Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритетные цели и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.
Понятие «программа» близко к понятию «проект», поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако первое понятие шире второго: проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.
Программы многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные – программы достижения крупных общенациональных целей, которые часто охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).
Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усиления ряда отраслей (например, развитие энергетики, строительного комплекса и т. д.).
Урок 7 Способы целеполагания и задачи проекта
Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В комплексной программе должны содержаться ответы на вопросы:
► какова главная цель программы;
► кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;
► какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;
► кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.
Общими чертами всех программ являются:
► их направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;
► наличие в программе системы показателей, которые носят не только количественный, но и качественный характер;
► объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей независимо от ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ;
► четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями;
► строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);
► гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и приближенная к исполнителям.
Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный подход к управлению. Суть его состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д., в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе вызывает цепную реакцию и, распространяясь по всей системе, увеличивает ее продуктивность.
Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока
Принятию программы предшествует предварительная работа, которая включает две стадии – подготовительную и предварительную. На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.
На предварительной стадии анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Очерчивается общественная потребность в программе; определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты мероприятий по достижению целей, необходимые ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты – целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется план работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.
После проведения этой предварительной работы поэтапно разрабатывается целевая программа. На первом этапе, как правило, осуществляется структуризация исходной цели, выстраивается «дерево целей» с оценкой важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами.
В целом проектирование и создание комплексных программ предполагает:
► определение цели; определение возможных альтернатив;
► выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;
► проектирование и создание системы управления и организации комплекса;
► создание механизма функционирования и управления комплексом.
Программно-целевое управление содержит стадии:
► познавательную, информационную, на которой изучается ситуация, выявляются проблемы, ресурсы и перспективы;
► целевую, когда формулируется главная цель, осуществляется ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;
► практически-стратегическую, на которой вырабатывается стратегия реализации цели, описываются мероприятия, средства и пути осуществления цели;
► организационную, когда создается система как совокупность организаций, необходимых для достижения цели, формируется орган управления системой организаций, участвующих в программе;
► реализационно-практическую, когда разрабатывается перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели; осуществляется программа системой соответствующих организаций;
► результирующую, на которой подводятся итоги.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания в системе государственного и муниципального управления
Организационный формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной цели.
Понятие программа близко к понятию проект. В программно-целевом управлении проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.
Социальное проектирование – это деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.
Социальное конструирование. Конструктивная деятельность – это поле творческого освоения социальной действительности (наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции).
Социальной инженерии стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из потребностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.
— Общегосударственные — это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).
— Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса).
— Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
— Научно-технические программы, содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение определенных целей (научные открытия, создание новых образцов техники, новых технологий и т. д.).
Стадии разработки программы (проекта):
1. подготовительный- осуществляется выбор проблемы, далее в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.
2. предварительный- анализируется состояние программы, изучается общественная потребность, определяются главная цель, устанавливаются ориентировочные сроки и ответственные исполнители, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.
В целом проектирование и создание комплексных программ предполагает:
— определение возможных альтернатив;
— выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;
— проектирование и создание системы управления и организации комплекса;
— создание механизма функционирования и управления комплексом.
Матрица идей- на основе просчета вариантов определяется наиболее эффективный путь реализации того или иного проекта в заданных условиях и составляется вариант решения. Данный метод применим при ограниченности возможностей .Здесь разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Вживание в роль- необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.
Метод аналогии- существует эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы.
Методы ассоциации- необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни.
Метод синектики- одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Национальные проекты в Приморском крае:
1. «Здоровье» (развитие первичной медико-санитарной помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, совершенствование медицинской помощи матерям и детям).
2. «Образование» (государственная поддержка талантливой молодежи; дополнительное вознаграждение за классное руководство; денежное поощрение лучших учителей; развитие дистанционного образования детей-инвалидов).
3. «Жилье» (увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан).
Федеральные целевые программы:
1. «ЖИЛИЩЕ» НА 2011 — 2015 ГОДЫ (цели: формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Задачи: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями)
2. РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 — 2015 ГОДЫ (цели: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачи: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг)
Краевые целевые программы:
1. «ДОРОГИ КРАЯ (2007 — 2017 ГОДЫ)» (цели: программы повышение благосостояния и комфортности проживания населения края; удовлетворение потребностей населения и экономики Приморского края в транспортной инфраструктуре; увеличение мобильности населения и стимулирование экономической активности; повышение безопасности и укрепление обороноспособности Российской Федерации).
2. «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ» НА 2011 — 2013 ГОДЫ (цели: Программы создание
Похожие материалы
- Муниципальная служба в системе местного самоуправления. Законодательные основы муниципальной службы в РФ и ПК
- Новая управленческая парадигма (основные идеи). Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)
- Основные научные школы и направления теории управления. Школа человеческих отношений школа поведенческих наук
Источник: vunivere.ru
Лекция 7 Комплексные целевые программы и проекты — организационная форма целеполагания
Комплексные программы и проекты как организационные формы целеполагания, позволяющие точнее определить иерархию целей, соотнести их с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты, сформировать организационный механизм процесса управления, в том числе контроля и коррекции целей. Соотношение между программой и проектом. Разновидности программ (общегосударственные, региональные, местные, функциональные и др.).
Общие черты всех программ, независимо от их содержания (наличие системы показателей, направленность на реализацию цели, получение конечного результата и т. п.). Мультипликационный подход в программировании как один из основополагающих в современной практике управления. Технологии разработки и реализации программ и проектов, выделение их этапов разработки и реализации. Сравнение альтернатив и выбор наилучшего результата.
Программно-целевой метод управления как наиболее распространенный во всем мире и определяющий среди других эффективность и рациональность управления, объединяющий различные функции управления: информационную, прогностическую, стратегическую и др., получающих в программном продукте организационное и финансовое обеспечение.
Лекция 8 Стратегическое целеполагание — ресурс антикризисного управления
Стратегическое целеполагание — содержательная сторона управления на концептуальной основе. Концепции и стратегии управления. Необходимость концентрации ресурсов на главных направлениях, распределения их с учетом перспектив развития, принятия приоритетных программ и проектов, которым предстоит определять «прорыв» в антикризисном управлении. Разновидности стратегий: стратегии выживания, ускоренного роста, переходного периода и др.
Процесс разработки и реализации стратегий, их этапы и технологии. Выдвижение стратегического управления на одно из ведущих мест — суть управленческой революции. Использование ресурсов стратегического целеполагания и управления — одна из актуальных задач России.
Лекция 9 Ценностное воздействие в социальном управлении
Духовная жизнь людей, состояние общественного и индивидуального сознания, интеллектуальной жизни — важнейший системообразующий компонент науки управления. Именно они определяют аналитические, информационные, концептуальные и стратегические основы управления, которые сегодня стали определяющими.
Возрастание роли таких регуляторов в общественной жизни, как культура, традиции, нормы морали, идеология, развитое мышление — закономерность современности и следствие повышения зрелости гражданского общества. Ценностно-нравственный аспект в целеполагании, его определяющая роль в достижении целостности социальной системы и эффективности политических подсистем управления. Кризис морали, идеологии, ценностей, духовности — причина и признак разложения сложной социальной системы, деградации субъектов управления, прежде всего политических (государства, политических партий и движений, отдельных лидеров).
Источник: studfile.net