При изучении психологических явлений, представляющих собой сложные, динамические, самоорганизующиеся системы, возникает необходимость уже на этапе организации исследования использовать методы математического моделирования, а, следовательно, и соответствующее программное обеспечение. Так, в последнее время за рубежом отмечается значительный рост исследований, в которых используется структурное моделирование. Для создания теоретических моделей и их анализа существуют специальные программы, среди которых наиболее популярны: AMOS на базе SPSS, EQS, Lisrel, Mplus, SAS, Statistica, а также свободно распространяемые программы, работающие на базе среды R: Lavaan и OpenMx. Использование этих инструментов на начальном этапе психологического исследования позволяет разработать и графически представить концептуальную схему изучаемого явления, абстрагироваться от ненужных, незначительных в конкретном исследовании свойств сложных объектов, дисциплинирует исследователя и дает возможность ему самому лучше разобраться в том, что он изучает. Сложность процесса проверки разработанной теоретической модели эмпирическими данными не позволяет использовать для этой цели общедоступные компьютерные программы.
Компьютерные программы
Для облегчения процесса сбора эмпирических данных и их первичной обработки (подсчет баллов в соответствии с ключом) можно использовать специально разработанные или общедоступные компьютерные программы (приложения). Такие программы, как правило, состоят из следующих элементов: среда предъявления теста, перечень методик; база данных результатов тестирования; менеджер профилей испытуемых, программы компьютерного анализа результатов психологического тестирования и групповой статистики; элементы статистического анализа и программы автоматического создания профессиональных документов.
Следует отметить, что программы, которые составляют класс специально разработанных для психодиагностики программ, предоставляются исследователю платно. Расходы на приобретение подобного комплекса могут превышать 10000 рублей. Кроме того, подобные комплексы предлагают определенный набор методик.
Поэтому если исследователь планирует воспользоваться методикой, которая не входит в тот или иной комплекс компьютерных методик психодиагностики, он может воспользоваться общедоступными программами для автоматизации процесса сбора и обработки результатов диагностики. В качестве наиболее доступных и часто используемых с этой целью программ можно назвать приложения, входящие в пакет Ms.
Office: Ms. Excel, Ms. Access. Эти приложения позволяют создать удобную для исследователя и диагностируемого форму ввода данных, а также автоматизировать процесс обработки результатов диагностики, начиная с подсчета бальных значений в соответствии с ключом и заканчивая проведением корреляционного или дисперсионного анализа данных. Однако, их использование потребует от исследователя достаточно высокого уровня владения приложением, а порой и основами программирования.
Некоторые психологические исследования требуют специальных методов обработки данных, например проведение контент-анализа или реконструкции психологических черт личности определенной группы испытуемых в системе 16 личностных факторов по Р. Кеттеллу. Для эффективного решения подобных задач используются специально разработанные приложения.
💥🌎НОВОСТИ ВЕКА!!! СОЗВЕЗДИЕ ПЕГАСА РЕЗОНАНС ШУМАНА ВСПЫШКИ КОНТАКТЕР ЧЕННЕЛИНГ ФИДРЯ ЮРИЙ
Так, например, программа KWALITAN является одной из наиболее распространенных программ компьютерного контент-анализа и позволяет проводить количественно-качественные исследования текстовых документов. Контент-аналитическое исследование лучше проводить с помощью программы «ТАКТ», поскольку она имеет значительные преимущества, такие как скорость обработки данных, визуальное отображение результатов исследования и прозрачность процедуры операционализации всех переменных. Конечно, провести контент-анализ текста можно и с помощью программы Ms. Word, однако, это потребует больше усилий и хорошего знания функций данного приложения.
Следующая группа программ позволяет представлять результаты исследования наглядно в графическом (диаграммы, схемы, графики) или табличном виде. В качестве примера специально разработанных для этого программ можно указать программу Pajek, которая позволяет графически визуализировать различные сети.
Ею удобно пользоваться при построении социограмм на основе результатов социометрии или строить корреляционные плеяды на основе результатов корреляционного анализа. Построить графики, гистограммы, таблицы и схемы на основе полученных данных можно с помощью приложений входящих в пакет Ms. Office: Ms. Visio, Ms. Excel, Ms. Word.
Следует отметить, что общедоступные программы в решении данного рода задач оказываются столь же эффективными, как и специально разрабатываемые приложения. Однако по опыту их использования можно заключить, что в специализированных программах достигнуть того же результата можно гораздо быстрее.
Для статистической обработки данных психологических исследований разработаны специальные пакеты программ (SPSS, STATISTIKA, Statgraphics). Кроме того, в сети Интернет в настоящее время можно встретить специальные скрипты, которые позволяют выполнить те или иные статистические расчеты. Рассчитать эмпирическое значение Т-критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Спирмена или провести дисперсионный анализ данных можно также с помощью общедоступного приложения Ms. Excel. В данном случае выбор инструмента зависит от субъективного удобства и степени освоенности пользователем конкретного программного продукта.
Источник: megalektsii.ru
Компьютерная психодиагностика
Внедрение компьютеров в психодиагностику на рубеже 20 и 21 вв. идёт главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик . Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными стимулами, т. е. вопросами, утверждениями и заданиями, выраженными словами, одинаковыми для всех испытуемых, и статическими невербальными стимулами, т. е. картинками, фигурами, значками, пятнами, акустическими и осязательными стимулами, постоянными во времени, на которые испытуемый даёт ответы закрытого типа, когда все возможные виды ответов заранее известны. Таким образом, прежде всего речь идёт о компьютеризации стандартизированных психодиагностических методик – тестов (различия между тестами и другими нетестовыми психодиагностическими методиками описывает тестология ).
Переложение на компьютерную основу таких методик, ранее разработанных для «ручного употребления» и имеющих хорошо формализованную структуру, не представляет особой сложности. При этом проявляются положительные для практической психодиагностики эффекты:
- Быстрое получение диагностических результатов , что крайне необходимо, например, при массовых обследованиях .
- Эксперт освобождается от трудоёмких рутинных операций (инструктирование испытуемого, предъявление ему задания, проверка правильности ответов, ведение протокола обследования, обработка результатов).
- Точность регистрации результатов, отсутствие ошибок при их обработке.
- Оперативность обработки данных, что позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путём параллельного тестирования многих испытуемых.
Как следствие, компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического обследования.
Применение компьютерной техники способствует повышению уровня стандартизации условий психодиагностического обследования за счёт единообразного инструктирования обследуемых и предъявления заданий, не зависящих от индивидуальных качеств и состояния как экспериментатора, так и обследуемого. Конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет обследуемому быть более откровенным и естественным во время сеанса тестирования (эксперимента).
Положительные черты компьютерного обследования имеют и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагностического обследования даже в лучшую сторону с позиций стандартизации требует обязательной проверки компьютерной версии методики на её адекватность традиционному «ручному» аналогу. При общении с компьютером у обследуемого могут возникать, например, эффекты психологического барьера и сверхдоверия . Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик, как минимум, должны подвергаться рестандартизации. Таким образом, не только при переводе методики с одного языка на другой требуется её психометрическая адаптация (перепроверка психометрических свойств теста ), но и при переводе методики из бумажно-карандашного формата (paper-and-pencil) в компьютеризированный формат.
Кроме перечисленных выше эффектов от применения компьютеров, психологу предоставляются качественно новые возможности организации компьютерного психодиагностического обследования.
1. Динамическая и полимодальная стимуляция. На экране дисплея современного компьютера можно изображать средствами компьютерной графики динамические объекты, что приближает модельную деятельность по выполнению теста к реальной деятельности, для прогноза которой тест предназначен (Шмелев. 1990 ). Принципиальной также является возможность полимодальной стимуляции – сочетание её зрительной, слуховой и тактильной форм. В самое ближайшее время ожидается появление тестовых заданий в формате кейсов (моделей проблемных ситуаций), не просто представленных на экране компьютера в виде текста, а показанных в виде киноэпизодов – видеозаписи реальной сцены из опыта делового взаимодействия и общения людей.
2. Автоматизация в создании последовательности тестовых заданий в рамках сеанса тестирования. Компьютерные программы обеспечивают автоматизированное формирование на экране компьютера всех пар объектов-стимулов, что необходимо для реализации метода парных сравнений , а также для компьютеризации т. н. ипсативных методик . Кроме того, существенно повышается достоверность процедуры тестирования (защищённость методики от фальсификаций), если происходит формирование индивидуального варианта «на лету» (on the fly) путём применения алгоритмов RSIP – случайного выбора из банка заданий (random selection from item pool) ( Шмелев. 2013 ).
3. Переменный порядок предъявления тестовых стимулов. Простейшим вариантом реализации этой возможности является случайный порядок организации последовательности стимулов, который требуется для проведения рандомизированных экспериментов.
На этом принципе построено также адаптивное тестирование , при котором последовательность предъявляемых обследуемому заданий зависит от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого обследуемому в процессе многоступенчатого тестирования может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого теста. За счёт адаптивного подхода удаётся значительно снизить трудоёмкость и время тестирования.
4. Время как фактор психодиагностического обследования. Психодиагност с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования. Этот темп может также подбираться автоматически, без непосредственного участия психодиагноста. С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, например как показатель временно́й динамики ответов обследуемого на вопросы теста.
5. База психодиагностических данных. Основная задача управления компьютерными базами данных заключается в унификации внутреннего представления разнотипной информации и в устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. Ведение базы данных, в которой накапливаются результаты психодиагностических исследований, позволяет значительно ускорить процесс получения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм для различных контингентов обследуемых. Наличие базы психодиагностических данных создаёт предпосылки для широкого использования диагностического подхода, основанного на поиске прецедентов из множества хорошо изученных случаев психодиагностической практики.
6. Сложные алгоритмы обработки информации. Возможна оперативная реализация широкого спектра различных трудоёмких процедур для расчёта шкал, индексов, вспомогательных показателей, для проведения диагностического анализа, связанного с поиском прецедентов в банке данных и т. д. Методы анализа данных реализуются, как правило, в виде пакетов прикладных программ, в состав которых входят известные процедуры дисперсионного, корреляционного, регрессионного, факторного, дискриминантного и кластерного анализа, а также другие процедуры многомерной прикладной статистики ( Сидоренко. 2010 ). Эти процедуры относятся к классу линейных диагностических правил и превалируют в психодиагностике, но адекватность их применения для решения многих задач дифференциальной психометрии вызывает определённые сомнения – они ограничивают возможности извлечения ценной диагностической информации, которая может быть заключена в особенностях структуры экспериментальных данных.
Совершенствование сложившихся психодиагностических подходов заключается в применении методов машинного обучения как одного из основных разделов современного искусственного интеллекта . Развитие компьютерных информационных технологий даёт основание считать применение методов машинного обучения в качестве ближайшей реальной перспективы совершенствования психодиагностики ( Дюк. 1994 ; Бобкова. 2020 ; Machine Learning in Psychometrics . 2020 ).
7. Игровая мотивация. Включение игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов. С помощью компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. В компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов.
С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой – игровая компонента может служить отвлекающим фактором для тестируемого. Первые работы по развитию игрового подхода были выполнены в российской экспериментальной психологии и компьютерной психодиагностике ещё в конце 20 в. В начале 21 в. психологи исследуют и обсуждают в своих работах не только полезный эффект геймификации , но и факторы, снижающие валидность компьютерных психодиагностических методов, построенных на использовании игровых элементов ( Шмелев. 2016 ).
8. Отображение результатов. С помощью средств отображения информации на современных компьютерах возможно организовать выдачу результатов психодиагностического обследования на экран дисплея в форме профиля личности, графика или таблицы, а результаты обследования выборки испытуемых – посредством диаграмм и гистограмм распределения значений заданного психодиагностического показателя. Возможно также преобразовать с помощью методов многомерного шкалирования и отобразить результаты многомерных тестов в виде двух- и трёхмерных картинок, позволяющих оценивать группировки испытуемых в пространстве той или иной многомерной методики.
9. Интеллектуальный интерфейс . Возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций по подготовке психодиагностического обследования и в процессе его проведения, а также получения обоснованного психодиагностического заключения в развёрнутой форме. Формирование профессиональной интерпретации результатов психодиагностического тестирования рассматривается либо как задача построения экспертной системы, в которой аккумулируются знания нескольких наиболее квалифицированных специалистов, либо как задача эмпирического накопления диагностических прецедентов и разработки типовых образцов интерпретации. Первый подход позволяет не только получать результирующую интерпретацию, но и узнавать аргументированные ответы на вопросы о том, какие закономерности лежат в основе конструирования полного и непротиворечивого вербального психологического заключения.
10. Дистанционная психодиагностика. С появлением и развитием Интернета, особенно в начале 21 в., дистанционные технологии активно набирают обороты.
Одно из основных свойств дистанционной оценки – экономия времени при сохранении точности и прогнозируемости полученных данных. Основные преимущества дистанционной психодиагностики: экономия рабочего времени; независимость от помещения и расстояния между оценщиком и оцениваемым (который может быть в другой стране, городе); экономия денег на специально оборудованном помещении, командировочных расходах и прочем; независимость от карантинных и подобных ограничений. В то же время требует особого контроля доступ к диагностическим методикам, который приводит к эффекту разглашения (disclosure effect).
Источник: bigenc.ru
8.3. Компьютерная психодиагностика
Одно из наиболее актуальных направлений исследований в области психодиагностики связано с широким внедрением компьютеров. Можно сказать, что компьютерное тестирование сегодня является таким же распространенным, как и традиционное («бумага–карандаш»). Внедрение компьютеров в психодиагностику идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик.
Как отмечает В.А. Дюк, большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными стимулами, то есть вопросами, утверждениями и заданиями, выраженными словами и одинаковыми для всех испытуемых, и статическими невербальными стимулами, то есть картинками, фигурами, значками, пятнами, акустическими и осязательными стимулами, постоянными во времени, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, то есть когда все ответы в совокупности образуют полную группу или, иными словами, когда все возможные виды ответов заранее известны [82].
Переложение на компьютерную основу таких методик, ранее разработанных для ручного употребления и имеющих хорошо формализованную структуру, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функцию обычного калькулятора с той лишь разницей, что он обеспечивает автоматическое предъявление испытуемым тестовых заданий, выдает результаты в привычном для психодиагноста виде и ведет протокол эксперимента. В этом, кстати, и проявляются положительные для практической психодиагностики эффекты: 1) быстрое получение диагностических результатов, что крайне необходимо, например, при массовых обследованиях; 2) эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций (инструктирование испытуемого, предъявление ему задания, проверка правильности ответов, ведение протокола обследования, обработка результатов); 3) точность регистрации результатов, отсутствие ошибок при их обработке; 4) оперативность обработки данных, что позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых. Как следствие перечисленных эффектов компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического обследования.
Применение вычислительной техники способствует повышению уровня стандартизации условий психодиагностического обследования за счет единообразного инструктиро вания обследуемых и предъявления заданий, не зависящих от индивидуальных качеств и состояния как экспериментатора, так и обследуемого. Конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет обследуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента.
Положительные черты компьютерного обследования имеют и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагностического обследования, даже в лучшую сторону с позиций стандартизации, требует обязательной проверки компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному «ручному» аналогу. Проблемы взаимодействия обследуемого с автоматизированной системой, рассматриваемые в рамках задачи человеко-машинного взаимодействия, еще далеки от рационального решения [84, 251]. При общении с компьютером у обследуемого могут возникать, например, эффекты «психологического барьера» и «сверхдоверия» [269, 270]. Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик, как минимум, должны подвергаться рестандартизации.
Кроме перечисленных выше эффектов от применения компьютеров, психологу, по утверждению Дюка, представляются качественно новые возможности организации компьютерного психодиагностического обследования.
- Динамическая и полимодальная стимуляция. На экране дисплея современного компьютера можно изображать средствами компьютерной графики динамические объекты, что приближает модельную деятельность по выполнению теста к реальной деятельности, для прогноза которой тест предназначен [292]. Также принципиальной является возможность полимодальной стимуляции – сочетание ее зрительной и слуховой формы.
- Переменный порядок предъявления тестовых стимулов.’ Простейшим вариантом реализации этой возможности является случайный порядок организации стимульной последовательности, который требуется для проведения рандомизированных экспериментов. На этом принципе построено также адаптивное тестирование, при котором последовавтельность предъявляемых обследуемому заданий зависит от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого обследуемому в процессе многоступенчатого тестирования может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого теста. За счет адаптивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования.
- Время как фактор психодиагностического обследования. Психодиагност с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования. Этот темп может также подбираться автоматически, без непосредственного участия психодиагноста. С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, например, как показатель временной динамики ответов обследуемого на вопросы теста.
- Сложные алгоритмы обработки информации. Возможна оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета шкал, индексов, вспомогательных показателей, для проведения диагностического анализа, связанного с поиском прецедентов в банке данных и т. д.
- Банк психодиагностических данных. Ведение банка данных, в котором накапливаются результаты психодиагностических исследований, позволяет значительно ускорить процесс получения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм для различных контингентов обследуемых. Наличие банка психодиагностических данных создает предпосылки для широкого использования диагностического подхода, основанного на поиске прецедентов из множества хорошо изученных случаев психодиагностической практики.
- Игровая мотивация. «Включение» игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов. С помощью компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. В компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой стороны, игровая компонента может служить отвлекающим фактором для тестируемого. Примером разработки рассматриваемого направления компьютерной психодиагностики может служить комплекс КИМ-88 – «комплекс игровых методик» [291].
- Отображение результатов. С помощью средств отображения информации на современных компьютерах возможно организовать выдачу результатов психодиагностического обследования на экран дисплея или в форме профиля личности, графика или таблицы, а также результаты обследования выборки испытуемых посредством диаграмм и гистограмм распределения значений заданного психодиагностического показателя. Возможно также преобразовать с помощью методов шкалирования и отобразить результаты многомерных тестов в двух- и трехмерные картинки, позволяющие оценивать группировки обследованных в простран, стве той или иной многомерной методики.
- Интеллектуальный интерфейс. Возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций по подготовке психодиагностического обследования и в процессе его проведения, а также получения обоснованного психодиагностического заключения в развернутой форме.
Источник: studfile.net