Концептуальная основа программы
А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследования.
Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: Основные причины и тенденции развития приоритетных направлений в формировании общественного мнения при покупке автомобиля. Иначе говоря, необходимо было ответить на программный вопрос: Почему люди покупают автомобиль?
Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного присутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, почему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представлением.
Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, например, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы занять свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти причины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точным количественным распределением мнений выборочной совокупности респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследование тоже имеет определенную ценность.
Концептуальные основы финансовой отчетности. Существенность в МСФО.
Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решаемой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма специфических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомобиля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устойчивый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покупки). Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в развитии социального бытия, которые нашли отражение в общественном сознании. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущным.
Естественно, требовался новый подход к разработке темы и формированию совершенно нового представления, нового концептуального знания о причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на исследование не могло быть и речи.
Итак, процесс подготовки программы социологического исследования данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в некоторый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее представление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предварительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки программы конкретного исследования проявляется именно это, общее представление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают, но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма недостаточно. Но в любом случае составление общего представления является первым и необходимым этапом любого исследования.
Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как истинного является необходимым и единственным условием, которое позволяет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание. Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наиболее общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо частные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концептуальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выработки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция основана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и обществе в целом.
Если я решусь купить автомобиль, и если будут деньги и т.д., то концепция автомобиля, который я хочу приобрести, будет строиться на более общей концепции моего образа жизни, а она, в свою очередь, будет базироваться на концепции образа жизни социальной группы, к которой я принадлежу. В свою очередь, концепция образа жизни данной социальной группы будет исходить из концепции образа жизни более общей социальной совокупности и т.д. Так, сельский труженик, возможно, в большей степени будет ориентирован на автомашину Нива, а мне бы хотелось иметь по меньшей мере Мерседес.
Подобным образом строит концепцию своего поведения каждый из нас, таким же образом это делает и социолог, исследуя некоторую проблему. Он строит предположительную концепцию поведения интересующей его социальной совокупности людей или пытается воспроизвести концепцию, исходя из фактов, определенного поведения.
Зная концепцию, можно предсказать с большой долей вероятности, как себя поведет данная социальная совокупность и каждый ее представитель. И наоборот, зная как себя ведет данная совокупность, можно определить и концепцию ее поведения. Концепция — это теоретическое осмысление, обоснование поведения человека или любой социальной группы. Исследуя акты поведения, можно определить и концепцию, которая обусловила их.
Правда, определение одного через другое довольно трудное дело. Психологи здесь продвинулись несколько дальше. Если человек любит гулять один, да еще в дождливую погоду, то это означает с большой долей вероятности, что он замкнутый человек или склонен к самосозерцанию. Социологи также фиксируют зависимости. Так, если человек увольняется, значит он чем-то недоволен.
Но понятно, что при большом многообразии форм и видов отдельных актов поведения, установить строгие концептуальные зависимости просто невозможно. Поэтому социологи исходят из наиболее типичных фактов, характерных для относительно больших социальных групп.
Выявление соответствия нашей концепции какому-то конкретному действию требует большого опыта, знания наиболее общих законов. Так, например, сразу очень трудно установить, что стоит за таким актом, как покупка автомобиля, какая концепция обусловливает желание приобрести автомобиль. Мы назвали серию мотивов, определяющих конкретный акт покупки автомобиля, т.е. одному нужен автомобиль, чтобы зарабатывать деньги, другому — чтобы ездить на дачу, третьему — чтобы катать друзей и подруг и т.д. В принципе частных концепций может быть довольно много. Но в обязательном порядке каждая из них и все вместе они обусловлены какой-то общей концепцией, которая и является основной причиной данного поведения.
Так, вполне возможно, более общей может быть концепция образа жизни определенной группы населения, характерной особенностью которой являются высокий уровень доходов, особая структура потребления и расходов, где автомобиль занимает не последнее место. Правда, здесь возникает резонное возражение.
К чему так стремиться к покупке автомобиля, имея в виду вышеуказанные трудности, когда можно просто произвести перераспределение доходов, например, тратить больше денег на удовольствия, культурный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распределения доходов зависит от глубинных мотивов.
Не является ли глубинной причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ускорения обмена информацией между людьми в процессе общения? И предположение не лишено оснований. В большом городе, например такого как Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством, которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скорости, улучшаются дороги и многое другое?
Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и изложенная в программе социологического исследования, которую необходимо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование подтвердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Видимо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Предпрограммная работа — это процесс выработки концепции путем сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генеральная концепция социологического исследования в обязательном порядке состоит из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл исследовательских операций, присущих любому исследованию: наличие частной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, переосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличаются друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущность изучаемого процесса.
Образовательная программа ДО «Мозаика»: концептуальные основы, особенности реализации
Похожие статьи:
- Концептуальные основы.
- Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
- Ценности как основа аксиологии
Источник: in-inch.ru
Концептуальные основы рабочей программы
В разработке нового стандарта школьного образования одним из ключевых моментов выступает идея воспитания человека, развития личности ученика. Проблема результативности обучения, качества образования — одна из приоритетных в системе образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Поэтому особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи: актуализация самопознания, саморазвития и самосовершенствования личности, профессиональное самоопределение обучающегося.
Самоопределение означает определение себя в этом в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Не имея ещё достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, учащиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства учащихся. Наименее разработанной формой работы развития способностей, трудовой мотивации и формирования жизненных ценностей школьников является внеклассная работа.
Между тем, в школе никто так хорошо не знает своих учеников, и не заинтересован в решении их проблем, как классный руководитель. Именно посредством классных часов классный руководитель имеет возможность создать определенное воспитательное пространство для формирования у учащихся акмеологической позиции, что будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности.
Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?» Задача классного руководителя помочь учащимся в актуализации процесса самоопределения и развитии способности к самостоятельному ответственному выбору в ситуации профессионального самоопределения.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения школьников самоопределению.
Концептуальной основой данной программы является на формирование акмеологической жизненной позиции растущего человека в современном социуме. Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни.
Цель: формирование в воспитательном пространстве лицея и классного коллектива готовности учащихся к познанию и самопознанию, к преодолению трудностей и к волевым усилиям, к рефлексии и самокоррекции в целях саморазвития и самореализации в различных сферах, как основа профессионального самоопределения.
Задачи программы:
1. Создать условия для формирования «Я – концепции», когнитивной позиции самопонимания, осознания себя как личности.
2. Создать условия для осознания учащимися своих способностей и интересов.
3. Развивать способность к самоанализу личности и самооценки своих способностей.
4. Создать условия для осознания себя как личности в социуме и формирования партнерских отношений в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Формирование условий для осознанного профессионального самоопределения.
Программа «Я завтра и сегодня» построена в соответствии со следующими принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· необходимость и достаточность информации;
· динамическое развитие и системность;
1.2. Ожидаемые результаты программы:
· учащийся должен осознать себя как личность;
· учащийся научится выявлять и анализировать личные качества и способности;
· учащий научится самоанализу и самооценке своих способностей;
· учащийся овладеет информацией о наличии и применении определённых качеств личности и свойств характера для профессиональной сферы;
· у учащегося сформируется положительная мотивация к саморазвитию;
· у учащегося сформируется понимание важности осознанного профессионального самоопределения.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su
Концептуальные основы программы
Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет-возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвиваю-щую и культурологическую функции.
В подобной системе особо заметное место может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе «трудовое обучение». В существующем виде статус этой учебной дисциплины нельзя считать вполне соответствующим требованиям времени. Традиционные для нее задачи, такие, как политехническое образование, профориентация и т. п., утратили былую актуальность. Современная школа призвана готовить уже не столько рабочих для производства, сколько творческих, широко образованных людей. К тому же ранняя профориентация (на рабочие профессии) сегодня вступает в противоречие не только с социальным заказом, но и с научными психолого-педагогическими данными: невозможно начинать специальную работу в этом направлении в младшем школьном возрасте.
Таким образом, со всей очевидностью встает^аа.да^.а.1.аыле.сти трудовое обучение как учебный предмет из рамок ремесленно-технологической подготовки и профориентации и приобщить его
к системе общего образования. Научные данные психологии и дидактики подтверждают не только возможность, но и необходимость этого. Ручной труд издавна используется во многих прогрессивных системах образования в качестве эффективного «гимнастического снаряда» для развития интеллекта и психики учеников. Основанием для этого является уникальная психолого-педагогическая платформа уроков ручного труда — предметно-практическая деятельность. Хорошо известно, что она позволяет человеку «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, память, мышление, речь и т. д.
Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд является прежде всего средством развития сфе-. ры чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данного
Переориентация предмета «трудовое обучение» на дизайнерское образование наконец-то позволит нам наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего образовательного звена, профиль дизайнобразования может постепенно локали-
зоваться в зависимости от ориентации образовательного учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, или прически, или бытовых приборов, дизайну интерьера, строительному дизайну, фитодизайну и т. д. Что касается начальной школы, то она должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. При этом к базовому дизайнерскому образованию предъявляются особые требования: на начальной ступени этой работы оно не может быть сведено к формированию какого бы то ни было круга знаний из области технической эстетики и сопутствующих им умений, т. е. под базой мы не имеем в виду лишь начальный уровень практических навыков по обргЛотке, материалов или специальных знаний. Речь должна идти о .формировании у школьников дизайнерского мышления — особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей.его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.,
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность;
- целесообразность;
- вариативность, гибкость;
- чувство стиля и стилевой гармонии.
Помимо них, большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т. е. понимание взаимосвязи природа — человек — предметная среда. Формирование обобщенного дизайнерского мышления в цельном виде и на соответствующем уровне может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности. При таком подходе она, помимо всего прочего, становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку дает правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.
Источник: studfile.net
Концептуальные основы ФГОС НОО (статья и презентация)
статья по теме
Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы; достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации.
Миссия стандартовпроявляется в том, что их реализация рассматривается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.
Новая идеология ФГОС НОО.Ключевой составляющей стандарта стали планируемые результаты («Требования к освоению основных образовательных программ»).
Новая формула выстраивания траектории обучения:
— планируемые результаты;
— соответствующие им виды учебной деятельности;
— необходимые средства обучения (ИКТ) для реализации уччебной деятельности.
Роль ИКТ в реализации новых ФГОС НОО.Востребованы будут только те ИКТ, которые позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования, а значит, способствовать достижению новых образовательных результатов.
Главные задачи стандартов:
развитие личности учащихся,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»
В настоящее время стандарты должны выступить:
- инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
- средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
- фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
- а также, одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новые стандарты должны создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно — правового регулирования деятельности системы образования.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
- обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
- обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно будет опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах;
- следующая функция -обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
- повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя до руководителей образованием.
Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.
1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
2. Взаимное согласие общества и государства в области принятия и исполнения государственных образовательных стандартов.
3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.
4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.
5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.
6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина.
7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально – региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.
Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно — правовых документов системы образования.
Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
Скачать:
Источник: nsportal.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Цель:создание безопасных и гарантированных условий для полноценного летнего отдыха, развития, досуга и оздоровления детей разных категорий сельского поселения, (подростки «группы риска», дети с ОВЗ, одаренные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей), реализация их внутреннего потенциала, творческих мотиваций; формирование экологической и краеведческой культуры личности каждого ребенка.
Задачи:
Ø Создать целостный подход к экологическому и краеведческому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;
Ø Создать условия для организованного, интеллектуального и творческого развития школьников, укрепления здоровья как физического, так и психического;
Ø Содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своей малой родины, родной страны, мира на основе системно-деятельностного подхода, а также предоставить возможность школьнику испытать себя как личность;
Ø Продолжить формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
Ø Обогатить школьников знаниями и опытом общения с природой с помощью формирования у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии;
Ø Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим и краеведческим знаниям создать условия для успешной организации эколого-краеведческого взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора;
Ø Воспитывать в разновозрастном коллективе навыки общения и толерантности, чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи и патриотизма;
Ø Достичь положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечения их к участию в этой деятельности.
Актуальность и практическая значимость.Обращение к проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников обусловлено потребностями общества, необходимостью роста ценностного потенциала в обществе, что является одним из важнейших условий общения людей, их жизни и прогресса в современном мире.
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности является важнейшей задачей образования, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Содержание региональных курсов географии, родного языка отличается многогранной системой ведущих ценностей, к числу которых относится малая родина – родной край.
Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к родному краю начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей приоритетной целью личностного развития школьников является патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Представленная программа летнего лагеря «Живая вода» способствует формированию патриотического мировоззрения учащихся через знакомство со своей малой родиной. Доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать родной край – главная цель данной программы.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания.
На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа в экспедиции наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала в рамках проектной деятельности, ориентированной на воспитания Гражданина и Патриота.
Выполнение поставленных задач предполагает объединение усилий учащихся, педагогов, родительской общественности для создания такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также формировала социально-адаптированную личность ребёнка с высоким нравственным идеалом
Программа по форме организации содержания: комплексная, т. е. включает в себя разноплановую творческую и игровую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания.
По цели обучения: познавательно-развивающая и обще-оздоровительная.
По сроку реализации: краткосрочная и реализуется в течение одной лагерной смены.
По уровню реализации: рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет.
Продолжительность смены: 12 — 14 дней.
Данная программа выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Программа деятельности ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Кроме того, она способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма и коммуникативных навыков.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Таким образом, смысл программы, ее инновационный потенциал заключается в том, чтобы обеспечить реализацию научно-образовательной миссии гражданско-патриотического воспитания школьников, его опережающее развитие, как субъекта образовательного пространства России, несущего ответственность за подготовку толерантных, физически и нравственно здоровых граждан.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС ООО и помогает ребенку в освоении различных видов деятельности.
Программа носит инновационный характер, так как ее результаты:
ü дополняют, развивают, мотивируют обучающихся на самостоятельную, творческую работу, влияя на ориентацию потребностей рынка труда;
ü дают установку на реализацию личностно-ориентированного обучения, мотивируют на успех;
ü совершенствуют предметную компетентность учителей;
ü формируют навыки исследовательского труда и проектной деятельности.
Оздоровительная и воспитательная функции являются основополагающими в организации детского отдыха. Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.
Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности.
Главным направлением в работе является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. В своей работе мы исходим из того, что творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Основная ценность, на которой будет строиться жизнедеятельность детей в лагере – это природа, как среда выживания человека в современных условиях.
Основная миссия жизнедеятельности в лагере юных экологов – вовлечение детей в экологический проект, направленный на развитие у ребенка экологической культуры, способности к защите и сохранению всего живого на родной Земле.
В основе концепции детского эколого-краеведческого лагеря «Живая вода» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ эколого- краеведческой культуры и формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.
Деятельность летнего лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.
Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение народного самосознания, возрождение народных идеалов, традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему.
Для нас главным является самоценность каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.
Обоснование целеполагания и содержательного наполнения программы.Содействие формированию эколого-краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников предполагает вовлечение каждого в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.
Участие детей в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива будет способствовать развитию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
Принципы, на которых строится жизнедеятельность детей в летнем оздоровительном лагере:
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
Принцип включенности подростков в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправленияпредусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).
Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей).
Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»).
Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Принцип безопасности.
Источник: studopedia.ru