«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.
И от того, что знает и умеет воспитатель,
зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе «Концепции дошкольного воспитания», «Федеральном государственном образовательном стандарте».
Открытый урок СПО. Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада с семьями.
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» — писала Надежда Константиновна Крупская, «о необходимости создания крепкого союза детского сада и семьи писал в своё время» — Василий Александрович Сухомлинский.
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольного учреждения с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи:
- Изучение семей детей.
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества, является недостаточное разведение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач.
Содержание, организация и методика сотрудничества детского учреждения и родителей включает:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей.
- Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду
- Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей.
В соответствии с ФГОС работа с родителями должна учитывать микроклимат семьи, её социальный статус, родительские запросы для повышения культуры педагогической грамотности семьи.
Вебинар Современные формы взаимодействия педагогов с родителями
В нашем саду 72% родителей от 20 до 40 лет – это молодые, идущие в ногу со временем люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, способные активно участвовать в образовательном процессе.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Как показал проведенный опрос родителей моей группы (вы его видите на экране) существует необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями.
- 9 семей (36%) воспитанников занимают активную жизненную позицию (т.е. проявляют интерес к развитию и воспитанию своего ребенка, принимают участие в различных мероприятиях как внутри группы, так и в детском саду);
- 14 семей (62%) воспитанников выполняют поручения только по прямой просьбе педагога;
- 2 семьи (2%) воспитанников занимают позицию пассивных наблюдателей.
Отсюда следует, что более 50% родителей имеют низкий уровень родительской ответственности в воспитании детей, а так же недостаток педагогических знаний, проявляющихся в завышенных или заниженных требованиях к ребенку, воспитание вслепую, интуитивно.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель: повысить педагогическую культуру родителей через внедрение новых форм сотрудничества.
Для её реализации были определены следующие задачи:
- Повышение уровня психолого–педагогичекой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Создание необходимых условий на всех уровнях образовательного учреждения для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским учреждением.
- Развитие партнерских взаимоотношений на основе сотрудничества детского учреждения с семьей.
Для привлечения родителей к деятельности детского учреждения вся работа включает в себя три этапа:
I Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
II Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
III Третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности, в основу которой заложены идеи гуманизации отношений.
Это взаимодействие позволило мне создать систему сотрудничества с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по взаимодействию с родителями:
Выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: оригинальность, востребованность, интерактивность, активность.
Одной из форм, отвечающих требованиям, является конкурсное движение.
Целью конкурсного движения: организовать совместную деятельность ребенка и родителей для успешного становления личности.
На подготовительном этапе:
- Консультация заместителя заведующего по воспитательно-методической работе.
- Родительское собрание.
- Анкетирование.
Практический этап – реализация мероприятия.
Для реализации содержания этой работы в учреждении были разработаны положения о конкурсах чтецов, рисунков и поделок из бросового материала по разным темам. Итогом этих конкурсов стало участие в областном поэтическом баттле «СтихиЯ»; в муниципальных конкурсах рисунков «Байкал и я – 2018»; «Радуга цвета»; «Безопасность-это важно»; в муниципальном конкурсе, организованном ДК Энергетик «Осенние поделки»; «Подарок для мамы»; муниципальной выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Наша сказка — новый год». Также являемся постоянными участниками областных конкурсов от ИРОО Родители Сибири: «Зарядка для хвоста»; «В маминых объятиях»; «Мой папа самый-самый»; «Хочу в школу. В моем сердце»; «На одной волне». Дети и родители преодолели страх перед публичными выступлениями, семья еще более сплотилась, дети стали уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родных и близких.
- Круглый стол по итогам.
- Создание фото-архива.
- Книга отзывов родителей.
- Награждение участников благодарственными письмами, грамотами.
- Размещение итогов на сайте детского учреждения.
На сегодняшний день, проведя опрос на тему «Удовлетворенность родителей работой ДОУ», мы пришли к выводу, что новые формы взаимодействия привлекли не только родителей-активистов, но и тех, кто до этого момента предпочитали быть наблюдателями.
Увеличилось число активных родителей за счет малоактивных на 10 семей, а пассивных и вовсе не стало. Теперь активных родителей стало 76 %, а малоактивных – 24%. Повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.
В результате сотрудничества, родители стали доверять педагогам свои пожелания и проблемы в воспитании подрастающего поколения. Интерес к совместной деятельности повысился у детей, чьи родители участвовали в организованных нами мероприятиях. Дети стали более уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родителей. В семье установились более доверительные взаимоотношения, основанные на общих интересах и семейных традициях. Теперь появилась возможность делиться своим опытом не только у родителей, но и у детей.
Перспективы на будущее: продолжать поиск новых форм взаимодействия с родителями с целью включения всех родителей в образовательный процесс.
Источник: dohcolonoc.ru
«Творческий конкурс — успешная форма взаимодействия с семьей»
статья (старшая группа)
Творческая деятельность — сближение родителей и детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Творческий конкурс — успешная форма взаимодействия с семьей»
«Ничто так не сближает, как совместное творчество,
совместный поиск, совместные неудачи и находки…»
Работа современного детского сада направлена на решение разных задач. Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Детский сад обязан не просто просвещать родителей о происходящей деятельности, но и создать условия для активного участия родителей в жизни своих детей. Эта непростая задача ложится на плечи педагога, поскольку за последние годы отмечается спад родительского интереса, а особенно его активного участия. Пробуя различные формы, направленные на сотрудничество родителей с детским садом, а в первую очередь на взаимодействие родителя с собственным ребенком, часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители не оказывают поддержки детям, либо малоактивны.
Творческий конкурс в нашей группе в настоящее время является одной из самых популярных форм взаимодействия с семьей. Предложив задание по изучаемой теме, и обозначив его словом конкурс, что подразумевает под собой некое соревнование, родитель заинтересовывается, не замечая, как превращается в ребенка, желающего оказаться на ступеньке успеха, победить. Родитель, участвующий в творческом конкурсе, увлеченно создает вместе с ребенком свой шедевр, а вместе с этим решает много педагогических задач, даже не замечая этого.
Ведь совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Так называемый «творческий процесс» стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка совершенствуются моторные навыки, развивается воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение, она восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка, создает в семье особо теплую атмосферу, повышает уверенность ребенка в своих силах, особенно среди товарищей.
В рамках тематической недели «Наша Родина Россия» родителям был предложен творческий конкурс «Неофициальные символы нашей страны». У родителей с детьми получились: балалайки, матрешки, валенки, кокошник, березка, пельмени, самовар, русские избы. Поделки были выполнены из разных материалов, в разных техниках, яркие, оригинальные.
Все родители принимали участие в тайном голосовании, выбирая победителей конкурса. Все участники и победители награждаются грамотами и тематическими призами, что является стимулом для дальнейшего участия, а так же привлечения родителей, не принявших участия в этот раз.
Итак, результаты творческого конкурса:
- Приятное времяпрепровождение родителей с ребенком
- Сближение и развитие участников творческой деятельности
- Ощущение ребенком родительской любви
- Возникновение дружеских отношений, доверительного отношения ребенка к родителям
- Совместный поиск и принятие решений
- Совершенствование ребенком имеющихся творческих умений, получение новых
Желаю всем успешного
взаимодействия с семьей!
Источник: nsportal.ru
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через творческие семейные конкурсы
Согласно ФГОС ДО взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является обязательной частью Основной образовательной программы ДОУ. На современном этапе необходимо воспринимать родителя как партнера и участника образовательного процесса. Родитель является заказчиком образовательных услуг и основным воспитателем своих детей. При выборе образовательного учреждения для своего ребенка, родитель руководствуется образовательной программой детского сада и в дальнейшем становится одной из сторон участников образования в детском саду.
Публикация «Вовлечение родителей в образовательную деятельность через творческие семейные конкурсы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семейные творческие конкурсы давно стали доброй традицией в нашем детском саду и формой работы с семьей. Семейные конкурсы являются одним из способов сделать образовательный процесс ДОУ открытым, видимым для родителей, а также методом проведения оценки качества образования в ДОУ семьями воспитанников.
Конкурс — это не просто мероприятие в стенах ДОУ, это продолжение и расширение образовательного процесса, в котором участвуют ребенок, родитель и педагог. Воспитатели помогают семье подготовиться к участию в конкурсе; ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями и системой оценки.
Таким образом, через конкурсное движение в ДОУ педагогический коллектив решает для себя важную задачу по преемственности воспитания ребенка в семье и детском саду. Виды и тематику конкурсов мы стараемся подобрать так, чтобы каждый родитель мог найти интересное и увлекательное для себя и своего ребенка. При выборе и планировании конкурсов и их тематики учитываем потребности и возможности разных семей, а также методические задачи педагогического коллектива на учебный год. Конкурсы в нашем детском саду разнообразны по видам деятельности. Это конкурсы фотографий и детского рисунка, конкурсы ручных поделок, спортивные конкурсы, театрализованные конкурсы и конкурсы чтецов.
Каждый год уже много лет мы проводим самый любимый творческий семейный конкурс – конкурс новогодней поделки. И этот год не стал исключением. Для детей младших групп и их семей предложена тема конкурса «Моя снежинка не растает», а для детей старшего возраста «Символ 2023 года». Активность родителей в конкурсах иногда поражает нас, в любых конкурсах они проявляют свое творчество, мастерство и фантазию.
Организация и проведение детско-родительских конкурсов активизирует и сближает родителей с детским садом. Целью организации конкурсного движения в ДОУ является расширение социального и образовательного пространства для ребенка и родителей, создание условий для приобретения социального опыта в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка.
Конкурсы для детей и их семей являются по своей сути образовательным проектом. Особое внимание уделяем разработке положений конкурсов — документов, которым руководствуются все участники конкурса. Положение содержит условия проведения и условия оценки конкурса (критерии оценки, состав жюри). Положение конкурса размещается заранее, и задача педагогов в ходе подготовки к конкурсу является вовлечение родителей в конкурсное движение. Например, при подготовке к конкурсу театральных миниатюр родители участвовали в изготовление костюмов для своих детей и декораций.
Но самое главное, мы тщательно продумываем процедуру оценки и награждения участников конкурса. Не следует сводить процедуру оценки к формализму. Участники должны понимать всю ответственность и серьезность момента, помнить, что поражения и неудачи — это часть социализации и психологического взросления ребенка. В конкурсах всегда есть победители, но лучшей оценкой становится радость детей. Конечно, мы стараемся смягчить процедуру, предлагаем разные номинации конкурсов, чтобы было больше призеров.
Публикации по теме:
Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию «»Развитие познавательной активности.
Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.
Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.
Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся.
Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.
Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Источник: www.maam.ru