Реально полученные результаты
Учащиеся с нарушениями чтения и письма
Учащиеся с нормальным речевым развитием
Знания о сезонных явлениях
Знания о сезонных явлениях
Из таблицы следует, что наши гипотезы в целом подтвердились, но некоторые дети справились с заданием чуть хуже, чем мы предполагали.
Так, среди учащихся с нормальным речевым развитием одному ребёнку не хватило внимания к контексту, хотя составленная им картина выглядела реалистично. В целом же группа справилась с заданием успешно. Все составленные детьми картины городского двора соответствовали сезону, детали были согласованы, не противоречили друг другу.
В группе учащихся с нарушениями чтения и письма, как и предполагалось, с заданием не справился успешно ни один ребёнок. Составленные ими картинки представляли, как правило, коллажи из разных сезонов, области картины противоречили друг другу. Дети не замечали этого несоответствия. Мы отметили невнимание не только к контексту, но и к фразам, звучащим в тексте.
Большой обзор Mac OS X 10.4: история, программы, практика
При этом у некоторых детей наблюдались в равной степени и трудности понимания контекста, и пробелы в знаниях о сезонных явлениях, несформированность временных представлений. У других детей выявлено преобладание трудностей по одному из этих показателей.
Представлял интерес и сам процесс выполнения задания детьми обеих групп. Задание приняли все учащиеся. Общей чертой для всех детей стало одноразовое прочтение текста перед выполнением. Далее в процессе работы над картиной школьники обеих групп в равной степени повторно обращались к фразам текста, моделируя ту или иную область картинки (четыре ребёнка из пяти в каждой группе).
Различие состояло в результатах этой работы. Учащиеся с нормальным речевым развитием соблюдали погодные условия, упомянутые или подразумеваемые в тексте. Напротив, школьники с нарушениями чтения и письма, обращаясь к фразам текста, часто не вдумывались в их смысл и не соблюдали погодные условия или соблюдали недостаточно.
Относительно способности выявления смысловой неполноты текста результаты у учащихся исследуемых групп различались. Среди пяти школьников без нарушений чтения и письма трое детей осознали смысловую неполноту текста и смогли правильно сформулировать, в чём она состоит. Двое детей сочли текст достаточно подробным, не требующим дополнения. Однако, не осознав его смысловой неполноты, эти дети правильно восстановили контекст и составили картину в соответствии с сезоном.
В группе учащихся с нарушениями чтения и письма трое детей оценили текст как достаточно подробный, не заметив его смысловой неполноты. Двое учащихся сказали, что текст недостаточно полный, но не смогли определить, в чём его неполнота. При этом никто из детей данной группы не справился успешно с составлением картины.
Представляла интерес и способность детей выделять ключевые слова текста.
В группе учащихся без нарушений чтения и письма все дети легко справились с этой задачей. Для всех пяти детей опорными словами стали «первое сентября», трое дополнили их словосочетанием «пасмурный день» .
Мобильное приложение ПривратникЪ (Android) для управления шлагбаумами во дворе!
В группе учащихся с нарушениями чтения и письма ключевые слова «первое сентября» выделил только один ребёнок. Ещё трое детей сосредоточились на менее существенных словах «день пасмурный» . Один ребёнок вообще не выделил ключевых слов и не попытался вдуматься в текст.
С определением времени года в тексте дети также справились с разной степенью успешности.
В группе учащихся без нарушений чтения и письма все дети определили, что речь идёт об осени. При этом один ребёнок сначала назвал слово «весна», но затем исправился со словами «Я перепутал».
Менее успешно справились с этим дети с нарушениями чтения и письма. Правильно определили время года лишь двое детей. Ещё два ребёнка утверждали, что речь идёт о весне, а один сказал: «Время года пасмурное» .
Время выполнения задания варьировалось у каждого ребёнка, но в среднем учащиеся с нарушениями чтения и письма затрачивали 4 минуты, а сверстники без данных нарушений – 3 минуты.
По итогам констатирующего эксперимента подтвердилась гипотеза, сформулированная во введении.
Таким образом, мы решили задачи, поставленные в рамках данного исследования, и получили интересную, а главное, объективную информацию о своих подопечных, что позволило глубже узнать детей и проверить правильность своих представлений о них.
По итогам проведённого исследования мы получили важную и крайне интересную информацию, позволяющую лучше узнать своих подопечных, оценить трудности детей и определить направления работы над ними. Важнейшую роль в этом сыграла компьютерная программа «В городском дворе». Благодаря данной программе стало возможным посмотреть на учащихся под нужным углом, поскольку она идеально отвечала задачам нашего исследования и предоставляла необходимый инструментарий для констатирующего эксперимента.
Функции программы «В городском дворе», разумеется, не ограничиваются диагностическими целями. Трудно переоценить её мощный коррекционно-развивающий потенциал. Хочется особо отметить необходимость данной компьютерной программы городским детям, чьи возможности накопления знаний о сезонных изменениях в природе ограничены рамками города. Программа даёт дополнительные возможности для наблюдения за природными явлениями, пополнения запаса знаний о сезонных изменениях.
1. Айламазян А.К. Информатика и теория развития / А.К. Айламазян, Е.В. Стась. -М.: Наука, 1988. — 174 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т.2. — М.: Просвещение, 1964. — С. 5-117.
3. Болтянский В.Г. Игровые компьютерные среды учебного назначения // ИНФО. -1990. № 5.-С. 10-15.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — с. 39-385.
5. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. //Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. – с. 19-40.
6. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б.С. Гершунский. -М.: Педагогика, 1987. — 405 с.
7. Гончарова Е.Л. Роль дефектологии в разработке способов приобщения к чтению / Е.Л.Гончарова // Детское чтение на рубеже веков: проблемы, исследования, прогнозы: сб. науч. тр. — М., 2001. — с. 25-31.
Источник: www.defectologiya.pro
Цикл программ «Картина мира
Первая программа цикла может использоваться специалистами и родителями для развития умения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста соотносить образные картины окружающего мира (фотографии) с временами года; обогащения опыта впечатлений, наблюдений и действий, накопленного ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни. Материал для выполнения упражнений можно менять – включать в программу наборы фотографий, отражающие события жизни любого ребенка на протяжении календарного года или картины природы того региона, где проживает ребенок.
Системные требования: Windows 95-98; Pentium III; 32Mb RAM
«В городском дворе»
Вторая программа цикла может использоваться специалистами и родителями для формирования у детей школьного возраста картины мира, основанной на понимании его целостности, закономерной изменчивости, неразрывной связи человека с окружающим его миром, вне которого он не может существовать. Она состоит из четырех частей: «Калейдоскоп»; «Размышляем»; «Моделируем»; «Читаем и додумываем».
Стратегия обучения такова – новые представления о мире формируются на основе углубления понимания хорошо знакомых событий и явлений, происходящих на протяжении года в одном и том же городском дворе. Программа позволяет ребенку моделировать картины жизни городского двора, экспериментировать с состоянием погоды, растительного мира, занятиями и одеждой детей на улице; моделировать их соотношения, воспроизводить изменения картин жизни городского двора на протяжении разных сезонов года. Задания способствуют преодолению однозначности, ограниченности и стереотипности представлений детей о мире. Целенаправленно формируются способы размышлений о мире. Ребенок получает возможность моделировать динамику и границы изменений погоды, природного мира и занятий детей на протяжении каждого сезона года.
Последняя часть программы предлагает детям создавать на экране компьютера иллюстрации к текстам, используя специально созданный инструмент — калейдоскоп картинок. Эта часть направлена на обучение детей умению опираться на свои представления о мире в процессе чтения текстов, додумывать то, что подразумевается автором и воссоздавать временной контекст происходящих событий.
Системные требования: Системные требования: Windows 95-98; Pentium III; 32Mb RAM
«Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий»
Методическое пособие адресовано педагогам начальных классов, преподавателям русского языка и литературы. В пособии описывается своеобразие письменной формы речи, продуктивные способы ее развития у детей, достоинства и недостатки традиционных средств обучения; преимущества нового создания и редактирования текстов – программы «Word», его роль в развитии письменной речи детей. Подробно описан подход и методика обучения младших школьников «текстовому редактору» на уроках языкового цикла, возможность дальнейшего использования сформированного умения детей для переноса акцента в работе над письменной речью с процесса написания и переписывания текста на осмысленное редактирование собственной речи. В приложении в электронном виде содержится набор заданий, разработанный в рамках изложенного в книге подхода.
«SpeechViewer» — «Видимая речь» (IBM США)
В процессе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи детей, начиная с 2-х летнего возраста, сурдопедагоги и логопеды могут эффективно использовать «Видимую речь», с помощью которой на экране компьютера в ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи. Разработанное в ИКП РАО методическое сопровождение поможет специалистам понять, какие задачи в области формирования и коррекции произношения ребенка целесообразно решать при помощи «Видимой речи», как «встраивается» работа с компьютером в традиционные индивидуальные занятия, как программа помогает контролировать и демонстрировать ребенку «продвижение» в развитии произносительных навыков.
«Дэльфа-130»
Сурдологопедический тренажер предназначен для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса; слого-ритмической структуры речи.
Системные требования: компьютер типа IBMPC 486, ОЗУ 8 Mб.
«Дэльфа-142»
Логопедический тренажер, состоящий из двух частей. Первая часть – аналог «Дэльфы 130». Вторая часть предназначена для коррекции отдельных аспектов письменной речи детей. С ее помощью можно работать звукобуквенным составом слов, структурой предложений, построением коротких текстов. Применяется игровая стратегия деятельности.
Программа содержит 63 базовых словаря с общим количеством единиц (слов или предложений) около 4,5 тысяч, благодаря которым варьируется материал упражнений по уровню сложности. Пользователь может формировать собственные словари.
Системные требования: компьютер типа IBM PC Pentium 166 МГц и выше, ОЗУ 32 Мб, графическая карта, поддерживающая режим TrueColor (24 bit).
Источник: poisk-ru.ru
Программа 2. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ»
Программы этого цикла помогут учить ребенка размышлять об окружающем природном мире как о неотъемлемом, постоянно и закономерно меняющемся контексте его личного бытия. В программах показан путь, следуя которому, взрослый сможет шаг за шагом приучать ребенка замечать и осмысливать изменения в окружающем мире, извлекая из происходящего собственные смыслы. Исходной «точкой», основой для построения целостной, осмысленной картины окружающего мира является жизненный опыт самого ребенка.
Программа 1. «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ»
Первая программа цикла, которая поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, наблюдений и действий, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни.
Более подробно с этой программой Вы можете познакомиться на страницах специального 17-го выпуска Альманаха ИКП
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, речи, с ЗПР. Может быть полезна нормально развивающимся детям.
Программа обеспечена подробной методической помощью как в целом ко всей программе, так и к каждому ее упражнению (поэкранная методическая помощь).
Программа 2. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ»
Ни в одном учебнике Вы не найдете заданий, подобных тем, что представлены в этой программе. Выполняя упражнения, кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятым. Авторами создан уникальный инструмент обучения – «Калейдоскоп», позволяющий «собирать» десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом, выводить первые обобщения о связи жизни человека и окружающего его мира.
С методикой работы по этой программе, Вы можете познакомиться на страницах электронной библиотеки «Отечественная научная школа дефектологии»
Программа адресована детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, с ЗПР. Может быть полезна нормально развивающимся детям.
Программа обеспечена подробной методической помощью как в целом ко всей программе, так и к каждому ее упражнению (поэкранная методическая помощь).
Программа 3. «НА ДАЧЕ»
Работая с этой программой — анализируя новый фрагмент мира, ребенок будет расширять и проверять ранее выведенные обобщения. Теперь он будет «собирать» множество вариантов картин дачной жизни, устанавливая соответствие между погодой, жизнью растений и занятиями сверстников. У детей появится возможность сравнивать и обсуждать свои представления о мире, работая парами.
С методикой работы по этой программе, Вы можете познакомиться на страницах электронной библиотеки «Отечественная научная школа дефектологии»
Программа адресована детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, с ЗПР. Может быть полезна нормально развивающимся детям.
Программа обеспечена подробной методической помощью как в целом ко всей программе, так и к каждому ее упражнению (поэкранная методическая помощь).
По вопросам приобретения программ:
Источник: megapredmet.ru