Компьютерные обучающие системы
Компьютерные технологии обучения в педагогике появились с появлением промышленных компьютеров в образовательных учреждениях. Первой обучающей системой на основе мощной ЭВМ фирмы Control Data Corporation была система Plato, разработанная в США в конце 1950-х гг., которая развивалась в течение 20 лет. Массовым создание и использование обучающих программ стало с начала 1980-х гг. с появлением и широким распространением персональных компьютеров. С тех пор применение ЭВМ для математических расчетов было оттеснено на второй план, а основным их применением стали образовательные функции и обработка текстов и графики.
С появлением примеров программ компьютерного обучения к их созданию приступило огромное количество педагогов, в основном специалистов по техническим наукам. В разрабатываемых программах реализовывался практический опыт преподавания конкретных дисциплин с помощью персональных компьютеров. В силу того, что педагоги-теоретики долгое время не принимали участие в разработке принципов этого нового направления в обучении, до сих пор нет общепризнанной психолого- педагогической теории компьютерного обучения. Таким образом, компьютерные обучающие программы создаются и применяются без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
Компьютер — это система
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Возможности компьютерных обучающих систем
Современный персональный компьютер может находить применение в обучении практически всем обучающим дисциплинам.
Возможности персонального компьютера в обучающей деятельности состоят в:
- интерактивном (диалоговом) режиме работы;
- «персональности» (небольшие размеры и доступная стоимость, которые позволяют обеспечить компьютерами учебный класс);
- высоких графических и иллюстративных возможностей;
- простоте управления;
- легкость регистрации и хранения информации о процессе обучения учащегося;
- возможность копирования и размножения обучающих программ.
При использовании персонального компьютера в качестве обучающего средства, его технические возможности:
- активизируют учебный процесс;
- индивидуализируют обучение;
- смещают акценты от теоретических знаний к практическим;
- повышают наглядность в предъявлении материала;
- повышают интерес учеников к обучению.
Диалоговый характер работы компьютера и его персональность позволяет активизировать обучение. При традиционном классном обучении на уроке активно работает 20–30% учащихся. При обучении в компьютерном классе работа с компьютерной обучающей программой стимулирует учеников к деятельности и позволяет контролировать ее результаты.
«Компьютерные обучающие системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
При организации компьютерного обучения каждый ученик может выбирать подходящий для него темп обучения. Для более глубокого и тонкого учета индивидуальных особенностей учащихся разработаны компьютерные программы, с помощью которых ведется обучение – педагогические программные средства (ППС):
Что такое растровая и векторная графика?
- проведение начального теста дает возможность программе определить уровень обученности ученика, что позволяет соответственно этому уровню предлагать теоретический материал, вопросы и задачи, подсказки и помощь;
- легкий (базовый) уровень позволяет обучить слабых учеников, изложить теоретические сведения максимально упрощено, представить легкие вопросы и задачи, помощь имеет вид прямой подсказки;
- сложный уровень для обучения сильных учеников: теория излагается углубленно, предлагается решение творческих задач, которые требуют изобретательности и интуиции, помощь имеет вид наводящего на правильный путь сообщения.
Между легким и сложным уровнем обучающая программа может учитывать более тонкое деление подготовленности учащихся.
Определение 1
Компьютерные обучающие системы (КОС) – это специально разработанные программные модули, которые применяются в образовательном процессе и предназначены для управления познавательной деятельностью обучаемого, формирования и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков.
Виды компьютерных обучающих систем
Существуют следующие виды КОС:
- Интерактивная обучающая система – это компьютерная программа, которая предназначена для обучения и проверки знаний обучаемого в диалоговом режиме с применением современных средств компьютерного дизайна и технологии мультимедиа. Интерактивная обучающая система может работать в нескольких режимах:
- Обучение – предоставляет учебно-теоретический материал, оснащенный рисунками, схемами и видеофрагментами. В конце каждого раздела размещаются контрольные вопросы.
- Экзамен – режим проверки усвоения полученного материала, формирование оценки;
- Помощь – сведения об обучающей системе;
- Лектор – формирование преподавателем демонстрационного блока из рисунков, фотографий, видеофрагментов, которые входят в обучающую систему;
- Статистика – вывод информации об успеваемости обучаемого при работе с обучающей системой.
- Тренажер-имитатор – компьютерная обучающая программа, которая моделирует технологические ситуации при работе технологического оборудования и которые требуют управляющих воздействий персонала. Тренажеры-имитаторы также могут работать в нескольких режимах:
- Навыки работы – предназначен для обучения управлением имитируемым технологическим оборудованием. Сначала все действия выполняются Мастером, а затем предполагается их самостоятельное повторение.
- Обучение – происходит управление технологическим оборудованием с целью приведения технологических параметров к нужному значению.
- Экзамен – для выполнения тех же технологических задач, что и в режиме Обучение, но без помощи Мастера и с ограничением по времени.
- Помощь – сведения о работе с тренажером-имитатором.
- максимально приближены к реальной обстановке при использовании графического 3D-моделирования технологических объектов и полномасштабного математического моделирования всех физико-химических процессов;
- дают возможность задавать и корректировать управляющие действия, контролировать все параметры по показаниям приборов на экранах дисплеев на технологической установке в лаборатории;
- предоставляют возможность выполнять учебно-тренировочную задачу с помощью Мастера, подсказывающего следующее действие;
- выполнение анализа действий ученика с выведением оценки каждого действия и протокола решения учебно-тренировочной задачи.
Интерактивная обучающая система и тренажер-имитатор обладают максимальной информативностью, которая позволяет достичь наибольшей эффективности преподавания материала. С их помощью можно организовывать обучение и осуществлять контроль за результатом использования.
Замечание 1
Компьютерные обучающие системы стали обязательным компонентом учебного процесса, в связи с чем возникает все больше вопросов по их использованию. Особенно это касается краткосрочного обучения. Дистанционное обучение с помощью сетей Интранет и Интернет предоставляет учащимся использовать обучающие системы самостоятельно, при этом промежуточный и итоговый контроль за усвоением материала может проводится в традиционном очном режиме непосредственно на аудиторных занятиях с преподавателем.
Преимуществом использования компьютерных обучающих систем в учебном процессе является предоставление возможности оперативной переработки их содержимого, что соответствует высокому темпу технического прогресса и модернизации оборудования.
Источник: spravochnick.ru
Понятие компьютерных обучающих программ, их формы, классификация, достоинства и недостатки
Приведенное определение фиксирует то, что компьютерная обучающая программа является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью компьютерных обучающих программ:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого. Решение педагогических задач осуществляется в процессе взаимодействия последнего с компьютерной обучающей программой.
обучающая программа математика
Достоинства и недостатки компьютерных обучающих программ
Компьютерные обучающие программы составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным информационным технологиям. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные обучающие программы обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Достоинства компьютерных обучающих программ:
Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций обучаемых.
Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т.е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
Уменьшение затрат на преподавание.
Наличие большого количества положительных сторон делает возможным сделать вывод о необходимости таких систем, их удобстве и практичности в применении.
Такое преимущество компьютерных обучающих программ нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что компьютерными обучающие программы состоят из одних достоинств и не обладают недостатками.
Недостатки компьютерных обучающих программ
необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с компьютерными обучающими программами;
необходимость обладать навыками работы на компьютере;
сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
недостаточная интерактивность КОП (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует.
Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:
1) специализированные обучающие программы;
2) компьютерные модели;
3) автоматизированные обучающие системы.
Готовые к применению специализированные обучающие программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Слово «специализированные» означает, что они предназначены для решения специальной обучающей задачи: обучения отдельному вопросу учебного курса, изучения какого-либо частного понятия.
Их завершенность может выступать недостатком, поскольку возлагает большую ответственность на разработчика в плане опоры на образовательные стандарты и типовые учебные программы. Если этого не происходит, специализированные программы лишаются гибкости и все изложение учебного материала необходимо подчинить логике построения такой программы.
С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т.д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части в состав разнообразных тренажеров.
Классификация компьютерных обучающих систем в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:
средства теоретической и технологической подготовки;
средства практической подготовки;
К первому классу относятся следующие виды компьютерных обучающих программ.
Компьютерная обучающая система — компьютерная обучающая программа для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины).
Компьютерная система контроля знаний — компьютерная обучающая программа для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Класс средств практической подготовки включает два вида компьютерных обучающих программ:
Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — компьютерная обучающая программа для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей.
Компьютерный тренажер — компьютерная обучающая программа для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся компьютерные обучающие программы, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды компьютерных обучающих программ:
Компьютерный лабораторный практикум — компьютерная обучающая программа для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями
Компьютерный справочник — компьютерная обучающая программа, содержащая справочную информационную базу по определенной дисциплине, курсу, обеспечивающая возможности ее использования в учебном процессе
В классе комплексных средств, покрывающих широкий круг педагогических задач, выделяют два вида компьютерных обучающих программ.
Компьютерный учебный курс — компьютерная обучающая программа для подготовки по определенному курсу (дисциплине), в котором интегрированы функции или средства для решения основных задач теоретической, технологической и практической подготовки.
Компьютерный восстановительный курс — компьютерная обучающая программа для восстановления знаний и умений в рамках определенного курса, в котором интегрированы функции или средства, поддерживающие разные этапы процесса повышения квалификации.
Типы обучающих программ
Различают следующие типы обучающих программ:
1) программы, предназначенные для закрепления умений и навыков. Их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения.
2) программы ориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Большинство их обладает ограниченными дидактическими возможностями.
Преобладают обучающие программы, которые реализуют проблемное обучение, особенно «интеллектуальные» обучающие программы (своим названием они обязаны тому, что при их разработке использованы идеи «искусственного интеллекта»). Эти системы осуществляют рефлексивное управление учебной деятельностью, что предполагает построение модели обучаемого. Многие из них генерируют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки). Такие системы, как правило, учитывают правильность ответа, но и способ решения, могут его оценивать, а некоторые — совершенствовать стратегию обучения учетом накапливаемого опыта.
3) программы, предполагающие моделирование и анализ конкретных ситуаций. Такие программы особенно полезны в трудовом и профессиональном обучении, поскольку способствуют формированию умений принимать решения в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Число таких программ в последнее время возросло.
4) программы, обучение по которым строится в виде игры. Они способствуют повышению мотивации учения (хотя следует отметить, что соревновательные мотивы, желание, во что бы то ни стало победить иногда преобладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано).
Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений совместно действовать (особенно в кооперативных играх), подчинить свои интересы общим целям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формирования у обучаемых всевозможных стратегий решения задач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что ученик может свободно принимать решения — как правильные, так и не правильные — и при этом видит, к чему приводит каждое решение Такое обучение весьма привлекательно для школьников, и многим оно настолько нравится, что они хотели бы осуществлять все учение в форме игры.
Формы обучающих программ
1) Электронный учебник (ЭУ);
2) Автоматизированная обучающая система (АОС);
3) Тестирующая программа.
Группы компьютерных обучающих программ
В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно разбить наследующие группы:
1) компьютерные учебники;
2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
3) лабораторные практикумы;
5) контролирующие программы.
Источник: studbooks.net
Компьютерные обучающие программы что это
Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи , решаемые с помощью КОП:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений .
Несмотря на интегральный характер перечисленных задач, их решения влияют друг на друга. Поэтому виды КОП, как правило, соотносятся не с отдельными задачами, а с группами наиболее коррелирующих задач.
Требование предметного содержания подразумевает, что КОП должен включать учебный материал по определенной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме). Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КОП от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса (электронные журналы успеваемости, мониторы для дистанционного контроля и консультирования и др.).
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого.
Ориентация на самостоятельную работу обучаемых — важнейшая характеристика КОП. В то же время она не является их неотъемлемой чертой, так как существуют КОП, рассчитанные на групповые формы обучения (например, многоролевые тренажеры).
Источник: www.sites.google.com
Определение и сущность компьютерных обучающих программ
В первом параграфе была изучена характеристика обучающих программ второй половины прошлого столетия. В данном параграфе раскрывается определение обучающих программ с точки зрения современности, их место в педагогическом процессе, приведены основные принципы классификации обучающих программ.
Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, то есть использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью КОП:
- · начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
- · базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
- · выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
- · выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
- · развитие способностей к определенным видам деятельности;
- · проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
- · восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
- · контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Несмотря на интегральный характер перечисленных задач, результаты их решения влияют друг на друга. Поэтому виды КОП, как правило, соотносятся не с отдельными задачами, а с группами наиболее коррелирующих задач [19, с. 59].
Требование предметного содержания подразумевает, что КОП должна включать учебный материал по определенной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме). Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КОП от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса [18, 276].
КОП составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным информационным технологиям. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами КОП обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Говоря о все возрастающей роли информационных технологий в образовании следует выделить предпочтительные стороны компьютерных средств обучения по сравнению с традиционными формами обучения [1, с. 155]:
- 1) Обучение пользователя функциональным возможностям компьютера как такового.
- 2) Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
- 3) Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
- 4) Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
- 5) Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
- 6) Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций для обучаемых.
- 7) Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т. е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
- 8) Уменьшение затрат на преподавание.
- 9) Получение выхода на новые рынки.
Наличие большого количества положительных сторон делает возможным сделать вывод о необходимости таких систем, их удобстве и практичности в применении.
Такое преимущество КОП нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что КОП состоят из одних достоинств и не обладают недостатками. К отрицательным сторонам КОП относятся:
- * необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с КОП;
- * необходимость обладать навыками работы на компьютере;
- * сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
Названные недостатки КОП носят объективный характер. Часто к ним добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием КОП и концептуальными недочетами, допущенными их создателями.
Все это свидетельствует о целесообразности использования КОП в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Таким образом, ясно, что КОП не являются исключающей альтернативой некомпьютерных пособий. Приоритет КОП следует понимать в том смысле, что по мере развития соответствующих технологий именно КОП будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Следует обратить внимание на некоторые из них.
Согласно первой классификации из множества КОП можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение [13, с. 88]:
- 1. Специализированные обучающие программы.
- 2. Компьютерные модели.
- 3. Автоматизированные обучающие системы.
Классификация КОП в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса [7, с. 91]:
- 1. Средства теоретической и технологической подготовки.
- 2. Средства практической подготовки.
- 3. Вспомогательные средства.
- 4. Комплексные средства.
К первому классу относятся следующие виды КОП:
Класс средств практической подготовки включает два вида КОП:
- · Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — КОП для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей;
- · Компьютерный тренажер — КОП для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся КОП, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве недостаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды КОП:
В классе комплексных средств, покрывающих широкий круг педагогических задач, выделим два вида КОП:
- · компьютерный учебный курс — КОП для подготовки по определенному курсу (дисциплине), в котором интегрированы функции или средства для решения основных задач теоретической, технологической и практической подготовки.
- · компьютерный восстановительный курс — КОП для восстановления знаний и умений в рамках определенного курса, в котором интегрированы функции или средства, поддерживающие разные этапы процесса повышения квалификации.
КОП — это в первую очередь средство решения некоторых педагогических задач, которое уже достаточно твердо закрепилось под началом традиционной системы обучения. Четкого деления компьютерных обучающих программ на виды не существует, так как отнесение к тому или иному виду зависит от педагогической цели и совокупности решаемых задач.
Источник: studwood.net
Компьютерные обучающие программы. Проблемы организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Даурбекова Асет Мухтаровна, Аушева Мадина Ахмедовна, Белхароева Элина
Автоматизированные обучающие системы (АОС) это системы, помогающие осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебный материал. В своей профессиональной деятельности многие интенсивно используют компьютерные информационные технологии : обучающие и контролирующие программы, интернет-технологии и мультимедиа. Данная статья посвященаэтому вопросу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Даурбекова Асет Мухтаровна, Аушева Мадина Ахмедовна, Белхароева Элина
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования
Эффективность использования моделирующих учебных систем в техническом вузе
Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование
Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование интеллектуальной обучающей системы как современного лингводидактического инструментария
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Компьютерные обучающие программы. Проблемы организации учебного процесса»
пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса [1].
Таким образом, применение традиционных форм, средств, методов обучения с использованием информационных технологий могут существенно повысить эффективность и интенсификацию образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи обучения и воспитания активно и творчески мыслящего обучающегося.
1. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2010.
2. Тыщенко О. Б., Уткес М. В. Границы возможностей компьютера в обучении. М., 2011.
3. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 190-192.
Компьютерные обучающие программы. Проблемы организации учебного процесса Фаргиева З. С.1, Даурбекова А. М.2, Аушева М. А.3, Белхароева Э. Г.4
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель; 2Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova Aset Muhtarovna — преподаватель; 3Аушева Мадина Ахмедовна /Ausheva Madina Ahmedovna — преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет; 4Белхароева Элина /Belharoeva Elina — магистрант,
технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: автоматизированные обучающие системы (АОС) — это системы, помогающие осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебный материал. В своей профессиональной деятельности многие интенсивно используют компьютерные информационные технологии: обучающие и контролирующие программы, интернет-технологии и мультимедиа.
Данная статья посвящена этому вопросу. Abstract: automated training systems (ATS) are the systems which help to learn new material, manufacturing control knowledge, help teachers to prepare teaching material. In their professional activities many teachers make extensive use of computer information technologies: training and monitoring programs, internet technologies and multimedia. This article focuses on this issue.
Ключевые слова: обучающие программы, информационные технологии, автоматизированные обучающие системы.
Keywords: tutorials, information technology, automated training systems.
В настоящее время в процесс обучения активно внедряются новые программные технологии. Среди этих новых программных технологий одно из важных мест занимают компьютерные обучающие программы.
Компьютерные обучающие программы решают ряд задач обучения, которые представлены тремя группами. К первой группе относится задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов, задачи проверки показателей работоспособности студентов.
Вторая группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов.
Результативность компьютерных обучающих программ зависит от непротиворечивости, однозначности, логической стройности, точности, доступности, простоты изложения; от наличия иллюстративно -графического (диаграммы, таблицы, схемы, графики, диаграммы, гистограммы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, словари, информационные и библиографические обзоры) [1].
Основные трудности на пути широкого использования компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны с затратами времени на разработку и значительной трудоемкостью, неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это объясняется следующими причинами:
1. Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня, и системы их подготовки;
2. Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.
3. Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства.
У современных компьютерных обучающих программ есть недостатки:
1) обучающие программы не учитывают в полном объеме индивидуальных особенностей учащихся;
2) большинство систем не может оценить оригинальность решения задачи обучаемым, его приемлемость;
3) большинство систем не может определить те пробелы умственной деятельности, которые обусловили затруднения учащихся;
4) недостаточное использование всех возможностей современного персонального компьютера и компьютерных технологий.
Несмотря на указанные недостатки, компьютер — это эффективное средство обучения, позволяющее найти новые дидактические возможности:
— позволяет внести познавательный процесс, вовлечь всех учащихся в работу;
— расширять возможности предъявления учебной информации;
— усиливает мотивации обучения;
— позволяет качественно изменить и повысить эффективность контроля деятельности учащихся;
— будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося;
— компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим реализации деятельностного подхода к учебному процессу;
— развивает у учащихся навыки рефлексии собственной деятельности.
При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:
— просмотр, изучение, конспектирование и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы;
— поиск и вывод на экран любой темы курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;
— многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле.
— самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;
— контроль степени усвоения учебного материала тем (разделов), входящих в компьютерную обучающую программу с автоматическим выставлением оценки по сумме правильных ответов и занесением данных в память персональных компьютеров;
Основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ:
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— четкое структурирование учебного материала;
— чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;
— возможность возврата к ранее пройденному материалу;
— возможность формирования количественной оценки уровня усвоения материала;
— возможность получения статистики процесса обучения;
— возможность выбора последовательности изучения материала либо самим обучаемым, либо системой в зависимости от правильности ответов на контрольные вопросы.
Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой: в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала, а также руководства по эксплуатации компьютерной обучающей программы; затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок.
Организация учебного процесса с применением компьютера может осуществляться двумя способами:
1. без преподавателя (преподаватель может оказать эмоциональную поддержку);
2. преподаватель использует компьютер в качестве помощника — технического средства обучения.
Оба способа обеспечивают компьютеризацию процесса обучения. Такое обеспечение включает техническое, методическое и организационное обеспечение
В соответствии с задачами обучения компьютерные программы можно классифицировать следующим образом:
— обучающие — программы, назначением которых является формирование различного вида навыков и умений, их отработка в различных учебных ситуациях;
— тренировочные — программы, направленные на дальнейшее совершенствование приобретенных навыков и умений;
— информационные — программы, предназначенные для сообщения обучающимся новой информации;
— контролирующие — программы для контроля приобретенных знаний и сформированных навыков и умений.
внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых.
Существенной характеристикой применения компьютера в учебной деятельности является выполнение функции обучения.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на консультирующие, иллюстрирующие, программы обучающего контроля, программы-тренажеры, операционные среды.
Цель употребления компьютера в обучении:
— обеспечения индивидуализирования учебного процесса;
— поиск информации из самых обширных источников;
— обеспечение обратной связи в процессе обучения;
— организация коллективной и групповой работы.
— повышение наглядности учебного процесса;
— моделирование изучаемых процессов или явлений.
Особенности организации учебного процесса на основе информационных технологий выражаются и в специфике методов обучения, имеющего инновационный характер. Эти методы можно классифицировать по характеру коммуникации между учащимся и преподавателем.
В условиях актуализации роли самостоятельной работы особое значение приобретают методы самообучения. Если при традиционном обучении самообучение происходило посредством чтения печатной литературы, то при компьютерном обучении на первый план выходят такие средства, как электронные учебники, компьютерные программы учебного назначения, электронные журналы, видеоматериалы, интерактивные базы данных. Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов [3, а 191].
Один из наиболее продуктивных методов, позволяющим интегрировать новые информационные и традиционные способы, приемы обучения, является метод проектов. Его особенности следующие: широкие возможности в выборе темы и способа изучения нового материала; свобода в нормировании времени, выбора средств и методов организации работы.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: контролирует действия ученика, служит средством общения, создания проблемных ситуаций, предоставляет ученику новые познавательные возможности, инструментом, источником информации.
1. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2010.
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002.
3. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 190-192.
Источник: cyberleninka.ru