Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.
Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы.
Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков.
Конкурсная программа «Это Любовь» (Серии) VI Международного фестиваля фотографии «ФотоКрок»
В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют ребенку: – сформировать адекватную самооценку; – развить свои волевые качества; – воспитать свой эстетический вкус; – самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др.
От этого организационный алгоритм не меняется. В компактной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурсной программы, – это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен: 1) придумать конкурсу яркое название; 2) сформулировать конкурсные задания; 3) разработать условия и критерии конкурса. Особое внимание следует уделить названию конкурсной программы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю. После того как «Положение» составлено, работа педагога должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач: 1) объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников конкурсной программы; 2) позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы;
Конкурсная программа «Это Любовь» (Одиночные) VI Международного фестиваля фотографии «ФотоКрок»
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
2.6. Кружковая работа и деятельность клубных объединений
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие» Клубное объединение – это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением. В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы.
Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети.
Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей.
Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива. Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, самоорганизацию и самоуправление. А.С.
Макаренко полагал необходимым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности.
Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности – все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без исключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов разрушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеурочное время является активным субъектом воспитательного процесса.
Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий. Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются: • целенаправленность и многообразие форм деятельности; • действенность актива; • социально-психологический климат; • наличие традиций; • учет интересов каждого участника объединения. В практике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются: 1) объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.); 2) объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества); 3) объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.); 4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие» Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др. Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения: – составление общих положений деятельности клубного объединения; – определение цели, задач и форм деятельности; – определение прав и обязанностей членов клубного объединения; – составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.
Источник: studfile.net
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017


ПРАЗДНИК И КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА КАК ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ СЕМЕЙНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Белогрудова А.В.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Организация семейного досуга является важным аспектом деятельности учреждений культуры, так как связана с высоким социальным спросом и приоритетами социальной политики государства. Таким образом, перед организаторами культурно-досуговой деятельности стоит задача не только получить высокий профессиональный и коммерческий результат, но и выполнить очень значимые для общества функции.
Актуальность этой деятельности, и соответственно, данной курсовой работы, определяется местом проблемы сохранения и укрепления семьи в системе социальной политики современной России. В 2014 году была принята «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой, в частности, планируется «развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье», а одним из способов достижения этой цели обозначается «проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе» [Концепция, 2014, электронный ресурс].
Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
В организации семейного досуга приоритетными являются такие виды досуговых программ, которые позволяют эффективно кооперировать разновозрастные группы людей, состоящие из отдельных, различных по своему составу, семей. Эти виды должны предоставлять максимально разнообразные формы досуговой деятельности, но в то же время строиться по единому сценарию. Занимаясь разными видами досуга, участники досуговых программ должны ощущать эмоциональное единство.
К таким видам относятся: праздник, конкурсная программа.
Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения человека.
- замысел — это определение главной идеи праздника и способа ее художественного выражения;
- создание постановочного плана праздника;
- создание сценария.
Сценарий праздника — это развернутый план действий. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью проводится праздник, о его длительности, сколько человек могут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребует его проведение и др.
Следующий этап работы над сценарием праздника — это его композиционное решение, т.е. построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения — взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в предыдущем.
Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов, поздравлений и др.
В сценарии праздника должна быть завязка, развитие действия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника.
Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие — всех членов семей участников.
При составлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила:
- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
- предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;
- предусмотреть участие и оценку деятельности каждого члена семьи, но, прежде всего, каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
- использовать знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Таким образом, проведение праздника требует большой предварительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоционального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформления, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления программы праздника и др.
Праздник может быть организован не только на базе учреждения культуры, но и в любом другом учреждении, например, в кафе, и даже дома — с приглашением профессиональных работников культуры [1].
Увлекательной формой организации досуга семьи являются конкурсные программы — это специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга, они могут быть как самостоятельным мероприятием, так и частью большого мероприятия, например, праздника.
В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса.
Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы. Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков. В этом и заключается главный смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют ребенку:
- сформировать адекватную самооценку;
- развить свои волевые качества;
- воспитать свой эстетический вкус;
- самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др.
От этого организационный алгоритм не меняется. В компактной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурсной программы, — это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
Чтобы добиться максимального положительного эффекта мероприятия, организатор должен:
- придумать конкурсу яркое название;
- сформулировать конкурсные задания;
- разработать условия и критерии конкурса.
Особое внимание следует уделить названию конкурсной программы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников, который в условиях семейного досуга можно определять по самым маленьким. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
- объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников конкурсной программы;
- позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы;
- пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри, учитывая ряд требований:
- никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку — число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
- никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
- никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате;
Организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.
Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким, эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта.
На финальном этапе своей работы организатор должен решить ряд организационно-содержательных проблем:
- как пригласить зрителей;
- когда провести предварительный просмотр сценария;
- кого пригласить ведущим конкурсной программы;
- как оформить помещение;
- где посадить жюри;
- на чем расположить экспонаты;
- какую подобрать музыку;
- во что будут одеты участники;
- где жюри будет обсуждать итоги;
- кто будет вручать призы;
- как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ.
Таким образом, организация семейного досуга — простор для бесконечных творческих экспериментов, которые, однако, не могут игнорировать существующие социальные императивы. Удовлетворяя позитивный социальный заказ, деятельность по организации семейного досуга выполняет важные социальные функции, главная из которых — содействие в укреплении семейных ценностей.
Список использованных источников
- Андреева А.В. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики. — Красноярск: СФУ , 2014.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. — М., 2001.
- Леванькова Н.А. Организация семейного досуга : учебное электронное издание. — Санкт-Петербург:СпбГУП , 2009.
- Социокультурная деятельность в сфере досуга: учебное пособие. — Москва: Изд-во Российского гос. социального ун-та , 2016.
Источник: scienceforum.ru