Концептуальные основы программы.
В основе деятельности по программе лежит концепция воспитания, созданная учеными В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой; А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения».
В концепции воспитания — воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что в своей работе надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач:
Концептуальные основы финансовой отчетности. Существенность в МСФО.
· Формирование у подростков целостной и научно обоснованной картины мира.
· Формирование гражданского самосознания.
· Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
· Развитие креативности, как черты личности.
· Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Основополагающими принципами программы «Только вперёд! И только все вместе!» являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
Средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
Деятельность в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
· Конвенция ООН «О правах ребенка»
· Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)
· Закон «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный закон №82-53 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
· Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
1. Концептуальные основы противодействия насильственному экстремизму
· Указ президента о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
· Федеральный закон от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
· «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.»
· «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения»
· Устав МБОУ «Средней общеобразовательной школы №4»
· Устав детского общественного объединения «Феникс»
· Устав СДМОО «Пестрый круг»
Ожидаемые результаты
ü Развитие гражданской активности
ü Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
ü Овладение детьми общественными ценностями.
ü Сформированность у детей установки на здоровый жизненный стиль.
ü Сформированный сплоченный дружный коллектив единомышленников
ü Сформированность положительного общественного мнения о деятельности детского общественного объединения.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 402 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Концептуальная основа программы
А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследования.
Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: «Основные причины и тенденции развития приоритетных направлений в формировании общественного мнения при покупке автомобиля». Иначе говоря, необходимо было ответить на программный вопрос: «Почему люди покупают автомобиль?»
Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного присутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, почему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представлением.
Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, например, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы занять свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти причины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точным количественным распределением мнений выборочной совокупности респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследование тоже имеет определенную ценность.
Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решаемой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма специфических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомобиля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устойчивый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покупки). Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в развитии социального бытия, которые нашли отражение в общественном сознании. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущным.
Естественно, требовался новый подход к разработке темы и формированию совершенно нового представления, нового концептуального знания о причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на исследование не могло быть и речи.
Итак, процесс подготовки программы социологического исследования данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в некоторый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее представление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предварительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки программы конкретного исследования проявляется именно это, общее представление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают, но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма недостаточно. Но в любом случае составление общего представления является первым и необходимым этапом любого исследования.
Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как истинного является необходимым и единственным условием, которое позволяет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание. Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наиболее общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо частные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концептуальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выработки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция основана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и обществе в целом.
Если я решусь купить автомобиль, и если будут деньги и т.д., то концепция автомобиля, который я хочу приобрести, будет строиться на более общей концепции моего образа жизни, а она, в свою очередь, будет базироваться на концепции образа жизни социальной группы, к которой я принадлежу. В свою очередь, концепция образа жизни данной социальной группы будет исходить из концепции образа жизни более общей социальной совокупности и т.д. Так, сельский труженик, возможно, в большей степени будет ориентирован на автомашину «Нива», а мне бы хотелось иметь по меньшей мере «Мерседес».
Подобным образом строит концепцию своего поведения каждый из нас, таким же образом это делает и социолог, исследуя некоторую проблему. Он строит предположительную концепцию поведения интересующей его социальной совокупности людей или пытается воспроизвести концепцию, исходя из фактов, определенного поведения.
Зная концепцию, можно предсказать с большой долей вероятности, как себя поведет данная социальная совокупность и каждый ее представитель. И наоборот, зная как себя ведет данная совокупность, можно определить и концепцию ее поведения. Концепция — это теоретическое осмысление, обоснование поведения человека или любой социальной группы. Исследуя акты поведения, можно определить и концепцию, которая обусловила их.
Правда, определение одного через другое довольно трудное дело. Психологи здесь продвинулись несколько дальше. Если человек любит гулять один, да еще в дождливую погоду, то это означает с большой долей вероятности, что он замкнутый человек или склонен к самосозерцанию. Социологи также фиксируют зависимости. Так, если человек увольняется, значит он чем-то недоволен.
Но понятно, что при большом многообразии форм и видов отдельных актов поведения, установить строгие концептуальные зависимости просто невозможно. Поэтому социологи исходят из наиболее типичных фактов, характерных для относительно больших социальных групп.
Выявление соответствия нашей концепции какому-то конкретному действию требует большого опыта, знания наиболее общих законов. Так, например, сразу очень трудно установить, что стоит за таким актом, как покупка автомобиля, какая концепция обусловливает желание приобрести автомобиль. Мы назвали серию мотивов, определяющих конкретный акт покупки автомобиля, т.е. одному нужен автомобиль, чтобы зарабатывать деньги, другому — чтобы ездить на дачу, третьему — чтобы катать друзей и подруг и т.д. В принципе частных концепций может быть довольно много. Но в обязательном порядке каждая из них и все вместе они обусловлены какой-то общей концепцией, которая и является основной причиной данного поведения.
Так, вполне возможно, более общей может быть концепция образа жизни определенной группы населения, характерной особенностью которой являются высокий уровень доходов, особая структура потребления и расходов, где автомобиль занимает не последнее место. Правда, здесь возникает резонное возражение.
К чему так стремиться к покупке автомобиля, имея в виду вышеуказанные трудности, когда можно просто произвести перераспределение доходов, например, тратить больше денег на удовольствия, культурный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распределения доходов зависит от глубинных мотивов.
Не является ли глубинной причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ускорения обмена информацией между людьми в процессе общения? И предположение не лишено оснований. В большом городе, например такого как Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством, которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скорости, улучшаются дороги и многое другое?
Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и изложенная в программе социологического исследования, которую необходимо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование подтвердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Видимо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Предпрограммная работа — это процесс выработки концепции путем сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генеральная концепция социологического исследования в обязательном порядке состоит из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл исследовательских операций, присущих любому исследованию: наличие частной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, переосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличаются друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущность изучаемого процесса.
Источник: studfile.net
Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения
презентация на тему
Материал был подготовлен для городских » педагогических чтений». проводимых под эгидой ГМЦ ДОг.М.Знакомит с концепцией программы развития дошкольного отделения, рассказывает о современных компетенциях, которыми должен обладать педагог.
Скачать:
![]() |
454.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Секция: Педагогическая компетентность. Профессиональный стандарт педагога. Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения в свете реализации ФГОС. Заведующий дошкольным отделением ГБОУ « Школа № 329» Алексанян М.Ю.
Приоритетные направления социально-экономического развития РФ до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша школа», закон «Об образовании», «Профессиональный стандарт» педагога, ФГОС определяют основной целью модернизации и реформирования образования — инновационное развитие Российского образования, в центре которого человек нового информационного общества.
В соответствии с этой идеей меняется портрет выпускника дошкольного отделения. Если раньше диагностические данные на выходе из детского сада опирались на понятия «знания», «умения», «навыки», то теперь акцент делается на целевые ориентиры при выходе в школу: ребенок должен не только владеть знаниями предмета, но и уметь с их помощью решать практические задачи, анализировать и синтезировать информацию, взаимодействовать с другими сверстниками, проявлять творчество, лидерские качества. Знания нельзя передать, передать можно только сведения. Они должны «прирасти» к картине мира ребенка, преобразоваться в знания, которые он мог использовать в дальнейшем образовании.
Концептуальной идеей нашей образовательной организации является установка, что каждый ребенок — «успешный» дошкольник.
Содержание образовательного процесса в дошкольном отделении должно быть построено таким образом, чтобы выпускник –дошкольник на этапе завершения дошкольного образования обладал развитым воображением, хорошей речью, проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, был волевым человеком, общительным и дружелюбным, толерантным по отношению к другим людям, ответственным, любознательным, склонным наблюдать и экспериментировать. Огромное значение играет также патриотическое воспитание дошкольника, художественно- эстетическое воспитание, здоровье. Успешный дошкольник- это гражданин своей страны, человек культурный, эмоционально отзывающийся на красоту окружающего мира, имеющий начальные знания о себе и о законах природы, человек открытый всему новому.
Развитие ребенка, его мышления, воображения, внимания, памяти, речи, воли, должно в том числе, происходить через организацию игровой деятельности, о которой говорится в ФГОС ДО. Мы часто говорим: мы обучаем детей в процессе игры. А уникальный мотив игры, который, по определению, заключается «не в результате действия, а в самом процессе» во внимание часто воспитателем не принимается и никак не поддерживается. Организованная игра выполняет ряд важных функций, однако она не должна вытеснять самодеятельную детскую, игру как ведущую деятельность, определяющую развитие ребенка на этом возрастном этапе. Выполнение требований к условиям реализации ФГОС ДО зависит и от того, как педагог относится к самостоятельной свободной сюжетной игре, которая обеспечивает ребенку ту самую «социальную ситуацию развития детей, соответствующую специфике дошкольного возраста», о которой говорится в Стандарте.
Можно говорить том, что концепция ФГОСов основана на игровой деятельности. Педагоги долгое время работающие в детском саду — это практики, ФГОС же обращает наше внимание к теории, к методологии игровой деятельности. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие ребенка в физическом, познавательном, социально-коммуникативном, речевом и художественно — эстетическом направлении через различные виды деятельности, главным из которых является игра. Игра не обучающая, а самодеятельная, самостоятельная, инициированная самими детьми. Методология игровой деятельности мало изучена и все же необходимо опираться в своей работе на научные выкладки.
Характеристика игровой деятельности по А.М. Новикову, Д.М. Новикову: 1.Особенности деятельности: -деятельность свободная, выходящая за рамки реальной жизни, имеет свои специфические рамки к пространству и времени, деятельность, связанная с эмоциональным и волевым напряжением, может быть обособленной, содержать в себе тайну, наличие правил, наличие явления «заигрывания», «азарта», добровольность объединения в команды, группы. 2. Принципы деятельности: 1) принцип отражения и преображения; 2) принцип самовыражения 3) принцип развития 3. Условия деятельности: Мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, нормативно-правовые, информационные, финансовые.
Сохранение природы игры как особого вида деятельности — задача дошкольного отделения образовательной организации
Внедрение в образовательный процесс ФГОС ДО требует от воспитателей новых теоретических знаний, наша задача: построить дальнейшее развитие дошкольного отделения таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания, повысили свой квалификационный уровень. Стали компетентными специалистами в своей профессиональной деятельности.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального синонимически используются понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Для создания образа «успешного выпускника» необходимо, чтобы педагоги сами понимали , как создать этот образ. Что нужно делать, чему поучиться, чтобы развитие ребенка на этапе выхода из дошкольного отделения соответствовало требованиям Стандарта, который определил целевые ориентиры для выпускника. Педагог должен обладать определенным набором компетенций.
1.Общекультурные компетенции: компетенции личностные, социальные, духовные. Круг вопросов, по отношению к которым воспитатель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения педагогом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
2.Профессиональные: 1) Предметно-методологические компетенции педагога : способность реализовывать учебные программы в различных образовательных учреждениях, готовность применять современные методики и технологии, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, способность организовывать сотрудничество воспитанников, родителей и воспитателей. Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях. Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области , владение методами и моделями принятия решений, в первую очередь, в своей профессиональной деятельности.
2) Информационная компетенция: При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности воспитателя по отношению к информации, содержащейся в учебных пособиях и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3.Компетенции личностного самосовершенствования или когнитивные компетентности . Они направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, самообразования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки . Воспитатель овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Воспитатель, осуществляя профессиональное и личностное самообразование, проектирует дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
4.Творческая или креативная компетенция: Способность мыслить и действовать креативно , используя творческий подход.
Миссия дошкольного отделения заключается в воспитании на этапе завершения дошкольного образования « успешного выпускника» Успешность выпускника дошкольного отделения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника», то есть готовности ребенка принять новую социальную роль – роль ученика. Ребенок должен быть способен учиться, готов к учебе и высоко мотивирован на приобретение новых знаний.
. У ребенка должны быть сформированы базовые ключевые компетенции, такие как : -функциональная грамотность -социальная компетенция -организационная компетенция -коммуникативная компетенция -общекультурная компетенция.
Развитие и дальнейшая стабильная деятельность образовательного комплекса, опираясь на Программу развития должна строится на следующих основных положениях: 1.Приоритет ребенка. 2.Качество дошкольного образования. 3.Преемственность дошкольного и школьного образования в рамках образовательного комплекса. 4.Повышение уровня развития педагогических кадров.
Начиная повышать уровень квалификации педагогов уже завтра проведите анализ, взяв за основу следующие критерии: — владеют ИКТ — активно применяют ИКТ в образовательном процессе — активно интегрируют образовательные области — применяют проектный метод в работе с детьми — применяют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми — участвуют в методической работе, в разработке методических материалов — участвуют в городских конкурсах — ведут собственный сайт или страницу на сайте
Источник: nsportal.ru
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
— Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
— Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
— Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
· сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
· формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
· интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
· формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;· развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;· развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
· принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
· сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
· соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
· единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
· принцип интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
· построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
1.1. Основные направления деятельности педагога-психолога.
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
· Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
· Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
· Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки .
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача — содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
× Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
× Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
× Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
× Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок ставиться на особый контроль ДОУ на основании диагностического обследования специалистов ДОУ и согласия родителей на специальное образование ребенка в рамках ДОУ. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
ü Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
ü Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
ü Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
Источник: megapredmet.ru
Концептуальные основы программы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Советом Образовательного Заведующий ГБДОУ №36
Протокол № 1 от 27.08. 2014г.
Приказ № 115 п.1. от 03.09. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыкального руководителя для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
на 2014-2015 учебный год
дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 36 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Опарина Татьяна Алексеевна
Ракаускайте Неринга Казимировна
1. Пояснительная записка;
2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям;
3. Перечень основных форм образовательной деятельности;
4. Перспективное комплексно-тематическое планирование;
5. Программа по реализации регионального компонента
6. Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу в группе;
7. Перспективный план по взаимодействию с родителями;
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Рабочая программа — это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цельданного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативными документами:
В сфере образования федерального уровня:
v Законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. №273-ФЗ.
v Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.13г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с ч. 11, ст.13 ФЗ от 29.12.2013 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
v Приказом Минобонауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
v Методическими рекомендациями Минобрнауки « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 года, №03-248.
v «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.3049-13.
В сфере образования регионального уровня:
v Закон об образовании в СПб от 17.07.2013г № 461-83.
v Приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2010 СЭД-26-01-21-164 « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
С документами локального уровня:
v Устав ГБДОУ детский сад №36.
v План работы ГБДОУ детский сад №36 на 2014 – 2015 учебный год.
v Основная общеобразовательная программа ГБДОУ детский сад №36.
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада №36 , разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Рабочая программа составлена с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по развитию движений, соответствует СанПин 2.4. 13049-13, включает региональный компонент и рассчитана на 1 год.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева; «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т.Алифанова; технологиями -А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой
Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ГБДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом Федерального образовательного стандарта и приоритетным направлением развития ГБДОУ №36 . В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
— формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
— формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
— обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;
-развитие внутренних психических процессов: : творческого воображения и фантазии,потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной
группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по примерной основной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой,
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
— сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
— проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Система работы по образовательной области «Музыка»
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: megalektsii.ru