Сегодня невозможно найти компанию, не применяющую в работе какое-либо программное обеспечение – от специализированных производственных и учетных программ до средств защиты и сервисов представления отчетности. О том, как отразить в учете программное обеспечение (ПО), пойдет речь в нашей публикации.
Особенности учета программного обеспечения
Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.
Система учета программного обеспечения: исключительные права
Подобное право пользования ПО обычно возникает, если программа разрабатывается по заказу фирмы в соответствии с изложенными требованиями. При этом ПО учитывают в налоговом и бухучете как НМА (нематериальный актив).
Понятие Основного средства
Поставить на учет программное обеспечение следует по первоначальной стоимости, включающей в себя затраты, понесенные при покупке продукта. Если стоимость ПО не превышает 100 000 руб., то в налоговом учете актив признается неамортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), т. е. программу ценой до 100 000 руб. можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу.
Срок полезного использования (СПИ) в налоговом учете определяется по техдокументации к ПО. Если установить его невозможно, фирма вправе сама определить срок службы, который не может быть менее 2-х лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2007).
Исключительное право на ПО не имеет временных рамок, поэтому в бухучете СПИ определяется, опираясь на период, в котором планируется его использовать. На практике, чтобы избежать расхождений в налоговом и бухучете, предприятия устанавливают для ПО одинаковый срок использования.
Учет программного обеспечения: проводки
Покупка ПО на условиях исключительного права фиксируется в бухучете следующими записями:
Операции
Д/т
К/т
Учтены затраты на приобретение ПО
Источник: spmag.ru
Бухгалтерский учет приобретения программного продукта (неисключительных прав)
Организация, применяющая УСН с объектом обложения «доходы», приобрела право на использование программного продукта (неисключительные права). В договоре срок использования не указан. Стоимость одного из продуктов превышает 40 000 руб.
1С: БГУ 2.0 — Как собрать основное средство из нескольких ОС.
Как классифицировать данные объекты в целях бухгалтерского учета? Являются ли они основными средствами? Каков порядок установления срока их использования?
Для целей бухгалтерского учета объект, подлежащий учету, классифицируется в соответствии с установленными определениями видов активов и критериями признания их. По общему правилу указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете (смотрите Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренную Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год, утвержденные письмом Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302).
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида организации следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54).
Порядок учета основных средств регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01).
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01.
Поскольку в рассматриваемом случае приобретается не материальный объект (не имеющий материально-вещественной структуры), а право на использование программного продукта, на основании пунктов 4-6 ПБУ 6/01 приобретенный организацией экземпляр программного обеспечения нельзя отнести к объекту основных средств.
Порядок учета нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». К нематериальным активам отнесены, в частности, объекты интеллектуальной собственности, на которые у организации имеется исключительное право (исключительное авторское право на программное обеспечение, базы данных) (п. 3 ПБУ 14/2007).
В рассматриваемом случае исключительных прав на программное обеспечение организация не приобретает, следовательно, в данной ситуации приобретенное программное обеспечение в составе НМА не учитывается.
В связи с этим с учетом того, что рассматриваемое программное обеспечение будет использоваться в производственных целях, его стоимость должна списываться в бухгалтерском учете на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99)).
Согласно п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
В соответствии с п. 39 ПБУ 14/2007 платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) в течение периода, к которому они относятся.
Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Планом счетов предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».
Таким образом, если приобретенные программы предполагается использовать по назначению в течение нескольких отчетных периодов, затраты на приобретение прав на их использование первоначально будут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов»
Следует также учитывать, что согласно абзацу первому п. 39 ПБУ 14/2007 нематериальные активы (далее — НМА), полученные в пользование, учитываются пользователем (сублицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (например, по дебету самостоятельно введенного забалансового счета 012 «НМА, полученный в пользование на основании лицензионного договора»).
Пунктом 39 ПБУ 14/2007 определено, что платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
В рассматриваемой ситуации в договоре сроки использования программных продуктов не указаны. Из п. 65 Положения 34н следует, что в таком случае затраты на приобретение прав будут распределяться на протяжении самостоятельно установленного организацией сроков их использования. Таким образом, в дальнейшем сумма, учтенная на счете 97, подлежит списанию на счета учета затрат (20, 26, 44 и т.д.) исходя из сроков использования, определенных организацией самостоятельно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник: www.audit-it.ru
Учет расходов на покупку программного обеспечения, необходимого для работы ОС
Ряд основных средств не может функционировать без соответствующего программного обеспечения. Для работы, например, компьютерной техники как минимум необходима та или иная операционная система (MS-DOS, Unix, Windows). Практически во всех случаях фирма не получает на подобные программы исключительных прав. Они остаются у разработчика. Поэтому стоимость операционной системы в составе нематериальных активов не отражают.
Расходы на покупку подобного программного обеспечения могут быть отражены в составе затрат, связанных с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию (*). Следовательно, их включают в его первоначальную стоимость и списывают по мере начисления по ОС амортизации. (*) письмо ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7756.
В то же время дополнительные программы, приобретаемые впоследствии и необходимые для выполнения основным средством тех или иных функций (например Microsoft Office, Nero, Outlook Express, Mozilla Thunderbird, Opera и т.д.), на его первоначальную стоимость не влияют. Как и прежде, их стоимость отражают в составе расходов будущих периодов.
Такой порядок учета установлен пунктом 39 Положения по бухучету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Подобные расходы списывают постепенно в течение срока полезного использования программы. Если в лицензионном договоре указан период использования программы, то расходы распределяют в соответствии с этим сроком. В противном случае компания его определяет самостоятельно.
Пример Компания приобрела компьютер. Его стоимость составила 53 100 руб. (в том числе НДС — 8100 руб.). Для него была куплена операционная система Windows XP. Ее стоимость — 2714 руб. (в том числе НДС — 414 руб.). После ввода компьютера в эксплуатацию фирмой приобретено дополнительное программное обеспечение — Microsoft Office 2008.
Расходы на его покупку составили 3776 руб. (в том числе НДС — 576 руб.). В лицензионном договоре срок использования этого обеспечения не указан. Поэтому компания его определила в 2 года (24 мес.).
Указанные расходы отражены записями: Дебет 19 Кредит 60 — 8100 руб. — учтен НДС по компьютеру; Дебет 08-4 Кредит 60 — 45 000 руб. (53 100 — 8100) — учтены расходы на покупку компьютера; Дебет 19 Кредит 60 — 414 руб. — учтен НДС по операционной системе; Дебет 08-4 Кредит 60 — 2300 руб. (2714 — 414) — учтены расходы на приобретение операционной системы; Дебет 01 Кредит 08-4 — 47 300 руб. (45 000 + 2300) — стоимость компьютера учтена в составе ОС; Дебет 68 Кредит 19 — 8514 руб. (8100 + 414) — принят к вычету НДС по затратам на покупку компьютера; Дебет 19 Кредит 60 — 576 руб. — учтен НДС по затратам на покупку дополнительных программ; Дебет 97 Кредит 60 — 3200 руб. (3776 — 576) — затраты на покупку дополнительных программ отражены как расходы будущих периодов; Дебет 68 Кредит 19 — 576 руб. — НДС по расходам на покупку дополнительных программ принят к вычету. При списании затрат на покупку дополнительных программ бухгалтер должен ежемесячно делать запись: Дебет 20 (26, 44) Кредит 97 — 133 руб. (3200 руб. : 12 мес.) — списана часть затрат на покупку дополнительного программного обеспечения.
Если на программу компания получает исключительные права, то затраты на ее приобретение первоначальную стоимость ОС не увеличивают. Их учитывают как отдельный объект нематериальных активов. Программное обеспечение, необходимое для работы техники, может выйти из строя. В такой ситуации расходы на его восстановление и переустановку могут расцениваться как затраты на ремонт ОС.
Их отражают в составе расходов по обычным видам деятельности (если ОС используется в основной деятельности компании) или прочих расходов (если ОС используется в деятельности, связанной с получением прочих доходов). Пример Компания использует систему водоснабжения, учтенную в составе ОС. Она применяется в основной деятельности фирмы.
Система не может функционировать без специального программного обеспечения. В результате поломки оно вышло из строя. Затраты на его восстановление составили: — 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.) — расходы на восстановление; — 26 550 руб. (в том числе НДС — 4050 руб.) — расходы на переустановку. Указанные затраты бухгалтер отразил записями: Дебет 19 Кредит 60 — 9000 руб. — отражен НДС по затратам на восстановление программы; Дебет 20 Кредит 60 — 50 000 руб. (59 000 — 9000) — отражены затраты на восстановление программы; Дебет 19 Кредит 60 — 4050 руб. — отражен НДС по затратам на переустановку программы; Дебет 20 Кредит 60 — 22 000 руб. (26 550 — 4050) — отражены затраты на переустановку программы; Дебет 68 Кредит 19 — 13 050 руб. (9000 + 4050) — принят к вычету НДС. По материалам книги-справочника «Годовой отчет» под общ. редакцией В.Верещаки
- учет ОС
- расходы на программное обеспечение
Источник: www.klerk.ru