Способы построения учебной программы.
Исторически в построении учебных программ сложилось два способа их построения: концентрический и линейный.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение одних и тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах [24, 252].
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением как бы по одной восходящей линии. При чем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним, как правило, только один раз. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в экономии во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком этого способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе [33, 241].
Гипертрофия левого желудочка. Причины и последствия
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиральному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Кроме названных способов в построения учебных программ выделяют смешанный способ, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Смешанная структура позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами [24, 252].
Источник: bstudy.net
Способы построения учебной программы
В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
ГИПЕРТРОФИЯ ЭКСЦЕНТРИЧЕСКИЙ & КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ
Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).
Учебники и учебные пособия
Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.
Структура учебника
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера.
Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы (см. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций, 1993. С. 389-391).
Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.
8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социальная служба помощи детям и молодежи» и многие другие.
По своей направленности эти программы предназначаются для решения следующих задач:
- возрождение ориентации на индивидуальность ребенка;
- расшатывание мифа об «одинаковости» всех детей;
- формирование в обществе объективной потребности в создании психологической службы образования, нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.
Стратегические ориентиры развития вариативного содержания образования
Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:
Вопросы и задания для самоконтроля
- Выпишите из текста главы основные понятия, принципы и факторы отбора содержания образования.
- Постройте из них логическую схему, которую начните так:
принципы отбора содержания
факторы отбора содержания
Источник: infopedia.su
Способы построения и структура программ
Практика и теория создания учебных программ выделяет два способа их устройства:
- линейный,
- концентрический.
За последнее время усиленно распространяется, особенно Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ создания школьных программ.
Содержательность линейного способа построения учебных программ заключается в том, что некоторые части (шаги, порции) учебного материала стоят как бы по одной линии и формируют постоянную связь тесно скрепленных между собой и взаимообусловленных элементов — этапов учебной деятельности, — как правило, только один раз. Причем что- то новое создается на основании уже знакомого материала и тесно с ним связанного.
Такое строение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в образовании.
Преимущество линейного способа распределения содержания учебной программы лежит в его экономии времени, так как исключается копирование информации.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Линейный способ имеет недостатки. Они заключаются в том, что в силу возрастных и психологических особенностей обучающихся, особенно младших школьников, ученики не в силах осваивать важность осваиваемых событий, сложных по своей природе.
Концентрический способ выстраивания учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) освещать несколько раз, но с компонентами усложнения, с увеличением, обогащением содержимого образования новыми элементами, с углубленным рассмотрением существующих между ними связей и зависимостей.
Концентрическое размещение материала в программе предполагает не просто дублирование, а исследование тех же задач в более широком смысле с более глубоким осознанием сущности изучаемых явлений и процессов. И хотя концентризм тормозит скорость школьного обучения, требует большого расхода учебного времени на понимание учебного материала и иногда вызывает у обучающихся иллюзию понимания тех вопросов, с которыми они сталкиваются регулярно, и это, естественно, понижает их степень активности в образовании, но концентризм в школьном обучении не избежать. Особенно ярко это проявляется в процессе обучению языку, математики, истории и других предметов, которые проходят в начальной школе и затем в старших классах. Такая же картина была замечена и при изучении других дисциплин.
Негативных сторон линейного и концентрического способа создания учебных программ удается значительно избежать при разработке учебных программ, используя спиралеобразное расположение в них учебного материала. Благодаря такому расположению, получается совмещать последовательность и повторяемость его изучения. Отличительной особенностью этого метода является то, что школьники, не теряя из поля зрения начальную задачу, последовательно увеличивают и увеличивать сферу связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к начальной задаче возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Структура учебных программ
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- Наименование образовательного учреждения.
- «Утверждаю: директор ОУ. ».
- «Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета, РМО), дата, № протокола,
- Название дисциплины
- Возрастная группа,
- Должность
- ФИО преподавателя
- Место основания программы (город, другое поселение)
Если программа создается в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю. », «Принято. », должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа титульного листа.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Краткая описание учебного класса, важность введения данной дисциплины, подтверждение для введения обновлений, дополнений.
- Наименование программы, на основе которой создана данная рабочая программа (автор, название, год издания).
- Наименование программ (не более двух), на основании которых осуществляется обновление содержимого (автор, название, год издания).
- Общее количество занятий, количество занятий в неделю, продолжительность одного занятия.
- Сопровождающие формы обучения (кружки, клубы, экскурсии, лаборатории, выставки).
- Изменчивость ведения проверки.
- Цели и задачи изучения дисциплины (выделить главные вопросы по основной программе, вопросы по национально-региональному элементу и вспомогательные задачи по возобновлению содержания).
- Национально-региональный элемент (в какой форме будет осуществляться: как полное или часть занятия, в практических видах деятельности, только в некоторых темах; с какими темами сочетается, делиться ли на отдельные часы).
- Как будет исполняться компонент ОУ (локальный компонент).
- В каких разделах (темах) будут реализовываться межпредметные связи.
- По желанию могут быть определены главные формы предыдущей работы и работы, которая направлена на укрепление приобретенных знаний, умений и навыков по данному курсу.
III. Примерный тематический план
В тематическом плане открывается рекомендательная очередность изучения разделов и тем программы с оценкой логической структуры учебного предмета. Предоставляется разделение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: название разделов и тем, количество часов на каждую тему.
По просьбе преподавателей учебно-тематический план может быть изменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с разбором тем на каждое занятие, а также обозначены предварительная и последующая деятельность по данной теме, формы проведения занятий (практические работы, итоговые занятия), разделение всех элементов в содержании одного занятия (перспективное распределение с раскрытием содержания).
IV. Содержание учебной дисциплины
V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Обобщенные требования по данному разделу программы (примерные).
- Должны знать.
- Должны иметь понятие.
- Должны уметь.
К тому же заданные нормы должны быть разделены по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.
VI. Способы проверки знаний, умений и навыков
- График проверки
- Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе.
VII. Учебно — методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Технические средства образования
- Учебно-наглядные руководства
- Оборудование
VIII. Список литературы
Источник: spravochnick.ru
Структура, способы и принципы построения учебной программы
Программа – это краткое изложение содержания учебного предмета (48, с. 1063).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса (32, с. 210).
Существуют типовые, авторские программы.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков и умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного предмета обучения. Типовые программы служат основанием для составления рабочих и индивидуальных учебных программ.
Типовая учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
· объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;
· методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в процессе изучения данного материала.
Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет педагогу проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности (32, с. 211).
Теория и практика разработки учебных программ знает следующие способы их построения: линейный, концентрический и спиральный. В последнее время все более интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения учебных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении.
Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала.
Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей детей, особенно дошкольного возраста, они не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Например, достудентам сложно понять сущность классических произведений живописи.
Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет обучение, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у детей иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, возможно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в дошкольном образовании неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников (32, с. 212).
Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.
Характерной особенностью этого способа является то, что студенты, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (31, с. 99).
Построение содержания обучения на инвариантной основе дает возможность избежать перегрузки учебных программ. При этом их информационная емкость не только не снижается, а, наоборот, повышается, так как усвоение инвариантных знаний позволяет обучаемым самостоятельно их получать, причем не только те знания, которые известны в настоящее время, но и новые.
Анализ знаний, накопленных в разных предметных областях, показывает, что их накопление идет, как правило, путем увеличения все новых и новых частных явлений, новых частных зависимостей, основа же остается той же самой. В силу этого при построении содержания важно выделитьинварианты.
Реализация инвариантных принципов построения учебных программ повышает эффективность обучения по нескольким направлениям:
1) сокращается объем учебного предмета (иногда в несколько раз);
2) такое построение содержания обучения позволяет получить обучаемым более глубокие знания;
3) сокращение объема учебных предметов, как правило, позволяет сократить время их изучения обычно на 25-30% и тем самым разгрузить детей;
4) новый тип построения учебных программ повышаетразвивающий эффект обучения. Вместо обучения частным умениям педагог получает возможность формировать способности дошкольников.
Разработка обучающей программы. Обучение любому предмету можно разделить на конечное число циклов обучения. Под циклом мы понимаем деятельность педагога и ребенка, которая приводит обучаемого к усвоению единицы содержания и соответствующих умений, в которых они должны функционировать.
Для того чтобы все учащиеся усвоили намеченные знания и умения, педагогу необходимо выполнить ряд требований, вытекающих как из закономерностей процесса усвоения, так и из общей теории управления. Дело в том, что обучение — это частный случай управления, и поэтому успешность его протекания зависит от того, насколько полно выполняются требования к эффективному управлению. Остановимся на основных из них.
Проверка исходного состояния познавательной деятельности. Усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности обучаемых: наличие тех или иных знаний и умений, на которых строятся новые.
Эта работа должна идти в двух направлениях:
1) проверяется наличие тех специфических знаний, которые предшествуют новым, являются для них предварительными;
Важно также проверить наличие необходимых компонентов умения учиться: умение включаться в работу, составлять план работы и т.д.
Если необходимые предварительные умения отсутствуют, то их следует сформировать.
Обеспечение прохождения этапов процесса усвоения. Процесс усвоения, как известно, проходит шесть этапов: мотивационный, этап составления схемы ориентировочной основы деятельности; этап формирования деятельности в материальной форме; этап внешнеречевой деятельности; этап выполнения деятельности во внешней речи про себя и этап выполнения деятельности в форме внутренней речи.
Проектируя мотивационный этап, педагог должен помнить, что характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса: она значительно повышается выше при наличии внутренних мотивов, в качестве которых выступают получаемые знания, усваиваемые виды познавательной деятельности. Разрабатывая проблемные ситуации для данного этапа, педагог должен заинтересовать студентов намеченными знаниями и умениями.
Источник: megaobuchalka.ru