Операционная система (ОС) –– программа, которая осуществляет диалог с пользователем, управляет компьютером, его ресурсами, запускает другие программы. ОС загружается при включении компьютера.
Windows 2000 –– многозадачная операционная система: позволяет работать с несколькими программами одновременно. Windows 2000 создана для персональных компьютеров IBM PC. Дружественный, интуитивный интерфейс программы способствует ее быстрому освоению.
Управление Windows
Windows рассчитана на работу в первую очередь с мышью; альтернативным способом управления является клавиатура. На экране указатель мыши чаще всего имеет вид широкой стрелки, направленной влево, которая перемещается на экране при движении мыши.
Основные действия с использованием мыши:
щелчок мышью –– кратковременное нажатие кнопки мыши (по умолчанию –– левой);
двойной щелчок –– двойное кратковременное нажатие кнопки мыши с малым интервалом между нажатиями;
перетягивание –– перемещение мыши при нажатой левой кнопке.
Диалоги с пользователем
Рабочий стол
Основную часть экрана Windows 2000 (рис. 10.1) занимает Рабочий стол. На нем располагаются значки объектов: папок, дисков, программ и др. Если значок имеет метку , то это значок ярлыка. Ярлык –– ссылка на объект, расположенный не на Рабочем столе, а в какой-то папке.
Один объект может иметь несколько ярлыков, расположенных в различных папках. Значки объектов, расположенных непосредственно на Рабочем столе, не имеют таких меток. При двойном щелчке на значке объекта открывается окно этого объекта. При двойном щелчке на ярлыке открывается окно объекта, на который ссылается ярлык.
Окна Windows
Окно –– прямоугольная область экрана, в которой выполняются различные Windows-программы. Каждая программа имеет свое окно. Все окна имеют одинаковый состав и структуру.
В состав окна входят следующие элементы (рис. 10.2):
1 –– заголовок –– верхняя строка окна, в которой находится имя программы или имя окна;
2 ––кнопка сворачивания окна;
3 –– кнопка восстановления окна (ее вид зависит от состояния окна);
4 –– кнопка закрытия окна;
5 –– кнопка системного меню открывает системное меню окна;
Значки | Панель Microsoft Office | Рабочий стол | |||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||
Главное меню | Кнопка Пуск | Подменю Программы | Кнопки активных приложений | Панель задач | Индикаторы |
6 –– строка меню содержит команды для управления окном;
7 –– панель инструментовсодержит кнопки, вызывающие наиболее часто употребляемые команды;
8 –– полосы прокрутки позволяют просматривать содержимое окна;
9 –– рабочее поле –– пространство для размещения объектов (текста, рисунков, значков и пр.) и работы с ними;
10 –– строка состояния –– полоса, на которой расположены индикаторы состояния;
Окно может существовать в трех состояниях:
– полноэкранное –– окно развернуто на весь экран;
– нормальное –– окно занимает часть экрана;
– свернутое –– окно в свернутом состоянии.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Изменение состояния окон:
– сворачивание окна –– щелчок мыши на кнопке сворачивания;
![]() |
– из свернутого в предыдущее состояние –– щелчок мыши на кнопке активного приложения на панели задач;
– из полноэкранного в нормальное и обратно –– щелчок мыши на кнопке восстановления окна.
Для вызова команды из меню (рис. 10.2) необходимо навести указатель мыши на пункт меню и нажать кнопку мыши. Меню откроется и для выбора из него команды следует щелкнуть мышью на соответствующем пункте. Если в нижней части меню находится кнопка , то в меню выведены не все команды, а только те, которые использовались последними (рис. 10.3).
При нажатии на кнопку появятся все команды этого меню (рис. 10.4).
Если справа от пункта меню стоит знак , то при наведении на него указателя мыши откроется подменю (рис. 10.5).
Если после имени команды стоит многоточие, то после ее выбора появится диалоговое окно. Серым цветом изображены команды, которые в данный момент недоступны. Чтобы закрыть меню без выбора команды, необходимо щелкнуть мышью вне области меню или нажать клавишу Esc.
Изменение размера окна (в нормальном состоянии) осуществляется перетягиванием рамок окна при нажатой кнопке мыши.
Перемещение окна (в нормальном состоянии) осуществляется перетягиванием заголовка окна при нажатой кнопке мыши.
Полосы прокрутки появляются, когда содержимое окна не помещается в его видимой части. Для просмотра содержимого окна есть несколько вариантов:
– щелкать на кнопках 5и6 на полосах прокрутки;
– перетягивать прямоугольник прокрутки q;
– щелкать мышью между прямоугольником прокрутки и кнопками 5,6.
Закрытие окон: для завершения работы с приложением (программой) необходимо закрыть его окно. Активное окно можно закрыть одним из следующих способов:
– щелкнуть на кнопке закрытия окна r;
– набрать на клавиатуре комбинацию Alt+F4;
– выбрать команду Выход из меню Файл;
– выбрать команду Закрыть в системном меню окна (щелкнуть на кнопке системного меню).
Источник: studopedia.su
Компьютерная программа которая работает в режиме диалога с пользователем это
Что такое программное обеспечение
Возможности современного ПК столь велики, что все большее число людей находят ему применение в своей работе, учебе, быту. Важнейшим качеством современного компьютера является его «дружественность» по отношению к пользователю. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать в той или иной ситуации, помогает выходить из затруднительных положений. Это возможно благодаря программному обеспечению компьютера.
Снова воспользуемся аналогией между компьютером и человеком. Новорожденный человек ничего не знает и не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку.
Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка. Создается программное обеспечение программистами.
Вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера, составляет его программное обеспечение (ПО).
Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.
Типы программного обеспечения
В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным ПО. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор. Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования.
-
— системное ПО;
— прикладное ПО;
— системы программирования.
О системном ПО и системах программирования речь пойдет позже. А сейчас познакомимся с прикладным программным обеспечением.
Состав прикладного программного обеспечения
Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами.
Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор прикладных программ, который нужен практически каждому. Их называют программами общего назначения. К их числу относятся:
— текстовые и графические редакторы, с помощью которых можно готовить различные тексты, создавать рисунки, строить чертежи; проще говоря, писать, чертить, рисовать;
— системы управления базами данных (СУБД), позволяющие превратить компьютер в справочник по любой теме;
— табличные процессоры, позволяющие организовывать очень распространенные на практике табличные расчеты;
Очень популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры. Большинство пользователей именно с них начинает свое общение с ЭВМ.
Кроме того, имеется большое количество прикладных программ специального назначения для профессиональной деятельности. Их часто называют пакетами прикладных программ. Это, например, бухгалтерские программы, производящие начисления заработной платы и другие расчеты, которые делаются в бухгалтериях; системы автоматизированного проектирования, которые помогают конструкторам разрабатывать проекты различных технических устройств; пакеты, позволяющие решать сложные математические задачи без составления программ; обучающие программы по разным школьным предметам и многое другое.
Вопросы и задания
-
1. Что такое программное обеспечение ЭВМ?
2. Какие задачи выполняет прикладное программное обеспечение?
3. Назовите основные виды прикладных программ общего назначения.
4. Что такое прикладные программы специального назначения?
О системном ПО и системах программирования
Что такое операционная система
Для чего нужны прикладные программы, понять несложно. А что же такое системное программное обеспечение?
Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС).
Операционная система — это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем.
У операционной системы очень много работы, и она практически все время находится в рабочем состоянии. Например, для того чтобы выполнить прикладную программу, ее нужно разыскать во внешней памяти (на диске), поместить в оперативную память, найдя там свободное место, «запустить» процессор на выполнение программы, контролировать работу всех устройств машины во время выполнения и в случае сбоев выводить диагностические сообщения. Все эти заботы берет на себя операционная система.
Вот названия некоторых распространенных ОС для персональных компьютеров: MS-DOS, Windows, Linux.
Интерактивный режим
Во время работы прикладная программа сама организует общение с пользователем, но когда программа завершила работу, с пользователем начинает общаться операционная система. Это общение происходит в такой форме:
ОС выводит на экран приглашение в какой-то определенной форме. В ответ пользователь отдает команду, определяющую, что он хочет от машины. Это может быть команда на выполнение новой прикладной программы, команда на выполнение какой-нибудь операции с файлами (удалить файл, скопировать и пр.), команда сообщить текущее время или дату и пр. Выполнив очередную команду пользователя, операционная система снова выдает приглашение.
Такой режим работы называется диалоговым режимом. благодаря ОС пользователь никогда не чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Все операционные системы на персональных компьютерах работают с пользователем в режиме диалога. Режим диалога часто называют интерактивным режимом.
Сервисные программы
К системному программному обеспечению кроме ОС следует отнести и множество программ обслуживающего, сервисного характера. Например, это программы обслуживания дисков (копирование, форматирование, «лечение» и пр.), сжатия файлов на дисках (архиваторы), борьбы с компьютерными вирусами и многое другое.
Системы программирования
Кроме системного и прикладного ПО существует еще третий вид программного обеспечения. Он называется системами программирования (СП).
Система программирования — инструмент для работы программиста.
С системами программирования работают программисты. Всякая СП ориентирована на определенный язык программирования. Существует много разных языков, например Паскаль, Бейсик, ФОРТРАН, С («Си»), Ассемблер, ЛИСП и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.
Программисты создают все виды программ: системные, прикладные и новые системы программирования.
Вопросы и задания
-
1. Какие разновидности программного обеспечения имеются на современных компьютерах?
2. Что такое операционная система (ОС)? Какие основные функции она выполняет?
3. Что такое диалоговый режим общения между ОС и пользователем?
4. Для чего предназначены системы программирования? Кто с ними работает?
Александр Лекомцев. Самая эффективная психотерапия по скайп. Полностью конфидециально. |
Источник: 5byte.ru
Диалоговые программы. методы построения
Основным методом общения пользователя с современными программами является диалог. Имеются два вида программ: не диалоговые программы (выполняются без дополнительного обращения к пользователю) и диалоговые (интерактивные).
Диалоговая программа — программа, рассчитанная на удобное взаимодействие пользователя и ЭВМ. Она предполагает, что пользователь должен быть подготовлен к работе в диалоге. Пользователи, как правило, не обязаны быть программистами, но должны быть специалистами в той области, для которой предназначена программа. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективное взаимодействие пользователя с программным комплексом.
Разработчик диалоговой программы должен позаботиться о защите своей программы от некорректных действий пользователя. Пользователь может ввести неправильные данные из-за своей низкой квалификации или по невнимательности, а также намеренно с определенными целями.
Организация взаимодействия между пользователем и выполняемой программой называетсяинтерфейсом пользователя и компьютера.
С точки зрения программного обеспечения в состав интерфейса пользователь-компьютер входят два компонента:
— процесс диалога, то есть двусторонний обмен информацией между пользователем и компьютером;
— процесс ввода-вывода, обеспечивающий прием от пользователя и передачу ему данных через различные физические устройства, например дисплей, клавиатуру, мышь.
В процессе диалога информация передается в виде сообщений. Можно провести их классификацию (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация сообщений в соответствии с выполняемыми ими функциями
Команды- это сообщения, посредством которых осуществляется управление ходом диалога (например, вывод на экран справочной информации, поясняющей действия пользователя).
Входные данные вводятся пользователем на основании соответствующих сообщений, указывающих, какие именно данные он должен вводить в текущий момент работы программного комплекса (процесса).
Подсказка- это сообщение программного комплекса, нужное для помощи пользователю при вводе данных.
Выходные данные — это данные, являющиеся результатом обработки входных данных.
Состояние- это сообщение, информирующее пользователя о том, что произошло или происходит при работе программного комплекса (процесса) в данный момент (например, сообщение “Ждите, идет чтение файла” и др.).
Ошибка- это сообщение о том, что работа программного комплекса (процесса) прервана, так как введенные пользователем входные данные не могут быть обработаны.
Справка- сообщение в виде справочной информации, что следует делать дальше и почему это надо делать при затруднениях, возникающих в процессе работы пользователя с программным комплексом.
Главным в интерфейсе пользователь-компьютер для “профессиональных” пакетов является “дружелюбное” отношение к пользователю и защита программы от ошибок пользователя (в литературе используются термины “дружественная программа” и “защита от дурака”).
В диалоговой программе должны быть реализованы принципы безошибочного ввода информации. Однако нет никаких способов помешать пользователю с клавиатуры в ответ на запрос ввести всякую чепуху. Мы можем вывести на экран сообщение “Введите число” в цвете, крупными буквами и к тому же мигающее, но это не поможет, если пользователь просто ткнет пальцем не в ту клавишу. Поэтому надо проектировать программу так, чтобы она каким-то образом могла определять, что введенная информация имеет смысл.
Как это сделать? Общим методологическим подходом при построении диалога человек-компьютер (с последующей его программной реализацией) является анализ диалога человек-человек при решении задачи, аналогичной той, которая решается с помощью разрабатываемого программного комплекса. Анализ должен начаться с изучения потенциальных пользователей разрабатываемой программы и их профессиональной деятельности.
Диалог должен отвечать определенным требованиям. Это естественность, последовательность, краткость и гибкость. Диалог уточняется путем неоднократного согласования с пользователями. Возможны несколько типов диалога:
— ответы с заполнением предложенных бланков;
— диалог с применением языка команд;
— запрос по образцу с использованием позиционного выбора;
— диалог с использованием естественного языка.
Кратко рассмотрим типы диалогов.
Меню- способ проведения диалога, когда на экран выводится список возможных действий или альтернатив, необходимых для управления программой, ввода показателей, а пользователь выбирает нужный пункт. Меню может выводиться на экран в различной форме. Это может быть вывод пунктов меню в строку в верхнюю или нижнюю части экрана.
Пункты меню могут быть пронумерованы цифрами или отмечены буквами, выделены цветом или повышенной интенсивностью свечения. Выбор пунктов из меню может производиться либо набором соответствующего номера или буквы, либо клавишами управления курсором перемещаются по пунктам меню и фиксируют выбор клавишей [Enter]. Пользователь может перемещаться по пунктам меню указателем мыши и щелчком ее кнопки.
Вопрос-ответ. На экран дисплея выводится вопрос и пользователь отвечает на него, нажимая после ответа на каждый вопрос [Enter].
ВВЕДИТЕ ВАШУ фамилию И.О. Иванов Петр Сергеевич
ДАТУ РОЖДЕНИЯ 21-09-49
Ответы с заполнением предложенных бланков. На экран выводится бланк с указанием того, что и в какой форме необходимо вводить. Курсор показывает на начальный пункт ввода, после набора и проверки правильности ввода нажимается клавиша [Enter]. Курсор автоматически перескакивает на следующий пункт бланка. И так далее (рис.
1.2).
Рис. 1.2. Пример бланка ввода
Диалог с применением языка команд. На экран в нужный момент выводится сообщение “Введите команду”. Пользователь набирает на клавиатуре необходимую в данный момент команду. При этом, так как отсутствует подсказка, пользователь должен выучить наизусть весь перечень рабочих команд.
При малейшей ошибке в наборе команды программа ее не понимает и, естественно, не принимает, поэтому выдается сообщение об ошибке и просьба повторить ввод. Подобный диалог был распространен в программах (редакторах) в 80-е годы. В наше время подобный диалог встречается редко.
Запрос по образцу с использованием позиционного выбора. Это одна из разновидностей запроса типа “Меню”. Выбор производится, как правило, либо нажатием клавиш управления курсором, либо одновременным нажатием управляющей клавиши (чаще Alt) и одной буквенной клавиши, соответствующей выделенной в командном слове букве.
Диалог с использованием естественного языка. Перспективен для диалоговых систем ближайшего будущего, особенно тех, где команды вводятся голосом. В настоящее время существуют такие разработки за рубежом и в нашей стране, как с ограниченным числом управляющих смысловых команд (несколько десятков слов), так и для надиктовки текста.
Если первые командные системы, по данным печати, требовали для своей работы достаточно скромных ресурсов компьютера (ОЗУ — до 4 Мбайт, процессор 486 и выше), то системы преобразования голоса в текст для надежной работы требуют довольно значительных ресурсов (ОЗУ — 16-32 Мбайта, процессор Pentium-133 и выше). Наиболее удачной системой надиктовки текста, получившей достаточно широкое распространение в нашей стране, является пакет “Dragon” с русскоязычной программой “Горыныч”.
Тестирование этого пакета, проведенное автором, показало, что он требует очень тщательной и не очень удобной индивидуальной настройки на голос пользователя и, несмотря на это, недостаточно надежно распознает речь. Кроме того, эта система имеет не очень удачный интерфейс общения с пользователем. Поэтому без доработки пакета его массовое использование проблематично. В новой версии, которая по сообщениям прессы должна была появиться во второй половине 1998 г., надежность распознавания должна быть повышена.
Статьи к прочтению:
- Dim org(50) as sotr, a as sotr
- Динамическая загрузка и выгрузка драйверов
Лекция 13 1 Интерфейс с использованием переменных
Похожие статьи:
- Методы удаления троянской программы В целом, троянские программы обнаруживаются и удаляются антивирусным и антишпионским ПО точно так же, как и остальные вредоносные программы. Троянские…
- Программа wordpad, назначение, методы работы Текстовый редактор WordPad предоставляет возможности создания несложных форматированных текстов и является упрощенным вариантом профессионального…
Источник: csaa.ru