Конкуренция идей и программ это

Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти (ее завоевание, удержание и использование).

Следовательно, это нормы организации политических институтов, процедур и процессов, которые реализуются в собственно политической сфере. Политико-правовые нормы закрепляются в политических программных актах (конституции, программы партий). Они регламентируют отношения между различными элементами политической системы; закрепляют важнейшие характеристики государства и общества; закрепляют, гарантируют и обеспечивают статус гражданина; регулируют отношения органов власти и управления и др. Политические нормы, действующие в сфере государственной власти (ее формы, устройство, регламентация деятельности государства и других элементов политической системы, как в пределах страны, так и вне ее) принимают правовую форму — политикоправовые нормы, закрепляемые конституцией государства.

Как назвать компанию? 4 основных элемента бренда

(К определению понятия).

Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы — конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.

Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть.

Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере.Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества — партии, государство и пр. — взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм. Поэтому система политической регуляции является подсистемой более глубинной социальной нормативной регуляции.

Как протестировать вашу бизнес идею | Пэт Флинн

Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, в качестве подсистем общесоциальных. Таковы прежде всего правовые и моральные нормы.

Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и имеют общеобязательный смысл. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и общеобязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т.п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой.

На протяжении многовековой истории политики велись споры о возможности сочетания политических и правовых норм для регуляции политической деятельности. Разброс мнений по этому поводу в истории политической мысли был широк: от признания внутреннего аморализма политического (например, в теории и практике макиавеллизма) до утверждения о необходимости морального долженствования (например, в просветительских теориях). Современный противоречивый мир, обремененный общемировыми глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель современного политика предписывает ему не только универсальные критерии рациональности (когерентности, последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т.п.), но и моральных регулятивов (толерантности, ответственности, честности, совести и пр.) Поэтому политические нормативы действуют в единстве рационального и морального. Так, важно принимать такие правительственные решения, которые бы своевременно решали социальные конфликты, не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа, шли в единстве слова и дела и т.д.

Читайте также:
Программа определяющая сколько лет

Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), cозданными партиями, общественными организациями и т.п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т.д.) Кроме того политические нормы могут регламентировать деятельность отдельного политического субъекта в соответствии с его статусной позицией во власти или определенной политической ролью.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (приписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия. Следование политическим нормам со стороны политического субъекта обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращение во внутреннюю привычку в процессе политической социализации), либо за счет институализации, включения в политическую систему общества, а значит и применения различных санкций к тем, кто нарушает принятые нормы (например, исключение из партии или поражение в политических правах). Политическая нормативная регуляция может быть традиционной и тогда критическое отношение к ним недопустимо; или рациональной, когда выявление и артикулирование ее становится предметом особой эвристической задачи (первая характерна, например, для британской политической культуры, а вторая — для условий современной России).

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании — как переживание этих норм. В каждом государстве имеются основные и операционалистские политические нормы, зависящие от множества социально-политических факторов (например, норма единственной руководящей партии в тоталитарных государствах здесь выступает основной нормой, а вытекающая из нее операционалистская предписывает, чтобы вся правящая элита принадлежала к этой партии). В условиях трайбалистской организации «преторианских» политических систем политические нормы могут служить идеологическим флером традиционных этнических или родственно-земляческих связей и форм общности (например, в постсоветских республиках Средней Азии).

Политические нормы могут быть рационально сформулированными, но, как правило, базируются на традиционных не писаных обычаях, табу, традициях, характерных для данной культуры (отсюда традиционно закрытый характер российского политического процесса).

§ 8. Правовые и политические нормы

Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политической сферы, то и она нормирована, хотя не столь формально, как право.

Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти.

По мере своего развития политические нормы являются выразителем интересов и потребностей классов, слоев населения. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, стремление подчинить себе все другие формы социальной регуляции — право, нравственность и т. д.90

Политика (греч. politike, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др. Они зависят от конкретно-исторических условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния общественного сознания, уровня культуры в обществе.

Политические и правовые нормы имеют единый источник происхождения, но следует отметить различия в способах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических в различные эпохи — различные субъекты: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жрецами; в античных полисах — мыслителями-политиками и философами; в феодальном обществе — корпорациями, союзами, орденами феодалов, претендовавшими на участие в государственной власти; в ранний период буржуазного общества возникшие политические партии, являясь! посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти.

В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.

Читайте также:
Сэд работа в программе пошагово

Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы.

Источник: studfile.net

Правовые и политические нормы

Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политики, то и политическая сфера нормирована, хотя она выступает не столь формально, как в праве. Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти.

По мере своего развития политические нормы являются выразителем интересов и потребностей классов, слоев населения. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все другие формы социальной регуляции – право, нравственность и т. д.[101]

Политика (греч. politika, от polis – государство) сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являясь центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др., которые зависят от конкретно-исторческих условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния общественного сознания, уровня культуры в обществе.

Имея единый источник происхождения политических и правовых норм, следует отметить различия в способах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических в различные эпохи их установления происходило различными субъектами: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жрецами, в античных полисах мыслителями-политиками и философами, в феодальном обществе – корпорациями, союзами, орденами феодалов, претендовавшими на участие в государственной власти, в ранний период буржуазного общества возникшие политические партии, являясь посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти.

В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.

Приоритет права над политикой, государством – это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы.

Глава X

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Соотношение права и политики

Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политики, то и политическая сфера нормирована, хотя она выступает не столь формально, как в праве. Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти [3, с. 137].

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и институтов. Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершен-ными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело — в каких целях оно используется.

Читайте также:
Программа 1 с для грузовых автомобилей

Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от права политика есть произвол, своеволие.

В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

Политические нормы — это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников поли-тического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, програм-мах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах поли-тических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законо-дательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т. е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них — это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

Жизнь постоянно демонстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных правил политического поведения. Особенно это проявляется в период выборов (война компроматов, дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов в депутаты, теневое финансирование, заказные статьи в прессе, проникновение во власть криминала и т. д.).

Участники политических баталий очень часто действуют по принципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмейкеронские фирмы, другие хитроумные приемы. Оказывается психологическое давление на избирателей вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы призваны эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наиболее грубые извращения нормальной, цивилизованной политики. Политические нормы должны также строго соблю-даться, как и правовые.

В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.

Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конку-рирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы [3, с. 139].

Рекомендуемые источники

1. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: курс лекций /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — Минск: Тесей, 1998. — 576 с.

2. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учебник /
А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред.
А. Ф. Вишневского. — М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. — 640 с.

3. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учеб. пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск.: НО ООО «БИП-С», 2003. — 336 с.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.

5. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов и фак. /
С. С. Алексеев [и др.]; под. ред. С. С. Алексеева. — М., 2001. — 776 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие права

2. Основные признаки и определение права.

3. Основные теории правопонимания.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru