Она разрабатывается по одному из направлений дополнительного образования и представляет собой комплекс методов и средств обучения, воспитания, развития, оздоровления учащихся, реализуемый на основании имеющихся у образовательного учреждения материальных, технических, кадровых ресурсов и в соответствии с социальным заказом.
Общая классификация
Разрабатывая дополнительную образовательную программу, педагог должен ясно и четко определиться с ее видом, который определяет основные критерии программы.
В настоящее время классификация программ дополнительного образования составлена по ряду оснований:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
- В зависимости от типа программы:
- Типовые (примерные) образовательные программы
- Модифицированные (адаптированные) образовательные программы
- Экспериментальные образовательные программы
- Авторские образовательные программы
- В зависимости от уровня усвоения — общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования.
- В зависимости от целей обучения:
- Специализированная образовательная программа
- Профессионально-ориентированная образовательная программа
- Познавательная программа (репродуктивные, продуктивные, поисковые и творческие)
- Программа социальной адаптации
- Программы, направленные на развитие конкретных творческих способностей и одаренностей.
- В зависимости от формы содержания и процесса образовательной деятельности:
- Комплексная образовательная программа
- Интегрированная образовательная программа
- Модульная образовательная программа
- Сквозная образовательная программа
Характеристика программ дополнительного образования
Примерная (или типовая) образовательная программа дополнительного образования – рекомендуется к применению государственными органами управления образования в качестве примерной программы по конкретному образовательному направлению.
Комплексные программы обследования для детей
«Классификация программ дополнительного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Примерные образовательные программы утверждаются Министерством образования РФ, каждая имеет сертификат соответствия. Данная программа содержит необходимый базовый минимум, который должны усвоить учащиеся и на который опирается педагог при построении образовательного процесса.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, имеющая своей основой типовую программу, измененная (доработанная) педагогом в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.
Модифицированная программа учитывает возрастные особенности учащихся, возможности образовательного учреждения. Направлена на получение конкретных образовательных результатов, которые могут быть представлены в виде отчетного концерта, выставки, конференции и т.д.
Комплексные программы
Экспериментальные образовательные программы – разрабатывают педагогом для решения конкретной практической цели обучения, которая связана с преодолением определенных сложностей воспитательно-образовательного процесса. То есть, экспериментальная программа представляет собой методическое решение конкретной образовательной проблемы.
Авторская образовательная программа – это программа, создаваемая педагогом или коллективом авторов, на основании собственного подхода к образовательному процессу, имеет актуальность, оригинальность и новизну.
Для того, чтобы программа была признана авторской, она должна содержать определенную новизну в сфере образования, отличающую ее от всех иных образовательных программ, которые были разработаны и апробированы ранее по данному образовательному направлению.
Авторские программы обязательно проходят проверку, по итогу которой выдается сертификат (свидетельство), которое подтверждает, что программа действительно является авторской, и ее разработка принадлежит конкретному автору.
Представленные образовательные программы дополнительного образования являются наиболее востребованными и чаще всего используемыми в системе дополнительного образования. Применение определенной программы зависит от уровня подготовки педагога, поставленных им образовательных целей и задач.
Комплексные программы дополнительного образования – это совокупность определенных направлений, видов и областей деятельности, которые представлены как одно целое.
К комплексным программам дополнительного образования относятся:
- Программы, используемые в профильных школах или группах развития детей дошкольного возраста (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.д.).
- Программы, разрабатываемые специально для детских объединений, имеющих разностороннюю подготовку к определенной специальности или профессии (Дома детского творчества, музыкальные студии и т.д.).
- Программа, разрабатываемые для творческих групп педагогов, которые объединены общими задачами, концепциями, подходами к обучению и желаемыми результатам педагогического процесса.
Интегрированные программы дополнительного образования – это объединение различных образовательных областей и сфер в общую образовательную систему. Объединяя несколько областей получается единое основание образовательной системы дополнительного образования, позволяющее решать задачи комплексно, на основании взаимосвязи и взаимообусловленности. К данным программам относят дополнительные образовательные программы, которые взаимосвязаны с различными общеобразовательными дисциплинами и курсами.
Модульные образовательные программы – представлены самостоятельными и целостными блоками, которые составляют общую карту-схему модулей, в зависимости от цели образовательной деятельности.
Сквозные образовательные программы – разрабатываются и используются в том случае, когда необходимо реализовать общую образовательную цель через комплекс программ.
Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.
Источник: spravochnick.ru
Какая программа является комплексной?
В чем разница между парциальными и комплексными программами?
Парциальные (специализированные, локальные) программы — включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Какие программы есть в доу?
>> Комплексные программы
- Детский сад по системе Монтессори …
- Программа «Истоки» …
- Программа «Золотой ключик» …
- Программа «Детский сад — дом радости» …
- Программа «Тропинки» …
- Программа «Теремок» …
- Программа «Ступеньки к школе» …
- Программа «Мозаика»
Какие программы относятся к парциальным?
К популярным парциальным программам, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:
- «МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» (В. …
- ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» (Н. …
- ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. …
- ПРОГРАММА «ПАУТИНКА» (Ж. …
- ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» (Е.В.
Что такое комплексные программы дошкольного образования?
Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7-ми лет. В основу программы вложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году жизни. Программа обеспечивает качественную подготовку к школе.
Какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха?
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Кто является автором программы наследие?
Соловьева, Царенко: Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре
Какие программы входят в перечень комплексных программ?
Комплексные программы дошкольного образования
- Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях.
- ПРОГРАММА «РАДУГА»
- МЕТОДИКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
- МЕТОДИКА Е. Е. ШУЛЕШКО
- ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ Н. КРЫЛОВОЙ
- «СИНТЕЗ. ГАРМОНИЯ»
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Что такое вариативная программа в доу?
Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.
Что относится к основным образовательным программам?
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации в общеобразовательных организациях осваиваются три основные образовательные программы:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего общего образования.
Какой группе программ дошкольных учреждений относится программа паутинка?
Парциальные основные программы дошкольного образования «Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников.
Что такое парциальные программы дошкольного образования?
Парциальная программа — это дополнение к основному образованию ребенка в детском саду или дошкольной группе. Парциальные программы являются частью дошкольного образования и отвечают за становление личности ребенка.
Что такое целевые ориентиры в дошкольном образовании?
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Кто автор программы детство?
Иосифовне Логиновой
Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года.
Кто является автором парциальной программы по экологическому воспитанию дошкольников?
Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).
Что такое комплексная образовательная программа?
Комплексная образовательная программа — это целостная образовательная система, опирающаяся в своей жизнедеятельности на принципы: гуманизации (утверждение ценности общекультурного наследия человечества, внимание к ценностям различных видов искусства); дифференциации (выявление и развитие у обучающихс склонностей и …
Сколько различают основных видов образовательной программы по фгос?
1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
Что такое вариативная часть в детском саду?
Вариативная часть образовательной программы — это часть каждого раздела программы (целевого, содержательного и организационного). Обе части являются взаимодополняющими. Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.
Источник: toptitle.ru
Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор
Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.
В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.
Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.
Какими бывают основные программы дошкольного образования?
Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
Комплексные основные программы дошкольного образования
«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.
«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.
«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Парциальные основные программы дошкольного образования
«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.
«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.
«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.
«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.
Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.
Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.
К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.
Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.
Автор — педагог-психолог Анна Макарова.
Источник: deti-club.ru