Контроль результатов обучения — это важная часть образовательного процесса. Его можно внедрять на всех этапах, но особенно важно контролировать уровень усвоения знаний после окончания изучения блока обучающей программы или целого курса. Контроль управления персоналом в организации в целом сильно влияет на эффективность корпоративного обучения в целом.
При разных уровнях самодисциплины сотрудников и воздействия со стороны руководства результаты использования LMS могут различаться. Даже при высоком уровне мотивации среди слушателей контроль в обучении необходим. Он позволяет HR-специалисту понять, насколько эффективно выстроена образовательная программа и вовремя внести необходимые коррективы.
В принципе контроль знаний в системе дистанционного обучения и организация учёбы предопределяют, насколько качественными будут изменения в бизнесе. Тут важны:
- правдивость результатов образования,
- прозрачность системы оценки и вознаграждения,
- методология,
особенности мотивации сотрудников.
Конструктор рабочих программ на едином информационном ресурсе edsoo.ru.
Контроль системы управления персоналом — это регулирование через:
- отбор кандидатов,
- контроль текущего персонала,
- обработка обратной связи,
- анализ причин ухода сотрудников.
Контроль и мотивация персонала
Про мотивацию сотрудников мы уже писали, поэтому в этот раз давайте остановимся на другом аспекте — какие методы контроля и обучения персонала используются в организациях различного типа.
Выделяют три основных способа контроля выполнения работы сотрудниками:
- Устный. Существовал во все времена, сегодня чаще всего используется в небольших компаниях или когда речь о промежуточных результатах. Минус — ничего не докажешь, если сотрудник начнёт отпираться: он не знал, не слышал, не обещал, не давал таких поручений.
- Документально подтверждённый. Любимый формат государственных компаний, где каждое поручение и результат надо зафиксировать письменно, с печатью и подписью.
Минус — часто за бумажками теряется и продуктивность, и смысл, и честность. Что-то нарисовать в отчёте может стать важнее, чем сделать работу. - Через IT-системы. Программные решения используются для постановки и контроля задач. В зависимости от бюджета – это и CRM-система, и файлы в Word и Excel. Минусы — цена покупки и настройки софта и необходимость научить, а потом заставить сотрудников им пользоваться.
Контроль и мотивация персонала как система — это ещё и открытый и скрытый способы решения задачи, то есть гласный и негласный контроль. Некоторые также разделяют управление кадрами на территориальное и организационное.
Методы контроля и обучения персонала – это как минимум:
- планёрки и совещания,
- KPI и отчёты,
- мотивационная доска и рейтинги,
- учёт рабочего времени – кто-то ограничивается карточками, а кто-то пытается отследить, какими программами и сайтами пользуется сотрудник, записывает рабочий экран. LMS позволяет отслеживать всю активность ученика, выстраивать статистические выгрузки по фильтрам, поэтому многое зависит от уровня менеджмента в компании.
- тесты, экзамены, решение кейсов. Эффективное онлайн обучение может включать сводный отчёт по группе, оценку прироста навыков и сравнительный отчёт.
Если говорить о контроле персонала, то компании также используют инструменты вроде видеонаблюдения и прослушивания телефонных разговоров. Это единственный метод из перечисленных, который не получится осуществить в СДО.
Рабочие программы воспитания разработка и реализация
Система контроля дистанционного обучения настраивается под заказчика. Если в компании принято подсчитывать до минут, сколько работник провел времени за работой, естественно, в LMS тоже будут заложены KPI или критерии, которые будут дублировать эту систему контроля
Способы контроля обучения сотрудников в организации
Контроль и оценка в обучении сотрудников помогают компании оценить эффективность образовательного процесса и определить, насколько успешно сотрудники усваивают новые знания и навыки.
Есть несколько типов контроля корпоративного обучения.
- Контроль результатов процесса обучения включает в себя оценку уровня знаний и навыков, которые сотрудник получил в результате прохождения обучающего курса. Чаще всего для этого проводят тесты, экзамены, дают задания или используют другие формы контроля уровня знаний.
- Педагогический контроль обучения предусматривает наблюдение за процессом обучения и оценку качества его организации. Для этого можно применять методы анализа образовательной деятельности, получать обратную связь от сотрудников и преподавателей, а также анализировать результаты тестов и экзаменов.
- Технический контроль обучения включает в себя оценку качества используемых образовательных технологий и программного обеспечения. Этот контроль может осуществляться путем анализа технических характеристик оборудования, использования мониторинговых систем и анализа статистических данных.
Все указанные способы контроля обучения сотрудников можно применять как по отдельности, так и в комплексе. Это позволяет обеспечить максимальную эффективность образовательного процесса и достижения поставленных целей. Правильно организованный контроль профессионального обучения помогает повысить квалификацию сотрудников и улучшить производительность компании.
Как оценить обучение персонала
Обучение персонала и его эффективность сильно завязаны на мотивации, поэтому в условиях тотального контроля заказчики могут столкнуться с сопротивлением сотрудников. Если учёба не входит в прямые обязанности, при этом в компании заблокированы все сторонние сайты, а чай пить можно только по расписанию или раз в 8 часов, не стоит ожидать высокой лояльности сотрудников.
Оценка эффективности обучения персонала осуществляется через такие инструменты, как:
- Интервью, анкеты и опросы, который покажут удовлетворенность сотрудников качеством обучения.
- Итоговый тест или экзамен, который покажет, как усвоен материал.
- Эффективное онлайн обучение подразумевает лёгкое прохождение тестов и решение практических заданий.
- Анализ бизнес-показателей после обучения. Например, в производстве используют форуму S = (P*C) – Q, где S — экономический эффект, P – прирост продукции за определенную единицу времени; C – стоимость производства единицы продукции компании за выбранный отрезок времени; Q – стоимость учёбы.
После нескольких месяцев системного корпоративного обучения для отслеживания бизнес-показателей можно посмотреть, как это повлияло на:
- рост прибыли,
- выход на новые рынки или позициями на старом,
- оптимизацию или изменение уровня продаж,
- качеством продукции или сервиса,
- уровень брака или обратную связь от клиентов.
Оценка эффективности корпоративного обучения также возможна через косвенные показатели, например, измерение уровня текучести кадров. Также к средствам для контроля обучения можно отнести процесс получения обратной связи от сотрудников.
Эффективное онлайн-обучение должно быть добровольным, сотрудники должны выбирать его осознанно. Как вариант, можно давать доступ к эксклюзивным материалам в LMS как награду за профессиональные достижения.
Виды, формы и методы обучения персонала
Формы обучения персонала в организации могут различаться в зависимости от характера деятельности компании и поставленных целей. Например, классическое обучение может включать лекции, семинары, тренинги в специально оборудованных помещениях. Онлайн-обучение проводят через интернет, с помощью компьютера или телефона. Такие занятия могут быть как синхронными (в реальном времени), так и асинхронными (в записи).
От выбранной формы зависят виды контроля при обучении сотрудников. Во время очных лекций и синхронных онлайн-занятий преподаватель самостоятельно контролирует процесс обучения и получает обратную связь от учеников. При проведении онлайн-курсов роль контролёра должна взять на себя образовательная платформа.
Методы контроля обучения персонала можно поделить на три блока:
- на рабочем месте. Это и копирование действий более опытного специалиста, и назначение наставника, и делегирование, и усложняющиеся задачи, и ротация кадров.
- вне рабочего места. Это кейсы, лекции, деловые и ролевые игры, моделирование рабочих ситуаций.
- самообразование. К услугам сотрудника весь Интернет и в частности массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online course, MOOC). Известный предприниматель Оскар Хартманн уверен, что при желании полезную информацию можно найти совершенно бесплатно в открытых источниках. Главное – не попадаться под очарование волшебных решений от шарлатанов и упорно искать качественный контент.
К формам корпоративного обучения относятся:
- внешнее/внутреннее (с привлечением внешних экспертов или без),
- без отрыва от производства/с отрывом,
- переподготовка/повышение квалификации,
- адаптационное,
среднесрочное - долгосрочное,
групповое/индивидуальное.
Дистанционный контроль обучения персонала: преимущества и недостатки
Дистанционным может быть не только процесс обучения персонала, но и контроль знаний полученных в процессе обучения. При этом сотрудник и проверяющий физически могут находиться в разных местах. А часто такой контроль выполняется автоматически, силами искусственного интеллекта, что позволяет компании существенно сэкономить время проверки и рабочие часы сотрудников.
Дистанционный контроль обучения используют как при тестировании учащихся онлайн-курсов, так и при проверке знаний после очных занятий.
К преимуществам дистанционного тестирования относится безопасность и контроль обучения. Все материалы, вопросы, задания и результаты обучающихся хранятся в облачном сервисе. Это минимизирует риски потери или утечки данных. При этом руководитель может в любой момент выгрузить отчёт, чтобы оценить текущее состояние процесса обучения.
Для этого важно, чтобы платформа для обучения предоставляла такую возможность. Например, на платформе Эквио помимо стандартных автоматизированных отчётов есть модуль дашбординга, в котором наглядно отображаются различные срезы статистики.
Минусы дистанционного контроля сводятся к отсутствию живого общения между тренером и обучающимся. Однако в этом есть и положительная сторона. В отличие от реального человека, компьютерная программа лишена субъективности, а её оценка строится на основе точных данных, без влияния личных симпатий и антипатий.
Организация системы контроля обучения
Организация контроля обучения состоит из нескольких шагов.
Прежде всего нужно определить, какие цели и задачи будет выполнять система контроля обучения. Например, с её помощью можно отслеживать слабые места в образовательной программе и находить точки роста. Также контроль в процессе обучения помогает понять, кто из сотрудников растёт и развивается, а кто игнорирует занятия или плохо усваивает материал. На основе целей и задач можно сформулировать результаты, которые компания хочет получить в процессе обучения.
После этого можно перейти к подбору методов контроля. Современные технологии контроля обучения включают автоматическое тестирование, выполнение заданий, участие в викторинах и конкурсах, личное общение и т.д. Для получения объективных данных желательно внедрять разные методы контроля, позволяющие ученикам проявить себя в разных условиях. Например, на платформе Эквио можно проводить гибкое тестирование, в котором каждый новый вопрос автоматически выбирается исходя из результатов предыдущих ответов. Также в Эквио есть модуль Задания, где сотрудники могут прикреплять фото и видео подтверждения выполненных практических задач.
Результаты контроля процесса обучения можно получить в виде отчётов или дашбордов. Компания также может начислять баллы за успешное прохождение обучение, формировать рейтинги сотрудников и раздавать бонусы. Это сделает образовательный процесс прозрачным для всех участников и повысит мотивацию обучающихся.
В LMS доступны все форматы
Какой бы метод и форму обучения вы ни выбрали, технически платформа LMS или СДО позволяет организовать любой из описанных процессов.
Более того, LMS-платформа даёт дополнительные преимущества:
- Персонализация материала. Методолог и тренер создаст курсы под разные должности и специализации, причём без больших временных затрат.
- Мобильность. Нет привязки к месту или времени, и такая свобода мотивирует учиться.
- Геймификация. Элемент состязательности стимулирует сотрудников, а IT-платформа легко выстраивает архитектуру соревнования с наградами, досками почёта и подарками.
- Обратная связь от сотрудников. Ёе можно быстро собрать через опросы, а потом взять на вооружение, если действительно хотите сделать свою компанию лучшим местом для работы.
Источник: e-queo.com
Применение контролирующих компьютерных программ учебного назначения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONTROL / CONTROL COMPUTER PROGRAMS / EDUCATIONAL PURPOSE / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазикина И.В.
В статье рассматривается область контроля знаний в образовательном процессе , требования к контролирующей системе, а также наиболее распространенные типы тестовых вопросов.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазикина И.В.
Описание возможностей программных комплексов TestMaker и Moodle по контролю знаний
Методические рекомендации по тестированию в системе e-learning
Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Moodle
Решение проблемы хранения данных при разработке программного модуля для LMS Moodle
Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и Indigo
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
APPLICATION OF CONTROLLING COMPUTER PROGRAMS EDUCATIONAL PURPOSE IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The control area of knowledge in the educational process , the requirements for controlling system, and the most common types of test questions are considered in this article.
Текст научной работы на тему «Применение контролирующих компьютерных программ учебного назначения в образовательном процессе»
2. United Nations Development Programme [Text] : Human Development Report, 2009 ; Education Index, 2007.
3. Матвеева, И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика [Текст] : дис. . канд. пед. наук / И. А. Матвеева. — Самара : Ульяновский гос. пед. ун-т, 2011.
4. Арефьев, А. Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации [Текст] : сб. ст. Вып. 8. — А. Л. Арефьев, А. Ф. Шереги ; Мин-во образования и науки РФ. — М. : Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2011. — 155 с.
5. Скалкова, Я. Методология и методы педагогических исследований [Текст] / Я. Скалко-ва. — М. : Наука, 1983.
УДК 004.5 И. В. Мазикина, методист лаборатории
ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается область контроля знаний в образовательном процессе, требования к контролирующей системе, а также наиболее распространенные типы тестовых вопросов.
Ключевые слова: контроль, контролирующие компьютерные программы, учебное назначение, образование, образовательный процесс.
Стремление использовать современные информационные технологии в сфере образования вполне обоснованно. Во-первых, компьютер открывает совершенно новые возможности в получении справочной и учебной информации при минимальной затрате времени и в самых разнообразных формах ее представления. Во-вторых, использование компьютера в сфере обучения создает перспективы решения комплекса проблем, стоящих перед современным образованием.
Одна из наиболее актуальных проблем ком -пьютерного обучения — проблема создания педагогически целесообразных программ различного учебного назначения, в частности обучающих программ [1].
Перечень программных средств учебного назначения включает в себя: электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. Рассмотрим более
подробно контролирующие компьютерные программы учебного назначения, часто используемые в образовательном процессе.
В настоящее время вокруг области контроля знаний проходит немало дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументированно ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов и контрольных работ.
Контролирующие, обучающие и комбинированные программы следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы, как правило:
• используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
• обеспечивают возможность изменения трудности заданий;
• позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;
• являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.
Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых. Интеллектуальная программа позволяет автоматизи-рованно генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные обучаемые получают разные задания [2].
В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на непроконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.
Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система [3]. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
• тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
• компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
• в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
• тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
• вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
• вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения, для того чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
• варианты возможных ответов должны следовать также в случайном порядке;
• необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Учет времени, как считает большинство преподавателей, является одним из способов борьбы со шпаргалкой: если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос нужна либо очень большая шпаргалка, либо целиком учебник. Но такой поиск ответа займет много времени, и, следовательно, общий итог по времени может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.
В зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, задания тестового контроля условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания. Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.
Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.
В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов [4].
Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме и предлагаются только два возможных варианта ответа: «Да» и «Нет». Один их этих вариантов является истинным, другой — ложным.
Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а также несколько ложных.
Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных.
Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков.
Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.
Порядок следования типов тестовых вопросов соответствует уровням трудности их анализа компьютерной системой. В то же время вопросы всех перечисленных типов можно свести к вопросам одного типа (А), меняя количество вопросов в большую сторону.
Помимо базовых типов тестовых вопросов, существует огромное множество других типов. Так, например, в системе ProCollege, созданной на основе СДО МооЛе, имеется гибкая система настройки тестов, которую каждый преподаватель использует в соответствии со своими специфическими задачами.
В СДО МооШе модуль «Тест» является одним из самых сложных составляющих системы. Он состоит из различного типа вопросов, добавляемых из вопросной базы [5].
1. Множественный выбор. Выбор одного или нескольких правильных ответов из заданного списка (рис. 1).
Как переводится WWW
Выберите один или несколько ответов:
О 2. локальная нить П 3. Всемирная глобальная паутина
Рис. 1. Тип вопроса «Множественный выбор»
2. Верно/Неверно. Простая форма вопроса из двух вариантов ответа: «Верно» или «Невер-«Множественный выбор». Предполагает выбор но» (рис. 2).
Конкуренция-это состязание между соперниками за наиболее выгодное положение на рынке:
Рис. 2. Тип вопроса «Верно/Неверно»
3. Краткий ответ. Позволяет впечатывать веты оцениваются путем сравнения с разными в качестве ответа одно или несколько слов. От- образцами ответов (рис. 3).
Средства труда, которые используются в производстве несколько раз-это фонды.
Рис. 3. Тип вопроса «Краткий ответ»
4. Числовой ответ. Позволяет оценивать мерения и с учетом погрешностей. Пример числовые ответы, в том числе с единицами из- представлен на рисунке 4.
На столе лежали три редиски и четыре яблока. Ребенок взял со стола одно яблоко. Сколько фруктов осталось на столе?
Рис. 4. Тип вопроса «Числовой ответ»
5. Простой вычисляемый. Более простая пользованием чисел, выбираемых из заранее версия вычисляемых вопросов, которые по- определенного набора случайным образом при добны вопросам «Числовой ответ», но с ис- прохождении теста (рис. 5).
Рис. 5. Тип вопроса «Простой вычисляемый»
6. Вычисляемый. Вычисляемые вопросы 7. На соответствие. Ответ на каждый из
подобны вопросам «Числовой ответ», только нескольких вопросов должен быть выбран из
в них используются числа, которые случайно списка возможных, как представлено на ри-
выбираются из набора при прохождении теста. сунке 6.
Установите соответствие между экономическими категориями:
Олигополия Монопсония монополия-это
Рис. 6. Тип вопроса «На соответствие»
8. На соответствие (с перетаскиванием). ет пользователю перетаскивать элементы для Расширение вопросы на соответствие разреша- соответствия ответу (рис. 7).
Рис. 7. Тип вопроса «На соответствие (с перетаскиванием)»
9. Случайный вопрос на соответствие. 10. Выбрать пропущенные слова. Пропу-
Подобен вопросу «На соответствие», но созда- щенные слова вставляются в текст с помощью
ется из взятых случайным образом вопросов выпадающего меню. Пример представлен на
«Краткий ответ» из той или иной категории. рисунке 8.
представляет собой денежный займ на любые цели относительно небольшой суммы без обязательного подтверждения целевого использования , на срок от нескольких месяцев до 5 лет.
Рис. 8. Тип вопроса «Выбрать пропущенные слова»
11. На упорядочивание с перетаскивани- могут быть выстроены как по горизонтали, так ем. Вопрос на перетаскивание, где элементы и по вертикали (рис. 9).
Рис. 9. Тип вопроса «На упорядочивание с перетаскиванием»
12. Перетаскивание в текст. Пропущен- перетаскивания. С примером можно ознако-ные слова вставляются в текст с помощью миться на рисунке 10.
Рис. 10. Тип вопроса «Перетаскивание в текст»
13. Перетащи и оставь (с изображени- тащить внутрь йгор-зон на фоновом изображе-ем). Изображение или текст необходимо пере- нии (рис. 11).
Рис. 11. Тип вопроса «Перетащи и оставь (с изображением)»
14. Вложенные ответы (Cloze). Вопросы специальными кодами, которые создают встро-такого типа являются очень гибкими. Могут енные вопросы «Множественный выбор», «Чи-быть образованы только путем ввода текста со словой ответ» и «Краткий ответ» (рис. 12).
Адрес ячейки не изменяющийся при копировании и перемещении формулы называется
Рис. 12. Тип вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» 15. Эссе. Допускает ответ, состоящий из не- скольких предложений или абзацев (рис. 13).
Что вы понимаете под Информационными технологиями?
Шрифт Размер — Абзац » Si:» JO ■■■■! о
— 3- г =г Л зе S Я Ш п d HTmLt^ —
Рис. 13. Тип вопроса «Эссе»
16. Drag and markers. Нужно перетащить «Выберите зону, где находятся средства тру-маркеры на фоновое изображение. Например: да» (рис. 14).
Выбрать зонуj где находятся средства труда:
Рис. 14. Тип вопроса «Drag and markers» 50
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации образования показывают, что при помощи тестирования можно добиться экономии времени. Тестирование как технология оценки, во-первых, обеспечивает объективность контроля, так как исключает
субъективный фактор; во-вторых, легко обрабатываются результаты, следовательно, экономится время преподавателя на проверку; в-третьих, у обучающихся развиваются логическое мышление, внимательность, настойчивость в достижении цели.
1. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : Дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. — М. : ИИО РАО, 2010. — 140 с.
2. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] / А. А. Андреев. — М. : Изд-во МЭСИ, 2001.
3. Калмыков, А. А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию [Текст] : учеб. пособие / А. А. Калмыков. — М., 2005. — 196 с.
4. Алгоритмика [Текст] / А. К. Звонкин, С. К. Ландо, А. А. Семенов, А. Х. Шень. — М. : ПЭМ, 1993.
5. Савельева, С. В. Практические основы проектирования тестов обучения и контроля [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 118 с. — (Серия «АСУ РгоОоПеде»).
УДК 372.016:3+376.5 М. Н. Позднякова, преп. Южно-Уральского
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассмотрены особенности организации работы с одаренными детьми на уроках об-ществознания.
Ключевые слова: одаренный ребенок, система ценностей, внеурочные формы, урок.
Одаренные дети — необычные, пытливые, любознательные. Познавать для них — это способ жизни. Полет их мыслей невозможно ограничить рамками урока и тем более рамками учебного года. Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека.
Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [1].
Источник: cyberleninka.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Контроль знаний учащихся с помощью компьютерной программы исключает возможность ошибки учителя при проверке контрольных заданий, сводит к минимуму время, необходимое на проверку (время ожидания оценки учениками), избавляет от необходимости раздачи и сбора контролирующего материала на бумажных носителях. В условиях, когда информатизация образования — одна из важнейших задач министерства образования, именно такой форме контроля знаний нужно отдавать предпочтение.
Форма контроля знаний и умений учеников в виде компьютерного тестирования имеет очень привлекательные стороны, о которых всем известно. Объективность является очень высокой (все ребята, проходящие испытание находятся в одинаковых условиях, личные отношения между конкретным учеником и учителем никак не смогут повлиять на результаты тестирования), технологичность, предоставление возможности количественного анализа результатов обучения. Применение персональных компьютеров во время контроля знаний значительнее расширяет его возможности, обеспечивает ускоренную обработку результатов, хранение и накопление всей необходимой информации.
Основной целью контроля знаний и умений является обнаружение достигнутых успехов учеников, в указании правильных путей совершенствования, получения более углубленных знаний и умений, для того, чтобы появлялись условия для будущего включения учащихся в активную творческую деятельность, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету. Уточнение главное цели контроля связано с обучением учащихся методам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование желания в самоконтроле и взаимоконтроле. Данная цель формирует у учащихся выработку таких качеств личности, как чувство ответственности за проделанную работу, реализация и проявление новых идей. При воплощении в жизнь всех вышеперечисленных целей контроля знаний и умений, мы можем говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Основной задачей контролирующей функции является проверка уровня знаний и умений учеников, состояния их умственного развития, в изучении степени уровня усвоившегося материала, выявления навыков применения полученных знаний на практике.
Благодаря контролю предоставляется возможность определения исходного уровня для последующего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается количественный объем их усвоения. Можно сравнить планируемый объем данного материала, с результатами, сделать выводы из применяемых на практике учителем средств, методов и форм обучения.
Обучающая функция контроля заключается в улучшении знаний и умений, их систематизации. В процессе контроля ученики вспоминают и закрепляют знания по пройденному материалу. При новых обстоятельствах они применяют знания и умения ранее изученного.
С помощью проверки ученики могут выделить основное, главное в пройденном материале, закрепить полученные знания и навыки, в дальнейшем не допуская ошибок при решении. Контроль осуществляет обобщение и систематизацию знаний.
Целью диагностической функции контроля является получение знаний о допущенных ошибках, недочетах и упущениях в знаниях и умениях учеников в получении учебного материала, о количестве и характере допущенных ошибок. Результаты диагностических проверок помогают сделать выбор из огромного числа методик освоения знаниями в пользу более эффективной, выбрать направление дальнейшего улучшения содержания методов, форм и средств обучения.
Прогностическая функция проверки направлена на получение опережающей информации в учебном и воспитательном процессе. По итогам проверки получают основания для прогноза о протекании конкретного отрезка учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения новой теоретической и практической базы.
Полученные результаты прогноза можно применять для конструирования модели последующего поведения учеников, совершающих в данный момент недочеты определенного типа или имеющих различного рода сложности в системе приемов познавательной деятельности.
С помощью прогноза можно сделать верные выводы при последующем планировании и реализации учебного процесса.
С помощью развивающей функции контроля появляется возможность стимулировать познавательную активность учащихся, осуществлять развитие творческих способностей. Развитие учащихся происходит благодаря исключительности контроля. В ходе контроля задействованы все мыслительные процессы, развивается воображение, фантазия, память, терпение, воля. С помощью контроля развиваются такие качества личности, как сообразительность, любопытство, интерес, смекалка.
Ориентирующая функция контроля предназначена для получения информации об уровне достигнутых целей обучения конкретным учеником и классом в целом — как хорошо и как широко изучен учебный материал. Контроль помогает ориентироваться учащимся в их затруднениях и достижениях. Находя пробелы в знаниях, ошибки при решении задач, контроль указывает путь, с помощью которого можно достигнуть новых высот при получении умений и навыков. Ученики имеют возможность оценивать свои силы, знания, возможности.
Воспитывающую функцию можно рассматривать с эстетической точки зрения. Она предназначена для формирования у учащихся чувства долга, ответственности, аккуратности, честности по отношению к образовательному процессу.
Проверка заставляет учащихся подходить с большей ответственностью к подготовке заданий, регулярно и качественно готовить весь материал. Она является причиной выработки привычки постоянного труда, твердой воли, терпения, настойчивости.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. Во время учебного процесса функции могут проявляться в разной степени, мере и в самых разнообразных сочетаниях. При выполнении всех функций на практике учебный процесс становится на много эффективнее, при этом сам контроль приносит пользу.
В обязательном порядке, контроль должен иметь цель, быть регулярным, индивидуальным, носить объективную оценку, включать в себя всесторонность. Раскроем эти принципы подробнее.
1. Цель — четкое понимание важности контроль в данный момент времени. Постановка цели определяет всю последующую работу при выборе методов, форм и средств контроля. При постановке цели контроля, педагог должен ответить на следующие вопросы: что нужно проверять, зачем нужно проверять, кто должен проверять, что я получу в результате проверки, чего можно ожидать от этой проверки. При формировании целей контроля, необходимо ориентироваться на цели воспитания, обучения и развития учеников, которые воплощаются на данном этапе обучения.
2. Под регулярностью имеется в виду постоянный контроль, который идет параллельно учебному процессу.
3. Индивидуальность контроля предполагает, что подход при оценивании знаний, умений и навыков будет организован для каждого учащегося отдельно.
4. Объективная оценка контроля предупреждает субъективность и ошибочные суждения, которые в действительности не соответствуют успеваемости учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность контроля имеет зависимость от многих факторов. Из них можно подчеркнуть следующее: конкретный выбор общих и основных целей обучения, четкое объяснение и обоснование выбора материала и вида контроля, обеспеченность методами обработки, оценивания и анализа результатов контроля, организованность проведения контроля. Объективность и качество контроля зависят от решения этих вопросов.
5. Всесторонность контроля — это охват большого и разного по своей наполненности проверяемого материала. В этот принцип входит освоение основных понятий данного курса, и освоение материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учениками конкретных и значимых, фактов, закономерностей, способов действий.
В настоящее время компьютеры внедряются во все отрасли человеческой деятельности. Они помогают автоматизировать процессы, на выполнение которых требуется много времени.
Таким образом, благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.
Список литературы:
Болиманов А.И. Болиманов И.А. “Разработка компьютерных учебников и обучающих систем”.
Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. — М.: МГУР, 2003. — 236 с.
Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. — 1993. — № 5. — С. 7-24.
Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 103-105.
Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. — 2002. — № 1. — С. 81-87.
Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. — М. : Филинъ, 2003. — 616 с.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. [Текст] / Ю.К . Бабанский — Москва: Дрофа, 2006. — 143 с. ISBN 5-230-04020-3
Источник: scienceforum.ru