Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)
Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.
Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее — ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым — развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Обоснование уникальности творческой концепции
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?
Проблемы, обозначенные в Концепции
Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 — 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
Целевая модель: приоритетные цели, задачи и механизмы внедрения
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.
К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.
3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.
Инновации в профобразовании
Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы — в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования — ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса — технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП — 92%).
Модернизация общего и дополнительного образования
К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.
В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).
Развитие системы оценки качества образования
Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП — 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути — как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.
Улучшение материально-технической базы
ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования — 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.
Финансирование мероприятий
Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет — из федерального бюджета, 64 млрд руб. — из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 — 13 млрд руб. (при реализации второго сценария — в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки — она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.
Заключение
Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: lexandbusiness.ru
О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -2020 годы
В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).
Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.
При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:
- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
- развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.
Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.
В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.
Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:
- поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
- внедрение новых ФГОС ДО;
- создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
- повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.
За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.
Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
- модернизация нормативно-методической базы;
- распространение на все регионы лучших практик работы.
Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.
Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:
- создание не менее 200 инновационных школ;
- отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
- поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
- создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
- создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
- создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.
Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:
- внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
- реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
- реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.
Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.
Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:
- обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
- обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.
Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:
- развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
- реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
- совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
- разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.
Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:
- реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
- создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
- модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
- формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
- создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.
При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.
По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:
- мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
- переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.
В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).
В документе указаны основные риски по реализации Программы:
- Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
- Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
- Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).
Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.
Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.03.2015
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
I. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2019 — 2025 ГОДЫ)»
I. Обоснование соответствия целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
I. Обоснование соответствия целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации
Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» (далее — Программа) разработана на базе организационно-методических основ и результатов реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», ее стратегические направления согласуются с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р), а порядок ее формирования соответствует Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Программа будет являться одним из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на период 2019 — 2025 годов, в частности государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы».
Программа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Социально-экономическая система России вступила в новый этап своего развития, внешнее выражение которого состоит в росте показателей темпов экономического восстановления, стабилизации показателей инфляции, возрождении инвестиционной активности, изменении потребительских настроений в сторону отечественных производителей. В таких условиях туризм может быть определен новым эффективным инструментом социально-экономического развития Российской Федерации.
Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствует самозанятости населения. Туристская отрасль развивается, опережая среднемировые темпы роста, стимулирует развитие смежных отраслей экономики. Сегодня туризм формирует 3,4 процента валового внутреннего продукта страны, влияя на 53 смежные отрасли. Создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определен целевой ориентир сбалансированного пространственного развития, в соответствии с которым Программа будет нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала территорий субъектов Российской Федерации для развития туризма. Это также коррелируется с главной целью Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая заключается в комплексном развитии внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах России.
Для достижения целевых установок предполагается осуществить дальнейшее использование кластерного подхода при определении стратегических ориентиров развития сферы туризма в субъектах Российской Федерации, который также указан в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года как приоритетный наряду с принципами государственно-частного партнерства и координации региональных программ развития туризма.
В целях настоящей Концепции понятие «туристский кластер» означает сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
Развитие туризма связано с обеспечением высоких стандартов благосостояния человека, достижение которых также является целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В практике экономики развитых государств туризм уже длительное время рассматривается как индикатор качества жизни населения, а в России в активную фазу вошла планомерная работа по развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия Программы будут способствовать эффективной реализации задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части молодежной политики, в том числе создадут условия для стимулирования интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды, межрегиональным молодежным обменам путем развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
Весь комплекс мероприятий Программы будет способствовать развитию доступной и комфортной туристской среды, повышению качества и конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и обеспечит условия для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе в формате малых форм бизнеса и микропредприятий.
Указанные документы стратегического планирования содержат подходы по формированию отрасли только до 2020 года, однако современные условия диктуют необходимость постановки новых стратегических ориентиров, которые найдут отражение в мероприятиях Программы.
Особое внимание будет уделено внутреннему туризму, который рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны, поставленной Президентом Российской Федерации.
Эти обновленные ориентиры позволят сформировать платформу отраслевой стратегической линии после 2020 года, согласно которой въездной и внутренний туризм в качестве катализатора социально-экономического развития российских регионов имеет стабильные перспективы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства Российской Федерации.
Источник: bazanpa.ru
Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы утверждена
На сайте Кабмина РФ размещено Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р, которым утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы. Разработку проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее -Программа) должно обеспечить Министерство образования и науки РФ .
Концепция определяет цели и задачи Программы, предусматривает включение в Программу комплексных проектов по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций, проектно-целевой подход в реализации Программы в отличие от классического программно-целевого подхода ФЦП развития образования на 2011–2015 годы.
Реализацию Программы предлагается осуществить в два этапа: 2016–2017 годы и 2018–2020 годы.
Общий объем финансирования Программы составит 183579,74 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
- за счет средств федерального бюджета — 88365,73 млн. рублей,
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 80400 млн. рублей,
- за счет внебюджетных источников — 14814,01 млн. рублей.
Предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Федерации на поддержку мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского образования, трансляции и внедрению новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространению структурных, содержательных и технологических инноваций.
Эффективность Программы планируется определять на основе системы целевых индикаторов и показателей, соответствующих целям и задачам Программы.
Источник: eduinspector.ru
Введение
Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.).
Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности. Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами». В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения. Цель исследования: изучение федеральных целевых программ, механизм их финансирования, и разработки.
1. Раскрыть общее понятие федеральные целевые программы
2. Описать актуальность федеральных целевых программ
3. Описать процесс формирования, утверждения целевой программы
4. Рассмотреть реализацию федеральных целевых программ.
Актуальность темы исследования состоит в том, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитии.
Объект исследования — федеральные целевые программы. Предмет исследования — разработка и реализация федеральных целевых программ.
Федеральные целевые программы
Понятие и структура федеральной целевой программы
Федеральные целевые программы (ФЦП) могут рассматриваться как один из важнейших инструментов реализации активной политики повышения конкурентоспособности.
Особенно значимой представляется реализация таких ФЦП, которые обеспечивают существенный мультипликативный эффект для расширения деловой активности частного бизнеса, когда инвестиции частных предприятий (в том числе, в регионе, в отрасли) сдерживается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и высоких издержек входа на рынок.
«История» российских федеральных целевых программ насчитывает уже десять лет, однако как процессы их формирования и исполнения, так и достигнутые в их рамках результаты представляются весьма спорными[8].
Уровень бюджетных расходов на ФЦП не превышает 9% от общего объема непроцентных расходов федерального бюджета (без учета ЕСН).
В последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП сокращается удельный вес финансирования программ, которые можно условно отнести к разделу «Экономика». В то же время именно «экономические» программы обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.
ФЦП — это инструмент реализации, прежде всего, долгосрочной экономической политики государства. В то же время период реализации большинства действующих целевых программ составляет не более 5 лет.
Ориентированность программ на перспективу носит условный характер и не создает значимых ориентиров для хозяйствующих субъектов, так как их финансирование даже на период 3-5 лет мало предсказуемо.
Существующая практика разработки ФЦП не предполагает определения вариантов (сценариев) реализации программы в случае изменения условий ее финансирования.
Сохранение большого числа программ и подпрограмм связано с усилением лоббистской борьбы за ресурсы федерального бюджета, идущие на финансирование ФЦП, со стороны министерств и ведомств, а также регионов.
Министерства и ведомства стремятся «защитить» в рамках определенной ФЦП или подпрограммы бюджетные расходы по некоторому направлению (которое может и не требовать применения программно-целевых методов и вполне может финансироваться в рамках непрограммной части бюджета).
Субъекты Федерации, инициируя региональные программы со статусом ФЦП, рассчитывают получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета.
Целевые программы крайне неоднородны по объемам финансирования: есть ограниченное число «программ-гигантов» и множество «программ-карликов».
В 2003 г. на пять крупнейших целевых программ (объем финансирования каждой — более 5 млрд. руб.) пришлось примерно 50% от объема запланированного бюджетного финансирования на все ФЦП, тогда как на 25 самых «мелких» программ (объем финансирования каждой не превышал 1 млрд. руб.) было отведено 5%.
Возникают сомнения, что «малобюджетные» ФЦП действительно могут способствовать эффективному решению крупнейших проблем федерального уровня.
Важнейшим «свойством» целевых программ представляется возможность способствовать привлечению дополнительных (внебюджетных) средств к их реализации.
Достигнуты определенные позитивные изменения в привлечении дополнительных средств к реализации ФЦП: в 2001 г. на 1 руб. из федерального бюджета приходилось 2,6 руб. из региональных бюджетов и частных источников, в 2002 г. — уже почти 3,8 руб.
В то же время госзаказчиками на этапе планирования задаются явно нереальные показатели софинансирования (вероятно, в целях облегчения принятия программ).
Так в 2002 г. предполагалось для софинансирования ФЦП привлечь на 1 руб. из федерального бюджета 1,5 руб. из региональных бюджетов (по факту — 1 руб.) и 6,5 руб. из внебюджетных источников (по факту — 2,8 руб.). Сами фактические данные о привлечении финансовых ресурсов к реализации ФЦП не представляются достаточно надежными.
Пока не решены проблемы исполнения и «мягкости» обязательств по софинансированию целевых программ. Особенно важно обеспечить исполнение обязательств по софинансированию ФЦП со стороны органов власти субъектов РФ.
На протяжении последних трех лет постоянно отмечается низкая доля государственных инвестиций в общем объеме бюджетных расходов по реализации ФЦП (при гипертрофированно большой доле расходов на прочие нужды).
В 2001 году произошло заметное увеличение доли государственных инвестиций (до 26%), но в последующие годы этот показатель снизился до уровня 22%.
Увеличение доли инвестиционной составляющей в финансировании ФЦП — это не только организационная проблема. «Получателями» государственных инвестиций в соответствии с Бюджетным кодексом могут быть либо государственные унитарные предприятия, либо акционерные общества (в обмен на пакет акций).
Таким образом, при существующих законодательных нормах увеличение объема государственных инвестиций фактически приводит к укреплению (или расширению) государственного сектора в экономике.
В 2002 г. государственные инвестиции в рамках ФЦП определяли не более 35% объема инвестиций в основной капитал на средних и крупных предприятиях за счет средств федерального бюджета.
Наиболее привлекательным для частного бизнеса является софинансирование инвестиций в рамках ФЦП, таким образом мультипликативный эффект от целевых программ наиболее значим в части инвестиционных расходов.
На правительственном уровне было определено, что посредством ФЦП должны решаться исключительно крупные общефедеральные проблемы, носящие межведомственный характер.
Однако в 2002 г. больше половины программ (28 из 47) носили скорее ведомственный характер и реализовывались с участием одного государственного заказчика. С другой стороны, в 2002 г. осуществлялось 13 программ, по каждой из которых число госзаказчиков было более пяти. Это предъявляет особые требования к координации усилий госзаказчиков, эффективности межведомственных согласований при реализации таких программ. Стремление министерств и ведомств стать госзаказчиками по ФЦП стало всеохватывающим. Так, в 2002 г. из примерно 40 федеральных министерств и ведомств в качестве госзаказчиков выступали 36.
Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов.
В силу множественности целевых программ Правительство Российской Федерации объективно не может в необходимой мере контролировать процессы их формирования и реализации.
Источник: studbooks.net