В первом параграфе была изучена характеристика обучающих программ второй половины прошлого столетия. В данном параграфе раскрывается определение обучающих программ с точки зрения современности, их место в педагогическом процессе, приведены основные принципы классификации обучающих программ.
Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, то есть использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью КОП:
- · начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
- · базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
- · выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
- · выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
- · развитие способностей к определенным видам деятельности;
- · проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
- · восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
- · контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Несмотря на интегральный характер перечисленных задач, результаты их решения влияют друг на друга. Поэтому виды КОП, как правило, соотносятся не с отдельными задачами, а с группами наиболее коррелирующих задач [19, с. 59].
Обучающий ролик Определение класса опасности
Требование предметного содержания подразумевает, что КОП должна включать учебный материал по определенной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме). Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КОП от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса [18, 276].
КОП составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным информационным технологиям. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами КОП обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Говоря о все возрастающей роли информационных технологий в образовании следует выделить предпочтительные стороны компьютерных средств обучения по сравнению с традиционными формами обучения [1, с. 155]:
Обучающие компьютерные программы
- 1) Обучение пользователя функциональным возможностям компьютера как такового.
- 2) Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
- 3) Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
- 4) Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
- 5) Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
- 6) Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций для обучаемых.
- 7) Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т. е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
- 8) Уменьшение затрат на преподавание.
- 9) Получение выхода на новые рынки.
Наличие большого количества положительных сторон делает возможным сделать вывод о необходимости таких систем, их удобстве и практичности в применении.
Такое преимущество КОП нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что КОП состоят из одних достоинств и не обладают недостатками. К отрицательным сторонам КОП относятся:
- * необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с КОП;
- * необходимость обладать навыками работы на компьютере;
- * сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
Названные недостатки КОП носят объективный характер. Часто к ним добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием КОП и концептуальными недочетами, допущенными их создателями.
Все это свидетельствует о целесообразности использования КОП в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Таким образом, ясно, что КОП не являются исключающей альтернативой некомпьютерных пособий. Приоритет КОП следует понимать в том смысле, что по мере развития соответствующих технологий именно КОП будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Следует обратить внимание на некоторые из них.
Согласно первой классификации из множества КОП можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение [13, с. 88]:
- 1. Специализированные обучающие программы.
- 2. Компьютерные модели.
- 3. Автоматизированные обучающие системы.
Классификация КОП в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса [7, с. 91]:
- 1. Средства теоретической и технологической подготовки.
- 2. Средства практической подготовки.
- 3. Вспомогательные средства.
- 4. Комплексные средства.
К первому классу относятся следующие виды КОП:
Класс средств практической подготовки включает два вида КОП:
- · Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — КОП для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей;
- · Компьютерный тренажер — КОП для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся КОП, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве недостаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды КОП:
В классе комплексных средств, покрывающих широкий круг педагогических задач, выделим два вида КОП:
- · компьютерный учебный курс — КОП для подготовки по определенному курсу (дисциплине), в котором интегрированы функции или средства для решения основных задач теоретической, технологической и практической подготовки.
- · компьютерный восстановительный курс — КОП для восстановления знаний и умений в рамках определенного курса, в котором интегрированы функции или средства, поддерживающие разные этапы процесса повышения квалификации.
КОП — это в первую очередь средство решения некоторых педагогических задач, которое уже достаточно твердо закрепилось под началом традиционной системы обучения. Четкого деления компьютерных обучающих программ на виды не существует, так как отнесение к тому или иному виду зависит от педагогической цели и совокупности решаемых задач.
Источник: studwood.net
Определение
Компьютерные обучающие программы (КОПР) — это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом при различных формах обучения (не только заочной, но и очной или очно-заочной); эффективны при дистанционной технологии обучения.
КОПР не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе студента, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Они включают в себя теоретический материал, разбор решения типовых задач и поясняющие примеры (в том числе интерактивные), графические и анимационные материалы, тесты для самоконтроля и контроля знаний, необходимые дополнительные и сервисные средства. В КОПР заложен опыт преподавателей, общение студентов с которыми ограничено при дистанционном обучении. Компьютерные обучающие программы выполнены по единой оригинальной методике.
Структура КОПР
КОПР по каждому курсу включает в себя:
- модуль индивидуальной регистрации студента;
- комплект обучающих программ по всем дисциплинам этого курса;
- контролирующий модуль.
Модуль индивидуальной регистрации студента хранит информацию о студенте и результатах его работы с КОПР
Содержательная насыщенность
Обучающая программа содержит:
- краткое изложение основных положений учебного материала по каждой теме;
- необходимые пояснения, иллюстрации, примеры решения типовых задач в диалоговом изложении, словарь терминов и другие дополнительные материалы;
- тестовые задания для самоконтроля;
- контрольные тестовые задания, результаты выполнения которых записываются на носитель и проверяются тьютером;
- электронный блокнот для записи студентом вопросов к преподавателю.
Контролирующий модуль необходим тьютеру для просмотра и анализа результатов выполнения студентами контрольных тестовых заданий, а также ознакомления с вопросами студентов и записи ответов на них. Качество ответов студента учитывается преподавателем при приеме экзаменов, зачетов.
Требования по системе
КОПР работают на IBM-совместимых компьютерах под любой 32-битной операционной системой Windows. Рекомендуемый режим эксплуатации КОПР — в локальной сети. Минимальные требования к компьютеру — 100 МГц, 32 Мбайт ОЗУ, 1 МБ видеопамяти, цветность не ниже HightColor. Для установки полного набора обучающих программ необходимо около 100 МБайт дискового пространства.
Литература
обзор обучающих программ[1]
Обучающие программы[2] Здесь можно найти разнообразные обучающие программы по курсу.
Источник: letopisi.org
Программа обучающая
совокупность элементарных порций учебного материала по данной теме, дисциплине, предъявляемых обучаемому на экране компьютера в интерактивном режиме в зависимости от его действий.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Программа обучающая»
Типы обучающих программ
Для выделения типов обучающих программ принимаются во внимание особенности учебной деятельности при.
работе с программами.
Наиболее известными автоматизированными обучающими средствами являются: отечественные – «Урок», «Адонис.
Этапы создания обучающей программы Создание обучающей программы с использованием инструментальных средств.
На этом этапе принимается решение о том, какой раздел учебного курса будет переведен в обучающую программу
Автор Люба Снежкова
Источник Справочник
Категория Информационные технологии
Статья от экспертов
Электронные обучающие программы
В статье анализируется программное обеспечение для компьютерного обучения. Рассматривается программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс.
Автор(ы) Юрьева Кристина Дмитриевна
Ватрала Мария Ивановна
Источник Academy
Научный журнал
Оценка достижений обучающихся при реализации дополнительной образовательной программы
Автор Нина Афонина
Источник Справочник
Категория Педагогика
Статья от экспертов
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
Показана актуальность обучающих программ для будущих родителей.
Источник: spravochnick.ru