Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.
Работа состоит из 1 файл
Континуальная программа Аристотеля
Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.
Аристотель (384–322 до н.э.)
Аристотель (классификация наук)
Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ, и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь. Он возражает и Демокриту, и Платону с Пифагором, отказываясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.
Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность.
В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств.
Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде – все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элементы располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, которые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.
Самый «тяжелый» элемент – земля – находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Шарообразность Земли уже можно было подтвердить наблюдениями за лунными затмениями. Когда происходит такое затмение, Земля становится между Луной и Солнцем и отбрасывает круглую тень на Луну.
2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель — Философия для бакалавров
Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли.
Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.
Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.
Геоцентрическая модель Вселенной – модель, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты.
III. Континуальная программа Аристотеля.
(в смысле — не корпускулярная, не дискретная, а мир описывается как сплошное явление)
А: Бытие как объективная совокупность вещей
Аристотель считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого следуют четыре первопричины бытия:
1) причина материальная — любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима;
2) причина формальная — каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество; например, у каждого человека своя душа — это и есть формальное, организующее материю начало;
3) причина действующая — указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась
4) причина финальная — к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека
Например, причинами статуи являются: материальная — то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная — то, каким образом упорядочена, оформлена медь (например, статуя представляет собой война, стреляющего из лука); причина действующая — это мастер, изготовивший статую; причина финальная — это то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).
Б: Оформление понятийного языка науки
Аристотель выражает это в десяти всеобщих понятиях: 1.Сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. б. Страдание.
7. Место. 8. Время. 9. Обладание. 10. Покой.
В: Обоснование физики
«Вторая философия», по Аристотелю, есть физика. Она ведет исследование чувственной субстанции, внутренняя характеристика которой — движение, в отличие от недвижной субстанции (бога) — объекта метафизики. Важно отметить, что для Аристотеля физика — это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира.
Важнейшей характеристикой чувственного мира — и это отметил уже Гераклит — является изменчивость, возникновение и уничтожение, т.е. процессы, которые в философии обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.
1. Понятие движения. Нам уже известно, что, начиная с элеатов, отвергнувших движение как иллюзорную видимость, теория движения стала философской проблемой. Движение обоснованным образом было восстановлено в правах плюралистами. Тем не менее, никто из философов, включая Платона, не установил, какова сущность и онтологический статус движения. Аристотель предложил блестящее разрешение этих затруднений.
Из метафизики мы знаем, что бытие имеет множество смыслов и значений. Группа этих смыслов задана парой — «бытие как возможность» и «бытие как действительность». Относительно бытия-в-действительности бытие-в-возможности выступает как своего рода небытие. Но ведь ясно, что это небытие относительное, поскольку потенция вполне реальна, поскольку это — реальная способность и эффективная возможность стать действием, т.е. актуализироваться. Таким образом, движение — по Аристотелю, — есть ничто иное, как «актуализация того, что в потенции уже есть» Стало быть, небытие не есть ничто, но это — форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному.
Аристотель выделяет четыре формы движения:
1) изменение в субстанции есть возникновение или разрушение;
2) изменение в качестве — превращение;
3) изменение в количестве — возрастание или убывание;
4) изменение по месту — перемещение.
Из рассмотренного следует, что движение можно определить как изменение вообще.
2. Понятие пространства и времени. Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем «где», т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но «место природное», к которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь и воздух тяготеют «вверх», земля и вода — «вниз». Пространство — это граница, в котором находится тело, его вместилище.
В принципе не существует пустоты, т.к. пустота — это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению быть не может. Время также связано с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, — это процесс, в котором различимы «сначала» и «потом».
Но и время тесно связано с моментами «сначала» и «потом». Отсюда знаменитое определение: «время — это исчисление движения на «сначала» и «потом». Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие «сначала» и «потом», а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. «Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. «сначала» и «потом», то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание». Однако, если душа — это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.
Г: Прояснение сущности научного познания
Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень — ступень опыта, общая человеку и некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это «ряд воспоминаний об одном и том же предмете».
Как и первая ступень — чувственные восприятия, вторая ступень — опыт дает нам «знание индивидуальных вещей» Следующая ступень восхождения к знанию — ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта («опыт создал искусство»). Если опыт — знание индивидуальных вещей, то «искусство» — знание общего и причин. Владеющие «искусством» люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что «они владеют понятием и знают причины». Наконец, следует ступень наук.
Сущность научного познания. Как специфический род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность — всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. Всемнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится учеником Платона.
В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы.
Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде — не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям -его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп IIразгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины.
Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней — «перипатетиков». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании» , «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в Iв. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них — «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между Iв. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его конкретно-научных представлений.(1)
Если первая философия представляет собой учение о неизменных и неподвижных сущностях, пусть даже в их отношении к движению, то натурфилософия имеет своим предметом движущиеся и изменяющиеся тела, поскольку «каждое из них имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения, или качественного изменения» (Арист. Физ., II, 1,192 b). Физика не отделена напрочь от первой философии: Iи II книгах рассматриваются известные нам по «Метафизике» четыре причины сущего, а в последней, VIII книге вновь поднимается вопрос о боге как первом неподвижном двигателе, который является, по Аристотелю, последним объяснением природных движений. Вот почему мы не можем отождествить «физику» Аристотеля с физикой в современном смысле и вынуждены применять к ней также термин «натурфилософия». Собственно физические вопросы в современном смысле в большей степени рассматриваются в его частнонаучных трактатах: «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика», «Проблемы» и др.
Источник: www.freepapers.ru
Континуальная программа Аристотеля
Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.
Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ, и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь.
Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.
Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли.
Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.
Была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.
Геоцентрическая модель Вселенной – модель, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты.
Развитие науки в эпоху эллинизма
Завершая рассказ об античной науке, нельзя не сказать о работах других выдающихся ученых этого времени. Активно развивалась астрономия, которой нужно было привести в соответствие наблюдаемое движение планет с предполагаемым их движением по круговым орбитам, как этого требовала геоцентрическая модель мира.
Решением этой проблемы стала система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (I–II вв. н.э.). Чтобы спасти геоцентрическую модель мира, он предположил, что вокруг неподвижной Земли находится окружность, с центром, смещенным относительно центра Земли.
По этой окружности, которая называется деферентом, движется центр меньшей окружности, которая называется эпициклом. Это движение происходит с угловой скоростью, постоянной по отношению к точке, расположенной симметрично центру большей окружности относительно Земли. Планеты в геоцентрической модели Птолемея равномерно двигались по эпициклам. На основе созданных им таблиц положение планет можно было вычислить с большой точностью.
Нельзя не сказать еще об одном античном ученом, заложившем основы математической физики, – Архимеде, жившем в III в. до н. э. Его труды по физике и механике были исключением из общих правил античной науки, так как он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов. Ему приписывается изобретение винта Архимеда – машины для подъема воды, планетария – механической модели небесной сферы, различных военных машин – баллисты, крана для поднятия кораблей и др.
Тем не менее, не следует преувеличивать роль этих открытий. Все же главным для него, как и для других античных ученых, была сама наука. Работы Архимеда сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.
Развиваются в античности основы биологических знаний. Среди них большое значение для дальнейшего развития науки имеют две концепции происхождения жизни – креационистская, которая утверждает, что жизнь была создана Богом, и концепция самозарождения жизни из неживого. Огромное значение имели работы Аристотеля, который заложил основы систематизации видов животных, описал свыше пятисот видов растений и животных. Гиппократ становится родоначальником научной медицины.
Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.
Источник: studopedia.su
Вопрос № 487758 — Концепции современного естествознания
Континуальная исследовательская программа была основана на идеях о том, что:
Варианты ответов
- все существующее состоит из дискретных частиц
- Вселенная заполнена материей без пустот
- пространство и время образуют единый четырехмерный континуум
- материя непрерывна и бесконечно делима
Тип вопроса: Несколько правильных вариантов
Правильный ответ
Ответ на этот вопрос уже получили: 9 раз(а)
Помогли ответы? Ставь лайк
Расскажи другу:
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 15:22
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 15:22
Похожие вопросы
Вопрос № 731938
Континуальная исследовательская программа была основана на идеях о том, что:
все происходящее сводится к перемещению корпускул в пустоте
все существующее состоит из дискретных частиц
материя непрерывна и бесконечно делима
Вселенная заполнена материей без пустот
Вопрос № 76006
Континуальная исследовательская программа Аристотеля была основана на идеях о том, что …
все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
весь мир состоит из дискретных неделимых атомов
материя непрерывна и бесконечно делима
пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот
Другие вопросы по предмету Концепции современного естествознания
Вопрос № 487759
Согласно современным представлениям, атомистическая и континуальная исследовательские программы:
по своей сути тождественны
обе оказались тупиковыми направлениями научного познания
дополняют друг друга
обе оказались полезными для познания мира
Вопрос № 487760
Научная картина мира может рассматриваться как:
история и философия человеческого познания окружающего мира
строгая универсальная и законченная научная теория всего сущего
образно-философское обобщение достижений наук о природе
принятая на данном историческом этапе система общих ответов на фундаментальные вопросы об устройстве мира
Источник: testna5.ru