Концепции научных революций как смены парадигм или научно исследовательских программ разработали

Одним из основателей нового подхода стал французский историк российского происхождения Александр Коире (1892—1964). В качестве наиболее яркого образца революционного периода в развитии науки он рассматривал эпоху XVI—XVII вв., когда произошли глубокие трансформации в научной мысли. Анализируя этот период, исследователь пришел к выводу, что европейский разум совершил тогда глубокую интеллектуальную революцию, которая изменила самые основы научной мысли. Койре показал, что научная революция — это исторический сдвиг в развитии науки, резко меняющий не только направление ее развития, но и ее структуру.

Наиболее известная модель революционного развития науки была предложена американским историком и философом Томасом Куном (1922—1996). Разработанная им концепция резко отличалась от модели кумулятивистов. Ключевыми понятиями предложенной им концепции были парадигма, «нормальная наука» и научная революция.

Под парадигмой он понимал новую методологическую установку, новую картину мира, которая принимается научным сообществом.

Что есть научная парадигма и научная революция? Три научные парадигмы

Дальнейшее развитие науки в рамках новой парадигмы Кун называл «нормальной наукой». В это время на основе общепринятой парадигмы доказываются теоремы, открываются новые явления. Но со временем постепенно появляются новые научные факты, которые уже не укладываются в существующую парадигму, ученые вынуждены придумывать какие-то гипотезы специально для этого случая, но таких фактов со временем становится все больше. Дело кончается новым взрывом, научной революцией, в результате которой старая парадигма сменяется новой. Новая парадигма, наконец, объясняет факты, которые не укладывались в рамки старой.

Смена парадигм происходит не без трудностей, но преимущественно естественным путем, когда вымирают сторонники старой парадигмы.

Кун выступил с жесткой критикой кумулятивистских моделей истории науки, которые разрабатывались позитивистами. В противоположность позитивистам он утверждал, что наука отнюдь не представляет собой медленный процесс накопления истин, которые могут быть обретены только в «чистом опыте».

Одной из модификаций теории научных революций Т. Куна стал «критический рационализм» Карла Поппера (1902—1994) — британского философа. Он рассматривал процесс развития научного знания не как переход от одного истинного знания к другому, а как переход от одних проблем к другим, более глубоким. Поэтому любая теория рано или поздно фальсифицируется, опровергается, поскольку обязательно находятся факты, которые ей противоречат. Движение от одних проблем к другим и составляет прогресс науки.

Читайте также:
Как пользоваться программой miflash

Еще одна модель развития науки, близкая к подходу Т. Куна, была предложена британским историком науки Имре Лакатосом (1922— 1974). В своих работах он показывает, что в истории науки очень редко встречаются периоды, когда безраздельно господствует какая-то одна парадигма, победившая в результате революции другие. На самом деле в любой научной дисциплине одновременно существует несколько альтернативных научно-исследовательских программ, например, в современной экономике спорят марксистская и кейнсианская программы, в биологии — креационистская и эволюционистская, в праве — нормативистская и гуманистическая и т.д.

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани — Философия науки для аспирантов

Научно-исследовательская программа (НИП) является основной структурной единицей модели науки Лакатоса. Исследовательская программа является прогрессивной, если она обнаруживает способность предсказывать новые факты. Если данная программа объясняет больше, чем конкурирующая, то она вытесняет последнюю из оборота в научном сообществе.

По Лакатосу, история развития науки — это история непрерывной борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ, которые соревнуются между собой путем проявления своей творческой силы, возможностей объяснения эмпирических фактов, способности предвидеть пути дальнейшего развития науки.

По сути дела, Лакатос здесь воспроизводит в несколько иных терминах, в более детализированном виде куновскую концепцию развития науки на основе парадигм. Но Лакатос, в отличие от Куна, не считает, что возникшая в ходе революции программа, или парадигма, является вполне оформившейся, завершенной. Жизнь, как правило, скоро обнаруживает в ее содержании проблемы, которые еще подлежат решению. Поэтому знание, полученное даже в ходе значительной научной революции, постоянно трансформируется. Развитие и совершенствование программ в послереволюционный период — необходимое условие научного прогресса.

Существенно дополнив теорию научных революций Куна анализом развития науки в послереволюционный период, концепция И. Лакатоса заняла сегодня свое достойное место в истории и философии науки.

Источник: studref.com

Развитие науки. i. Современные западные концепции научных революций — как смену парадигм или научно-исследовательских программ — разработали кук и фоейрабенд сеймон

ii. Словом «_парадигма_______» — применительно к современной науке — обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования.

iii. Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных …концепций

Читайте также:
Всадник без головы программа какого класса

iv. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит. периоду научной реформ

v. Согласно принципу верифицируемости научным может быть…утверждение

vi. Согласно принципу фальсифицируемости соответствовать науке может…эмппирическая система

239. Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает:концепции возникновения

240. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке. проблемы и ситуации

241. Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в. исследование постпозитивизма

242. Развитие науки как смену парадигм обосновывал…кун

1. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе…фальсификации

243. Концепция научно-исследовательских программ была разработана…локатосом

244. Выдвижение новых гипотез в науке связано с …воздвижением проблемной ситуации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Концепции научных революций как смены парадигм или научно исследовательских программ разработали

1. Современные западные концепции научных революций — как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали…

а) Лиотар Ж. и Деррида Ж.

б) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

в) К. Ясперс и А. Тойнби

г) Кун Т. и Лакатос И.

2. Проблема, которой не придавалось значения в древнегреческой философии и которую в труде «Исповедь» поднял Августин, — это проблема.

а) познания сверхреального мира

в) человеческого Я

г) построения идеального общества

3. Понятия «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ.

г) Парменид

а) совокупность знании, накопленных человечеством

б) совокупность взглядов на мир и место человека в мире

в) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира

г) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно

5. Согласно принципу верифицируемости научным может быть.

а) представление, получившее широкое распространение

б) утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям

в) знание, прошедшее практическую проверку

г) знание, не противоречащее аксиоматическому базису данной науки

6. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для.

а) философии эпохи Возрождения

б) неклассической философии XIX — XX вв.

в) философии Античности

г) философии Средних веков

7. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою ___________ функцию.

в) гуманитарную

8. Особенностью древневосточной философии является.

Читайте также:
Что такое расширенный трудовой стаж в программе 1 с

а) обращение к данным научного исследования

б) развитая система философских категорий

в) опора на мифологические представления о мире и человеке

г) глубоко разработанная гносеология

9. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется.

в) герменевтикой

10. Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть.

г) человек

11. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде .

а) волнового процесса

б) спирали

в) хаотического процесса

12. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является.

б) Д. Белл

13. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть.

б) экзистенциализм

14. «Техника убийственно действует на душу» – считал.

г) Н. Бердяев

15. Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым.

б) синергетикой

16. Характерной чертой русской идеалистической философии является.

а) строгость логических построений

б) антропоцентризм

в) детальная разработка гносеологии

17. Общество — это.

а) продукт взаимодействия людей

б) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания

в) организованная форма совместной деятельности людей единая личность, чья воля на основании

г) соглашения многих людей, должна стать волею их всех

а) способствует изживанию локальных конфликтов

б) способствует международному разделению труда

в) стимулирует становление справедливого миропорядка

г) ориентирована на развитие национальных культур

19. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек-мир» является отличительной особенностью.

г) философии

20. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались.

а) Николо Макиавелли

б) Николаем Коперником

в) Галилео Галилеем

г) Леонардо да Винчи

21. Человек отличается от животного.

а) заботой о потомстве

б) способностью к труду

в) инстинктом самосохранения

г) потребностью в пище

22. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием.

б) мышление

23. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами.

б) пространства

24. Знание, соединенное с верой в него, есть.

г) убеждение

25. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

б) ложь

26. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», — считал.

г) И. Кант

Источник: akademiks.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru