Компьютерные программы общего назначения и их использование на уроках технологии

Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их на территории Российской Федерации за последние пять лет наложило неизгладимый отпечаток на изменение в лучшую сторону личности современного ребенка. Сильнейший поток информации, рекламы, использование новых технологий на телевидении, достаточное распространение компьютеров, электронных игрушек и игровых приставок – все это оказывает существенное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, а также на его воспитание. Значительные изменения претерпели и особенности практической деятельности детей: меняются игры, увлечения и любимые герои. В нашей статье пойдет речь об основных моделях использования ИКТ в образовательном процессе. Помимо разновидностей, рассмотрим их характеристику и направления в применении.

Современные методики обучения

Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?

основные модели использования икт в образовательном процессе

Урок № 11. Программное обеспечение компьютера и его виды

Сегодня школа является частью общества. Именно она позволяет получить отражение проблем, существующих во всей стране. Поэтому нужно научить каждого школьника за относительно небольшой период времени усваивать, преобразовывать, а также применять на практике внушительные массивы информации. Очень важна такая организация процесса обучения, в соответствии с которой он активно, увлеченно и с интересом будет работать на уроке, лицезреть плоды собственного труда, а главное – оценивать их.

Вам будет интересно: Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

Помочь педагогу в решении столь непростой задачи помогает сочетание традиционных методик и использование ИКТ в образовательном процессе. Применение компьютера на уроке делает процесс обучения строго дифференцированным, мобильным и индивидуальным. Инструмент сочетает в себе возможности видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, а также книги.

Компьютер представляет собой универсальную игрушку, способную имитировать иные всевозможные игры. Современный информационный механизм является равноправным партнером для ребенка, способным весьма тонко реагировать на его запросы и действия, чего школьнику временами так не хватает. Важно учитывать, что использование ИКТ в образовательном процессе в школе является привлекательным решением и для преподавателей. Компьютеры позволяют лучше оценить знания и способности ребенка, понять его. Они побуждают находить нетрадиционные, новые методы и формы обучения.

Вам будет интересно: Украшение рекреации в школе к Новому году

В этой статье мы постараемся осветить ключевые возможности использования ИКТ в образовательном процессе. Начнем, разумеется, с понятия информационных технологий.

Определение ИКТ

основные модели использования икт в образовательном процессе

На практике информационные методы обучения принято трактовать как технологии, в соответствии с которыми применяются специальные информационные технические средства (например, ЭВМ, видео-, аудио- или кино-). Когда использование ИКТ в образовательном процессе стало обычной и в то же время популярной практикой, появилось понятие новых информационных технологий. В общем говоря, любой педагогический инструмент – это в первую очередь информационная технология, потому что база процесса обучения формируется посредством информации и ее преобразования. Самый удачный термин для технологий обучения с использованием компьютера – компьютерная технология. Под ним следует понимать процесс подготовки и последующей передачи сведений обучаемому, средством реализации чего служит компьютер.

Такая технология может быть исполнена в соответствии с одним из трех вариантов:

  • Первый вариант – это «проникающая» технология. Использование ИКТ в образовательном процессе в школе предполагает компьютерное обучение по разделам, темам, а также по отдельным задачам дидактического плана.
  • Второй вариант рассматривается как основной. В данном случае определяются самые значимые части из используемых в технологии.
  • Третий вариант именуется монотехнологией. В соответствии с ней категория обучения, включая мониторинг и все разновидности диагностики, опирается на использование ИКТ технологий в образовательном процессе.

Классификация образовательных средств ИКТ

использование икт в образовательном процессе фгос

Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:

  • Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие системы, электронные учебники).
  • Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования).
  • Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
  • Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).

Вам будет интересно: Крестьянский быт XVIII века в России

Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе подразумевает существование следующих категорий в зависимости от функционала:

  • Информационно-обучающие инструменты (электронные библиотеки, электронные издания периодического выпуска, электронные издания, справочники, словари, информационные системы, обучающие компьютерные программы).
  • Интерактивные инструменты (электронные телеконференции, электронная почта).
  • Инструменты для поиска информации (каталоги или поисковые системы).

Классификация по типу информации

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:

  • Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники, энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные методические материалы).
  • Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
  • Аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
  • Аудио- и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой и живой природы, а также предметные экскурсии).
  • Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).

Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе

использование икт в образовательном процессе доу

Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее. При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ и в школьных учреждениях определяет следующие характеристики такого урока:

Особенности метода

В процессе использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ и школ весьма актуальным является вопрос касательно соотношения компьютера и элементов иных технологий. Важно отметить, что компьютер может применяться на всех стадиях процесса обучения: при введении (объяснении) нового материала, повторении, закреплении, а также при контроле знаний. Компьютерные инструменты обучения определяются как интерактивные. У них есть способность откликаться на действия преподавателя и учащегося, вступать с ними в диалог. Именно в этом и заключается основная особенность метода компьютерного обучения. Современный компьютер реализует следующие функции:

  • Источник учебных сведений для педагога.
  • Наглядное пособие для учителя.
  • Тренажер.
  • Инструмент для диагностики и контроля.
  • Средство для подготовки текстов и последующего их хранения.
  • Графический редактор.
  • Инструмент для подготовки выступлений.
  • Вычислительная машина, отличающаяся большим арсеналом возможностей.

Преимущества

использование икт в образовательном процессе начальной школы

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ и других образовательных учреждениях имеет ряд плюсов, в числе которых:

Дополнительные плюсы применения ИКТ

Вам будет интересно: Плавание судов. Плавание судов — физика (7 класс)

Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы или средних, а также высших учебных заведений предполагает наличие следующих преимуществ дополнительного характера:

  • Методика обучения с применением ИКТ очень привлекательна для учителей: она позволяет за короткий промежуток времени получить объективную картину степени усвоения изучаемой информации в отношении всех учащихся, а также своевременно ее скорректировать. При этом в настоящее время существует возможность выбора уровня сложности задания для конкретного учащегося.
  • Сразу после исполнения теста (когда эти сведения еще не потеряли своей актуальности) ученик получает объективный результат с определением и пояснением ошибок, что считается невозможным, к примеру, при устном опросе.
  • Разобранные ниже варианты использования ИКТ в образовательном процессе так или иначе предполагают освоение дошкольниками и школьниками современных информационных технологий. На тех уроках, которые интегрированы с информатикой, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью, а также учатся применять в работе с материалами школьных предметов один из самых мощных универсальных современных инструментов – компьютер. Именно с помощью его ученики решают уравнения, строят чертежи, графики, готовят всевозможные тексты, а также рисунки для своих выступлений и работ. Таким образом, сегодня учащиеся имеют возможность полноценно проявить творческие способности.

Проблемы и недостатки использования ИКТ

использование средств икт в образовательном процессе

Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:

  • Отсутствие компьютера дома у учителей и учащихся, ведь время на самостоятельную работу в компьютерном классе есть не во всех школах. Сегодня данная проблема теряет свою актуальность, ведь компьютеры имеются практически у всех.
  • Недостаточное количество времени у преподавателя на подготовку к уроку, в процессе которого применяются компьютеры.
  • Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагога.
  • Отсутствие взаимодействия с преподавателем информатики.
  • Дефицит времени для исследования возможностей сети Интернет у учителя.
  • Отсутствие демонстрационного центра.
  • Возникновение сложностей в интеграции компьютера в поурочную структуру занятий.
  • Нехватка на всех компьютерного времени.
  • Отсутствие принципа деления класса на группы в случае работы за компьютерами и так далее.

Заключение. Варианты использования средств ИКТ

использование икт в образовательном процессе доу

Итак, мы полноценным образом разобрали категорию применения ИКТ в процессе образования. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день используются различные варианты информационно-коммуникационных технологий. Среди них важно обратить внимание на урок с мультимедийной поддержкой. В данном случае в классе устанавливается один компьютер.

Читайте также:
С помощью какой программы открывать файлы djvu

Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов. Помимо этого, урок может протекать с использованием нескольких компьютеров (как правило, в специально оборудованном классе). За ними работают все учащиеся одновременно или по очереди. Урок, интегрированный с информатикой, в любом случае проходит в компьютерном классе.

Существует также самостоятельное изучение (иногда – дистанционное) посредством соответствующих обучающих систем. Сегодня в учреждениях образования, расположенных на территории Российской Федерации, оно становится все более популярным. Это говорит о том, что учебно-воспитательные структуры активно используют средства ИКТ в своей деятельности.

Источник: 1ku.ru

Выступление. Использование ИКТ на уроках технологии
статья по технологии на тему

Одной из главных профессиональных компетенций современного учителя является применение в работе ИКТ. В своем докладе я постараюсь обобщить накопленный опыт по применению и нформационно-коммуникационных технологий на уроках нашего цикла.

Изучение технологии в школе — первый шаг в подготовке рабочих и инженерно-технических кадров. В то же время следует отметить, что технологическая культура человека, основами которой овладевают школьники при изучении технологии в школе, необходима любому человеку в будущем, независимо от выбора профессии.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий.

Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.п. – все это является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся.

Задача учителя — создать обучающую среду, которая позволит ребенку учиться через свой опыт мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать свои творческие и практические способности.

В основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

В число современных образовательных технологий, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности входят и нформационно-коммуникационные технологии . Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому , средством осуществления которых является компьютер .

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметами.

Компьютеризация – это «путь к другому образованию», — сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д .

При этом компьютер выполняет следующие функции: 1. В функции учителя компьютер представляет собой:

· источник учебной информации;

· средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента:

· средство подготовки текстов, их хранение;

· средство подготовки выступлений;

Новые и нформационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается тем, что данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

Задача учителя , применяющего ИКТ на уроках данной образовательной области состоит не в том, чтобы использовать их на каждом уроке технологии. Необходимо найти такие уроки, где использование компьютера сокращает время объяснения материала и выполнение задания, разнообразит воображение учащихся, расширяет возможности при проектной деятельности.

Цели уроков технологии, на которых используются информационные – коммуникативные технологии, кроме общепедагогических, следующие:

· Формирование информационной культуры учащихся, под которой понимается наличие знаний и умений для целенаправленной работы с информацией и использования для этого возможностей компьютера.

· Обучение системному подходу к исследованию структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов.

· Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника с использованием для этого богатого компьютерного инструментария .

Кроме обычных целей урока, урок с компьютерной поддержкой имеет технологическую цель: обучение новому методу учебной деятельности, использованию конкретной учебной программы.

Учитель может использовать информационно-коммуникационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения.

Всю работу с ИКТ для уроках можно разлелить на 3 блока:

Сбор информации для уроков

Применение информации на уроках Хранение и обработка информации

Для использования компьютера в поддержки уроков необходимо

· Операционная система Windows ,

· Пакет Microsoft Office ( текстовый процессора Word , электронные презентации PowerPoint ),

Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти.

Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Возможности Интернета, электронные учебники позволяют подобрать нужную позволяют подобрать или помочь учителю смоделировать нужную презентацию.

Проведение уроков с применением ИКТ в кабинете технологии возможно при наличии компьютера с проекционной доской или мультимедийного оборудования.

Я использую презентации тогда, когда возможности урока, кабинета не могут дать полного представления о данной теме.

Например, изучая тему «Дрожжевое тесто», в силу невозможности проведения полноценного практического задания, урок проводится в форме урока-лекции. На уроке необходима презентация технологии приготовления этого вида теста.

Свой отбор информации для проведения уроков я делала на основании моей учебной программы.

Электронные учебники, пособия и презентации, применяемые мною на уроках технологии

1. ММ пособие «Энциклопедия вкусной жизни»

2. Компьютерная программа «Крой и шитье. Юбки»

3. компьютерных программ «Женская одежда. Выкройки»,

4. «Одежда для женщин. Блузки»

5. «Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия»

Презентации к урокам (5-9 классы)

«Бутерброды”, «Сервировка стола”, «Дрожжевое тесто»

«Вышивка лентами», «Лоскутная пластика»,

«Вязание крючком», «История костюма», « Искусство оставаться красивой

«Стиль и силуэт в одежде», «Роль комнатных растений», «Интерьер

жилого дома», «Человек и профессия», «Творческий проект»

На уроках я использую далеко не все имеющиеся презентации. Просто пополняю банк, на случай, что когда нибудь понадобятся и другие или кабинет будет оснащен мультимедийным оборудованием. Если Вас заинтересовала информация об этих и других презентациях, вы можете их посмотреть в конце в папке «Приложение».

2. Инструкционные карты

Технологическая, инструкционная карта являются основным технологическим документом на уроке при выполнении практической работы. Инструкционные и инструкционно — технологические карты включают в себя графический и текстовый материал, сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и способах их устранения.

Читайте также:
Все g функции в программе

Располагая инструкционными и инструкционно — технологическими картами, учащиеся могут проводить производственные работы без вмешательства мастера. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование.

За годы работы в школе я разработала банк собственных технологических, инструкционных карт, которые значительно экономят время на уроке, позволяют ученицам проявлять максимум самостоятельности при ввыполнении работы, приучают к технологической грамотности: понимать и анализировать технический текст, выполнять работу по описанию. Технологические карты используются при выполнении кулинарных, швейных, конструкторских, проектных работ, работ по рукоделию и т.д.

Технологические карты по кулинарии содержат рецептуру, технологию приготовления блюда. На практических занятиях это документ коллективной отчетности. На вводном этапе учащиеся распределяют всю работу по приготовлению. В процессе работы стараются выполнить ее добросовестно, не путаясь, т.к. от работы одного зависит результат работы всей бригады.

Учителю карта позволяет точнее производить учет и качество выполненной работы – оценки на уроке кулинари выставляются не формально, так как часто учителю сложно отследить работу всех учениц одновременно, а фактически. Использование этих карт позволяет не использовать во время выполнения задания сборник рецептур, что сокращает затраты времени на поиск рецептуры.

Технологическая карта по швейным работам как правило является индивидуальным раздаточным материалом.

Для уроков, определяющих направление основной практической деятельности учащихся я применяю дифференцированные инструкционные карты, позволяющие ученице выбрать тот уровень сложности и то изделие, которые соответствуют ее способностям. Работу по этим картам провожу в форме деловой игры.

3. Построение чертежей.

При построении чертежей на уроках я также использую инструкционные карты.

Наличие в классе мультимедийного проектора позволяет строить чертежи на уроке с помощью к графического редактора PowerPoint или компьютерной программы «Компас»

4. Тестирование, опросники

Для проверки знаний учащихся можно использовать различные формы и методы контроля знаний:

Тестовые задания : открытые (с вариантами ответов,

закрытые (без вариантов ответов),

на совмещение вариантов ответов,

на составление последовательности,

проверочные и контрольные работы,

деловые игры в виде загадок

кроссворды, загадки, шарады и.т.д.

уроки – опросы в виде презентации,

тестовые системы — MyTest-X

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Полученные результаты нуждаются в обработке – анализе. Анализ проверки знаний по отдельным блокам можно производить вот по таким таблицам: такой анализ помогает определить степень усвоения отдельных тем, выявляет одаренных детей и детей нуждающихся в педагогической поддержке.

5. Проектная деятельность

Для обеспечения этих уроков, развития мотивации к проектной деятельности на своих уроках я применяю:

1. Компьютерную презентацию о самом творческом проекте .

2. Банки идей. Каждую тему по выполнению проектной работы начинаю с показа презентации изделий данной тематики. Такие банки расширяют кругозор, позволяют быстрее сориентироваться в выборе темы проекта.

3. Банк проектных рефератов, выполненных ученицами школы № 19.

Проектный метод мы ввели в программу 13 лет назад. Часть проектных работ хранится в электронном виде. Остальные лучшие в проектные рефераты в специальных папках «Проекты», «Экзаменационные проекты» лхранятся в кабинете и используются в качестве наглядных, дидактических пособий на уроках по проектному методу .

5. Инструкционные карты последовательности выполнения проекта. Запуск каждого проекта требует особого подхода. Для большинства проектов я разрабатываю алгоритм последовательности выполнения проекта. Как индивидуального, так и коллективного.

6. Для подготовки к презентации проекта учащимся раздаются карточки — краткий план защиты проекта

7. Для оценки качества выполнения проекта учителем может быть использован специальный документ — анализ самостоятельной деятельности учащихся по выполнению проекта

8. Выполнение проекта и защиту проекта также сохраняю.

6. Раздаточный материал к урокам

Т.к. учебниками по технологии ученицы пользуются только на уроках, то от хорошего ведения конспектов во многом зависит усвоение материала. Но на запись всего необходимого теоретического материала даже в сжатом виде иногда уходит довольно много времени. Поэтому на уроках часто использую заготовки, которые ученицы просто вклеивают в конспекты: например: устройство швейной машины, машинные швы, разделка говяжьей туши и.т.д.

7. Обратная связь

Я рассказала о применении ИКТ учителем. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск учащимися дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации.

Например: кто придумал «сендвич», откуда произошла столовая салфетка, фартук в женской одежде, какая польза от каши, история халата, какой должна быть школьная юбка, пословицы и поговорки о рачительности и экономии и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. При выполнении проектов учащиеся самостоятельно находят, сортируют и анализируют нужную информацию.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Кроме урочной деятельности применение ИКТ активно применяется во внеклассной деятельности: при проведении предметных недель, выставок, конкурсов, где применение проекторов, мультимедийного оборудования усиливает эффект занимательности, способствует популяризации предмета. Например, мне давно хотелось в рамках предметной недели провести конкурс к 1 мая. В этом году вместе с коллегами мы его провели, использовав разработанную мною презентацию. Презентация очень помогла создать у учащихся ощущение праздника, поднять дух соревнования, содействовать формированию правильного отношения к труду.

Этому же способствует размещение информации на сайте школы о результатах проведения олимпиад, конкурсов, одаренных детях, важных событий в предметной области. Такая информация стимулирует интерес детей к предмету.

При подготовке к уроку, внеклассным мероприятиям я часто, благодаря интернету, использую опыт других учителей. Поэтому давно изменила свое консервативное отношение к интелектуальной собственности и считаю, что сама должна делиться своим личным опытом. Поэтому открыла свой личный сайт, на котором начала публиковать те разработки, которые, как мне кажется, могут пригодиться другим учителям технологии.

Источник: nsportal.ru

Использование ИКТ на уроках технологии

Использование ИКТ на уроках технологии.Внедрение новых ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках технологии»

Тема: «Использование ИКТ на уроках технологии»

Теоретическая база опыта

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

— повысить уровень наглядности в ходе обучения;

— оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

— сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Актуальность и перспективность опыта

С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно – урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении информационных технологий на уроках технологии.

Читайте также:
Программа по русскому языку как иностранному глазунова

Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для овладения практическими и теоретическими знаниями для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения технологии.

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника.

При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.

В связи с этим появилась необходимость — использовать при подготовке к уроку компьютерные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также и следующими противоречиями:

непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;

повышение интереса к изучению технологии на фоне компьютеризации обучения;

Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и

проведении уроков технологии, позволяют учителю:

• повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным;

• доступным, для усвоения материала, учениками;

• возможность эмоционально и образно подать материал;

• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;

• повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

повысить уровень наглядности в ходе обучения;

оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

в интерактивном взаимодействии «учитель- ученик — компьютер»;

в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

Системность работы учителя и ее результативность

Использование информационных технологий на уроках технологии помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
1.Повышает эффективность учебного процесса;
2.Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
3.Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
4.Сокращает время на подачу учебного материала;
5. Развивает активность и самостоятельность учащихся;
6. Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
7. Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Мною освоены и применяются на уроках технологии инновационные методы обучения с использованием Internet –технологий:

использование ресурсов глобальной сети Интернет с позиции организации педагогического процесса – обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты.

применение инструментальных средств креативного характера:

— текстовый редактор Microsoft Word 2003(письменное представление выполненной работы — стимулирует работу по составлению проектов, редактированию).

— электронные таблицы (развивают системный подход) –

анализ экономических критериев изделия, маркетинговые

исследования потребности, критериев изделия, свойств используемых материалов, технологии изготовления;

— средства для создания компьютерных презентаций Microsoft Power Point 2003 (устное представление выполненной работы – защита проектов).

А итоговые занятия по технологии перерастают в школьный праздник – фестиваль проектов.
Использование современной аппаратуры и компьютерных программ позволяет значительно расширить возможности проектной деятельности школьников.
Применение дисков с различной презентацией повышает мотивацию учеников, экономит время на уроках по теме: «Конструирование и моделирование». Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только варианты изделий, но и технологическую последовательность их изготовления. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить терминологию используемую в описании технологии выполнения работ. В ходе работы над созданием проектных изделий на уроках демонстрируются учебные фильмы, и созданные учителем мультимедиа презентации. С учётом требований, созданные презентации состоят из 9-10 слайдов иллюстративного характера, не содержат резких отвлекающих внимание учащихся анимации, с минимальным количеством текста на слайдах.
Компьютерные презентации скомпонованы по разделам программы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование изделий», «Технология изготовления изделий», « Художественные ремёсла», «Творческие, проектные работы». Каждый раздел включает несколько мультимедиа презентаций. Презентации используются в ходе уроков на этапах актуализации и получения эстетического вкуса учащихся.

Почти в каждом кабинете нашей общеобразовательной средней школы есть возможность показать презентации, так что восторженный период, когда урок интересен только потому, что «смотрели презентацию», давно прошёл. Востребованы качественные мультимедиа разработки развивающего характера, в которых информация не просто выдаётся, а заставляет учащихся мыслить: анализировать, сравнивать. Иллюстративный материал для презентаций не только сканируется учителем из литературы, со специальных компьютерных дисков, но и с фотографии с сайтов сети Интернет.
Их использование не только обогащает учебный процесс, но и повышает качество проектов, даёт возможность доступно продемонстрировать различные способы обработки изделий, результативно провести учебные исследования, организовать практическую работу учащихся.
При изучении раздела программы «Технологии обработки конструкционных материалов» темы «Черчение и графика»можно использовать программу в сети Интернет «Compass».

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, можно предложить самостоятельные творческие задания разного типа:

составление кроссворда, ребуса по теме;

изготовление учебного пособия;

подготовку различных творческих сообщений;

подготовку презентаций и др.

Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru