В условиях, когда успех организации, предприятия, общественной либо политической структуры уже невозможен без проведения выставок, праздников, фестивалей, концертов и т.д., особую актуальность приобретает грамотная организация подобных мероприятий.
С каждым годом методика проведения мероприятий совершенствуется, появляются новые технологии, более креативная техника.
Цель данного учебного пособия – познакомить будущих специалистов в области социально-культурной деятельности с технологиями подготовки и проведения мероприятий, представляющих интерес для их участников и отражающих интересы своего учреждения.
Пособие предполагает выполнение практической и самостоятельной работ и завершается вопросами обобщающего характера, которые направлены на самопроверку студентами знаний по изученному материалу.
Приводится также список литературы, который студенты могут использовать для дополнительной самообразовательной деятельности.
Ó Гусева Н.Ф., составление, 2014
Содержание, формы, средства и методы социально-культурной деятельности
«Современные формы организации внеурочной активности школьников: от планирования к результатам»
Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму.
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего, форма является выражением содержания социально-культурной деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации социально-культурной деятельности.
Под формами – программами социально-культурной деятельности – следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.
Формы социально-культурной деятельности – утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.
В практике сложились:
— эпизодические формы (лекции, экскурсии вечера гулянья, концерты, праздники и т. д.);
— стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.
Формы работы учреждений культуры – это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.
Вебинар «Организация культурно досуговой деятельности детей и подростков»
По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу-программы и т.д.
В зависимости от способов организации аудитории учреждений культуры формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные формы (беседы, консультации и др.) используются, в основном, в работе школ, студий и др.
К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера-кафе, дискуссионные формы, литературно-музыкальные и поэтические вечера и т.п.)
Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).
При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.
Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определенных средств. Средства — это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально-культурная деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. Остановимся на средствах культурно-досуговой деятельности. Они делятся на:
· Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;
· Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение);
· Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;
· Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);
Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу-бизнеса, используемой в культурно-досуговой деятельности.
В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Методы — это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности.
Первая группа методов, используемая при осуществлении культурно-досуговых программ — это, так называемые, родовые методы, которые включают в себя: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.
Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приёмов драматургии. Драматургия — это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в ТОМ числе и аудитории. В первом случае режиссёр идет от пьесы к жизни, во втором наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.
Другие методы, используемые в социально-культурной деятельности, не относятся к родовым, а привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения — методы социологического исследования. К ним относятся: а) опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование); б) наблюдение (включенное, не включенное, систематическое, случайное и т.д.); в) контент-анализ; г) метод социометрии.
И, наконец, в практике социально-культурной деятельности широко используется различные методы обучения и воспитания, особенно при работе с самодеятельными коллективами.
Классификация мероприятий
При современном классифицировании мероприятий придерживаются деления их на следующие основные группы:
К регулярным мероприятиям относятся: собрания, совещания, заседания, а также официальные (протокольные) мероприятия – официальный визит и прием, церемонии открытия/ закрытия, награждения лауреатов конкурсов и т.д.
Под нерегулярным мероприятием понимаются действия организатора в определенной сфере в случае необходимости продвижения своих интересов.
К нерегулярным мероприятиям относятся профессиональные, дружественные и иные формы работы с участниками, вызванные необходимостью реализации соответствующих интересов организатора.
Профессиональные:
Дружественные:
Массовое мероприятие – это действия организатора, которые проводятся для большого количества участников по заранее составленному плану и сценарию в целях реализации своих интересов.
Таким образом, необходимой составляющей массового мероприятия является наличие сценария. Благодаря этому документу можно примерно представить, каким будет мероприятие, что необходимо для его проведения, какими будут финансовые затраты.
Вторая особенность массового мероприятия – это неповторимость. Даже если мероприятие проводится ежегодно, оно всегда будет отличаться от предыдущего, так как сценарии каждый год разрабатываются новые.
К массовым мероприятиям относятся:
· дни страны, области, региона;
· празднование какого-либо события;
· фестивали и конкурсы.
Корпоративное мероприятие – это действие организатора, направленное на сплочение своего коллектива в целях достижения больших успехов в основной деятельности.
Корпоративные мероприятия проводятся:
· для стимулирования чувства коллективизма;
· раскрытия творческих способностей у сотрудников;
· улучшения атмосферы в коллективе (снятие стресса, напряженности в межличностных отношениях).
Следствием проведения такого мероприятия является не только укрепление командного духа, но и поощрение стремления сотрудников к карьерному росту в данной компании за счет новых идей и стимула к работе, причем необходимое условие — совместное участие в нем сотрудников именно этой компании. Оно должно обладать также функциональной обособленностью и быть дополнением к традиционному процессу работы.
В зависимости от цели, поставленной организатором, корпоративные мероприятия могут быть:
· деловыми (собрания коллектива, встречи, съезды);
· популярными (благотворительные и рекламные акции);
· развивающими (тренинги, семинары, конференции);
· командообразующими (курсы, совместные походы);
· спортивными (соревнования, турниры, забеги);
· развлекательными (корпоративные праздники и вечеринки, внутрифирменные лотереи и розыгрыши, шоу, концерты, клубы по интересам, выезды на природу);
· торжественными (юбилеи, вручение наград и т.д.).
По составу участников корпоративные мероприятия разделяют:
· на внутренние (закрытые) – принимают участие только сотрудники учреждения;
· семейные – к участию допускаются члены семей сотрудников учреждения;
· открытые – с участием приглашенных лиц (деловых партнеров, представителей власти, средств массовой информации).
По месту проведения:
· на собственной территории (конференц-зал, банкетный зал, актовый зал, кабинет);
· выездные (гостиница, пансионат, дом культуры, теплоход).
Таким образом, все мероприятия разномасштабны, имеют разную направленность и структуру. Каждое мероприятие выполняет свою функцию и является неотъемлемой частью работы, процветания и вообще существования организации культуры.
Разнообразие форм организации досуга
В ходе выполнения учреждениями культуры воспитательной, образовательной, развивающей, рекреационной функций реализуются потребности населения в отдыхе, общении, знаниях. Структура и качество мероприятий, проводимых учреждениями культуры, являются существенными показателями эффективности работы по выполнению ими своих функций.
В организации досуга наметились определенные тенденции, которые включают в себя разнообразные направления творческой деятельности; разнообразные формы работы с различными социально-демографическими категориями населения:
· Концертно-гастрольная деятельность детских художественных коллективов;
· КВН – движение (получает «второе» рождение почти повсеместно);
· Конкурсы «Тинейджер-лидер» (широкий охват детской и подростковой аудитории);
· Музыкально-развлекательные конкурсы «Ди-джей», «Клип-шоу №» «Реп-шоу», «Диско-шоу» (расширение сферы досуговой деятельности творческой и инициативной молодежи, развитие реп-диск-жокейного искусства);
· Фестивально-конкурсные акции военно-патриотического воспитания (театрализованные песенно-музыкальные представления, конкурсные программы, тематико-организационные клубные формирования);
· Литературно-художественная деятельность (авторское творчество, выставки);
· Возрождение праздничной народной культуры, народного календаря, приобщение к истокам духовного наследия, воспитание любви к отечественным местам, уважения к народной культуре; возрождаются церковно-православные праздники – гулянья «Пасха», «Масленица», «Рождество», «Крещение», проводимые с участием священнослужителей и в содружестве с детскими воскресными школами);
· Развлекательно — игровые мероприятия (интеллектуальные игры, игровые программы, конкурсные соревнования «Мини-мисс», рыцарские турниры и т.д. – самая массовая форма детского досуга);
· Акция «Милосердие» (аудитория дети – инвалиды, дети – сироты, воспитанники детских домов, дети из неблагополучных семей, «трудные» дети и т.д.);
· Движение «Семья и дети» (работа с многодетными семьями; работа с семьей; семейные праздники и конкурсы; Дни семьи; День матери; День защиты детей);
· Спортивно — оздоровительное движение (восточные единоборства и др.);
· Досуговые учреждения используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные. Практически игры используются почти на всех мероприятиях: на детских утренниках, праздниках, спортивных состязаниях и т. д. Помимо этого организуются специальные вечера игр и развлечений;
· Особенно широкое распространение и популярность получили сегодня так называемые шоу-программы, в которых органически сочетается зрелищный и игровой соревновательный элемент. Телевизионные шоу-программы «Поле чудес», «Зигзаг удачи», «Угадай мелодию» и многие другие завоевали популярность как у взрослых, так и у детей благодаря яркости, занимательности и игровому характеру. Немаловажным стимулом являются и призы. Сочетание моральных и материальных стимулов и служит той базой, на которой строятся шоу-программы. Таким образом, они являются не только яркой формой отдыха, но и воспитания, развития интеллектуальных способностей и нравственных черт характера;
· Организация летних оздоровительных лагерей, «творческих смен №», городских площадок;
· Процесс муниципализации и объединения с кино расширил спектр форм массовой просветительской деятельности. Наряду с традиционными киносеансами, распространение получают кинопраздники, кинофестивали, киношоу, кинодискотеки, киноуроки, киновечера;
· Большое будущее среди форм отдыха принадлежит любительским объединениям, клубам по интересам.
В социально-культурной деятельности учреждений культуры присутствуют как традиционные, так и новые ее модели (формы) работы. Практика показывает, что все они востребованы населением и являются привлекательными видами отдыха и развлечения самых различных социально-возрастных групп.
Источник: mykonspekts.ru
«Празднично – игровая культура как средство организации досуга школьников»
Празднично – игровая культура в целом и детский праздник в частности — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Попробуем дать определение, что такое праздничная культура.
Итак, по мнению исследователей ,праздничная культура это
совокупность вынесенных за пределы повседневности коллективных событий, поступков, явлений художественной культуры, искусства, народного творчества, выражающих позитивные жизненные силы и идеалы людей той или иной эпохи. Праздничная культура неотделима от истории человеческой цивилизации, и она возникла на самых ранних этапах ее развития, породив свой главный институт — праздник, ставший «суверенным выражением культуры, формой, посредством которой люди сообща выражали величайшую радость жизни и воплощали свое чувство единства друг с другом» (Й.
Хейзинга). Будучи одним из проявлений духовной культуры, праздничная культура. охватывала важнейшие стороны жизни человеческого общества, на основе чего принято выделять ее отдельные разновидности.
К ним относятся государственные или официальные праздники, утверждающие общенациональное единство граждан с властью и демонстрирующие ценности и символы этого государства, его влияние и мощь. Для современной общественной жизни являются характерными различные гражданские праздники, в которых закрепляются общепринятые ценности и идеалы, а также выявляется особое значение некоторых человеческих отношений путем выделения их из повседневных будней. К этому типу относятся семейные торжества, а также празднование знаменательных дат в социальной жизни человека. Религиозные празднества и, в частности, в русской православной культуре непосредственно связаны с церковным богослужением и отражают важнейшие события христианского календаря (напр., празднование Рождества Христова). Особое место в праздничной культуре занимают народные праздники, в которых выражены дорогие для людей любой эпохи идеалы вольности, свободы и веселья.
Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
— абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
— свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.
Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.
Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.
В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят.
Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельностию.В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность . В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.
В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.
Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность , которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность , в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.
Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям, участвуют в процессе оформления зала, используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.
Общение , как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др.
Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов.
Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме.
Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников.
Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.
Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария» намного легче.
В новогодние шоу-программы в школе проводится конкурс костюмов народов России. Так костюмерная школы пополнилась Русским, Татарским, Мордовским костюмами. Помогают подготовить эти костюмы учителя, родители и просто жители села. Мы думаем, что эта работа будет продолжаться и в новом году.
Неделя детской книги:
Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история.
В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции. В рамках этой недели ребятам очень нравятся мероприятия, связанные со сказками народов России: викторины, конкурс инсценированной сказки на английском, мордовском и русском языках. , организуются выставки творческих работ «В гостях у сказок народов мира». В этнокультурном пришкольном лагере каждый год проводится мастер-класс по изготовлению масок сказочных героев.
Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. В нашей школе пропагандируется музыка, песни и танцы народов России.
Театральная неделя строится на том же принципе.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения. Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Ребята приходят в храм с. Инсар-Акшино, с. Трускляй и традиционно участвуют в праздниках «Рождество Христово», «Пасхальная радость», «Михайлов день».
Каждый месяц учащиеся нашей школы посещают драматический национальный театр в г. Саранск.
Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Народного единства. В течении года проходят Уроки толерантности.
В этом году прошёл большой мультимедийный урок «Сто народов –одна семья» К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города, села и района. Ребята с удовольствием участвуют в Празднике села «Акша келу», где участвуют в праздничном концерте: исполняют мордовские и русские песни, танцуют мордовские, татарские, русские танцы. И обязательно участвуют в народных играх.
Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессионального праздника местного значения: День сельского хозяйства. Дети осознано подходят к выбору профессии. И многие наши выпускники учатся в МГУ им. Огарёва на факультетах, связанных с сельским хозяйством.
Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.
Подводя итог, отметим, что детские праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.
Данилов С. В., Илюшин Л. С. Мастер-класс по организации мероприятий. /CD/. – Волгоград, «Учитель», 2011.
2. Праздники и обряды на Руси. Электронный справочник. – М., Издательский дом «Равновесие», 2007.
3. Сто великих праздников. – М., Вече, 2007.
4. Сценарное мастерство // Я вхожу в мир искусства. Методический сборник. – 2001, № 2.
5. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М., ЦГЛ, 2005.
9. 2. Дополнительная литература:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М., Рипол Классик, 2007.
2. Амелин Ю. Н., Пустовойтов В. Н. Церковные праздники и обряды. – Ростов-Дон, Феникс, 2002.
3. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, Академия развития, 2005.
4. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие. – Кострома, РЦ НИТ «Эврика-М», 1998.
5. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск: ЧГАИиК, 2000.
6. Воловикова М. И., Тихомирова С. В., Борисова А. М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. – М.: Пер СЭ, 2003.
7. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004
8. Громыко М. М. Мир русской деревни. – М., Молодая гвардия, 1991.
9. Игры в школе. – Минск, Харвест, 2000.
10. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга. – Новосибирск, Из-во института психотерапии, 2003.
11. Коган М. С. Игровая кладовая. – Новосибирск, Сибирское университетское из-во, 2004.
12. Коган М. С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск, Сибирское университетское из-во, 2004.
14. Мирончиков Л. Т. Словарь славянской мифологии и этноса. – Мн., Харвест, 2004.
15. Народные праздники на Руси. – М., Центрполиграф, 2004.
16. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., Азбука-классика, 2004.
17. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей. – М., Этрол Лада, 2005.
18. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., ННН, 1995.
19. Ромашкова Е. И. Малая энциклопедия новогоднего досуга. – М., Сфера, 2004.
20. Рубб А. А. Эстрада с точки зрения. – М. ЭКСО-пресс, 2003.
21. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: АСТ прайм-Еврознак, 2008.
22. Титов С. В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого . – М., Сфера, 2004.
23. Фольклорный театр. – М., Современник, 1988.
24. Фрумкин Г. М. Введение в сценарное мастерство. – М.: Альма матер, 2005.
25. Шароев И. Г. Музыка, которую мы видим. – М., Советский композитор, 1989.
26. Шилов Н. П. Сценарное мастерство. – Челябинск: ЧГАИиК, 2000.
27. Шмаков С. А. Игры-шутки – игры-минутки. – М., Новая школа, 1993.
28. Шмаков С. А. Уроки детского досуга. – М., Новая школа, 1992.
29. Шубина И. Б. Организация досуга и шоу программ. – М.: Феникс, 2003.
30. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука музыкально-творческого саморазвития/. – М., Аквариум, 1997.
Использованные интернет –ресурсы:
Источник: nsportal.ru
Особенности организации досуговой деятельности младших школьников посредством игровых технологий
Вятский колледж культуры
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет называют «вершиной детства». В эти годы ребенок приобретает первоначальные навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Она расковывает, дает простор и выход лучшим свойствам ребенка. Демократизирует его систему средств, способна любую самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игра увлекает, снимая усталость.
По мнению ученых Л. Н. Ворожбит, Г. А. Неволиной, Г. И. Репринцевой, Н. М. Симоновой, В. П. Шашиной, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Характерные психологические особенности детей младшего школьного возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию определяют основной метод воспитания в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники, праздники и массовые игры. Метод игры в работе с младшими школьниками занимает ведущее место [2, с. 5-6].
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11, с. 57].
При выборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физические возможности, количественный состав, а также время и место проведения игрового действия. Через игру младшие школьники познают окружающий мир, формируются навыки и привычки поведения. В подвижных играх появляется соревновательный дух, способствующий развитию ответственности, честности, дисциплинированности; дидактические (настольные) игры способствуют интеллектуальному развитию школьников. Важное место занимает сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, карнавалы, познавательные игры – они расширяют объем знаний, способствуют развитию интеллектуальных способностей, снижают психические и физические нагрузки, а также помогают в подготовке младших школьников к восприятию нового.
Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, музыкальные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:
- физические и психологические игры и тренинги;
- интеллектуально-творческие игры;
- социальные игры;
- комплексные игры.
Полезными в данной ситуации могут стать игровые формы работы в организации досуга детей, например,
- ярмарки;
- посиделки;
- гуляния;
- скоморошины.
- спектакль – игра;
- фестиваль – игра;
- концерт – игра;
- игра – экспедиция;
- игра – экскурсия;
- игра – акция;
- игра – аукцион.
Чем может быть наполнена форма программы:
- конферанс;
- конкурсы;
- игровые моменты;
- концертные номера [1, с. 26-27].
Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:
— отдых – снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;
— развлечения – просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);
— праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;
— самообразование – это чтение, лекции, приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний наряду с развлечениями;
— творчество – обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. К развлечениям относятся:
— Аттракционы – это организованные веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.
— Сюрпризы — это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают положительные эмоции. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.
— Фокусы – вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях.
— Шутки – их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.
— Шарады – это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.
— Загадки – расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь [8].
Таким образом, формы досуговой деятельности младших школьников в проведении массовой и кружковой работе посредством игровых технологий предполагают:
- разные виды игр;
- праздники;
- детские утренники;
- познавательно/спортивно-развлекательные программы.
В технологии организации игровых программ для младших школьников каждый этап подготовки и проведение имеет свои конкретные задачи и алгоритм действий. Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. При подготовке игровой или конкурсной программы существует определенная последовательность действий организаторов.
Источник: www.informio.ru