К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было.
Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека. Поэтому прежде чем приступить к проектированию учебного процесса с использованием ЭВМ, преподаватель должен знать методику обучения с применением компьютера. Следовательно, правомерно ставить вопрос о новой технологии обучения, которая давала бы преимущества, компенсирующие затраты на приобретение ЭВМ и на овладение навыками работы с ней. Для этого нужен поиск принципиально новых перспективных решений использования компьютера как эффективного средства обучения.
Компьютерные обучающие программы и системы
Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:
– технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);
– дидактические ( компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).
Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. На практике же эти условия или не выявлены, или не используются, поэтому и функции компьютера реализуются зачастую на примитивном (в педагогическом аспекте) уровне. Что это за условия?
Не претендуя на абсолютную полноту, назовем следующие:
– взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения;
– сочетание слова преподавателя и применения компьютера;
– дидактическая структура компьютерного занятия;
– мотивационное обеспечение компьютерного занятия;
– сочетание компьютера и других ТСО.
Вычленение названных условий необходимо для того, чтобы найти разумное, дидактически обоснованное соответствие между логикой работы ЭВМ и логикой развертывания учебной деятельности. В настоящее время вторая логика приносится в жертву первой, поэтому компьютеризация обучения не дает должного педагогического эффекта. Установка в школьном классе или вузовской аудитории ЭВМ есть не окончание компьютеризации, а начало компьютерного обучения. Рассмотрим подробнее его условия.
УРОКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Компьютер с нуля.
Взаимосвязь компьютера с основными компонентами педагогического процесса.
– по временному фактору: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
– по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
– по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;
– по степени “механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
В представленном перечне целей видно, что используется только одна сторона компьютерного обучения – программированное обучение, но только на более совершенной технике. Практика использования систем программирования подтверждает правомерность такого набора целей при решении задачи формирования практических умений и навыков. Но технологии программированного обучения, по существу, дублируют традиционные методы обучения: оптимизируя операционные и регуляторные компоненты управления деятельностью учащегося, они существенно обедняют и даже разрушают другие ее компоненты (интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный). Поэтому использование целей программированного обучения необходимо, но недостаточно: оно достаточно лишь в узком спектре педагогических ситуаций, связанных с формированием навыков, но совершенно недостаточно в ситуациях развития основных сфер человека.
Компьютерная система обучения: аппаратные и программные средства. Сетевые обучающие системы
Существует большое многообразие компьютерных систем обучения по функциональному назначению и техническому исполнению. Однако общим для всех является их состав: любая компьютерная система содержит в комплексе как аппаратные, так и программные средства (схема 4). Для реализации КО требуется две части: информационно-вычислительная техника (аппаратные средства) и программное обеспечение — набор программ разного назначения.
Программное обеспечение — мозг системы. Это управляющая среда, которая в зависимости от возникающей ситуации адекватно реагирует на действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения — это любое программное средство, специально разработанное для применения в обучении. Выше были охарактеризованы основные типы программ по их дидактическому назначению.
Уровень компьютерной системы обучения в равной степени определяется не только программой, но и аппаратной составляющей. Под аппаратурой понимается ЭВМ как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Основными компонентами аппаратуры являются тип процессора, тип шины (магистрали), размер и характеристики памяти, параметры внешних носителей информации, звуковые адаптеры, видеоадаптеры, периферия.
В настоящее время в развитии аппаратных средств открылось «второе дыхание»: появляются принципиально новая компьютерная техника, различные конфигурации технических и компьютерных средств. Одним из перспективных направлений в этом плане является использование компьютера как универсального комплексного технического средства, способного выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, радио, кино, видеостенки, видеодоски и др.
ЭВМ, которые используются в учебном процессе, должны быть надежными и обеспечивать решение всех задач, встречающихся в учебных курсах. Они могут иметь разное быстродействие и память, но должны обеспечивать высокую степень готовности. Последнее чрезвычайно важно, так как даже частичный отказ может привести к срыву учебного процесса.
Интенсивное развитие микроэлектроники привело к значительному расширению возможностей и одновременному удешевлению вычислительной техники. Это обеспечивает ее повсеместное распространение. Теперь персональные компьютеры стали действительно персональными в полном смысле этого слова. Они уверенно входят в школьную и повседневную жизнь, как когда-то радио и телевизоры.
Можно назвать несколько причин успеха персональных компьютеров. Одна из главных — простота использования, обеспеченная с помощью диалогового способа взаимодействия с компьютером, удобных и понятных интерфейсов программ (меню, подсказки, «помощь» и т.д.). Возможность индивидуального взаимодействия с компьютером без каких-либо посредников и ограничений — это другая причина.
В качестве «технических» причин выделим следующие. Во-первых, относительно высокие возможности по переработке информации (типичная скорость — несколько десятков миллионов операций в секунду, емкость оперативной памяти — от нескольких Мбайт до сотен Мбайт, емкость жестких дисков — до десятков Гбайт). Во-вторых, высокая надежность и простота ремонта, которые основаны на интеграции компонентов компьютера. В-третьих, возможность расширения и адаптации к особенностям применения компьютеров: один и тот же компьютер может быть оснащен различными периферийными устройствами и мощными системами для разработки нового программного обеспечения.
Нынешнее состояние компьютерных систем обучения характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, колоссальный рост числа компьютеров, используемых в обучении, а с другой— их несовместимость. Например, приобретая ту или иную модель компьютера, школа не всегда может воспользоваться программным обеспечением, предназначенным для других моделей. Современное состояние компьютерного обучения имеет большой разрыв в качестве обучающих программ; рынок наводнен примитивными программами, которые не повышают эффективность обучения, а нередко дают и отрицательный результат.
Развитие техники идет колоссальными темпами; появляются разновидности компьютерного обучения с привлечением автоматизированных обучающих систем (АОС). Работа над системами ведется во многих научно-педагогических центрах.
Следует различать компьютерные системы обучения автономного режима и сетевые (дистантные).
Когда обучаемый расположен в непосредственной близости от компьютера как источника знаний — в этом случае говорят о системе обучения, работающей в автономном режиме. Совершенно новые перспективы открывают для КО телекоммуникационные сети и интеллектуальные обучающие системы (ИОС), Объединение таких систем и сетей уже сегодня позволяет создавать как локальные вычислительные сети (ЛВС), так и глобальные системы дистанционного образования.
Основной мотивацией усилий по разработке ИОС является желание ускорить процесс обучения за счет целенаправленного, методически грамотного курса, использующего современные достижения педагогов, и неявного стремления снизить затраты на образование, сделать его унифицированным и независимым от квалификации педагога.
Существует большое разнообразие ЛВС, построенных по различным принципам и структурам. Они позволяют коллективно использовать периферийное оборудование (принтеры, плоттеры, жесткие диски большой емкости), дорогостоящее лицензионное, а также программное обеспечение. Но не эти преимущества являются первостепенными.
Основное — необходимость рационального использования аппаратных средств. Имеющийся парк персональных компьютеров, как правило, пополняется лишь единицами новых. В результате оказывается большое их разнообразие, имеющее различные графические и другие возможности. ЛВС позволяет с минимальными затратами модернизировать устаревшие компьютеры, а следовательно, более экономно расходовать средства.
Самое значительное преимущество ЛВС заключается в возможности использования практически неограниченного объема информации глобальной компьютерной сети под названием INTERNET (ИНТЕРНЕТ). ИНТЕРНЕТ — это уникальное средство доступа к информации на мировом уровне по разным сферам деятельности человека— экономике, технике, науке, культуре, образовании. База данных ИНТЕРНЕТА используется для ознакомления с новейшими зарубежными публикациями, каталогами фирм-производителей современной компьютерной продукции и т.д., что особенно актуально в условиях сокращающегося потока традиционных носителей информации. ИНТЕРНЕТ — это перспективное средство дистанционного образования.
В настоящее время интенсивно разрабатываются автоматизированные заочные (дистантные) компьютерные системы обучения, в том числе и на основе ИНТЕРНЕТА. Изучение наук в этом случае реализуется посредством общения обучающегося заочно, через компьютерную сеть не только с компьютером, но и с преподавателем, напрвляющим учебный процесс. Здесь успех в значительной степени зависит от модератора (преподавателя, курирующего учебный процесс). Он обеспечивает успешное начало, обучение и помощь на начальной стадии, поддержку в разработке, развитии и завершении темы.
Сетевые компьютерные обучающие системы позволяют индивидуальным пользователям, находящимся на своих рабочих местах или дома, иметь доступ не только к мощным академическим сетям, но и подсоединяться к новейшим сетевым (мультимедийным) средствам обучения. Производители последних разрабатывают продукт с высокой степенью стандартизации и совместимости, распространения его в масштабах всей национальной системы образовании. Современные локальные академические сети (ЛВС и другие) подключаются к национальным. Местные академические сети посредством баз данных и баз знаний обеспечивают широкий спектр учебного материала и учебных пособий.
Укажем некоторые приоритетные направления в развитии компьютерных сетей:
1) локальные и региональные сети ЭВМ;
2) электронная почта;
3) телеконференции;
4) электронные журналы;
5) распределение базы данных;
6) электронные библиотеки;
7) экспертные системы;
8) настольные издательские системы;
9) электронные учебники;
10) обучающие системы на основе мультимедиаподхода (при лекционной форме обучения) и др.
Аппаратные и программные средства в компьютерных системах обучения тесно взаимосвязаны между собой, об этом можно судить по, признаку классификации обучающих программ на три уровня. При работе с программами первого уровня обучаемый читает текст на экране монитора, который прерывается контрольными вопросами. На них нужно ответить, выбрав правильный ответ из нескольких предложенных.
Учебные программы второго уровня уже предполагают возможность использования двухмерной графики, простого звукового ряда, логического ответа обучаемого. В этом случае формы представления информации на экране — текстовая и графическая.
Учебные программы третьего уровня представляют информацию в трехмерной компьютерной графике, со звуко- и видеорядом. Одновременное использование различных средств представления информации и обозначают термином «мультимедиа». Информация на компьютере может быть представлена в виде печатного текста, озвученного текста, таблицы, графика, диаграммы, карты, фотографии, картины, мультипликационного или видеофрагмента. Разнообразие форм представления и неограниченные объемы информации, возможность многократного обращения и повторения одного и того же материала, установления индивидуального темпа работы, «дружелюбная» форма общения и другие характеристики компьютера делают его незаменимым средством обучения по любой дисциплине.
Опыт применения мультимедиа в системе образования выявил главные преимущества этой системы, которые развиваются по мере совершенствования как аппаратных, так и программных средств. Они состоят в наличии точек разветвления в программе, что позволяет обучаемым регулировать процесс восприятия информации, либо вернуться назад для повторения материала, либо перейти к любой другой точке разветвления.
Чем больше таких точек, тем выше интерактивность программы и ее гибкость в процессе обучения. Другое важнейшее преимущество — аудио-сопровождение (стерео- и квадро) учебной информации. Еще более эффективным является сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией. Значительно повышает качество восприятия информации музыкальное сопровождение учебного процесса.
По мнению ведущих экспертов в этой области, системы обучения на мультимедиа совершенствуются в двух направлениях: как по линии программных средств, так и аппаратных. Уже сейчас многие производители персональных компьютеров включают в конфигурацию как стандартную периферию голосовые синтезаторы и всевозможные адаптеры.
Поток мультимедийных материалов, имеющихся сейчас в ИНТЕРНЕТЕ, становится все более мощным, эффективным средством образования. ИНТЕРНЕТ дает шанс общаться через мировую компьютерную сеть, обсуждать результаты научного поиска на постоянно действующих семинарах, проводимых периодически конференциях без выезда на место их проведения и многое другое. Огромный опыт применения мультимедиа накоплен в западной системе образования.
Однако существуют проблемы, которые в определенной мере препятствуют прогрессу в этой области в ряде стран, в том числе и в Беларуси. Доступ в ИНТЕРНЕТ все еще очень дорог. Достаточно сложно использовать модем для того, чтобы связаться с удаленным сервером, компьютер не подключен в локальную сеть.
Для того, чтобы загрузить графику, аудио- и видеофайлы, требуется высокоскоростной компьютер и сеть. Те, у кого компьютеры устаревшей конфигурации, могут испытывать неудобства в работе из-за того, что загрузка файлов, доступ к ИНТЕРНЕТ осуществляются очень медленно. Работа в системе Web обычно требует большого количества памяти ЭВМ и некоторые компьютеры приходится модернизировать или заменять для того, чтобы пользоваться нужными программами (например, Mosaic или Netscape).
Компьютерные технологии развиваются очень быстро и, видимо, в скором времени как компьютеры, так и программное обеспечение станут достаточно дешевыми и скорость передачи информации в сети значительно увеличится. Все это будет способствовать беспрепятственному доступу к международной сети преподавателей, студентов, школьников и, в результате, — более эффективному их обучению.
Похожие записи:
- Когда школу настигнет компьютерное будущее?
- Компьютерное обучение школьников
- Компьютер и дети. Часть 2
- В чём опасность детской компьютерной зависимости и как с ней бороться?
Paidagogos.com — Педагогика нового уровня
На сайте представлен обширный сборник полезной информации, такой как: задания, конспекты, методики обучений, мнения ученых в сфере педогогики и многое другое.
Быстрая навигация
- Контакты
- Реклама
- Политика конфиденциальности
- Политика использования cookie-файлов
Источник: paidagogos.com
Компьютерные обучающие программы понятие
Данная статья посвящена технологии создания компьютерных обучающих программ. В ней говорится об основных технологических подходах к созданию программной подсистемы компьютерной обучающей программы. Дан обзор средств разработки КОПР.
Рассматривается авторское средство разработки – инструментальная программа, имеющая предварительно подготовленные шаблоны и другие элементы для создания интерактивных приложений. Существуют авторские системы различной степени специализации и функциональных возможностей. Примерами таких авторских средств являются ToolBook Instructor 9, Macromedia Authorware, HyperMethod, HМ-CARD, WebCT, ACT, Quest. Создание открытой принципиальной программной структуры, как и выбранных программных средств разработки, – наиболее ответственные и определяющие этапы разработки программной подсистемы КОПР. Программные шаблоны функциональных блоков должны обладать определенными свойствами.
компьютерные обучающие программы
созданию программной подсистемы КОП
авторские средства разработки
авторские системы разработки КОП
1. Вострокнутов И.Е. Методология оценки качества программных средств учебного назначения. IX международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. – М.: МИФИ, 1999. – С. 398–399.
2. Галагузова Т.А. Инновационные технологии в обучении. Учебное пособие. – Тараз.: Издательство ТИГУ, 2013. – 130 с.
3. Колпачков А.В., Гуленков Г.А. Программное обеспечение для разработки электронных обучающих систем. IX международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. – М.: МИФИ, 1999. – С. 373–374.
4. Кокшаров В.П. Компьютерные инструментальные обучающие системы: основные принципы построения. IX международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. – М.: МИФИ, 1999. – С. 372–373.
5. Романов А.М., Торопцев В.С., Григорович Д.Б. Компьютерные обучающие программы для студентов дистанционного обучения ВЗФЭИ. Вторая международная выставка-конференция «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». Сборник трудов участников конференции. Каталог и тезисы докладов. – М.: ВКВВЦ, «Наука и образование», 2000. – С. 61–62.
Основные технологические подходы к созданию программной подсистемы компьютерной обучающей программы.
После того как автор и методист подготовили информационную подсистему КОПР для системы ДО (или хотя бы выработали принципы ее построения и подготовили в соответствии с этими принципами представительную выборку учебного материала), следует переходить к созданию программной подсистемы. Для этого прежде всего следует определиться с формой реализации будущей КОПР исходя из организации учебного процесса и имеющейся (или планируемой) компьютерной базы. Совместно с представителями подразделений технических средств обучения и другими специалистами (например, по сетям) следует решить следующие вопросы по построению системы ДО, месту КОПР в ней и методике процесса обучения [1]:
— Какая должна быть выбрана форма организации взаимодействия студента и тьютора? Как технически будет осуществляться обмен информацией между ними, и какой она должна быть по форме?
— На какие программно-аппаратные требования должна быть ориентирована разработка КОПР (версия операционной системы, ОЗУ, требования к видеокарте и параметрам настройки экрана и др.). Какие из мультимедийных возможностей компьютера могут быть задействованы (мультимедийные колонки, наушники, микрофоны)?
— Каким образом будет обеспечена работа студента с КОПР – на обособленно работающем компьютере, на ЭВМ, включенной в локальную сеть (если да, то в какую – одноранговую, intranet, иную), через Интернет? Студент будет работать с КОПР в компьютерных классах представительств ДО, или, при наличии у него компьютера, он сможет изучать курс дома? От этого зависит, в частности, какую форму защиты следует предпочесть.
— Нужно ли предусмотреть возможность распечатки материалов КОПР (если да, то каких)?
— Какие требования предъявляются по объемам и срокам разработки необходимого комплекта КОПР?
После того как все вопросы по организации учебного процесса использованием КОПР будут решены, разработчик и методист смогут сформировать представление о том, каким же образом информационная подсистема «спроецируется» в программную. Необходимо составить перечень (пока еще не структуру) всех функциональных программных модулей будущей КОПР. Конечно, этот перечень будет во многом отражать состав информационной подсистемы, однако в нем появятся и специфические компьютерные элементы.
В возможный функциональный состав программной подсистемы КОПР входят:
— модуль регистрации студента;
— модули учебного материала (темы);
— модули дополнительных материалов (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);
— модули заданий для самоконтроля;
— модули контрольных тестовых заданий;
— модуль работы с базами данных, полученных в результате работы студентов;
— модули меню и других сервисных средств (справка по работе с учебником, словарь, электронный блокнот);
— коммуникационный модуль (обеспечение взаимодействия тьютора и студента);
По каждому функциональному модулю должны быть сформулированы обобщенные требования к его реализации (необходимость организации диалога, сценария, вычислений, многостраничного интерфейса, требуемая степень мультимедиа-оформления и т.п.). Только после такого детального анализа можно приступать к выбору базового программного средства разработки.
Базовым следует считать такое программное средство, с помощью которого осуществляются разработка структуры обучающей программы и ее компоновка.
Существуют два стратегических подхода к разработке сложных диалоговых мультимедийных приложений, к которым относится и КОПР: использовать готовые средства разработки или заняться собственным программированием. Непосредственное программирование – гораздо более трудоемкий процесс, но ограничений в реализации задуманного при этом существенно меньше.
При создании КОПР возможен и комбинированный подход, когда часть модулей программируется, а компоновка КОПР производится с помощью стандартного средства разработки.
Надо четко представлять, что универсального средства для разработки оригинально задуманного КОПР не существует. Все зависит от поставленных задач и возможностей их воплощения.
Обзор средств разработки КОПР
При составлении обзора текущего состояния программных средств – ограничимся рассмотрением характерных классов программных средств разработки, останавливаясь подробнее лишь на некоторых, наиболее типичных представителях этих классов.
Пожалуй, это единственная программа из состава Microsoft Office, на базе которой может быть создан полнофункциональный электронный учебник. Программа позволяет реализовать интерактивные функции и ведение базы данных результатов обучения. Использование средств программирования, настроенных на работу с базами данных, дает возможность организовать взаимодействие отдельных частей компьютерной программы, вести протокол работы обучаемого, запоминать текущее состояние и производить ее повторный запуск программы с того места, на котором было прервано ее выполнение. Еще одно преимущество такого подхода – возможность сравнительно просто организовать эффективную защиту разработанных программных модулей [2].
Microsoft Access интегрирована с другими средствами Office, что позволяет эффективно использовать их в ходе разработки. В качестве языка программирования можно использовать Visual Basic, встроенный язык Office, создавая некоторые макросы.
Тем не менее мультимедийные возможности представления информации в Access ограниченны. В них нельзя реализовать сколько-нибудь сложные сценарии, механизм организации гиперсвязей ориентирован на разработку прежде всего баз данных, проекты получаются громоздкими, требуют наличия на ЭВМ пользователя соответствующей версии Access.
Авторские средства разработки
Авторское средство разработки – это инструментальная программа, имеющая предварительно подготовленные шаблоны и другие элементы для создания интерактивных приложений.
Существуют авторские системы различной степени специализации и функциональных возможностей. Наиболее мощными и подходящими для разработки обучающих программ являются те из них, которые:
– обладают средствами развитого визуального конструирования проектов;
– включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возникающих в ходе создания КОПР;
– имеют встроенные языки (или позволяют встраивать фрагменты, написанные на широко распространенных языках высокого уровня);
– имеют необходимый инструментарий для создания мультимедийных приложений;
– предусматривают возможность работы с подготовленными приложениями в Интернете (Интранете);
– имеют доступ к ресурсам операционной системы;
– содержат средства отладки создаваемых проектов. Программные инструментальные системы, удовлетворяющие всем этим требованиям, как правило, имеют достаточно высокую стоимость (2, 5-4 тыс. долл.).
Примерами таких авторских средств являются ToolBook Instructor 9.0, Macromedia Authorware, Quest.
Это авторское средство (текущая версия 7.01) разработано фирмой Macromedia (http://www. macromedia. com).
Принцип создания программы в Authorware – изобразительное управление потоком данных, при котором элементы функциональной палитры пиктограмм наносятся на направляющую линию FlowLine). К блокам пиктограмм относятся:
— блок текстовых и графических объектов;
— блок придания объектам движения (анимационный блок);
— блок стирания объектов;
— блок временной задержки в выполнении программы;
— фреймовый блок (framework);
— блок задания перехода на произвольный фрейм;
— блок разветвления программы;
— блок организации интеракций;
— блок объединения группы блоков в сборку;
— блоки вставки звуковых файлов и видеофрагментов.
Программа отрабатывает блоки последовательно, однако возможна организация переходов, циклов и даже одновременного выполнения некоторых блоков.
На случай, если возможностей визуального конструирования окажется недостаточно, Authorware содержит встроенный язык, по своему синтаксису напоминающий Pascal. Разработчик КОПР может использовать свыше 200 встроенных функции языка и около 200 системных переменных, а также неограниченное количество собственных переменных. Существуют возможности работы с массивами данных, хотя здесь имеются определенные ограничения [2].
В Authorware предусмотрена возможность выполнения тех или иных ветвей программы по следующим событиям:
— выбору «горячей области»;
— выбору «горячего объекта»;
— попаданию объекта в заданную область;
— вызову падающего меню и выбору его пункта;
— выполнению заданного условия;
— нажатию клавиши на клавиатуре;
— превышению заданного лимита по попыткам выполнения интеракции;
— превышению заданного лимита времени, отведенного на интеракцию;
— по программно формируемому событию.
Создаваемые в Authorware проекты могут быть скомпилированы либо в автономном формате (ЕХЕ) либо в собственном формате. В последнем случае для работы с таким файлом требуется запускной модуль Authorware. Если рабочих файлов в КОПР будет несколько, то целесообразнее выбирать именно этот вариант.
К недостаткам Authorware следует отнести, в частности, ограниченные возможности по работе с текстовой информацией (импорт текстовых материалов возможен только в RTF-формате, форматирование текста с автопереносами слов не предусмотрено, отсутствует опция сглаживания текста на экране).
Пакет ToolBook Instructor (текущая версия 9.0) фирмы Click2learn (http://click2learn .com) – это мощное авторское средство для создания обучающих приложений, предназначенное для профессиональных разработчиков, программистов, дизайнеров и преподавателей. Построен по принципу «карточки с языком сценариев» [2]. Комбинируя простые в использовании шаблоны, мастера и готовые объекты в сочетании с полноценным языком программирования OpenScript, ToolBook Instructor 9.0 предлагает мощную среду проектирования для создания различных обучающих материалов. Предусматривает возможность работы с разработанными приложениями в среде Интернет, в локальных сетях или с использованием CD-ROM, разработчик может написать сценарий. В сочетании с другими разработками той же фирмы – пакетом ToolBook 9.0 (включающим библиотеку шаблонов, богатый набор средств Интернет-сервиса) и программой управления образовательным процессом Ingenium – составляет интегрированную образовательную среду, в основном ориентированную на сетевое обучение в Интернете [3].
Программный пакет ToolBook Assistant/Instructor компании Click2learn – лучший продукт 2001 года среди программ разработки мультимедийных приложений и интерактивных курсов для Электронного обучения (eLearning). К такому выводу пришел независимый исследователь рынка Электронного образования доктор Брандон Холл (Brandon Hall), клиентами которого являются такие компании, как Microsoft, IBM, Cisco, General Electric, Motorola, Kraft General Foods, Hewlett Packard, Westinghouse и др.
По результатам опроса мнений ряда компаний об инструментальных средствах разработки Электронного обучения, ToolBook Instructor получил наивысшие оценки по пяти критериям из семи используемых, в том числе: общее превосходство продукта, поддержка стандартов, множественность выходных форматов, мощность и расширяемость, возможности базового управления обучением.
Конференция. Смотрите на сайте http://click2learn.com.
Создание открытой программной структуры КОПР
После того, как базовое средство разработки определено, необходимо приступать к созданию на его основе программной структуры КОПР.
Вначале отрабатывается принципиальная структура КОПР, т. е. каркас будущей программы. Те функциональные элементы, включение которых в состав КОПР было обосновано ранее, теперь должны быть объединены в некоторую структуру. Разработчик должен составить функциональную блок-схему взаимодействия этих модулей и создать прототип ее программного воплощения.
Создание открытой принципиальной программной структуры, как и выбранных программных средств разработки, – наиболее ответственные и определяющие этапы разработки программной подсистемы КОПР. Должны быть подготовлены прототипы программной реализации каждого из функциональных блоков и организовано взаимодействие между ними. Если средство разработки уже располагает готовыми шаблонами, то следует рассмотреть возможность их использования или адаптации. Если для реализации некоторых функций шаблоны отсутствуют, то разработчику необходимо самому запрограммировать нужный шаблон [4].
Программные шаблоны функциональных блоков КОПР должны обладать такими свойствами, как:
— корректность функционирования, адекватность своему назначению;
— простота редактирования и возможность расширения; простота тиражирования;
— технологичность перевода текстовых, графических и иных материалов КОПР в подготовленные шаблоны;
— поддержка дружественного интерфейса.
Заключение
Подготовка и создание учебных средств является центральной задачей преподавателя (особенно при дистанционной форме обучения). Успешное решение этой задачи зависит от уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя.
При этом программным средствам (системам) используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции, и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к педагогическим программным средствам (ППС) [5].
От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения.
Источник: applied-research.ru