Квалификация, специализация и специальность — в чем различие? Студенту сложно ориентироваться в этих понятиях, а мы поможем разобраться.
На нашем телеграм-канале есть масса статей, которые помогут в этом.
Разбираем понятие профессии
Иногда студенты не до конца понимают, профессия – это специальность или квалификация. Давайте разберем понятие профессия, чтобы у вас не оставалось сомнений и пробелов.
Термин «профессия» (от лат. professio) означает официально указанное занятие.
В названии профессии отражены следующие факторы:
- что собой представляет деятельность;
- какие функции выполняет работник;
- какие средства труда он использует.
Сегодня под профессией понимают определенный вид деятельности, который отражает одну из следующих социальных ситуаций:
Двигателестроение: направления подготовки и программы обучения 2023
- Узкая сфера, куда вкладывают определенные человеческие трудовые ресурсы.
- Общая занятость группы людей, сплоченных выполнением общественно-полезных трудовых функций.
- Выполнение трудовых функций в какой-то сфере на основе высокого уровня компетентности исполнителя.
- Профессиональное выполнение чьих-либо трудовых функций.
- Выполнение полезных трудовых функций за определенное вознаграждение.
- Завоевание общественного и социального статуса за счет выполнения определенной деятельности.
При этом люди часто путают это понятие с квалификацией. Далее мы подробно объясним термин «квалификация», чтобы студенты больше не путались, где в дипломе квалификация и специальность.
Разбираем понятие специальности
Тут тоже лучше начать с этимологии слова.
Специальность – от лат. species, что означает «род, вид». Специальность – это основная часть профессии, ее узкая отрасль.
Например, специальности врача – терапевт, окулист, хирург, акушер и пр.; специальность юриста – нотариус, адвокат, следователь, судья и пр.
То есть специальность – это узкопрофильная сфера, в которой нужно приложить определенные трудовые силы и профессиональные умения.
Разбираем понятие специализации
Специализация – это узкоспециализированная совокупность умений, знаний и навыков в определенной профессиональной деятельности в рамках одной специальности.
Есть профессии, которые не меняются годами: учителя, врачи, водители. А есть те, которые возникают и исчезают, исходя из потребностей рынка.
Чаще всего профессия не исчезает насовсем, а трансформируется, объединяется с другими или разделяется на более узкие. Но учреждения образования не могут реагировать на эти изменения так же быстро, как реагирует на них рынок. Поэтому они могут создавать определенные специализации в рамках устаревшей профессии, чтобы будущий работодатель мог видеть, знаниями в какой области обладает соискатель. Например, на факультете журналистики есть специализация «международная журналистика», на факультете психологии – «индустриальная психология» и т.д.
На какую специальность поступать в 2021 / Чем отличаются направления подготовки в IT?
Случается и так, что профессия возникла еще совсем недавно, и образовательный рынок еще не успел на нее среагировать (например, редактор интернет-изданий, контент-стратег). Тогда названия в тарифной сетке еще не будет. Но современный работодатель, которому нужны такие специалисты, чаще всего закрывают на это глаза и смотрят на знания и умения претендента.
Разбираем понятие квалификации
С этим термином сложнее всего, потому что оно не всегда имеет одно значение. Что касается карьеры и профессиональной занятости, то тут можно выделить два его основных значения.
Квалификация по диплому – то, что выражает уровень подготовки выпускника вуза или ссуза.
Квалификация в сфере трудовых отношений – уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, которые помогают человеку успешно выполнять свою трудовую деятельность. Чем больше он знает и умеет, тем выше его квалификация, а часто – и зарплата. Уровень профессиональной квалификации может выражаться в разряде, звании, классе, категории и пр.
Пример квалификации и специальности
После подписания Болонской конвенции Россия приняла общепринятые образовательные стандарты. Теперь местное высшее образование делится на три системы:
- специалитет (от 5 лет обучения);
- бакалавриат (от 4 лет обучения);
- магистратура (от 6 лет обучения).
Если речь о специалитете, то студента будут называть дипломированным специалистом в выбранной сфере (квалификация «юрист», специализация – «юриспруденция»). Квалификация будет говорить о том, кем будет выпускник в профессиональном плане, а специализация (специалитет перекликается с названием специальности) – в какой области трудовых отношений он будет работать. Понятие специализации более узкое, чем квалификации.
- юрист – «правоохранительная деятельность»,
- экономист – «экономическая безопасность»,
- инженер – «строительство уникальных зданий и сооружений» и т.д.
Понятие бакалавриата говорит о получении базового высшего образования, на основе которого можно вести профессиональную деятельность. В случае его окончания в дипломе пишут: бакалавр определенной отрасли (экономики, журналистики, педагогики и т.д.) по определенному направлению.
После получения степени бакалавра можно продолжить обучение и перейти на вторую ступень, начав академическую карьеру. Тогда речь будет идти о магистратуре, срок обучения в которой составляет от 6 лет. Тогда в дипломе пишут степень «магистр».
Пример квалификации в дипломе:
Надеемся, теперь вам понятны основные отличия между базовыми понятиями квалификации, специализации, бакалавриата. Впрочем, самое главное здесь – не что написано, а что осталось в голове. Потому что наличие диплома еще не обещает вам хорошую работу. Поэтому настоятельно рекомендуем учиться и как можно серьезнее относиться к освоению профессиональных навыков и знаний. А если вдруг будет тяжело, сервис помощи студентам всегда рядом, чтобы поддержать и выручить из сложной ситуации.
Источник: zaochnik.ru
Утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки в вузах
Они включают все ступени высшего образования и вступят в силу с сентября 2024 года.
Александра Лапина
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Приказ министерства размещён на официальном интернет-портале правовой информации.
Что это за перечни
В документе перечислены специальности и направления подготовки по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Действующий сейчас перечень специальностей и направлений подготовки, установленный приказом Минобрнауки от 12.09.2013 №1060, с 1 сентября 2024 года утратит силу, и будет применяться новый.
В этом перечне выделены новые области образования и внутри них иначе, чем сейчас, структурированы укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки, а также сами специальности и направления подготовки. Например, появилась такая область, как «Информационно-коммуникационные технологии, информационная безопасность и компьютерные науки». В ныне действующем перечне такой области нет, при этом укрупнённая группа «Компьютерные и информационные науки» сейчас относится к области математических и естественных наук, а группы «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» — к области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В новом перечне эти группы входят в самостоятельно выделенную область, связанную с IT. Медиа и журналистика, относившиеся ранее к наукам об обществе, теперь включены в направление «Гуманитарные науки и языки».
Произошли изменения и в части самих направлений подготовки. Во-первых, в документе встречаются новые позиции. Например:
- «Биоинженерия, биоинформатика»;
- «Метеорология специального назначения»;
- «Военная картография»;
- «Психология служебной деятельности»;
- «Строительство уникальных зданий и сооружений»;
- «Ядерно-физические установки»;
- «Электроника и автоматика физических установок»;
- «Ионно-плазменная техника и технологии».
Во-вторых, некоторые самостоятельные направления объединили. Так, вместо «Зарубежного регионоведения» и «Регионоведения России» в документе числится одна специальность такой направленности — «Регионоведение».
Зачем понадобилось обновлять действующую классификацию
В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что новый перечень поможет повысить гибкость программ высшего образования, чтобы они больше соответствовали запросам рынка труда и экономики. Там добавили, что 20% от общего объёма перечней составляют новые направления подготовки и специальности.
«Современный мир перешёл на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом в последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти десять лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Кроме того, новый перечень даст возможность готовить учащихся сразу по двум квалификациям благодаря принципу свободного перехода с одного направления на другое. Речь о системе «2 + 2 + 2», когда набор осуществляется на укрупнённую группу, а не на конкретную специальность. Предполагается, что более точное направление подготовки в таком случае выбирается после окончания второго курса.
«Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества получаемого высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», — отметил министр.
В пресс-службе привели такой пример. Допустим, абитуриент поступил на укрупнённую группу специальностей «Биологические науки». После освоения базовой части программы он может выбрать несколько направлений — допустим, биологию и почвоведение. В итоге он получит квалификации «Бакалавр биологии» и «Бакалавр почвоведения».
При выпуске ему выдадут один диплом, где будут оказаны обе квалификации и перечень всех пройденных дисциплин. Этот же принцип будут применять по отношению к специалитету.
Помимо этого, в новых перечнях установлена прямая связь между полученным образованием и присваиваемой квалификацией. То есть квалификации отражают направления профессиональной деятельности, а не только уровень образования. Например:
- «Бакалавр биологии»;
- «Магистр картографии и геоинформатики»;
- «Горный инженер»;
- «Врач — медицинский микробиолог».
Благодаря этому работодатели смогут соотносить уровни образования с требованиями к квалификации в конкретной сфере труда.
Что насчёт перечней думает профессиональное сообщество
Грядущие изменения начали обсуждать, ещё когда документ находился в стадии утверждения. Главными участниками дискуссии стали, конечно, вузовские преподаватели. И если одни одобрительно комментировали предлагаемые изменения, касающиеся именно их профильных дисциплин, то другие оказались недовольны. То есть в каких-то предметных областях новая классификация показалась удачной, а в других — совсем наоборот.
Например, академик РАН, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Хохлов прокомментировал изменения в укрупнённых группах, включающих математику и естественные науки, в январе на личной страничке на Facebook*.
«Видно, что химию удалось отделить от биологии, и это, безусловно, позитивное изменение. Но по-прежнему физика и математика остаются внутри одной укрупнённой группы специальностей, в которой также присутствует статистика, но нет механики (на уровне бакалавриата). В одну укрупнённую группу попали также геология и география.
Вопрос о перечне вузовских специальностей очень важен для будущего страны. Поэтому необходимо его всестороннее обсуждение на различных площадках. Одной из таких площадок могла бы быть Российская академия наук, но в РАН проекты соответствующих документов не поступали», — отмечал учёный.
Под его постом тогда появился целый ряд комментариев, где пользователи выражали несогласие с правильностью распределения специальностей внутри групп. Например, принцип группировки назвали несистемным и даже не всегда научно корректным.
Кроме того, некоторые пользователи сочли, что принципиально важные для развития общества направления (к примеру, социология) идут как бы на вторых ролях, а другие, кажущиеся не вполне научными, выставляются на первый план.
Недовольство преподавателей вызвало и отнесение некоторых отдельных специальностей к определённым группам. Пользовательница блог-платформы «Живой Журнал» (LiveJournal) сетовала на то, что в новом перечне (на тот момент — его проекте) нет филологии и лингвистики, а большая укрупнённая группа «Язык, общественные коммуникации, медиа и журналистика» слишком разнородная: в неё входят направления «Языкознание и литературоведение» (это как раз «бывшие» филология и лингвистика), «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», «Общественные коммуникации, медиа и журналистика» (то есть реклама и связи с общественностью, журналистика, телевидение, издательское дело, медиакоммуникации) и «Перевод и переводоведение». По мнению автора поста в «Живом Журнале», единая унифицированная программа подготовки бакалавров всех этих направлений на первых двух курсах может привести к поверхностности. И больше всего от этого могут пострадать те направления и профили, которые с самого начала обучения требуют углублённого погружения или специфического базового учебного плана, — например, фундаментальная и прикладная лингвистика и классическая филология.
Что насчёт ФГОС
Как отметил декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и председатель Федерального учебно-методического объединения «Экономика и управление» Александр Аузан, новый перечень — это лишь первый шаг. Теперь в соответствии с ним нужно разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В пресс-службе Минобрнауки, кстати, напомнили, что возможность выстраивать гибкие образовательные траектории обеспечил закон , принятый в 2020 году. Он разрешает разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки.
Причём это имеет большое значение и для учебных заведений, поскольку мера снижает административную и бюрократическую нагрузку.
«Например, если УГСН „Физико-математические науки“ включает в себя семь направлений подготовки и специальностей, то сегодня это семь разных ФГОС. С 2024 года, когда перечень вступит в силу, по данной УГСН останется один ФГОС. Таким образом, вместо семи пакетов документов необходимо будет собрать один», — объяснили в министерстве.
Напомним, о том, что Минобрнауки разработало новые перечни специальностей и направлений подготовки, стало известно в мае прошлого года.
- Андрей Фурсенко пояснил перспективы введения системы «2 + 2 + 2» в вузах
- Минобрнауки намерено изменить правила разработки ФГОС
- Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности?
- Как проектировать высшее образование на основе модели ADDIE, не нарушая ФГОС
Источник: skillbox.ru
Специальность по диплому – что это значит
Подготовленность выпускников вузов оценивается уровнем, присвоенным специальной квалификационной комиссией на основе результатов пройденного обучения и защиты дипломной работы.
Специальность и квалификация по диплому
Значение этих терминов, как и процедура их присвоения, отличаются. Специальность – это комплекс профессиональных знаний и умений, полученных по итогам полного курса обучения в учебном заведении. Специальность является неотъемлемой частью любой профессии.
Квалификация соответствует уровню подготовки по определенной специальности, статус присваивается по итогам окончания профессионального образования на основании объема и направленности пройденных курсов.
Понимание этих терминов много значит для представления себя как специалиста в момент, когда заполняются соответствующие официальные документы, при трудоустройстве или дальнейшем обучении.
Болонская система: бакалавр и магистр
Высшие учебные заведения России в 2003 году перешли на Болонскую систему образования, с этого времени по результатам прошедшего обучения начали присваивать новые степени бакалавра и магистра, которые лучше соответствуют уровням полученного образования:
-
Бакалавр. Степень получают по окончанию четырех лет обучения в высшем учебном заведении, после написания и защиты дипломной работы. Бакалавр присваивается по всем направлениям, кроме медицины. Приобретенная степень дает право на занятия профессиональной деятельностью или продолжение обучения для получения следующей ступени образования.
Подготовка магистра заключается в проведение независимых исследований под контролем научного руководителя.
Если полученная ранее подготовка не соответствует направлению, которое было выбрано для получения дальнейшего образования в магистратуре, то поступить на магистра возможно только по итогам прохождения специально предусмотренного экзамена.
Квалификация в российской системе высшего образования
Главная цель, которую преследует Болонская конвенция – обеспечение качественного процесса получения знаний. Присоединение России к Болонскому процессу дает дополнительные привилегии обучающимся студентам в виде участия в проектах, финансируемых Европейской комиссией.
Болонская система образования в России позволяет определить профессиональный уровень подготовленности выпускников учебных заведений и облегчает процедуру их трудоустройства.
Применявшаяся до 2003 года система специалитета продолжает действовать в России и сейчас, дополняя Болонский процесс. По некоторым специальностям (юриспруденция) вузы готовят как бакалавров, так и специалистов, по другим (медицина) – только специалистов.
Такая практика связана с практической направленностью подготовки на специалитете. Получение образования на специалиста занимает 5-6 лет и включает углубленную подготовку с выработкой профессиональных навыков и умений высокого уровня.
Диплом специалиста по специальности
Рассмотрим несколько документов выпускников средних и высших учебных заведений:
- Область образования – юриспруденция (она не указывается), специальность по диплому – правовое обеспечение национальной безопасности, код 40.05.02, квалификация – юрист.
- Государственное и муниципальное управление – вид подготовки, код – 38.03.04, бакалавр.
Общее правило – в границах единой сферы деятельности указывается узкая область конкретных дисциплин, как у специалистов, или уровень подготовки, как у бакалавров и магистров.
Значение квалификации при устройстве на работу
Оценка будущего сотрудника – важнейший критерий работодателей при приеме персонала на работу. Когда трудовой договор подписан, этот критерий играет большую роль в вопросе о прохождении аттестации, при переводе сотрудника на другую должность.
Дипломы о переподготовке и повышении квалификации
Переподготовка и повышение уровня образования служащих – востребованы почти во всех сферах профессиональной деятельности. В условиях конкуренции за вакантные рабочие места, работодатели предпочитают принимать сотрудников, владеющих новейшими технологиями.
Некоторые профессии утрачивают актуальность в связи с инновациями. В подобном случае поможет переподготовка – вид дополнительного обучения профессии, после успешного прохождения которого работник получает новую специализацию.
Переподготовка и повышение квалификации по диплому обозначают пример двух совершенно разных понятий. Разница в том, что повышение квалификации по диплому дает меньший объем знаний общего характера, чем переподготовка, и времени на прохождение обучения требует тоже значительно меньше.
В случае с переподготовкой человек получает новую профессию, после повышения квалификации – совершенствование имеющихся знаний и умений по уже приобретенной специальности.
Повышение квалификации предполагает наличие базовой профессиональной подготовки. По окончании выдается удостоверение, а не диплом о повышении квалификации.
Чтобы поступить на программу дополнительного профессионального образования, необходимо высшее или среднее специальное образование.
Квалификация и специальность по диплому
В сфере трудовой деятельности эти термины имеют иной смысл, чем в области просвещения. Трудовая профессия – практические занятия человека, приносящие доход, где применяются полученные знания и навыки.
Профессия – широкое понятие, объединяющее несколько специальностей: врачи бывают педиатрами, хирургами или стоматологами. Уровень знаний и навыков работника называют квалификацией, она выражается категориями, классами или разрядами: врач высшей категории, контролер 4 разряда.
Профессия, специальность и квалификация
Специальность в системе обучения – общее направление подготовки студента. В рамках конкретной специализации возможно получить различную квалификацию.
Квалификация – уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения: специалист, бакалавр, магистр. В области среднего профессионального обучения установлен начальный и средний уровень.
Профессия – узкопрофильные дисциплины учащихся специалитета и средних профессиональных заведений, направленные на овладение определенной предметной областью.
Специалист, бакалавр, магистр
В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу по сближению отечественной системы обучения с европейской. Сейчас высшее образование в стране предусматривает несколько уровней:
- Бакалавриат – полноценное высшее образование по определенному направлению (кроме медицинского) без углубления в конкретную специализацию. Для получения степени бакалавра учатся 4 года. Она дает выпускнику право устроиться на работу или обучаться дальше, на степень магистра. Если выбирается магистратура другого профиля, придется сдавать дополнительный экзамен.
- Специалитет. Степень специалиста получают студенты после 5 или 6 лет обучения в ВУЗе. В выбранной сфере знаний они основательно постигают определенный вид деятельности, включая медицину. Выпускники специалитета вправе поступать в аспирантуру по родственному направлению. Но если выбрать иную область обучения, сначала придется получать профильное высшее образование.
- Магистратура. Обучение на степень магистра длится 2 года и имеет научно-исследовательскую направленность. С объемом знаний такого уровня выпускник может поступить в аспирантуру, продолжить занятия научной деятельностью или устроиться на престижную должность.
Наниматели неохотно предоставляют работу бакалаврам, предпочитая специалистов по причине углубленного изучения ими определенных видов деятельности.
В дипломах выпускников специалитета указана область обучения и конкретная профессия. В документах выпускников бакалавриата и магистратуры обозначено направление подготовки и уровень образования (бакалавр, магистр).
Как узнать код специальности по диплому
Новая версия российского классификатора ОК 009-2016 действует с 1 июля 2017 года, версия 2003 года – недействительна. Согласно классификатору, код состоит из 7 цифр:
- первый знак обозначает область образования;
- второй и третий указывают на код укрупненной группы (совокупность схожих профессий);
- четвертый и пятый говорят об уровне образования, от среднего профессионального до аспирантуры;
- шестому и седьмому соответствует вид подготовки, специализации или профессии.
Первую цифру в документе об образовании не указывают. Классификатор ОК 009-2016 поможет узнать, что означает шестизначный код, или по виду деятельности найти его значение.
Как правильно указывается специальность
При устройстве на работу возникает вопрос, как заполнить графу о профессии. Ведь трудовую книжку требуется оформлять в соответствии с официальными документами.
В дипломе выпускника специалитета область специализации – юриспруденция, квалификация – юрист; или нефтегазовое дело с профессией – инженер. В документе выпускника бакалавриата ставится направление подготовки – юриспруденция, уровень – бакалавр. Что указать в трудовой книжке: специальность в дипломе – юрист, бакалавр или юриспруденция?
В таких случаях в трудовой книжке правильно писать:
- юрист, юриспруденция;
- инженер, нефтегазовое дело;
- бакалавр, юриспруденция.
Источник: expo-kids.ru