Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
Рассмотрим определение сущности учебной программы не с ее внешне очевидной стороны . а со стороны решаемых ею педагогических задач. Используя некоторые научно-педагогические понятия и представления .
Во-первых. зададим себе вопрос : для чего создаются различные учебные программы ?
По-видимому. очевидным ответом на этот вопрос будет утверждение о том .что это некоторый сокращенный и свернутый способ фиксации достигнутого человечеством опыта. предназначенного для передачи в ходе обучения и воспитания .Программа как бы утверждает : делай то-то и то-то .и будет достигнут успех в подготовки такого-то специалиста. Другими словами .в учебной программе хранится в определенном виде (или форме) как общечеловеческий опыт . так и опыт обучения и воспитания. т.е. педагогический опыт .В каком же виде хранится этот опыт ? Сегодня мы можем сказать вполне определенно — в виде информации. т.е. различных сведений, данных, описаний, которые должен усвоить будущий специалист. а также сведений и данных о том. как этот опыт передать в ходе обучения.
«Раб. программа воспитания как компонент основ. образовательной программы дошкольного образования»
Таким образом ,учебная программа — это модель человеческого опыта деятельности, или информационная модель этого опыта. Информационная модель, потому что в учебной программе хранится не сам опыт , а лишь его описание. А почему “модель”? Потому что в программе хранятся, не объекты, продукты этого опыта. а лишь их описание.
Поэтому можно утверждать, что сам опыт — это оригинал, а программы — его отображение определенным методом — информационным моделированием. Такие отображения, как известно, называют моделями. Вот почему любая программа — это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности.
Следовательно, в программе кроме специального опыта, которому учат, должен моделироваться еще и сам процесс обучения, т.е. еще и определенный педагогический опыт. Отсюда становится понятным, что программа — это далеко не простая модель человеческого опыта , а чрезвычайно сложная. комплексная, совмещающая в себе существенно разные виды этого опыта. При этом очень важно . что в этой модели всегда также отображается известный педагогический опыт, и этот факт является главным для понимания сущности учебной программы.
В педагогической науке давно установлено , что качество процесса
обучения зависит от совокупности целого ряда факторов, условий и взаимодействий, в которых он осуществляется. Эта совокупность факторов, условий и взаимодействий называются педагогической системой , а явления, происходящие в системе, — педагогическим процессором. Именно свойствами и особенностями сложившейся педагогической системы, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания, можно объяснить любые успехи и неудачи образовательной и воспитательной работы как отдельных преподавателей, так и учебных заведений в целом.
Отсюда в программе как модели общечеловеческого педагогического опыта всегда моделируется какая-то определенная педагогическая система. Этот факт имеет определяющее значение как для построения программы обучения, как и для ее совершенствования.
(УРОК-1) Введение. Что такое компоненты?
Если программа — модель педагогической системы, то ее совершенство зависит от педагогической системы, которая в ней смоделирована. Вопрос же о совершенных и несовершенных педагогических системах в современной педагогике уже разработан достаточно подробно. Единственный недостаток моделирования педагогической системы в виде учебной программы — это эскизность, неполная развернутость модели, допускающая неоднозначность реализации модели на практике. Однозначной, т.е. полностью определенной моделью педагогической системы, как уже говорилось выше, может быть только учебник или обучающая программа для ТСО.
Источник: infopedia.su
Разработка адаптированной образовательной программы
В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернета. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие при разработке АОП
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
- Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
- Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел. Он включает в себя:
- Диагностический компонент.
- Воспитательный компонент.
- Коррекционно-развивающий компонент.
- Образовательный компонент.
- Организацию работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Источник: koroleva-marina.ru
Компоненты процесса обучения.
Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками целей и задач обучения. Цель изучения социально детерминирована.
Стимулирующе -мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента.
Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебным материалом по данному предмету.
Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.
Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других работ, путем проведения опросов, зачетов семинаров и экзаменов.
Самоконтроль протекает в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала с помощью тестовых, эвристических заданий. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи — получение преподавателем информации о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатках. Обратная связь вызывает необходимость коррекции, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их к оптимальным для данной ситуации. Регулирование процесса проводится не только преподавателем, но и самими учениками путем саморегулирования своих действий, работы над ошибками, повторения вопросов, вызывающих затруднения.
Оценочно-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Мотивы учения.
Две основные группы мотивов, непосредственно связанные с учебной деятельностью и не связанные.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2) узко личные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
При таком подходе в центре находятся знания, как отражения духовного богатства человечества.
Все это при знаково-ориентированный (традиционный) подход.
При личностно-ориентированном подходе.
Основные компоненты содержания образования: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности – самостоятельный перенос знаний на новую ситуацию; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; построение принципиально нового способа решения; оценочно-эмоциональное отношение к миру.
7. Критерии и принципы отбора содержания образования. Уровни представления содержания образования.
Содержание образования реализуется в учебных планах, планах и учебниках.
1) Учебный план (теоретический уровень)
2) Учебная программа (уровень учебного предмета)
3) Учебник (уровень учебного материала)
Теоретический уровень реализуется через учебный план.
1 Базисный учебный план – государственный нормативный документ, часть государственного стандарта. Он имеет неизменную часть (она позволяет индивидуализировать процесс обучения).
На основе инвариантной и вариативной части выделяют 3 вида учебных занятий:
— факультативные (обязательные по выбору учащегося)
— индивидуальные (не обязательные по выбору учащегося)
2 типовой учебный план – разработан на основе базисного плана, конкретизирует его и носит рекомендательный характер.
3 Учебный план школы:
— Учебный план отражает особенности школы
— Рабочий план учителя утверждается советом ежегодно.
Принципы отбора содержания образования.
2) Принцип единой содержательной процессуальной стороны обучения. Принцип предполагает, что отбор содержания образования будет учитывать конкретный учебный процесс.
3) Принцип структурного единства содержания образования. Он предполагает согласованность учебного материала, педагогической деятельности и личности учащихся.
4) Принцип гуманизации – создание таких условий которые позволили бы школьника активно усваивать общечеловеческие ценности. Этот принцип знакомит учащихся с правовой, нравственной, экономической культурой общения.
5) Фундаментализация содержания образования. Он предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление ложнопредметных связей.
Эти принципы разработаны В.В.Краевским.
Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:
• целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
• научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;
• соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
• соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;
• учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
• соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Уровень учебного материала реализуется в учебной литературе.
8. Государственный образовательный стандарт.
ГОС – документ, устанавливающий обязательный уровень подготовки школьников по определенной учебной дисциплине. Этот уровень должен быть достигнут в любом среднем учебном заведении при многообразии вариантов обучения.
Образовательный уровень подготовки – обязательный минимум. ГОС стандарт общего образования содержит 3 компонента.
А) Федеральный компонент – обеспечивает единое образовательное пространство России. Он единый для всех учебных заведений на всем пространстве России, утверждается министерством Образования и Нации. Включает образовательные области: русский язык, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, математика и информатика, физическая культура, технология.
Б) Национально-региональный компонент – обеспечивает интересы и потребности отдельных областей национальных округов. Отражает национальное своеобразие культуры. Включает образовательные области: родной язык и литература, второй язык. Разрабатывается и утверждается республиками, регионами.
В) школьный компонент – учитывает особенности и возможности конкретного учебного заведения. Составляется с учетом федерального и национально-регионального компонента. Разрабатывается школой.
1 Базисный учебный план – государственный нормативный документ, часть государственного стандарта. Он имеет неизменную часть (она позволяет индивидуализировать процесс обучения).
На основе инвариантной и вариативной части выделяют 3 вида учебных занятий:
— факультативные (обязательные по выбору учащегося)
— индивидуальные (не обязательные по выбору учащегося)
2 типовой учебный план – разработан на основе базисного плана, конкретизирует его и носит рекомендательный характер.
3 Учебный план школы:
— Учебный план отражает особенности школы
— Рабочий план учителя утверждается советом ежегодно.
Учебные программы могут быть Типовыми (на основе государственного стандарта, утверждаются министерством образования, носят рекомендательный характер; Рабочие учебные программы (+ национальный компонент, особенности учебного заведения); Авторские учебные программы (разрабатываются отдельным автором или коллективом авторов).
Учебник создан на основе учебных типовых программ, рекомендован министерством образования. Различают тектовый компонент (описание, повествование, рассуждение), внетекстовый компонент.
Требования к учебнику:
1) Научность материала – должен соответствовать уровню развития нации.
2) Систематичность, последовательность изложения.
3) Наличие сведений по методике самостоятельной работы.
4) Простой, литературный, образный язык изложения.
5) Оформление учебника.
6) Оптимальный объем учебника.
10. Учебные программы, их структура. Принципы построения, требования к ним. Современные варианты учебных программ.
В программе фиксируется структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри школьного класса.
Структура учебной программы.
1) Пояснительная записка (цели, задачи, возможности учебного предмета).
3) Методические указания (критерии оценки).
Учебные программы могут быть Типовыми (на основе государственного стандарта, утверждаются министерством образования, носят рекомендательный характер; Рабочие учебные программы (+ национальный компонент, особенности учебного заведения); Авторские учебные программы (разрабатываются отдельным автором или коллективом авторов).
· внимание к современным достижениям науки, техники и культуры
· соответствие социальным целям воспитания учащихся
· развитие творческих способностей учащихся
· преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему;
· взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями.
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.) Главная | Обратная связь
Источник: lektsia.com
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
- эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
- информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
- планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- техническое обеспечение;
- программные инструменты;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- отображение образовательного процесса в информационной среде;
- компоненты на бумажных носителях;
- компоненты на CD и DVD.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:
- уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
- возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
- возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
- обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
- условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
- возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
- непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.
В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:
- Организационный этап:
- Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
- Планирование пополнения материально-технической базы.
- Планирование обучения коллектива школы.
- Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
- Разработка локальных актов.
- Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
- Этап формирования ЦОС:
- Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
- Формирование материально-технической базы.
- Обучение персонала.
- Формирование единого информационного пространства в школе.
- Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
- Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
- Аналитический этап:
- Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
- Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.
При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:
- Доктрина информационной безопасности РФ.
- Свободное программное обеспечение в госорганах.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
- Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации[3].
- Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)».
- Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 годы)».
- В соответствии со стандартом ГОСТ принят формат офисных документов ODF.
Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации
в соответствии с требованиями ФГОС
Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.
- ← Установка и настройка TeamViewer в Debian 9 «Scretch»
- Организация работы школьного сервера на базе Proxmox →
Источник: itsch.ru