Все современные программы обучения и воспитания дошкольников можно разделить на комплексные и специализированные.
В комплексной программе представлены все основные направления развития ребенка: «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие», «Радуга», «Детство», «Пралеска», «Истоки», «Золотой ключик» и др.
Специализированная программа охватывает одно или несколько направлений развития ребенка: «Наследие», «Старт», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста», программа «Театр – творчество — дети» и др.
Целостность педагогического процесса в ДУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порциальных программ.
В РБ в 90-е годы 20 века началась активная работа по созданию национальных программ воспитания и обучения детей в детском саду. В 1995 году авторским коллективом под руководством Е.А.Панько и А.И.Васильевой была издана программа «Пралеска», которая успешно внедряется в практику многих ДУ Республики Беларусь.
!Использование комплексных и парциальных программ при разработке программы дошкольного образования
В 1999 году коллектив авторов подготовил переработанное и дополненное издание программы «Пралеска» с методическими рекомендациями. В основу программы положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека: она направлена на охрану детства, обогащение, амплификацию развития, предполагающую максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются прежде всего, в специфически детских видах деятельности.
Программа основывается на следующих принципах:
- Гуманизации;
- Гармонии трех начал : физического, духовного, интеллектуального;
- Природосообразности и индивидуализации;
- Оздоровительной направленности воспитания;
- Тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании;
- Развития психики в деятельности;
- Тесного взаимодействия воспитания в семье и в ДУ.
Работая над «Пралеской» как базисной программой, авторы исходили из Конвенции «О правах ребенка» (1989), согласно которой «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных, физических способностей ребенка в их самом полном объеме…» (статья 29).
Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду
Необходимым условием реализации программы воспитания и обучения в детском саду является гуманизация всего воспитательного процесса.
Гуманистические идеи содержались в народной педагогике, которая проповедовала заботу и внимание к беременным женщинам, выступала за воспитание трудолюбивых, умных высоконравственных людей. Основным воспитателем ребенка считалась мать.
Гуманизм – культурное движение, возникшее в Италии, затем распространенное в Германии и Голландии был идеологией образованных людей, которые выступали против закрепощения и унижения личности (Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Бокаччо (1313-1375), Эразм Роттердамский (1469-1536), Томас Мор (1478-1535).
Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования
Идеей гуманизма проникнуты труды Я.А.Коменского (1592-1670), который говорил, что воспитание ребенка до 6 лет должно проходить в «материнской школе, которая ближе ребенку, чем любое общественное учреждение».
Большой вклад в развитие гуманной педагогики внесли выдающиеся ученые-практики 20 века А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.
Реализация гуманистического подхода в воспитании и обучении детей предполагает:
- Оптимальное развитие личности ребенка;
- Обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
- Развитие умственных и художественных способностей;
- Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
- Развитие самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира;
- Формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. Гуманизм предполагает самостоятельность воспитателя в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, общение с ребенком через признание и принятие его личности, уважение его достоинств.
Таким образом, гуманизм в детском саду – это:
- Психологическое просвещение педагогов, детей и родителей;
- Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
- Организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми;
- Помощь детям в адаптации к детскому саду;
- Налаживание взаимоотношений детей со сверстниками;
- Проведение обследования детей и работа по коррекции отклонений в их развитии; обеспечение оптимального уровня подготовки детей к обучению в школе;
- Обеспечение развивающих занятий с дошкольниками с учетом их индивидуальных возможностей;
- Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Исходя из идей гуманизма, ученые пришли к выводу, что обучение дошкольников необходимо проводить преимущественно в форме игр, непосредственных наблюдений, развивающих экспериментов, а не только в форме занятий.
Источник: studfile.net
Презентация «Комплексные и парциальные программы в ДО»
1 От рождения до школы. Авторский коллектив: Редакторы программы : Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева, Авторский коллектив программы :А. В. Антонова, Н. А. Арапова- Пискарева, М. М. Борисова, Н. Ф. Губанова, Н. С. Денисенко, Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, Е. С. Евдокимова, М. Б. Зацепина, Г. М. Лямина, В. И. Петрова, С. Н. Пидручная, О. А. Соломенникова, Т. Д. Стульник, Э. Я. Степаненкова, С. Н. Теплюк.
Ведущая деятельность — общение
Общие показатели развития
Ведущая деятельность — предметная
Речь и речевое общение
Ориентировка в свойствах предметов
Первоначальная культура мышления
Познание окружающего мира
Базисные характеристики личности
Учебно-методическое обеспечение программы «Истоки»
Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М.
А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.
Принципы программы «Одаренный ребенок» :
непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение
одного ребенка с другим;
бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям,
особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
защита интересов ребенка;
индивидуальный путь развития ребенка;
учет специфики возрастного и индивидуального развития;
принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
принцип построения развивающей работы на основе диагностики
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Анализ рабочей программы Рабочие программы в ДОУ разработаны: — на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до.
Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.
Конспект конкурсной программы по ПДД Звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля» дети входят в зал их встречает Светофор:- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, я светофор,.
Краткая презентация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями.
Краткая презентация рабочей программы 1. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре.
I раздел рабочей программы (продолжение) 1.3. Возрастные особенности детей 3 — 4 лет. В этот возрастной период наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения,.
Проект Парциальной образовательной программы СОДЕРЖАНИЕ № Раздел Стр. I. Целевой раздел Пояснительная записка 4 1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 4 1.2. Цель.
Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.
Источник: www.maam.ru
Комплексные программы дошкольного образования
Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Раннее детство (2 стадии)
младенческий возраст (от рождения до 1 года)
ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Дошкольное детство (2 стадии)
младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа.
Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
— Развитие речи как средства взаимодействия детей со взрослыми, диалогическое общение со сверстниками,
— Расширение активного словаря, правильного понимания и употребления слов,
— Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи детей,
— Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е.Вераксы) по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Используется интегративный подход при организации образовательного процесса. В разделах по дошкольным группам для каждого возраста даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности («организованная образовательная деятельность»); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.
Программа «Радуга»
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Необыкновенно красочная, яркая, иллюстрированная программа.
В основу реализации Программы положен деятельностный подход к развитию ребенка. В соответствии с ним авторы выделяют три типа мотивации детской деятельности (игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личностной заинтересованности), они учитываются при работе над каждым разделом программы. Особенностью Программы является внимание к формированию положительной эмоциональной атмосферы в группе детей.
Цели:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» представляет собой пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.
В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.
В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.
В структуре программы «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».
В программе дается психологическая характеристика детей каждой возрастной группы, в том числе характеризуется речевое развитие, указывается количество слов, которые должны иметь дети в своем лексиконе. Дети разных возрастов метко названы образной фразой, характеризующей их психологические особенности. «Я сам» — дети 3-4 лет, «Любознательные почемучки» — дети 4-5 лет, «Уже большие» — дети 5-6 лет, «Мечтатели, помощники, будущие ученики» — дети 6-7 лет.
Использование на практике всех программ «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку, внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.
В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, под редакцией Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлова, Л. М. Гурович.
Программы составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка, поэтому результаты педагогической деятельности по каждому разделу работы («Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни») можно оценивать через формирование перспективных психологических новообразований. Программы представляет собой целостную педагогическую систему развития ребенка в процессе освоения основных видов детской деятельности (природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственной и физической). Однако полный объем содержания работы по музыкальному и физическому воспитанию детей в нее не включается, т. к. в детском саду предполагается наличие музыкального руководителя и физкультурного работника, которые реализуют соответствующие направлениям их деятельности парциальные программы.
Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоционально-личностному развитию.
Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.
Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей каждой возрастной группы.
В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.
6. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.
Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
• пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
• воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
• развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
• формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
В части II – «Средний возраст» – задачи воспитания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показывает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и развития детей средней возрастной группы:
1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представление об окружающем.
3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.
4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
В части III – «Старший возраст» – основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов интеллектуальных способностей.
5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru