Образовательная технология – это совокупность взаимосвязанных методов, средств и педагогических установок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В целом образовательную технологию можно охарактеризовать как инновационный методический инструментарий педагогического процесса.
В настоящее время разработано и апробировано на практике более ста образовательных технологий. Большинство технологий являются малозатратными, но при этом доказали свою эффективность на практике и часто внедряются в учебный процесс образовательных организаций.
К образовательной технологии предъявляется ряд требований:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
В том случае, если определенная система претендует называться технологий, то ей необходимо соответствовать всем указанным требованиям.
Замечание 1
Содержание образовательной технологии: цели, задачи, методы (приемы, средства), формы обучения.
Кто готовил развал СССР?
Внедрение образовательной технологии в учебный процесс требует от педагога соблюдения следующих принципов:
- Принцип научности и доступности предусматривает, что внедряемая технология должна быть основана на последних достижениях науки и техники, но при этом понятных и доступных для восприятия.
- Принцип системности направлен на осуществления образовательного процесса последовательно на основании учебной программы, расписания и т.п.
- Принцип взаимосвязи теории и практики основан на том, что знания легче усваиваются и запоминаются, если теоретическое изучение подкреплено практической работой.
- Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.
- Принцип наглядности предусматривает опору на наглядные пособия (иллюстрации, презентации, макеты и т.д.) сопровождаемые словесным объяснением.
- Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
«Структура образовательной технологии»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 2
Данные принципы являются традиционными принципами дидактики, опора на них гарантирует эффективность внедряемых образовательных технологий.
Общая структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть является научной основой технологии, представлена психолого-педагогическими идеями и концепциями.
- Содержательная часть включает в себя общие и конкретные образовательные цели, учебный и методический материал технологии.
- Процессуальная часть состоит из совокупности методов и форм учебной деятельность учащихся и педагога, а также деятельности педагога по управлению процессом освоения и усвоения учебного материала, осуществления диагностики образовательного процесса.
Замечание 3
Таким образом, образовательная технология обязательно должна содержать все вышеперечисленные структурные элементы, только в этом случае она будет результативной.
Ефимов В.А. Кощеева игла концептуальной власти
Вертикальная структура образовательных технологий
Образовательная технология при внедрении в образовательный процесс охватывает определенную область педагогической деятельности. Данная область может быть как составляющей частью технологии, так и сама быть в нее включена. Исходя из того, в какой области осуществляется реализация образовательной технологии, в ее вертикальной структуре выделяют четыре соподчиненных класса.
Метатехнологии – внедрение образовательной технологии в учебный процесс на уровне региона (области, района, города и т.д.). Реализация образовательных технологий является частью социальной политики региона и охватывает целостный образовательный процесс всех учебных заведений. Осуществляется через органы образования.
Применяются общедидактические виды образовательных технологий, таких как технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе.
Макротехнолоии (отраслевые образовательные технологии) – по своему охвату распространяются на деятельность определенной образовательной отрасли, направления в обучении, либо учебной дисциплины.
Применяются образовательные технологии общепедагогического и общеметодического уровня: технологии преподавания конкретного учебного предмета, технологии компенсирующего обучения, технологии коррекционного обучения и т.п.
Мезотетхнологии (модульно-локальные технологии) – технологии, направленные на совершенствование образовательного процесса в рамках отдельного модуля (части) процесса обучения. Данные технологии направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Применяются технологии отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний.
Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или воздействию субъектов педагогического процесса (контактно — личностный уровень).
Применяются образовательные технологи по формированию навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.
Источник: spravochnick.ru
Концептуальная часть программы.
Образовательный процесс и его мониторинг строятся на следующих принципах:
1. Принцип гуманизма, который означает, что система образования должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности, и способствовать максимальному развитию и самореализации личности дошкольника.
2. Принцип личностной ориентации включает в себя следующее:
Ø каждый ребенок должен найти свое место в детском саду, не зависимо от его индивидуальных особенностей и способностей;
Ø отличительная черта образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №173» его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности;
Ø данный принцип требует обеспечения в детском саду психологической комфортности дошкольников, которая предполагает снятия по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма; ориентацию на успех и мотивацию успешности.
3. Принцип деятельностной ориентации, который включает в себя: взаимодействие с ребенком, основывающееся на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта, а также ориентацию на развитие интеллектуально-творческих способностей во всех видах деятельности.
4. Принцип природосообразности предполагает, что образовательный процесс должен основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Также этот принцип включает в себя культивирование определенных этнических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, зачатки природоохранных знаний, мышления и поведения.
5. Принцип культуросообразности заключается в том, что образовательный процесс должен открывать ребенку дверь в мировую культуру; основываться на общечеловеческих культурных ценностях через постижение ценностей и норм конкретных национальных культур.
Сущность концепции развития ДОУ на ближайшие три года заключается в повышении качества образовательного процесса для сохранения стабильных положительных результатов по формированию интегративных качеств дошкольников в соответствии с уставными и годовыми задачами ДОУ и ФГОС.
Концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ «Детский сад №173» являются:
Ø совершенствование жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их потребностями, склонностями и учетом социального заказа родителей;
Ø обновление содержания, форм и методов образовательной деятельности, направленность их на индивидуализацию и личностное развитие ребенка;
Ø обеспечение психологической комфортности образовательного процесса, создание атмосферы оптимизма, ориентацию воспитанника на успех;
Ø индивидуализация здоровьесберегающей деятельности детского сада; организация работы по профилактике социально обусловленных заболеваний среди взрослого и детского населения микрорайона;
Ø расширение спектра образовательных услуг; максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования;
Ø содействие развитию творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения;
Ø расширение возможностей социального партнерства учреждения (участие в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды детского сада).
Источник: infopedia.su
Методолог
Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения.
Особенности выполнения концептуального этапа проекта
Submitted by content manager on вт, 06/12/2011 — 12:48
Особенности выполнения концептуального этапа проекта
Важным этапом любого нашего проекта является концептуальный этап. Данный этап может быть не только в начале утвержденного проекта, но и может выполняться до заключения договора. И это делает тем более этот этап очень ответственным и иногда самым сложным этапом за весь проект.
Во время выполнения данного этапа мы:
— конкретизируем главную функцию технической системы
-уточняются условия работы технической системы и характер взаимодействия с надсистемой
-выявляем основные и дополнительные требования к системе
На данном этапе выбирается принципиальный способ реализации главной функции. В процессе генерации вариантов появляются факторы расплаты, которые потом мы переводим в потребительские свойства. И совместно с заказчиком ставим планку по уровню реализации потребительских свойств.