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже, для двух-трех солирующих инструментов и оркестра, написанное обычно в сонатной циклической форме; второе – публичное исполнение музыкальных произведений по определенной, заранее составленной программе».

В музыкальном искусстве концертом называют произведение , в исполнении которого участвуют солист и оркестр. «Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. В концерте обычно несколько частей». Наше внимание сосредоточено на другом значении слова «концерт», которое означает такое исполнение музыкальных произведений, на которых присутствует публика. Так же называют исполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, хотя передачи часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает. «Кроме того, концерт – это одна из сценических форм существования искусства . Можно подойти к концерту и с позиций теории коммуникации, оценивая его как распространенный способ непосредственного общения артиста и публики, а в более общем плане — как область контакта исторически и географически различных пластов культуры» [37]. Из словаря-справочника В. Е. Новаторова «Культурно-досуговая деятельность» также следует, что концерт – едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы , отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. «Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических

представление,

12 чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский,— это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю» [93].

Концерт – одна из сценических форм существования искусства, самый распространенный способ непосредственного общения артиста и публики. Концерт – это всегда специально организованное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении [18, с.27-28].

Концертное исполнительство является как бы актом искусства , реализуемым на сценической площадке в специально созданных условиях для восприятия этого искусства. Концерт как публичное выступление артистов предполагает соблюдения определенных норм поведения аудитории во время восприятия сценического искусства.

Концерт – предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и др.). То есть, концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Одновременно, концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий.

13 В своем историческом развитии концертная деятельность имеет довольно сложную социодинамику. Повторим, что само слово «концерт» (от латинского — «con» — понятия «концерт» и «certo» — состязаюсь) возникло во времена античности, где и берет свое начало концертно- зрелищная практика.

Первоначальный смысл этого понятия (как его понимали древние греки и римляне) – состязания различного рода, в том числе в области художественного исполнительства. Именно во времена Древней Греции и Рима устраивались состязания в художественном исполнительстве по аналогии с соревнованиями в спорте.

Самого понятия «концерт» не существовало до XVIII века, пока в театрах Европы до и после спектакля не начали представлять дивертисменты как выступления актеров с различными номерами в различных жанрах искусства. Слово «дивертисмент» в переводе с французского языка значит – развлечение, увеселение.

Читайте также:
Какая программа должна содержать задачи решение которых доступно ребенку в ближайшее время

Актеры разнообразили спектакли поэтическими и музыкальными номерами, «состязаясь в различных видах искусства». Концертные номера разных жанров изначально были, как бы привязаны к театральному действию, а собственно концертом стали называть публичные выступления с самостоятельными музыкальными номерами. В современной литературе концертное творчество рассматривается как разновидность концертного искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей , что в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества состоялся,

14 необходимы специфические условия концертного выступления. Концертное представление по характеру близко к цирковому или театрализованному, но отличается от них тем, что процессы подготовки и реализации программ отделены друг от друга в пространстве и времени и предполагают наличие стационаров и широкой сети гастрольных площадок–концертных залов[110].

В.Бетехтин, анализируя деятельность современных концертных организаций, уточняет, что сегодня «под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров» [14, с.31]. Как отмечает В.М.

Коновалов, концертное выступление — конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Рассматривая концертные выступления любительских коллективов, автор указывает, что выступление на сцене всегда связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива [58].

Концертная деятельность – это один из важнейших аспектов работы творческого коллектива, имеющий огромное значение для творческого роста его участников и всего музыкального коллектива в целом. Это результат и смысл деятельности. Концертная деятельность, по В.М.Коновалову, постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Необходимость концертной деятельности любого музыкального коллектива, в том числе и любительского, давно доказана самой жизнью.

15 Вопрос лишь в том, как эта деятельность должна будет развиваться применительно к данному коллективу. В Законе Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь». гастрольно-концертная деятельность рассматривается как деятельность по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий (в том числе благотворительных) на сценических площадках или в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом или в помещении с участием коллективов художественного творчества и исполнителей [96]. Концертно-зрелищные программы являются одним из наиболее востребованных и популярных видов досугового развлечения в современном мире, поскольку они удовлетворяют потребность человека в отдыхе, развлечении, созерцании зрелищ. «Концерт — один из наиболее распространѐнных видов зрелища, который имеет сложную технологию, рассчитанную на непосредственный контакт актера со зрителем, проводится в различных по величине аудиториях. Концертные программы, как правило, не связанны общим сюжетом и формируются из отдельных номеров с преобладанием музыкальной основы» [110]. Авторы учебника ―Культурно-досуговая деятельность‖ утверждают, что концертно-зрелищная программа – это одна из наиболее универсальных и всеобъемлющих форм культурно-досуговой деятельности, разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель [64, с. 96].

16 Концерт — это зрелище «с открытой, гибкой, публичной и весьма мобильной технологией, состоящее из отдельных номеров, в которых занято различное число артистов, где возможно чередование жанров, самостоятельных программ, различных номеров, а также объединение малых и крупных коллективов разного профиля. Первоначально концертному зрелищу был свойственен соревновательный характер.

В процессе эволюции из соревнования отдельных музыкантов концерт превратился в разнохарактерный вид представления» [110]. А. Немцова трактует концертно-зрелищную программу как программу, предназначенную для зрительского просмотра, состоящую из совокупности концертных номеров, в которой присутствует массовость участников и зрителей, а также может использоваться театрализация, различные жанры искусства, аттракционность воздействия, оформленных средствами быстрой и непрерывной смены ощущений, неожиданностями и эксцентрическими разрешениями сценических ситуаций[ 92].

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 05.06.2013 № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно- зрелищных мероприятий» культурно-зрелищное мероприятие (далее — мероприятие) — театральная постановка, концертная программа, иной публичный показ результатов творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества [133]. Концерт в массовой культуре — это массово-зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т.п.). Как правило, в концертах участвуют хореографические, эстрадные исполнители и рок — коллективы. Сцена на таких концертах специально оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой.

17 Иногда концерты проводятся на открытом пространстве в несколько гектар, где строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена для выступления артистов. Как правило, такие подиумы окружаются большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене.

На таких больших концертах количество зрителей доходит до 500000 человек. Современные концертно-зрелищные программы вбирают в себя все зрелищные приемы, апробированные временем и, в том числе, привнесенные советской эпохой. Время не поменяло принципов психологического воздействия на зрителя, главным из которых являлась и является зрелищность, однако совсем иными стали цели и задачи, преследуемые массовыми зрелищами. Культурно-зрелищным мероприятием называется событие культурной жизни, в котором применены различные формы и средства художественного воздействия на людей в соответствии с традициями и уровнем развития культурной жизни общества. «С деидеологизацией постсоветского общества функциональные акценты таких культурных явлений, как концертно-зрелищные мероприятия и шоу-программы (во всех проявлениях) сместились в сторону рекреации, развлечения [34,с.56]. Однако каждое такое мероприятия имеет не только развлекательные, но и культурно-

просветительские цели и задачи».
Анализ современных публикаций, посвященных концертно-

зрелищным мероприятиям, позволяет выделить их следующие основные функции: организация досуга населения , т.е. предоставление условий для культурно наполненного отдыха;

18 мировоззренческая функция заключается в том, что мероприятие может оказывать влияние на формирование взгляда на жизнь; воспитательная функция заключается в привитии человеку нравственных установок и ориентиров; социализирующая – обеспечивает включение человека в общественную жизнь и усвоение им общественных стандартов и норм; рекреационно-развлекательная максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, обеспечивает смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжение и усталости; гедонистическая – человек получает удовольствие, наслаждение от посещения, просмотра концертно-зрелищной программы; сохранение и развитие народных традиций происходит, если мероприятие включает в себя жанры народной культуры; компенсаторная – общечеловеческая концепция идеального мира заключена в празднике, а концертной программе всегда присуща праздничная атмосфера; коммуникативная функция заключается в познании, приеме и передаче социальных установок, общении людей между собой; познавательная функция заключается в познании человеком на мероприятии чего-то нового. Следует отметить, что все функции тесно связаны между собой. В различных концертно-зрелищных мероприятиях, в зависимости от их идеи и цели, будут превалировать различные функции. Например, в концерте «За независимую Беларусь!» будет главенствовать мировоззренческая функция – развитие чувства патриотизма у граждан страны; в отчетных выступлениях таких проектов как «Голос», «Поющие

19 города», «Две звезды» – креативно-творческая и рекреационно- развлекательная функции т.д. ( ДОБАВИТЬ. ) Таким образом, концертно-зрелищная программа – это программа, предназначенная для зрительского просмотра, состоящая из совокупности концертных номеров, в которой присутствует массовость участников и зрителей, а также используются театрализация, различные жанры искусства, аттракционность воздействия оформленных средствами быстрой и непрерывной смены ощущений, неожиданностями и эксцентрическими разрешениями сценических ситуаций. Концертно-зрелищные мероприятия в частности, и массовые представления и праздники в целом изучали Генкин Д.М., Черняк Ю.М., Мазаев А.И., Туманов И.М., Шароев И.Г., Аксенова А.С. и др. Обобщив их исследования, можно сделать вывод, что концертно-зрелищное мероприятие является представлением, в котором «органично соединены различные виды искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка» [145,с.322]. Можно отметить, что «концертно-зрелищным мероприятием» в литературе называют и «театральный концерт», и «спектакль-концерт», и «эстрадное зрелище». Вместе с тем, термин «концертно-зрелищное мероприятие» охватывает все перечисленные формы художественной практики. Что же касается формы концертно-зрелищной программы – это угол

зрения сценариста на исследуемую проблему; структура, образуемая на
основе организации сценарного материала и аудитории с

использованием разнообразных художественно-выразительных средств.

Ведь концертно-зрелищная программа – явление искусства, особая
организационная форма художественной практики. Поэтому выбранная

20 форма концертно-зрелищной программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего. 1.2. ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕРТОВ И КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ Отмечая, что «в научно-методической литературе завершенная классификация встречающихся концертов пока что отсутствует», В. Новаторов выделяет следующие разновидности концертов: по целевому назначению нужно бы выделить концерты: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные; по месту проведения— стационарные, выездные, гастрольные; по способу построения программ — дивертисменты, филармонические, театрализованные. Также концерты различаются по видам исполнения: концерты народной музыки, концерты академических музыкальных коллективов (концерт оперный музыки, симфонической, камерной музыки, концерт хоровой музыки и др.); концерты джазовой и эстрадной музыки, рок-концерты и т.д. [93]. Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы ХХ столетия, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru