«Отцы и дети» — книга, посвященная идее бесконечной смены поколений, поэтому ее автор использует такой важный элемент мифопоэтической символики, как круг. Круг является одним из древнейших символов человечества, солярным знаком и воплощением идеи времени. Концепция времени циклична в человеческом сознании уже потому, что отсчет его возможен лишь в связи с повторяющимися циклами (круглый год, круглый сутки). Такое представление о времени нашло отражение в многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях, в самом языке.
Вообще все тургеневские романы включены в шествие ритма годового круга.
Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или в «безоблачной тишине январских морозов». Ритм годового круга соответствует ритму жизни главных героев романа «Отцы и дети». Весна — символ начала жизни, пробуждения природы, и герои романа молоды, здоровы, полны надежд.
Литературный обзор — Literature Review ALMAU
Лето — пора расцвета жизни в природе — кульминационный момент в жизни героев, оба влюбляются, завязывается два любовных романа. Осень — увядание в природе, угасание жизненных сил. Этому соответствует состояние глубокой тоски Базарова, разрыв отношений с любимой женщиной и другом, болезнь и смерть.
Дети вновь проходят судьбы и испытания отцов, уклониться от этого бесконечного круговорота никому не дано. Эту идею преемственности поколений поддерживает концентрическое построение произведения, в которой малый круг — история любви Павла Петровича, большой — повторение сюжета в судьбе Базарова. На протяжении действия романа его главный герой проходит два круга жизненных испытаний. Идею цикличности подчеркивает композиция романа: оба раза Базаров посещает одни и те же места и в той же последовательности: Марьин — усадьба Одинцовой — родной дом.
Попробуем ответить на вопрос, почему в ключевой для романа новелле о княгине-сфинксе мотив загадки бытия связан с такой деталью, как кольцо, подаренное Павлом Петровичем возлюбленной. Кольцо — традиционный подарок мужчины любимой женщине, он символизирует любовь и верность. Но нет ли в этой предметной детали еще какого-нибудь значения, важного для композиционного смысла романа?
Кольцо — знак неразрывного единства, безграничности, вечности и гармонии. Единство это в любви Павла Петровича и княгини оказалось и неразрывным, и роковым, ибо, расставшись с Павлом Петровичем, княгиня умирает, но перед смертью возвращает ему кольцо. Итак, кольцо символизирует необъяснимую взаимозависимость, которая может быть разорвана лишь смертью и в античном мире словами: «Ни без тебя, ни с тобой жить не могу» (Овидий).
Одинцова от этой ситуации уклонилась, но княгиня Р. и Базаров были обречены на гибель от рокового кольца. Каким-то образом трагическое значение идеи цикличности или даже кольца в своей судьбе сознает, наконец, и Базаров. Недаром именно Одинцовой он скажет перед смертью: «Попал под колесо…Старая штука смерть, а каждому внове».
Нужно ли менять школьную программу по литературе?
Источник: studentopedia.ru
ЛитЛайф
Книга «Технологии и методики обучения литературе. Учебное пособие»
Оглавление
Читать
Войти через Гугл
Войти через Фейсбук
Войти через Яндекс
Войти через Вконтакте
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Выбрать главу (84) Изменить стиль страницы
МОЖНО ПОСПОРИТЬ
Самойлова Е.А. О целях литературного образования и о некоторых формах итоговой аттестации по литературе // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 22 февраля, http://www.eidos.ru/_journal/2007/0222-13.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
1.3. Содержание школьного курса литературы
Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе взаимодействия учителя и учащегося – такие характерные черты, как сотрудничество, сотворчество, толерантность, множественность импровизаций, стремление к поиску и открытию истины.
КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА
«Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики».
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения
Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план.
Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне определено Государственным образовательным стандартом по литературе и Примерными программами, составленными на его основе для разных ступеней и уровней обучения. Частью Государственного стандарта является базисный учебный план, который определяет место литературы как учебного предмета и объем учебного времени для ее изучения в системе общего среднего образования школьников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5, 6, 7, 8 классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Закрыть Как отключить рекламу?
Примерная программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.
В старших (10–11) классах, т. е. на этапе среднего (полного) общего образования, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература». В 10–11 классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю).
В Примерной программе расписано 300 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 50 учебных часов (или 14 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся. При составлении планирования уроков в рамках отведенного времени обязательно предусматриваются часы на развитие письменной речи учащихся.
1.3.2. Программы школьного литературного образования
Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип.
На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе ученые-методисты разрабатывают программы, предназначенные для образовательных учреждений различного типа, отражающие авторскую концепцию литературного образования данного коллектива. Программы различаются:
• по принципам отбора произведений для изучения на уроках литературы и во внеурочное время,
• по списку художественных произведений для изучения.
В современной школе наиболее часто используются программы литературного образования общеобразовательных учреждений, которые разработаны авторскими коллективами:
• под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого,
• под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,
• под редакцией В.Я. Коровиной,
• под редакцией Т.Ф. Курдюмовой,
• под редакцией А.Г. Кутузова,
• под редакцией В.Г. Маранцмана.
Для углубленного изучения литературы предназначена программа под редакцией М.Б. Ладыгина.
В основе общей структуры каждой из программ литературного образования единые принципы: в 5–8 классах, а также в 11 классе – принцип концентров) в 10–11 классах – хронологический, или линейный принцип.
Новые понятия
Принцип концентров, или концентрический принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – изучение на хронологической основе произведений от фольклора и литературы прошлого до произведений современной литературы в каждом классе основной школы (5–8 классы).
Хронологический (линейный) принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – последовательное изучение художественных произведений в хронологической последовательности в течение нескольких лет (с 9 по 11 классы).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с программами литературного образования.
– пояснительная записка (специфика целей данной программы, ее адресат, характерные особенности);
– основные разделы и подразделы программы;
– круг литературных произведений для изучения;
– наличие и обзор содержания дополнительных разделов;
3. Подготовьте презентацию проанализированной программы для представления ее на практическом занятии.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные особенности каждой из ступеней литературного образования, отраженные программами?
2. Какова внутренняя логика, структура, целенаправленность программ?
3. Как соотносится в них изучение русской классической литературы с литературой современной, с фольклором, с зарубежной литературой, с теорией литературы и критикой?
4. Какой программе отдаете предпочтение и почему? (Программы указаны в списке литературы.)
Литература
1. Программа литературного образования. 5—11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002 (и др. гг. изд.).
2. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб., 2000 (и др. гг. изд.).
3. Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000 (и др. гг. изд.).
Источник: litlife.club
Анализ существующих программ по литературе в 5-6 классах средней школы с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.
статья по литературе
Автор осуществил попытку проанализироваит программы по литретатуре в 5-6 классах средней школы — программы Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ существующих программ по литературе в 5-6 классах средней школы с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.
С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.
Первая группа — программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы — авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс — авторы-составители С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев.
Вторая группа — программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы — программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы — программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих.
Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.
Рассмотрим, как осуществляется изучение фольклорных произведений при переходе на ступень среднего образования — в 5-6 классе. Для этого рассмотрим программу Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н.
Сухих.
Программа Г.С. Меркина
Как мы уже сказали, программа по литературе для 5-9 классов является логическим продолжением и развитием программы по литературному чтению для 1-4 классов. Для реализации задач литературного образования в 5-9 классах программа предлагает концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
Для процесса обучения в 5 классе сквозной, скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям и к созданным произведениям в целом. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение). А именно этот момент очень важен и интересен в изучении фольклорных произведений.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.
Курс 5 класса начинается с изучения мифов, понятия мифа, легенды, предания, изучения мифов Древней Греции. Эта тема предваряет раздел «Устное народное творчество», на который отводится 8 часов.
В рамках этого раздела учащиеся читают волшебную сказку «Царевна-лягушка» и бытовую сказку «Чего на свете не бывает», отмечают сходства, различия двух видов сказок, а также сравнивают сказку и миф. Продолжают знакомиться с фольклором сказками народов России (бытовая сказка «Падчерица»). Используя полученные знания в начальной школе, учащиеся более четко структуируют для себя литературоведческие понятия: фольклор, жанр, загадки, пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция. Для домашнего чтения рекомендованы сказки «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.
В 6 классе на устное народное творчество отводится 3 часа. Учащиеся изучают легенды, предания, сказки «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.
Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. И Для домашнего чтения предложены сказки «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».
Программа В.Ф. Коровиной
Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев).
Учебник литературы для 5 класса начинается с раздела «Устное народное творчество». В этом возрасте уже назрела необходимость широких теоретических знаний. Статьи об особенностях и жанрах фольклора и русской народной сказки (связь сказочных формул с древними мифами, изобразительный характер формул волшебной сказки, фантастика в волшебной сказке, мораль, герои сказок, народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках) предваряют тексты сказок. Учащиеся читают волшебную сказку «Царевна-лягушка», волшебная богатырскую сказку героического содержания «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
В 6 классе в разделе «Устное народное творчество» рассматривается обрядовый фольклор и произведения календарного обрядового фольклора (колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни), а также пословицы, поговорки, загадки.
Программа И.Н. Сухих
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания проблемно-тематического и историко-хронологического принципов.
Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5-8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
5 класс — «Открытие мира»; 6 класс — «Открытие человека»; 7 класс — «Герои и героическое»; 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
Литературные темы в каждом классе имеют свою специфику.
Так, в 5 классе последовательность изучения литературных произведений отражает специфику открытия мира ребенком. Проблемно-тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в процессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.
В 6 классе внимание школьника обращается на образ человека в литературе. Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится отношение авторов к своим героям и произведениям.
Программа 5 класса содержит большой тематический блок, который знакомит учащихся с фольклором. Учебник начинается с изучения мира фольклора, теоретических сведений о нем. Рассматривается миф как исток фольклора, изучаются следы славянской мифологии в фольклоре. Ребята читают духовный стих «Голубиная книга».
Далее учащиеся знакомятся с обрядовой поэзией (понятие обряда, связь их с природой, фольклорная лирическая поэзия). Раздел «Малые жанры фольклора» изучает загадку и ее место в народной культуре, пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Уделено внимание собирателям фольклора (деятельность В. И. Даля). Раздел «Сказка как жанр фольклора» содержит теоретико-литературные знания об особенностях сказки (представление о двоемирии, персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители, композиция волшебной сказки, «сказочные формулы», малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль, повторы, особенности зачина и финала, особенности сказывания сказки.
В нем представлены сказки о животных: «Курочка», волшебные сказки. «Иван Быкович», «Перышко Финиста ясна сокола», бытовые сказки «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена».
В 6 классе учебник традиционно начинается с мифов и мифологии. Рассматривается теоретический материал о мифологии как отражении взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей), легенда об Арионе. Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.
В русском фольклоре тему героического ярко представляют былины, баллады. Тема «Герой и человек в фольклоре» рассказывает о русском героическом эпосе. В ней представлены былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (особенности былинного повествования и исполнения; баллада «Авдотья Рязаночка»). Внеклассное чтение рекомендует к чтению былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович»; былины Новгородского цикла: «Садко»; русские былины в переложении А. К. Толстого — «Змей Тугарин», «Садко».
Проанализировав программы начального и среднего звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной и средней школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию.
С одной стороны, это дает позитивный эффект — позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в обеих ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.
Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений.
Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах.
Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.
Источник: nsportal.ru