Особый жанр современного массового искусства — театрализованный концерт. Театрализованный концерт родился в нашей стране, а затем завоевал популярность и других странах.
Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями, например, театрализованные концерты могут проходить, как завершающие какие-либо торжественные заседания, собрания или проходят самостоятельно.
Они бывают в одном или в двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется закон времени, влияние его на внимание и утомляемость зрителя. По нормам, определенным опытом, известно, что концерт в одном отделении должен идти один час десять минут — один час тридцать минут. Потом зритель утомляется и его интерес ослабевает.
Ю. Антонов в концерте «Не говорите мне «Прощай». 19.02.1995
Концерт в двух отделениях организуется так: первое отделение длится 1 час — 1 час 10 минут, а второе 55 минут — 1 час. Конечно, могут быть и отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта.
Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, смысловую и эмоциональную драматургию, которые определяются тем обстоятельством, собственно говоря, которые и вызвали постановку концерта. Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения не допустимо.
Чего же должен добиваться режиссер, делая тематический театрализованный концерт? И. Туманов считает, что прежде всего четкой идейной выразительности и художественной образности. А добиться этого в концерте можно театрализацией его номеров.
Важная задача режиссера концерта — непрерывность воздействия его программы на зрителя, необходимость жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.
Очень важно не обмануть ожидание зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействия на его разум и эмоции с системой художественных образов. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером. Это может быть номер многолюдного коллектива.
Номера, из которых составляется театрализованный концерт различны, сюда привлекаться все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. Используется в театрализованном концерте и кино. Отснятые ролики специально подобранного материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу. Хорошо применять и диапозитивы, с помощью которых легко меняется место действия и создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов.
КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ КОНЦЕРТЫ И ШОУ | Фотосъемка концертов на примере группы БИ-2
Часто для театрализованных концертов применяется оформление, специально выполненное художником- сценографом. При этом, наряду с важнейшей задачей — созданием художественного образа должна предусматриваться организация концерта.
Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия, а также и воздействия, не имеет столь важного значения, как в массовом представлении, а значит и театрализованном концерте; нигде так остро не ставиться вопрос о стремительной и органичной «подачи» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделить внутренним и внешним коммуникациям.
Это заставляет художника имеете с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появлением на сцене новых коллективах. К сожалению, практика показывает, что забывают о том факте, что сцена должна быть особым образом подготовлена.
И когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта «грязь» нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу. Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, подъемно-опускные механизмы сцены, на сцене шум, что-то падает, шум за кулисами, если возникают проблемы с музыкой или светом, то все это несомненно рассеивает внимание зрителей, и в этом повинна неслаженность монтировочной части концерта.
А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, пронизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя.
А это достигаете и твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная чисть, не мобилизирована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта. Но у режиссера театрализованного концерта очень большие интересные возможности и при помощи художника их осуществление повышает значимость концерта. Одна из таких возможностей — укрупнение каждого номера. С помощью изобразительных средств, например, удается глубоко и выразительно раскрыть тему номера.
Форма театрализованного концерта привилась и часто используется в практике. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь и заинтересовать его? Это серьезная и важная задача режиссера, найти интересные сценарные и режиссерские решения.
Как утверждает И. Туманов, нет готовых рецептов постановки театрализованных концертов. Каждый концерт может иметь тысячу самых разнообразных решений, может привлечь самый неожиданный материал. Но режиссер должен быть политически и исторически чутким, образованным, человеком, знающим различные виды искусства, обладающим даром фантазии и воображения; а также должен иметь единомышленников среди режиссеров, художников, сценаристов и т.д. для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения.
«Закон построения театрального концерта — научиться выстраивать при помощи монтажной «сборки», монтажного «сценария» из разнородного и разножанрового материала единую драматургическую конструкцию, в основе которой лежит концертное действие.» И.П. Шароев.
Драматургия театрализованного концерта
Театрализованный концерт — это особый жанр современного массового искусства. Особенно популярны были они в 60-80-е годы.
«Среди разных форм и проявлений сценического искусства, — говорит И.М.Туманов, — есть такие, где сложность художественных задач в воплощении серьезной темы возрастает втройне. Я имею ввиду театр представления и, главным образом, театрализованные концерты.
Театрализованные концерты являются составной частью театрализованных представлений, праздников.
Свое начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы.
В своих лучших образцах они обрели особый вид сценического искусства — тематический театрализованный концерт. Основоположником театрализованного концерта считается
И.М.Туманов. Определяя понятие «театрализованный» концерт необходимо четко установить его отличие от концерта вообще.
Концерт — выступление в специальной программе одного или нескольких исполнителей.
Сборный Тематический театрализованный концерт — это использование разных жанров, видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем.
Театрализованный концерт в отличие от академического (филармонического) всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. В основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных обязательно полностью исполняемых номеров.
Сокращение, изменение композиции, без формы и внутреннего драматизма исполняемого произведения недопустимо. И его должен добиваться режиссер? Четкой идейной выразительности и художественной образности.
Важная задача режиссера — непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимо поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, объединяющих действий. Как начало — первый номер — эпиграф к концерту, это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером — хор, оркестр.
Сценарный и режиссерский замысел театрализованного концерта является основой.
Он вбирает в себя:
— идейно-тематическую сущность содержания;
— сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от
номера к номеру);
— сценографию и атмосферу всего концерта;
— темпо-ритмическое развитие действия.
В поиске режиссерского решения не может быть готовых рецептов и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта — порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом. Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки — эпизодов — дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется — тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.
Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели — кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамики темпо-ритм.
Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду. Восприятие номера, эпизода, всего концерта зависит не только от качества исполнителей, но и от того, что мы называем «сценической метафорой». Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.
Источник: cyberpedia.su
КОНЦЕРТ — презентация
Как составить сценарий, сделать мероприятие интересным?

Изображение слайда
Слайд 2: Виды концертов
В зависимости от репертуара: Филармонический Эстрадный По целевому назначению Текущие Отчетные Праздничные Юбилейные Виды концертов

Изображение слайда
Слайд 3: Классификация концертов
По месту проведения: Стационарные выездные По числу участников: Сольные Групповые Коллективные сводные Классификация концертов

Изображение слайда
Слайд 4: Классификация концертов
По составу зрителей: для детей для родителей для ветеранов смешанные …… По способу построения программы: Тематический сборные концерты театрализованные концерты Классификация концертов

Изображение слайда
Слайд 5: Как написать сценарий концерта
Программу концерта, где выступает один коллектив, обычно составляет руководитель. Его задача – показать ансамбль и солистов в наиболее выгодном свете. Задача сценариста – придумать интересный ход, который помогал бы решить эту задачу. Главное – чтобы у зрителя или слушателя сложилось цельное впечатление о предмете разговора. Как написать сценарий концерта

Изображение слайда
Слайд 6
Расставьте номера в нужном вам порядок – например, по времени создания. Если в нескольких танцах заняты одни и те же исполнители, им надо дать возможность отдохнуть и переодеться. Это же касается и других жанров. Роль ведущего в подобных концерта х скромна – он может рассказать об эпохе или стране, а потом в основном объявляет выступающих. Однако в любом случае в сценарии необходимо пометить смену освещения, перестановку фонограммы и т.п.

Изображение слайда
Слайд 7: Сборный концерт
Такие концерты нередко приурочены к каким-либо общепринятым праздникам, юбилеям, выпускным вечерам. Определите направленность концерта и его целевую аудиторию. Классической музыке, народным и бальным танцам можно найти место в любом сборном концерте. С современными музыкальными направлениями, цирковыми номерами, инсценировками нужно быть осторожными. Сборный концерт

Изображение слайда
Слайд 8
Подумайте, сколько у вас будет отделений. Обычно бывает одно или два. Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час. Как правило, первое – торжественное, а второе проходит в более свободной форме.
Для торжественной части подойдут выступление хора, литературно-музыкальная композиция, инсценировка. Расставьте номера в определенном порядке, стараясь чередовать жанры. Если торжественная часть предполагает награждения или поздравления, вставьте эти эпизоды между номерами.

Изображение слайда
Слайд 9
Красивое окончание концерта не менее важно, чем удачное начало. Зритель запоминает именно концовку, и она представляет собой кульминацию. Нередко последний номер исполняют все участники, и это – известный, но очень удачный вариант. В любом случае постарайтесь завершить программу чем-то эффектным.

Изображение слайда
Слайд 10: Ведущие
Это могут быть просто ведущие или какие-либо персонажи (во втором случае укажите, какие костюмы и реквизит вам необходимы) Слова ведущего могут быть как в стихах, так и в прозе. Стихи лучше подобрать профессиональные. Если ничего по теме нет, напишите обычный грамотный прозаический текст. Помните, что хорошая проза лучше, чем плохие стихи. Если программу ведет персонаж, текст должен соответствовать его характеру. Ведущие

Изображение слайда
Слайд 11: Распределите паузы
Укажите, чем заняты зрители перед началом концерта. (Они могут, например, смотреть выставку, участвовать в лотерее и игровых программах) В сценарии отметьте, кто именно отвечает за эти моменты и какой реквизит необходим. Паузы могут быть и в самой программе, в особенности если он длинный. Зрители в это время не покидают своих мест, но они могут поиграть с каким-то персонажем, провести конкурс песен или частушек и т.д. В любом случае такие паузы должны быть интерактивными. Распределите паузы

Изображение слайда
Слайд 12: Сценарий
В конце сценария укажите: какое оборудование вам понадобится как будет выглядеть оформление сцены что и кому нужно заказать. Если вам нужна фонограмма на начало или окончание, не забудьте написать и это. Распечатайте сценарий в нескольких экземплярах. 1-Один можно повесить на дверь на сцену. По нему будут ориентироваться актеры и рабочие сцены.
2- Ведущие могут положить текст в красивые папки, с которыми не стыдно выйти на сцену. 3- Свои экземпляры есть у звукооператора и осветителя. Сценарий

Изображение слайда
Слайд 13: Закономерности составления концертных программ
Разнообразие номеров Сопряженность номеров, гармоничность сочетания Контрастность, переключение внимания с одного на другое Закономерности составления концертных программ

Изображение слайда
Слайд 14: Принципы составления номеров
Нарастание зрелищности Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение) Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер) Техническая совместимость Принцип непрерывности концертного действия Принципы составления номеров

Изображение слайда
Слайд 15: Способы обеспечения непрерывности концертного действия
Занавес и система суперзанавеса. Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции. Дополнительные места действия (балкон, терраса) Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене Способы обеспечения непрерывности концертного действия

Изображение слайда
Слайд 16: Репетиции
акустические сводные репетиции прогонные монтировочные генеральные Репетиции

Изображение слайда
Слайд 17: Информация о концерте «Где?» «Кто?» «Что?»
Афиши Флаеры Пригласительные Интернет СМИ Приглашение VIP -персон Приглашение «обычных» людей Информация о концерте «Где?» «Кто?» «Что?»

Изображение слайда
Слайд 18: Организация концерта
Источник: showslide.ru
Основные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера

Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 46.7 Kb.
«СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»
Специальность «Сольное и хоровое народное пение»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ.
ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»
г. Суджа – 2019 г.
«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ КОНЦЕРТОВ.
ПОСТАНОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА»
2. Что такое концерт, специфика, классификация
3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта
4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов
5. Постановка концертного номера
6. Методическое обеспечение Список использованной литературы и источников
8. Список использованной литературы
Концертное дело в полном объеме по массовости аудитории, «спросу», популярности явно доминирует среди других видов и жанров искусства. Исследование этого феномена дает богатый материал для анализа плюсов и минусов общего состояния культуры общества, эстетического воспитания, процессов коммерциализации искусства и т.д. Именно в концертном деле находят конкретное отражение важнейшие нынешние социокультурные проблемы массовой культуры, молодежной субкультуры, доступности подлинной культуры широким группам населения, уровня профессионализма в искусстве, востребованности таланта — вопросы, определяющие генеральные направления культурной политики, охватывающие все сферы бытия, начиная от средств массовой коммуникации, рекламы и одежды и заканчивая психологическим типом личности.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день есть некоторые объективные технологии организации и проведения концертных программ, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании населения, проводимыми клубными учреждениями. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно — досуговых учреждений в современном обществе.
Существует устойчивый интерес к концертам, и особенно к тому, как делается концерт – это было актуально всегда.
Цель: донести до организаторов концертов «рецепты» построения концертных программ.
Задача: проанализировать виды концертной деятельности и дать рекомендации режиссерам в постановке концерта.
Любая постановка концертной программы требует режиссерского решения.
2. Что такое концерт, специфика, классификация
Концерт – это особая законченная сценическая форма, в основе которой – номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности. Концерты бывают самых различных видов:
— смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),
— эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),
Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру. Также концерт – (нем. – «состязание») – состязание в мастерстве, его демонстрация:
1) музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра;
2) публичное исполнение музыкальных произведений;
3) публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.
Концерт — едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта — формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, — это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю.
Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам:
— высокая идейность исполняемого репертуара;
— его художественная полноценность;
— жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории;
— высокое качество исполнения номеров и эпизодов;
— оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров;
— надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.
Концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На нем могли быть приглашенные члены только аристократических, знатных семей. Организовывался для небольшого количества приглашенных и был закрытым от посторонних глаз. Впервые публичные концерты организовывались во второй половине XVIII века и были сугубо музыкальными.
Первый развлекательный концерт, с внедрением продуманной программой, был организован в Англии. Проводились они в театрах, пивных барах со сценой, и в музыкальных залах гостиниц.
Виды концертов — это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами, потребностью зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории. Можно определить основные разновидности концертов:
1. СОЛЬНЫЙ – концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.
2. КОНЦЕРТ- ДИВЕРТИСМЕНТ — сборный, смешанный. Определяется выступлением артистов разных жанров.
3. АКАДЕМИЧЕСКИЙ, ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ – концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.
4. КАМЕРНЫЕ КОНЦЕРТЫ – (в переводе «комната») – по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ – концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.
6. КОНЦЕРТ- РЕВЮ – (с франц. «панорама», «обозрение») – обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического.
Условно ревю можно разделить на 2 вида:
2) КАМЕРНОЕ РЕВЮ.
В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.
7. ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ – вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.
8. ГАЛА-КОНЦЕРТ – (с франц. «большой») – особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.
9. ШОУ – пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.
10. КОНЦЕРТ – ШАНТАН – развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов. Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:
1. Создание рекламных кампаний, с последующим воплощением их в жизнь;
2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта; 3. Приглашения звездных исполнителей;
4. Техническое обеспечение концерта;
5. Оформление праздников дизайнерскими решениями; 6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.
Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.
Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров.
Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности.
3. Отличие сборного концерта от театрализованного концерта
Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, «концерт-спектакль» («спектакль-концерт»), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка. С конца 50-х годов ряд причин и обстоятельств определили развитие именно этой формы жанра. Концерт-спектакль, являясь наиболее современной формой массового представления, одной из самых действенных в общем ряду разновидностей массовых зрелищ, представляет собой более высокую ступень развития жанра, чем массовые площадные действа. В театрализованном концерте разговор ведется языком искусства, и идейная, пропагандистская линия проводится не «лозунговыми» приемами, а значительно более сложными и многозначными (через различные виды и жанры искусств), поставленными на службу идее, смыслу. От этого пропагандистская сила массового действа не уменьшилась, она стала еще действеннее, динамичнее.
Театрализованный концерт, в отличие от массовых спектаклей амфитеатра под открытым небом (где в основе были продолжительные игровые эпизоды, длительные поактные построения, идущие от старого театра, громоздкость, пышность, замедленное развитие действия — спектакли агиттеатра продолжались по 5—7 часов!), принес с собой мобильное членение действия на короткие эпизоды и номера, сообщившие концерту-спектаклю динамичность монтажной структуры.
В этом, безусловно, сказалось влияние смежных искусств, развитие которых не могло не оказаться плодотворным для жанра массовых действ — кино, эстрады, цирка. Во главу угла было поставлено концертное действие, обусловленное номерами различных жанров.
Характерным для современного театрализованного концерта является то, что в нем по сравнению с первоначальным этапом рождения агиттеатра, где выразительные средства ограничивались словом, музыкой и пантомимой, значительно расширилась жанровая палитра. На сегодняшнем этапе театрализованный концерт характеризуется обширным разнообразием жанровых форм. Он властно утвердился и в телевидении, приобретая там различные формы — типа «Голубого огонька».
Своеобразную форму театрализованный концерт приобрел и в кинематографе. Эта мобильность и«всепроникаемость» концерта-спектакля обусловлена наиболее современной формой его, действенной, динамичной, острой. В построении театрализованного концерта окончательно утвердилась в своих основных положениях концертная драматургия. Придя на смену той форме массового зрелища, которая была развита в 20—30-е годы и где в основе были продолжительные игровые эпизоды и сюжет, театрализованный концерт поставил во главу угла концертное действие, обусловленное номерами различных жанров.
В драматургической конструкции концертный номер приобрел в данной разновидности жанра определяющее значение, а все остальные компоненты действия стали сопутствовать ему. Номер превратился в основную ячейку концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непрерывного, плавно развивающегося действия, а монтажное соединение номеров. Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концертная драматургия.
Большую роль играет здесь соподчинение разрозненных частей целому, что определяется авторской позицией и авторским замыслом. Результатом является тот точно выстроенный идейно-художественный комплекс, который по праву называется концертом-спектаклем. В отличие от обычного «сборного» театрализованный концерт бывает всегда тематическим.
Главная тема определяет его сценарное и режиссерское решение, своеобразную драматургию, где все компоненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Концерт-спектакль, очевидно, наиболее точное жанровое определение этой разновидности массовых зрелищ. В нем, наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства — слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное оформление, шумы и т. д. Обширно разнообразие жанровых форм массового театрализованного концерта, ставшего заметным явлением в общественной и культурной жизни нашего народа.
4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов
Любой концерт состоитиз номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта? Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел «на одном дыхании». Это и есть дело рук режиссера.
Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.
Этапы работы над подготовкой и проведением концерта:
Первый этап – планирование:
— создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор);
— определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов;
— определение формы проведения мероприятия, места и времени;
— разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу.
Второй этап – разработка сценария:
-составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой (метод «мозгового штурма»);
— корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете.
Третий этап – организационно-репетиционный:
-работа с ведущими (определение формы ведения, работа с текстом сценария);
— работа с оркестром (подбор солистов, проведение репетиций);
— составление сметы расходов;
— подготовка сценической площадки и ее оформление;
— подбор и изготовление реквизита и костюмов;
— работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
— подготовка рекламно-информационных материалов.
Четвертый этап – проведение концерта:
-транспортировка коллективов, костюмов и реквизита;
— проведение концерта (размещение артистов, организация выхода выступающих, вручение цветов и подарков, организация фейерверка);
— организация фото- и видеосъемки во время концерта.
Пятый этап – подведениеитогов:
-оценка результативности мероприятия (проведение бесед с воспитанниками и родителями);
— анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ;
— создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте;
— составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта.
Концертный зал с современным техническим обеспечением. Сцена, пригодная для выступления оркестра. Экран и мультимедийная техника. Автобусы для транспортировки оркестра, инструментов, костюмов, реквизита, различной техники. Концертные костюмы.
Реквизит для номеров.
Источник: topuch.com