Концентрическое построение программы что это

Способы построения учебных программ

Учебник по содержанию и структуре строго соответствует учебной программе по дисциплине. Он выполняет две функции:

2.Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся.

Учебные пособия расширяют содержательные аспекты учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных).

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

2.Что такое учебный план? На какие группы подразделяются изучаемые в образовательной организации дисциплины?

3.Чем отличается базисный учебный план от учебного плана школы?

4.Назовите компоненты учебного плана. Дайте им характеристику.

5.Что такое учебная программа? Назовите и охарактеризуйте виды учебных программ.

6.Выделите элементы структуры учебных программ и дайте характеристику их содержательного наполнения.

7.Назовите способы построения учебных программ. Приведите примеры.

Компьютерная графика. 12 урок. Метод концентрических сфер

8.Чем отличается учебник от учебного пособия?

9.Нужен ли учебник по физической культуре для школьников? Если нужен, то какую информацию должны получать обучающиеся начальных, средних и старших классов из этого учебника?

10.Чем отличается типовой учебный план общеобразовательной школы от типового учебного плана для спортивного класса в этой школе?

Практическая работа:

Практическая работа № 30. «Составление плана учебника по педагогике физической культуры».

Разработайте план учебника по педагогике физической культуры с целью повышения интереса обучающихся к дисциплине. Составьте перечень тем, которые будут раскрыты теоретически.

Педагогический проект: «Педагогический словарь»

Самостоятельная работа № 3. «Беседа с классиком».

Подготовьте разработку под названием «Беседа с классиком». Выберите одного из классических представителей истории зарубежной или русской педагогики и на основании хрестоматии, учебных пособий по истории педагогики или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в работах соответствующего классика истории педагогики.

Источник: mydocx.ru

Концентрическое расположение учебного материала и выделение этапов обучения

Что такое концентр? Это такой отрезок учебного процесса, на протяжении которого учащиеся должны овладеть определенным комплексом грамматических структур, лексических еди­ниц, данных в типичных ситуациях общения.

Концентрический принцип расположения материала широко распространен в современной методике обучения иностранным языкам. На базе первых концентров учащийся уже может осу­ществлять подлинное речевое общение, хотя и в ограниченном числе ситуаций. В следующих концентрах происходит расшире­ние материала.

Каждый из концентров имеет собственную цель: первые обычно закладывают основы коммуникативного владения рус­ским языком в бытовых ситуациях, а в дальнейших даются уже лексика и конструкции, встречающиеся в общественно-полити­ческой и научной (научно-популярной) литературе.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ — что это такое? значение и описание

Со многими грамматическими, да и с лексическими явлениями учащиеся встречаются несколько раз. Например, в первом концентре форма родительного падежа обычно изучается лишь в значениях направления (ехать из города), отрицания (нет вре­мени) и количества (два часа), а во втором та же форма появ­ляется в значении принадлежности (дом отца).

Принципу концентризма соответствует и расположение ма­териала в учебниках. Так, концентрами, относительно целостны­ми и завершенными, в учебнике «Русский язык для всех» явля­ются каждые пять уроков: не случайно именно в конце такого цикла дается обобщающее занятие, направленное на системати­зацию грамматических знаний учащихся.

Этап — это тоже концентр, но соответствующий большему отрезку учебного времени и более общим целям. Обычно выделяется три этапа: начальный (подготовительный факуль­тет), продолженный (I — III курсы) и продвинутый (IV — V курсы).

При обучении на курсах и в кружках целесообразно выделять только начальный и продолженный этапы, поскольку обес­печить продвинутый этап обучения в этих условиях очень труд­но, практически невозможно. Иногда обучение ограничивается и начальным этапом (например, при «туристском» владении рус­ским языком).

Особенности начального этапа

Начальный этап — самый важный и ответственный, поскольку обеспечивает дальнейшую эффективность обучения. Начальный этап — это период обучения, когда учащиеся приобретают определенные навыки слушания, говорения, чтения и письма, овладевают минимумом грамматики и лексики, который, не будучи чрезмерным, позволяет им общаться в различных ситуаци­ях повседневной жизни, преимущественно устно. Вместе с тем этот минимум должен адекватно отражать систему русского языка. Типовыми системными категориями русского языка являются род, число, падеж, время, вид, наклонение, степени сравнения, односоставность и двусоставность предложений, сочинительный и подчинительный характер связей и др.

Как и на всех этапах и во всех концентрах, на начальном этапе цели обучения — комплексные, т. е. обеспечивающие рав номерное развитие всех видов речевой деятельности. Правда, главной целью остается устная речь, которая является базой и условием для обучения чтению и письму.

Организация учебного материала на начальном этапе также всегда комплексная. Иначе говоря, учащиеся параллельно овла­девают разными аспектами языка — фонетико-интонационным, лексическим и грамматическим. На дальнейших этапах, особен­но на продвинутом, комплексная подача языкового материала может иногда заменяться аспектной.

Начальный этап, как и другие, состоит из последовательных концентров, решающих более частные задачи.

Начальный этап особенно важен в плане овладения учащи­мися фонетико-интонационными особенностями русского языка, что обеспечивает понимаемость речи. Поэтому иногда обучение на начальном этапе начинается с вводно-фонетического курса.

Первая встреча учащихся с русским языком — это обычно и первое серьезное знакомство со страной, ее социальным строем, историей и культурой. И, конечно, особенно важно, чтобы уже на начальном этапе обучения русскому языку давались и страноведческие знания. Они могут входить в текст учебника, выступать в виде иллюстраций или диафильмов, кинофильмов и т. п. Например, в учебнике «Русский язык для всех» даются фотографии проспекта Калинина в Москве (урок 1), могилы Неизвестного солдата, стройки (урок 2), станции метро и т. п. В страноведческом тексте «Наш газетный киоск» (урок 10) приведены наименования популярных газет и журналов (кстати, здесь же дана иллюстрация—фотография обложек нескольких журналов).

Для начального этапа вообще очень важна наглядность как в учебнике, так и дополнительно — на уроке.

Успех обучения на начальном этапе во многом зависит от использования разного рода аудиовизуальных и технических средств — звучащих фонокурсов или фоноприложений к учебникам, кинофильмов. На начальном этапе, в особенности при обучении фонетике трудно обойтись без работы в специальных лингафонных каби­нетах.

В целом для данного этапа характерна большая интенсивность учебной работы и большая концентрация учебного времени.

Принцип сознательности

Можно обучать иноязычному общению при помощи имитации и приспособления речи к условиям и задачам общения. Но этот путь неэффективен. Сознательность не противоречит коммуникативности, а дополняет и развивает ее.

Сознательное усвоение — необходимый и важный шаг на пути к автоматизации речевых навыков (прежде всего) и коммуникативных умений: без обращения к сознанию учащихся невозможно одновременно обеспечить и автоматизм общения на иностранном языке, и его творческий характер. В частности, будет затруднен процесс переноса навыков и умений, выра­ботанных в той или иной ситуации и на определенном языковом материале, на новый материал и в новые ситуации.

Принцип учета родного языка

Принцип сознательности реализуется в частном принципе учета одного языка. На самом начальном этапе обучения, когда еще не достигнут полный автоматизм русской речи, учащиеся вольно или невольно мысленно переводят фразы, которые им нужно сказать, с род­ного языка на изучаемый. При этом они очень часто бессозна­тельно переносят какие-то особенности родного языка на по­строение русской речи. Например, для русского языка характер­но двойное отрицание (Я никого не вижу). Типичная ошибка студента, в родном языке которого нет такой грамматической структуры, — пропуск одного отрицания: Я никого вижу.

Читайте также:
Ложе что это за программа

Когда навыкипроизношения звуков, ударения, интонации, присущие родномуязыку, переносятся на русскую речь, говорят об «иностранном акценте».

Использование навыков и умений родного языка может распространяться не только на грамматику и фонетику, но и на лексику (словоупотребление): вместо русского используется слово родного языка или изучаемая лексическая единица, употребляется в соответствии с нормами языка учащихся.

В результате в речи обучаемых возникают типичные (обще­распространенные) и устойчивые ошибки, коренящиеся в различии навыков и умений, характерных для речи на родном и русском языке. Отрицательное влияние родного языка на изучаемый (в нашем случае русский) называется интерференцией. Задача преподавателя — предотвратить интерференцию, а я этого он должен отдавать себе ясный отчет, где ошибки наиболее вероятны, и обращать внимание учащихся на возможность ихпоявления.

Но родной язык может не только мешать, но и помогать усвоению иностранного. Положительное влияние родного языка на изучаемый называется переносом.

Так, в поль­ском языке имеется почти такая же система склонения и практически такая же система согласования, как в русском. Интона­ции испанского языка совсем незначительно отличаются от рус­ских и т. д.

В другом случае только перенос навыков недостато­чен: необходима серьезная их коррекция. Например, в немецком языке и в литературном арабском языке есть падежи, но эта система склонения резко отличается от русской. Еще пример: силовое ударение во французском языке значительно отличается от русского по своей роли в слове и предложении.

Тре­тий случай — приходится формировать нужные навыки совер­шенно заново. Так, вьетнамцам совершенно чуждо явление именного словоизменения (склонения): у них нужно с самого начала сформировать соответствующие навыки. Во вьетнамском языке отсутствует практически и силовое ударение, во всяком случае, оно не играет столь важной роли, как в русском.

Зная все это, преподаватель может воспользоваться бессо­знательным переносом навыков и умений родной речи на рус­скую, чтобы избегнуть лишней, ненужной работы и сосредото­читься на наиболее «опасных» (в смысле появления ошибок) яв­лениях русского языка (например, особенности глаголов дви­жения и видовые различия).

Обучая русскому языку, преподаватель должен учитывать особенности национальной культуры, отраженной в языке и в пра­вилах общения на нем, а также сходства и различия, которые имеются между родной для учащихся и русской культурой.

Лекция 2

Тема «ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ»

Задачи обучения произношению

Обучение произношению является необходимым условием для формирования навыков и развития умений всех видов ре­чевой деятельности на русском языке.

На начальном этапе ставится задача сформировать у уча­щихся навыки правильного фонетического оформления речи, а на последующих этапах — обеспечить дальнейшее совершенство­вание произношения.

В методической литературе эти навыки определяют термином «слухо-произносительные», тем самым подчеркивая взаимосвязь двух сторон произношения:

— артику­ляционной (произносительных работ органов речи) и

— акустиче­ской (слуховых эффектов).

Сл ухо-произносительный навык — это способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец (ассоциировать его со значением) и адекват­но его воспроизводить. Показателем сформированности слухо-произносительного навыка является доведение указанной спо­собности до совершенства. Это значит, что восприятие слыши­мого звукового материала и его воспроизведение осуществляются автоматизированно, безошибочно и быстро, стабильно (каче­ство и время выполнения не изменяются).

Требования, которые предъявляются к уровню слухо-произносительных навыков учащихся, зависят от целей и условий обу­чения. В частности, за время, которое отводится на обучение произношению в кружках русского языка, занимающихся один-два раза в неделю, невозможно выработать безупречное произ­ношение. В этом случае следует ограничиться так называемым приемлемым произношением, т. е. таким, которое не нарушает смысловые стороны речи и является достаточным для понима­ния собеседниками друг друга при общении.

В каждом языке звуки соотносятся друг с другом по-разному и по-разному функционируют в речи. Напри­мер, в русском языке все согласные делятся на твердые и мяг­кие, а в английском и французском такого противопоставления нет. Русский человек, когда он говорит, автоматически контро­лирует себя, чтобы не сказать, допустим, угол вместо уголь, так как получится другое слово, изменится смысл. А если англича­нин произнесет мягче или тверже, то английское слово будет звучать непривычно, но смысл слова не изменится.

Различия фонетических систем русского и родного языков создают большие трудности при обучении произношению, по­скольку даже те звуки, которые в них фактически совпадают по артикуляции, на деле оказываются не одними и теми же. При­ведем пример. В немецком языке есть звуки [s] и [z].Они схожи по артикуляции с русскими [с] и [з].

Более того, они, как и рус­ские, противопоставлены по глухости — звонкости. Казалось бы, у немцев нет проблем с усвоением русских [с] и [з]. Однако в начале слова перед гласным в немецком языке может быть только звонкий согласный, а в русском в этой фонетической по­зиции может быть и звонкий [з], и глухой [с]. Ср: золото [золътъ], солдат [с лдат]. Поэтому в произношении немца одинаково зву­чат разные русские слова. Для русского человека зуб [зуп]—это не суп [суп], а зон [зон] это не сон [сон] и т. д.

Обучение произношению на начальном этапе включает в себя три основных звена: работа над отдельными звуками, словами, предложениями. Ограничиться одним каким-либо звеном нельзя, так как каждое характеризуется своими собственными трудно­стями. Правильного произнесения слова недостаточно для пра­вильного интонационного оформления предложения. Поэтому необходима тщательная работа над всеми указанными звеньями.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 1799 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Принцип концентрической спирали на уроках музыки
статья по музыке

В статье рассказывается о практическом применении принципа концентрической спирали на уроках музыки. Статья для наглядности дополнена презентацией.

Скачать:

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Музыкальная академия

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Принцип концентрической спирали на уроках музыки

Учитель музыки Школы №318

с углубленным изучением Итальянского языка

Принцип концентрической спирали — это один из принципов распределения учебного материала. Всего в общей педагогике выделяют: линейный, концентрический и спиральный принципы.

Когда части учебного материала связаны между собой и образуют непрерывную последовательность.

Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Новые элементы выстраиваются на основе уже известного.

Этот принцип очень экономичен по времени, так как практически полностью исключает дублирование материала.

И с одной стороны это бы могло подойти нам для уроков музыки, так как мы располагаем очень малым количеством часов. А другой стороны совершенно не нам не подходит, так как мы работаем с детьми и многие явления не могут быть усвоены ими за один раз.

Позволяет несколько раз изучать одно и то же явление с постепенным усложнением, расширением содержания за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Читайте также:
Intel sdk for opencl что это за программа

Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, но дает лучший результат в плане усвоения.

К одному и тому же явлению можно обращаться с пустя большие промежутки времени.

При спиральном принципе расположения учебного материала сочетаются последовательность, которая есть в линейном и цикличность его изучения.

То есть учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

В отличие от концентрической структуры , при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов.

Программа Сергеевой, Критской, Шмагиной соединяет в себе концентрический и спиральный принципы, поэтому и появился принцип концентрической спирали.

В этой программе достаточное количество тем и отдельных произведений к которым мы обращаемся из года в год (опера, романс, героическая тема в музыке, отдельные произведения «Иван Сусанин», «Снегурочка» и т.д.)

Чтобы понять каким образом выстроить концентрическую спираль применительно к какой-либо теме или музыкальному произведению, нужно определить что мы хотим получить на выходе. Что должно быть усвоено обязательно, а что второстепенно.

То, что мы определили для себя как обязательное — повторяем из класса в класс — это базовые знания. К 8-му классу обучающиеся должны усвоить это достаточно прочно.

Остальной материал используем как вспомогательный, с помощью которого заинтересовываем, мотивируем к самостоятельному изучению. Он тоже очень важен — дополняется межпредметными связями и выстраивает целостную картинку эпохи или авторского стиля.

Переход на презентации уроков

Первый класс. Дом, который звучит.

Базовые знания: понять, что балет это музыкальный спектакль в котором актеры танцуют. Эту задачу решаем с помощью просмотра видеофрагментов. Закрепляю ассоциацию, что «балет-танец».

Новый элемент содержания: балет — это синтетический вид искусства — пока литература + музыка. На примере доступном детям — балеты в основе которых сюжеты знакомых сказок.

Задача максимум : (задача на будущее) удивить, заинтриговать, с помощью эмоциональных запоминающихся моментов урока создать положительный настрой на просмотр балетных спектаклей. Пробудить желание посетить балет.

Второй класс. Балет. Золушка

Базовые знания : закрепление информации, что балет это спектакль в котором танцуют. Понимание, что создание балета — это процесс сложный, трудоемкий и в нем задействовано много людей и профессий (синтетический вид искусства).

Новый элемент содержания : знакомство с понятиями либретто, либреттист, балетмейстер, «пантомима». Закрепление знания с помощью игры. Знакомство с балетом «Золушка». В качестве дополнительного материалы выкладываю балет «Золушка» целиком в группу предмета.

Задача максимум : тот же что и в первом классе — интерес и положительный настрой.

Третий класс. Спящая красавица

Базовые знания : закрепление понятий — балет, либретто, сюжет.

Новый элемент содержания : Знакомство с понятиями Интродукция. Темы. Лейтмотивы. Первоначальные представления о форме сценического произведения — строении балета, деление его на смысловые части.

Задача максимум: пробовать анализировать средства музыкальной выразительности и понимать их роль для создания образа персонажа. Пробовать говорить о противопоставлении в произведениях добра и зла. О нравственной функции искусства. Чему учит искусство. О чем хочет сказать автор?

Четвертый класс. Петрушка

Очень яркие впечатления оставляет просмотр балета. «Какой-то он не такой. » как они говорят. Нравится яркая картинка и декорации, эмоциональность музыки в опоре на народные мотивы, удивляет пластика танцоров.

Базовые знания: балет — синтетический вид искусства. Родь декораций, костюма, грима, хореографии и пластики для создания целостной картины, настроения.

Новый элемент содержания: расширить представление о видах балета, авторском стиле композитора. Подойти к пониманию, что виды искусства пластичны — изменяются в связи с историческими событиями, что представления композиторов и балетмейстеров о выразительных приемах меняются с течением времени. Виды искусства развиваются и видоизменяются.

Задача максимум: начинать выражать свое отношение к просмотренному, анализировать, обсуждать. Видеть неоднозначность отношения автора к персонажам. Понимать, что в произведениях бывает не так просто разобраться в персонажах, что не так однозначно добро и зло.

Пятый класс. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (что роднит музыку и литературу)

Базовые знания : закрепление понятий балет, либретто, пантомима, синтез искусств.

Новый элемент содержания: история появления балета. Понимание, что вид искусства не рождается сразу в той форме в которой мы привыкли видеть, что он видоизменяется с течением времени усложняется, имеет свои истоки, корни.

Задача максимум: интерес и положительный настрой. Игра. Подвести к осознанию, что в любом виде искусстве есть свой язык, своя терминология. И знать интересно, что означают те или иные термины. а затем выкладываю видео

Пятый класс. Щелкунчик

Урок перед Новым годом. Погружение в новогоднюю атмосферу, слушание музыки, просмотр популярных эпизодов.

Седьмой класс. Балет

Базовые знания — окончательное закрепление основных понятий (балет, либретто, пантомима, синтез искусств). Более подробное знакомство с историей появления балета, по сравнению с 5-м классом.

Новый элемент содержания: строение балета, виды танцев в классическом балете (классический и характерный), виды балетных номеров и состав исполнителей.

Задача максимум: попробовать сравнить средства выразительности классического и современного танца на основе имеющегося опыта. Понять, что балетное искусство не ограничивается классическими каноническими постановками. Проанализировать изобразительные и выразительные возможности современного танца.

Видео про пуанты.

Восьмой класс. Весна священная

по программе Алеева, Науменко, Кичак

Базовые знания: Закрепление понимания того, что в произведениях искусства отражаются идеи времени и авторское понимание мира.

Новый элемент содержания: Обращение к мировоззрению и историческим процессам начала ХХ. Самостоятельная работа с видеофрагментами, работа с информацией в он-лайн режиме.

Задача максимум: транслирование знаний при сравнении канонического балета и «Весны священной». Сравнение двух версий балета.

Выражение собственных суждений, с использованием накопленных знаний.

Можно усложнить задачу — идти от обратного — сначала посмотреть произведение, потом о нем поговорить.

Источник: nsportal.ru

Конструирование образовательной программы

Программа учебного курса — живой организм, который сначала создается в виде типовой программы, затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразуется учителем.

Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие особым образом сконструированных образовательных программ у учителя, школы, региона, государства. Координация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива учителя, работающего с конкретными детьми. Образовательная программа каждого «надученического» уровня должна отвечать следующим требованиям:

  • а) допускать возможность и необходимость существования программ других уровней;
  • б) учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня;
  • в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и постановку других целей;
  • г) обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из структурных компонентов программы.

Работа учителя над программой — непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе, и разную продолжительность — учебный год, четверть, неделя, день, урок. Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса — воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Читайте также:
Для чего нужна программа astraltoolbox

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например, через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа — средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или авторов) и относится, прежде всего, к его деятельности.

Каждый учитель осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Как составить рабочую образовательную программу?

Основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:

Приоритетным элементом содержания учебной дисциплины являются выяснение и актуализация для учителя и учеников смысла изучаемого курса, то есть того, зачем и для чего необходим данный курс каждому субъекту обучения.

Смысл курса может быть различен с точки зрения его составителя, учителя-практика, учеников, родителей. Творческий учитель, ведущий свой курс, должен иметь возможность установить или выбрать смысл курса, который будет реализовывать со своими учениками при изучении базовых тем. Во время уточнения, корректировки и реализации учебной программы учитель соотносит возможные смыслы между собой, самоопределяется вместе с учениками относительно их смыслов, позволяет реализовываться им в ходе практического обучения.

Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения. Данный результат может быть различен для разных учеников.

Универсальные целевые ориентиры формулируются в виде ведущих групп личностных качеств учеников: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных, ценностно-смысловых. Группы личностных качеств выражаются в виде знаний, умений, навыков, компетенций, ценностных установок, способов деятельности, других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.

Нецелесообразно выносить универсальные общеобразовательные цели за рамки учебных предметов, придавая им отчужденный характер. Наоборот, там, где это возможно, предметные цели учебной программы должны формулироваться в качестве конкретизации универсальных общеучебных целей. Например, универсальная креативная цель «научиться прогнозировать явления и события» при изучении ботаники может быть выражена следующим образом: «представить и нарисовать, как будет выглядеть выращиваемый учеником росток гороха через 5 дней». А оргдеятельностная цель «овладеть методами рефлексивного мышления» на занятиях физикой может сформулирована так: «выявить и сравнить способы действий, выполняемые при решении задач с избыточными и недостающими данными».

Смысловые цели, обозначенные в курсе, корректируются учителем с учетом реальных условий обучения. Поставить цель значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель сама «наводит» на соответствующий результат. Цели программы формулируются относительно разных субъектов обучения:

  • — учителя («научить детей тому-то»);
  • — ученика («выполнить исследование листа березы»);
  • — общей деятельности учеников и учителя («сформулировать несколько версий происхождения алфавита» или «построить математическую картину мира»).

В образовательных программах по учебному курсу указываются развиваемые умения и способности детей, приоритетные для каждой темы, например: умение находить факты, задавать вопросы, способность целостного видения явления, разнонаучного видения, рефлексивные способности по осознанию применяемых способов решения задач.

Каждому развиваемому умению или способности соответствуют виды деятельности учеников (общеучебные, предметные, оргдея-тельностные и иные), которые обуславливают развитие определенных качеств личности и овладение способами деятельности. В результате школьники овладевают предметными и универсальными компетентностями — наборами усвоенных способов и развитых способностей, определяющими их умения действовать в рамках изучаемых образовательных областей и в более широких рамках.

Реализация запланированных видов учебной деятельности учеников и развитие соответствующих способностей происходит на основе педагогических технологий, включающих определенным образом сконструированные системы форм и методов обучения.

Целесообразно в учебных программах фиксировать возможность изучения тех или иных вопросов с помощью средств телекоммуникаций, ресурсов сети Интернет. Например, изучение климата или других географических особенностей Австралии более продуктивно пройдет в ходе совместного краткосрочного дистанционного проекта с учениками одной из австралийских школ, а техническую мощь современных астрономических средств сможет применить каждый школьник, «зайдя» на сайт с изображением, полученным самым мощным в мире электронным телескопом. Изучение географии, истории, физики и даже физкультуры неразрывно связано с использованием глобальных телекоммуникаций.

Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. Для предотвращения отчуждения учащихся от изучаемой действительности в учебную программу включаются как реальные объекты (дерево, животное, вещество, явление, звук, речь, текст, цвет), так и идеальные (знак, цифра, буква, понятие, правило, закон). Тем самым обеспечивается первичное познание учеником реальной действительности методами изучаемых наук и последующее сопоставление получаемых им результатов с общекультурными аналогами (знаниями). В результате ученик имеет возможность создания собственного образовательного продукта и индивидуальной траектории освоения как реальной действительности, так и знаний о ней.

Продуктивную деятельность учеников и учителя обеспечивают включенные в программу фундаментальные образовательные проблемы, например: Какими способами можно получить точку? Чем живое отличается от неживого? Чем сказка отличается от мифа? Каковы причины зимы? В чем сходства и отличия буквы «А» в английском, французском и русском языках?

Программа включает культурно-исторические аналоги предполагаемой образовательной продукции учеников: содержит ссылки на тексты первоисточников, материал из учебников, мнения специалистов об изучаемых объектах и проблемах.

Ритмической основой конструирования рабочей программы выступают культурно-исторические, природные, биологические, космические, индивидуальные и иные циклы. Для достижения целостности и гармоничности образования учащихся требуется, чтобы в течение каждого учебного года они обращались к основным фундаментальным образовательным объектам и соответствующим ключевым проблемам. В каждой образовательной области учебный год отличается от предыдущего: степенью проработки учениками образовательного материала; углубленностью и детализированно-стью познания фундаментальных образовательных объектов; новыми способами образовательной деятельности; развивающимися способностями учеников и учителей, требующими непрерывного уточнения и переопределения их целей. Динамика образования определяется изменениями, происходящими как во внешнем мире (природа, культурные, научные и общественные изменения, солнечные циклы), так и во внутреннем мире самих учеников.

Условием фиксации личностного содержания образования является использование учеником рефлексивных приемов и технологий; с их помощью выявляется, осознается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика, уникальное для каждого из них.

Цель программы состоит, прежде всего, в создании условий для самоопределения и самореализации личности ученика по отношению к изучаемой и познаваемой им области.

Программа образования — это «карта», с помощью которой учащийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире. Для этого необходимо владеть инструментом познания, способами решения возникающих проблем, видами различной деятельности. Таким образом, кроме системы знаний в программу обучения входит система деятельности.

Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. По каждой из целей программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

От структуры учебной программ и согласованности поставленных целей и проверяемых результатов зависит успех решения достаточно типичной для массовой школы проблемы, когда планируется одно, происходит другое, а проверяется третье.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru