люди и сами не люб ят ра ботать, и не цен ят чужой труд. Напр отив, в семье г ероя знают цен у труду.
— Как ведут себя по дороге за з емлянико й ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские
орлы бросали др уг в друга посуд ой, барахтались, раза два принима лись драться, плакали,
дразнились. По пути он и заскоч или в чей — то огоро д и, поскольку там ещё ни чего не созрело,
напластались луку — ба туна , наелись до зелёной сл юны, а нед оеденный побро сали…» .)
6 . Составле ние таблицы
С какими двум я мирами мы встреча емся в рас сказе? Быт каких двух семей рису ет нам автор?
Это семья самого Вик тора и семья дяди Левонти я, соседа.
Совершенно верн о. Чем эти с емьи отличаю тся друг от друга ? В каком отношении мы мож ем их
Левонтий совсем не следит за свои ми детьми, а Екатерина Пе тровна опекает своего внука ,
воспитывает его.
Хорошо, вот вы заг оворили о ценностях, на них и остановимс я подробн о.
Что еще можно сравнить в этих двух д омах?
Семья Катерины Пе тровны
Семья Левонти я
1. Описание жил ья. Как выглядят дома этих семей, обстано вка.
Конь с розовой гривой. Виктор Астафьев
Было свое хозяйство .
Чистота, порядок в до ме.
«В ытряхивала полови ки, занима лась
хозяйством.
«Стоял он сам собою , на прос торе, и ничего —
то ему не мешало см отреть на све т белый
кое — как застекленн ыми окн ами – ни забор, ни
ворота, ни налич ники, ни ставн и».
Левонтий бил оста тки стекол в окн ах,
ругался, гремел, плакал.
О чём нам говор ит обстановка в этих домах?
• Сразу видно, что в этом доме все
трудолюбивы.
• В доме Левонти я все сами по себе,
занимаются бездел ьем.
2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя вед ут, во что о деты.
Обстоятельная б абушка — генерал.
Дед немногосл овный.
Дед аккуратно оде т.
Загнанная, суе тливая, пок орная тетка Васеня.
Левонтий люби л поговорить, ос обенно
пьяненький.
Выходил на ули цу в рубахе без п уговиц, штан ы
на одной пугов ке держались.
3. Отношение к деньгам.
Запас на черны й день.
Всегда брала в д олг. Когда Левонти й приезжал
с деньгами, за катывали п ир на всю деревню .
4. Ценности до ма . Отношение к детям.
Катерина Петровна учит с овестливости,
честности. Хоч ет, чтобы ее вну к вырос
совестливым, а не таким, как лев онтьевские.
Родители не с ледят за де тьми. Дети
предоставлены сам и себе. Жив ут вне правил и
законов деревни.
Вывод : таким образом, эт и миры отличаются двум я способам и существован ия. В семье Виктора
это ответственн ость, основательн ость, трудо любие, постоянна я забота о завтрашнем дн е. И
полная против оположность в с емье Левонти я, где нет эт ой ответственно сти, осн овательности, где
будням предп очитают праздники, где живут т олько сегодняшн им днем, а н е завтрашним.
Как же Виктор относится к этим двум м ирам?
Виктора в доме Левонтия привле кает имен но свобода, беспечн ость, вольн ость. Ему хочетс я
жить так же, как левонтьевские ребятиш ки, легко и прос то, не думая ни о чем. Но он
воспитывался в ин ой семье, в семье св оей бабуш ки. Бабуш ка живет у него в сердце, он ее оч ень
любит, хотя она и строгая.
В каком эпизод е наиболе е ярко видно, чт о мир лев онтьевских привл екает Виктора ? Что ему т оже
хочется быть та кими?
О том ,что герою хочется походит ь на левоньть евских ребятише к , нам говорит эпизод о
походе за ягодами .
Что же там пр оисходит?
Виктор уже почти на полнил своей туесок ягодам и, но левонтьевс ким захотелось иску паться в
речке, повеселит ься.
Виктору тоже очень э того хотелось. Санька н азывает Вик тора жадн ым,
говорит, что он ис пугался своей бабу шки. А Вик тор хочет показать всем, что он не боитс я
своей бабушки и предла га ет всем съесть собра нные ягоды .
Какой же выб ор делает Виктор в и тоге? Какой мир ему остается дорог?
Сначала Виктор выби рает мир левон тьевски х ребятише к, так как сог лашается все — таки на
обман. Но в итоге он вс е — таки остае тся в мире с воей бабушки, так как о н понимает, что
поступил очень плохо и раскаи вается. Виктор н е может жить так, как ле вонтьевские, так
как бабушкин о начало уже живет в нем самом. Е му стыдно за свой поступок.
III.
Подведение ито гов ур ока . Рефле ксия .
— Понравился ли вам сегод няшний урок ?
— Что нового и ин тересного вы открыли для себ я на сегодняшн ем уроке ?
— Какие жизненные уроки получил герой?
• ( Не поддавайся чуж ому влиянию , можно соверш ить плохой посту пок
• Признайся в сод еянном
• Раскаяние прин осит облегчени е
• Спешить делать добр о
• Надо быть милосерд ным всегда
• Люби ближнего своего как само го себя )
— Усвоили ли вы д ля себя каки е – либо жизненны е уроки ,проч итав данное п роизведение ?
— Как вы считае те , на каку ю оценку вы раб отали сегодня ?
IV . В ыставление оцено к
V . Домашнее за дание
1. Выделить и п ересказат ь эпизоды рассказ а, которые пом огают пон ять, как герой был втянут в
тяжкий обман.
2. Сравнить повед ение Сань ки и рассказчика в эпизоде с ягодам и.
3. Сделать иллюс трацию к одн ому из эпиз одов рассказа и озаглавить е е.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Литература — еще материалы к урокам:
- Презентация «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи»
- Презентация «Прекрасный мир прекрасного человека. К 155-летию А.П. Чехова»
- Контрольная работа «Определение размера стиха»
- Тест «Кентервильское привидение» 6 класс
- Конспект урока «Литература как искусство слова» 5 класс
- Сценарий «Все сильней гончаровские чары, все роднее Обломов, обрыв»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 18-02-2017, 21:17 Технологическая карта урока «Роль глаголов в художественном
- 18-11-2016, 22:29 Классный час «Знакомство с рассказом В. Л. Дурова «Хрюшка-парашютист»»
- 29-10-2016, 21:50 Презентация ««Жить надо по совести» (Нравственные проблемы рассказа
- 29-10-2016, 21:48 Конспект урока ««Жить надо по совести» (Нравственные проблемы
- 28-10-2016, 18:46 Презентация «Знакомство с творчеством А.П. Чехова, рассказом
- 30-09-2016, 15:36 Конспект урока «Знакомство с рассказом М. М. Пришвина «Изобретатель»»
- 10-09-2016, 20:28 Конспект урока «Урок мудрости и доброты (по рассказу В. П. Астафьева
- 14-08-2015, 18:45 Конспект логопедического занятия во второй младшей группе для детей с
Источник: uchitelya.com
Урок по литературе для 6 класса на тему «Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»»
Цель урока : формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через изучение рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Личностные результаты:
-воспитание у учащихся таких нравственных ценностей, как доброта, честность, совестливость, умения признавать и исправлять свои ошибки, уважительного отношения к старшим.
Метапредметные результаты:
— осознанное, вдумчивое чтение, слушание;
— интерпретация информации, в т.ч. извлечение информации из текста художественного стиля и её преобразование;
— выделение основной, второстепенной, скрытой информации;
— построение логических рассуждений, включающие установление причинно-следственных связей на основе анализа художественного текста;
— высказывать предположения;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вести диалог.
Предметные результаты:
— применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации детей к рассказу,
Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа-диспут, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, работа с текстом, работа над закреплением литературоведческих терминов.
Эпиграф к уроку:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
I. Вступительное слово учителя.
«Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.
И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет.
И некому прощать. »
Так заканчивается рассказ «Последний поклон» Виктора Астафьева, давший название целой книге. Будущий писатель рано лишился родителей, жил с бабушкой и дедушкой. Став взрослым, Астафьев напишет книгу-воспоминание, книгу-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов.
Все они о деревенском босоногом детстве, о семье, о трудовых буднях и нечастых праздниках, о сибирской природе и о простых людях. Какой из них выбрать? Каждый по-своему хорош и замечателен.
II. 1)- Ребята, какой рассказ этого писателя вы уже изучали? Вспомните, что вы знаете о писателе? (Жил в Сибири, рассказы автобиографичны – вступительная статья учебника.)
2)Словарная работа.
Дебют – первое или пробное выступление на сцене…на новом поприще.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
3)Выставка книг В.П.Астафьева.
-Сегодня на уроке мы начнём изучать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
— Постановка цели и задач урока.
-Разобраться в прочитанном.
-Понять, почему те события остались незабываемы.
-Какие жизненные уроки извлек герой?
III. Аналитическая работа по тексту.
Беседа с элементами диспута.
-Дома вы прочитали текст рассказа. А что это такое – «конь с розовой гривой»? (Пряник.)
-Скажите, почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
(“Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.)
Верно: для ребёнка это и лакомство, и игрушка, и нечто большее.
События происходят в сибирской деревне до начала Wow. Тяжёлое полуголодное время.
— Что является завязкой рассказа ?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».)
-Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?
Разработка урока с презентацией Астафьев «Конь с розовой гривой»
Предлагаю разработку урока по творчеству В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» для 6 класса. В разработку входит конспект урока и мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами (песни из х/ф «Пацаны»). Надеюсь, что моя работа поможет преподавателям литературы в подготовке к урокам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку»
Просмотр содержимого документа
«астафьев конь с розовой гривой »
Урок литературы Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой».
Андреева Светлана Анатольевна Учитель русского языка и литературы
Конспект урока Класс 6в Учебник литературы в двух частях, автор-составитель В. П. Полухина. Москва « Просвещение» 2003 год. Комментарии к уроку: учебная программа, урок из раздела «Произведения русских писателей 20 века». Тип урока — интегрированный Цель урока: Рассмотреть нравственные уроки рассказа , помогающие взрослеть и стать личностью.
Задачи урока: Предметные Определить тему и основную мысль литературного произведения, развивая умение сопоставлять, анализировать поступки героев рассказа. Метапредметные Умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, рассматривая нравственные проблемы, поднятые в рассказе; Личностные 1)формировать способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению через развитие устной монологической и диалогической речи , развивая коммуникативные навыки , сценические умения и творческие способности; 2) помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через поведение героев художественного произведения, подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть; Форма организации деятельности учащихся — « Урок – размышление». Оборудование: комьютер, презентация к уроку, рисунки учащихся, буклеты, анкета (опросник), кинофильм « Пацаны».
1.Организационный этап. Приветствие. Организация внимания. -Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» и попробуем выяснить , какие нравственные уроки несет рассказ, а также разобраться в себе, задуматься о своих поступках.
2. Подготовка к работе на основном этапе. Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.
Начнём наш урок с отрывка из кинофильма «Пацаны» Слайд 1. ( Просмотр фрагмента фильма). — О чём рассуждают подростки? (о мечте, о том , что они могут ударить человека просто так, рассуждают о доброте). — Они осознанно говорят об этом? ( да, потому что они уже взрослые и могут отвечать за свои поступки). -На кого из героев рассказа похожи эти подростки? ( на левонтьевских ребят, особенно на Саньку). Если связать этот фрагмент фильма и рассказ Астафьева, то о чем мы сегодня будем говорить? ( о доброте, о поступках , которые мы иногда совершаем необдуманно). — Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева- тема взросления.
Писатель показывает, как один , казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. А понять свои ошибки и исправить их помогают ему самые близкие люди и простые жизненные правила(уроки), которые преподносит нам Виктор Петрович Астафьев в своем рассказе.
Слайд 2. — Можем ли мы обозначить тему урока? ( поступки, правила, с помощью которых ребёнок взрослеет, становится другим). — «Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Слайд 2а. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из кинофильма о подростках « Пацаны». Слайд 2б. «Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастет…». Эта песня ещё прозвучит на уроке, но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева. 3. Этап проверки понимания прочитанного.
— Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание). — Случалось ли вам сталкиваться с обманом ? Что испытывает человек обманывая? (Конечно, случалось и не раз, испытывает муки совести, стыда.
Даже были похожие ситуации как у Вити). — А значит, он станет вам чуточку ближе, понятнее. — Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер.
Обманом, опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания..) — Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок прощения..
Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло). — Выделите ключевые слова в названии рассказа. Как вы понимаете название рассказа? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, — необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)
Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций. — А что для вас – радость, какие ассоциации возникают? Работа в буклетах. Ассоциации запишите в буклетах . путешествие Новая вещь
РАДОСТЬ
Игры с друзьями Общение с природой
праздник
— Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня. Выразительное чтение отрывка. (Выразительное чтение отрывка «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива.)
— Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости? ( «конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…) -Но чтобы заслужить эту радость, герой проходит путь испытаний.
— А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.) — Случайна ли форма пряника – «конем»? Для чего он предназначен? ( Конь — символ сельской, крестьянской, жизни.
Конь для крестьянина был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.) — Сейчас прозвучит песня, слова которой послужили эпиграфом к нашему уроку. Послушайте её и подумайте, как слова этой песни соотносятся с рассказом В.Астафьева. (Слайд № 18). Звучит песня из к/ф. «Пацаны» Я подозвал коня, конь мой узнал меня.
Взял да помчал белой дорогою, чистой подковой звеня.
Будет лететь мой конь птицей да над рекой,
Будет играть гривой размётанной –
Он у меня такой…
Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…
Только вот…
Я не возьмусь за плеть, стану коня жалеть,
Коли решил он белой дорогою чистой подковой звенеть. (В песне говорится о коне как о друге, играет гривой, мчится дорогой, летя птицей…..), в песне слова эпиграфа урока. Взрослые мудрее и опытнее, им в жизни легче, а детям, чтобы повзрослеть, нужно многое преодолеть. -Ребята, трудно взрослеть? -Действительно, взрослеть не просто.
Как вы думаете, кто может вам помочь, если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни? ( родители, учителя, психолог, друзья, книги.) -Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? Какие жизненные уроки несёт рассказ? ( нельзя обманывать близких людей,нужно уметь прощать, не быть жестоким, помогать другим в сложных жизненных ситуациях,не поддаваться на провокации). — Пусть жизненные уроки рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» помогают вам взрослеть.
Звучат заключительные слова учителя на фоне мелодии « Сны Татьяны» Рыбникова из кинофильма « Шла собака по роялю».Слайд 19. — Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства».
Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека даже если оно пришлось на суровые, голодные годы, но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится. 6.
Этап информации о домашнем задании. -Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему «Как я бы поступил на месте Вити?» ( в буклетах). 7. Этап подведения итогов учебного занятия. -Оценки за урок. 8 .Этап рефлексии. — О чем бы вы спросили Витю? (Почему он так поступил? Не стыдно ли ему было.
Как он пережил всю эту историю. Мог ли он так поступить ещё раз.) — Какие черты характера героя есть у вас? ( трудолюбие, совесть, упорство….) — Можно ли у Вити чему-либо научиться?
-И в заключении я бы хотела оставить вам на память самую сокровенную мечту Вити———— пряник розовый , но ……… только не конём. -Спасибо за урок.
2.Подготовка к работе на основном этапе.
Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.
3. Первичная проверка понимания прочитанного.
. Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций.
Выразительное чтение отрывка.
.Беседа по прочитанному произведению.
Анализирование ряда эпизодов
Источник: kopilkaurokov.ru