Рабочая программа художественно-эстетического развития (овладение музыкальной деятельностью)
Цели и задачи реализации Программы художественно-эстетического развития.
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристика социокультурной среды
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Материально-техническое обеспечение Программы
Примерное комплексно – тематическое планирование
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействия с семьями.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Задачи работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Формы организации детей
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Урок: Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Сложение и вычитание комплексных чисел.
Рабочая программа музыкального художественно-эстетического развития разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкиной и Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ “Детский сад №40 — ЦРР” г. Тобольска (далее ООП ДО МАДОУ “Детский сад №40 — ЦРР” г. Тобольска).
Цель Программы — формирование общей культуры, развитие, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
— охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного музыкального развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности музыкальных целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
— создание благоприятных условий музыкального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение музыкального обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования.
Комплексные программы обследования детей
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского музыкального развития;
— построение музыкальной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— поддержка инициативы детей в различных музыкальных видах деятельности;
— сотрудничество организации с семьей;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных музыкальных видах деятельности;
— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
— деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
— индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
— личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
— cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.1.3. Характеристика социокультурной среды
Расположение образовательной организации в 10 микрорайоне в непосредственной близостью с музыкальным училищем искусств, музыкальной школы сказываются на содержании комплексно-тематического планирования.
МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольска
— по адресу: 10 мкрн. №28
— Проведение совместных мероприятий.
-Участие в конкурсах, выставках, детских праздничных концертах.
МАУДО «Детская школа искусств имени А.А.Алябьева» г.Тобольска
-совместная концертная деятельность
1.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.
Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
1.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для эффективной организации образовательного процесса используются:
1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. — технологии:
Голубева Н.В. Серебряный колокольчик.
Железновы С Е. Пять поросят. Рельсы – рельсы. 10 мышек
Логоритмические игры и упражнения:
Каркушина М.Ю. «Занятия по логоритмике»
Формы организации детей:
Формы организации детей
Источник: tmndetsady.ru
Основная образовательная программа МДОУ
1.1.4. Значимые для разработки и реализации ООП характеристики
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» расположено в центральной части города Надыма, в микрорайоне 7-и, 5-и этажных домов на берегу озера Янтарное (район городского парка), что даёт возможность для организации поликультурного воспитания детей.Социокультурное пространство образовательного учреждения доступно и разнообразно. В рамках расширения образовательного пространства воспитанников организовано сотрудничество МДОУ с учреждениями социальной сферы: Домом Культуры «Прометей», Музеем истории и археологии, Домом природы, Детской библиотекой, МОУ «СОШ № 5», МОУ «Гуманитарная гимназия г. Надыма».
В ДОУ образовательный процесс реализуется в группах общеразвивающей направленности в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
Сведения о воспитанниках
В ДОУ зачислены 245 детей от 1,5 до 7 лет. Общее количество групп – 12, из них:
— первые младшие группы для воспитанников от 1,5 до 3-х лет -2;
— вторые младшие группы для воспитанников от 3-х до 4-х лет – 4;
— средние группы для воспитанников от 4-х до 5-и лет — 3;
— старшие группы для воспитанников от 5-и до 6-и лет – 2;
— подготовительная к школе группа для воспитанников от 6-и до 7-и лет– 1.
Кадровый потенциал педагогов ДОУ
Учреждение укомплектовано кадрами на 100%. Реализацию ООП осуществляют 33 педагога: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, 4 учителя-логопеда, 2 педагога дополнительного образования, 23 воспитателя.
Таблица 1
Характеристика кадрового состава педагогов ДОУ
Критерии Количество педагогов
1. По образованию высшее профессиональное педагогическое образование 22
среднее профессиональное педагогическое образование 7
2 .По аттестации
высшая квалификационная категория 2
первая квалификационная категория 11
Педагогические и административные работники ДОУ награждены:
— Почетный знак «Почетный работник общего образования» — 2 человека;
— Почетная грамота Министерства образования РФ — 4 педагога.
Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации, а также повышают свой профессиональный уровень через методическую работу ДОУ и самообразование.
Социальный статус родителей воспитанников
Социальными заказчиками деятельности ДОУ являются, в первую очередь, родители воспитанников. Поэтому коллективом ДОУ создана доброжелательная, психологически комфортная атмосфера, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Таблица 2
Особенности семей воспитанников
Категории семей Общее количество воспитанников — 245
Особенности семьи полные семьи 180
опекуны —
многодетные 52
Образование высшее 230
среднее —
с/спец. 45
Социальный состав интеллигенция 65
рабочие 32
служащие 125
домохозяйки 8
предприниматели 5
Материальные условия ДОУ
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует требованиям ФГОС ДО — все базисные компоненты развивающей предметной средывключают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для реализации ООП в ДОУ созданы необходимые условия, обеспечивающие развитие физической активности, формирования художественно-эстетического, интеллектуального развития и развития гражданской позиции дошкольников:
• 12 групповых комнат;
• Кабинет педагога-психолога для профилактических и коррекционных занятий;
• 2 логопедических кабинета для коррекционных занятий;
• Музыкальный зал;
• Спортивный зал;
• Творческая мастерская;
• Центр интеллектуального развития «УникУм»;
• Зимний сад;
• Медицинский блок (кабинет приёма, процедурный кабинет, изолятор);
• 12 прогулочных участков.
• Спортивная площадка.
Для проведения диагностико-коррекционной работы с воспитанниками, нуждающимися в коррекционной помощи имеется два логопедических кабинета и кабинет-педагога-психолога.
Источник: ped-kopilka.ru
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: добавить немного любви
15 декабря в Общественной палате РФ состоялось общественное обсуждение единой программы образования детей дошкольного возраста, разработанной Министерством просвещения Российской Федерации. Организатор – Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Представила проект Федеральной образовательной программы дошкольного образования заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Наталья Костюк. Наталья Юрьевна рассказала, что в адрес рабочей группы было направлено более 200 замечаний и предложений.
Все конструктивные предложения были максимально включены. «Если замечание не учтено – у него не было аргументов или исследований. Как любой документ, он проживет правоприменительную практику. Если будут коллизии, то внесение изменений возможно», – сказала она.
Представитель Министерства просвещения подтвердила, что с 1 января будущего года программа должна быть утверждена, но комплексно заработает с началом учебного года в сентябре 2023. И призвала профессиональное сообщество дать документу «пожить и поработать».
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Лариса Тутова в своем выступлении подчеркнула, что стержнем программы являются духовно-нравственные ценности российского народа. Она напомнила о недавнем обсуждении инициативы о запрете иностранных слов и отметила, что в Конституции ни одного иностранного слова нет. «Конституция вся состоит из наших русских слов, этому мы и должны учить детей с дошкольного возраста», – сказала Тутова.
Также она предложила Минпросвещения снять тревогу у педагогов в связи с принятием новых федеральных норм и дать им дорожную карту поэтапного введения ФООП и время, чтобы детские сады смогли сами разработать программы, как это было восемь лет назад после введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования, а также временно освободить образовательные организации от проверок Рособрнадзора. Тутова напомнила, что по нормам ФООП дошкольные организации должны использовать минимум 60% от общего объема программы, а еще 40% могут сформировать сами.
Постепенно к дискуссии подключились педагоги, ученые, общественные деятели и просто неравнодушные люди. Директор НПЦЭО Анатолий Вифлиемский обратил внимание на вопрос легитимности Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Он отметил, что пока не будут получены ответы на вопросы, в чем новизна федеральной программы и чем она отличается от тех, что размещены в навигаторе программ дошкольного образования, а также не проведен сравнительный анализ базовых результатов освоения данных программ, принятие федеральной образовательной программы преждевременно. Заместитель начальника департамента дошкольного образования Грозного Бирлант Садуева выразила признательность авторам программы, на плечи которых легла ответственность разработать такой сложный документ в столь короткие сроки.
Подчеркнула соответствие федеральной образовательной программы Указу Президента Владимира Путина о воспитании гармонично-развитой, социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. И выразила надежду, что в ближайшем будущем программа будет подкреплена учебно-методическими комплексами.
Также представитель департамента обратила внимание на то, что в разделе кадровое обеспечение реализации ФООП сказано, что квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в едином квалификационном справочнике должностей, при этом вступившие в силу профстандарты в программе не указаны. Доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцев, отметил, что мы всегда немножко находимся в ситуации «неуважения», к тому, что было создано до нас.
А создано слишком много, чтобы все это учесть. Он поддержал позицию Вифлиемского и выделил ключевой вопрос: как соотносятся стандарт, федеральная программа и авторские программы, и как это все можно представить себе в рамках деятельности дошкольной организации? В чем все-таки программа не дублирует стандарт?
Профессор МГПУ и МГППУ отметил, что в большинстве комплексных программ, все основные позиции, которые сформированы в единой программе, выдержаны. Но обратил внимание на то, что во всех этих программах позиция относительно преемственности, задана по-разному, и согласился, что здесь можно выработать общий язык.
Кудрявцев призвал произвести вначале инвентаризацию того, что сделано, и того, что мы собираемся сделать. А главное, каков в этом смысл? «Пока я вижу двойной стандарт, а сама такая программа (как особый жанр) избыточна», – заявил Кудрявцев.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отметил, что, по его мнению, не хватает методологического понимания построения программы. «А без этого и педагогу очень сложно понимать, что он делает и, наверное, очень сложно привлечь и родителей к тому, чтобы они прочли этот текст и для себя увидели те имена, те принципы, и то направление, куда мы движемся. Поэтому такой раздел все-таки необходим.
И мы готовы включиться в его разработку», – сказал Веракса. Модератор дискуссии, председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко, во время общественного обсуждения отстаивала позиции родителей, в том числе в части санитарно-эпидемиологических правил и объема содержания программы. «Я бы не хотела, чтобы моему ребенку выдавали такой объем работы, потому что дети развиваются по-разному, цель дошкольной организации – сформировать навыки, умения.
Так себе установка, что это зависит от объема содержания…», – сказала Кравченко. Генеральный директор и главный редактор издательства «Творческий центр Сфера», кандидат педагогических наук, член корреспондент академии непрерывного педагогического образования Татьяна Цветкова в своем выступлении отметила, что поддерживает единую программу, и внесла ряд конкретных предложений.
Главное, на что обратила внимание Цветкова – духовно-нравственное воспитание. «Если обратиться к традиционной педагогической науке, которую мы сегодня называем советской, то нравственное воспитание – это воспитание нрава человека. Что такое нрав – это совокупность черт характера человека.
Поэтому главная цель нравственного воспитания – это формирование положительных черт характера и избавление его от отрицательных. Сегодня эти черты характера четко сформулированы, классифицированы, их 48, назову главные их них: настойчивость, мудрость, активность, доверие, совестливость, приветливость, желание помочь и так далее.
Предлагаю конкретизировать данные понятия в программе воспитания и в федеральной программе образования. Здорово, что появилась программа воспитания, другое дело, что ее нужно доводить до ума. Традиционно целью духовного воспитания считалось воспитание воли человека, формирование его мировоззрения и ценностей.
В программе названы разные ценности, они определены в соответствии с законом, но я хотела бы конкретизировать и предложить внести в программу ценности нужные нашему дошкольному образованию. Это способность любить, этого нет в нашей программе, а мы должны выпустить ребенка в школу любящим, а также здоровым, умным, и ответственным в соответствии с направлениями развития ребенка.
Это цель дошкольного образования. Необходимо добавить такую ценность как мудрость, которую мы называем в программе познание, но ради чего познание – ради обретения мудрости человеческой. А также трудолюбие. Да, в программе есть, воспитание уважения к труду, но уважение к труду можно воспитать, только развивая трудолюбие в ребенке. Это ответственность и самоутверждение.
Этих слов нет в федеральной программе, а они очень нужны современному миру людей. Духовное воспитание – это воспитание волевых качеств и ответственности. Именно в этой зоне духовного воспитания находится и патриотическое воспитание. Если человек отвечает за себя, за свою семью, за свой город, за свою страну – тогда он и становится патриотом…», – сказала Татьяна Цветкова.
Руководитель издательства выразила готовность сотрудничать с разработчиками программы. Издательство «Творческий центр Сфера» будет следить за дальнейшими изменениями и новостями по внедрению и реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Оставайтесь с нами.
Рассказать друзьям:
Контактная информация
Москва, Лазоревый пр-д, д.3
(м. Ботанический сад)
Москва, 129323
Отдел продаж +7(495) 656-75-05 +7(495) 181-21-58
Издательский отдел +7(495) 656-73-00 +7(499) 181-09-23
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Спасибо!
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
Источник: tc-sfera.ru
Расписание занятий
Введите № группы, Ф.И.О. преподавателя или № аудитории
Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-58312 от 05 июня 2014 года.
Учредитель: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Адрес: 308015, Белгородская область, г. Белгород, ул. Победы, 85. Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте белгу.рф, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала с обязательной прямой гиперссылкой на страницу,с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал белгу.рф, до или после цитируемого блока.
Источник: bsuedu.ru